Понятие «спортивно-техническое мастерство» рассматривают в двух аспектах. Прежде всего, это техника физического упражнения, посредством которого ведется спортивная борьба, т.е. способ выполнения спортивного двигательного действия, количество этих действий и их разнообразие. Для описания и оценки этой стороны спортивной техники вводятся такие показатели, как объем и рациональность спортивной техники. Под «объемом техники» понимается количество физических упражнений, которые составляют основу данного вида спорта[6].
Для овладения спортивно-техническим мастерством в спортивной тренировке по направленности и характеру воздействия применяемых средств выделяют общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). Под общей физической подготовкой понимают тренировочный процесс, направленный на всестороннее развитие физических качеств человекаОсновными средствами ОФП являются упражнения «своего» вида спорта, а также широкий круг общеразвивающих упражнений и упражнений из других видов спорта [8].
Закономерность специализации физической подготовки спортсмена заключается в том, что в процессе многолетней подготовки спортсмена соотношение средств общей и специальной физической подготовки постепенно меняется в пользу последней. В данном случае происходит все большая стереотипизация двигательных действий, их закрепление в виде устойчивых связей, начинающих воспроизводиться автоматизировано. Под автоматизацией двигательных действий понимается способность спортсмена выполнять их, не прибегая к контролю действий сознанием[5].
Но, как считают С.М. Ашкинази и С.С. Прокопчук, выработанные в процессе многолетних тренировок «вторичные автоматизмы» спортсмена начинают отрицательно влиять на овладение двигательными навыками в другом виде спорта, особенно у кандидатов и мастеров спорта[1]. Данный факт говорит о том, что необходимо учитывать особенности освоения практической программы по спортивно-практическим дисциплинам в физкультурных вузах в зависимости от спортивной специализации и квалификации спортсмена.
С другой стороны, двигательная деятельность в любом виде спорта характеризуется большой вариативностью. Значительная часть моторных актов новой структуры благодаря высокой пластичности ЦНС осуществляется путем экстраполяции. Она обеспечивает так называемый перенос навыков и возможность «с места» осуществлять новые движения.
Экстраполяцией является способность нервной системы на основании имеющегося опыта адекватно решать вновь возникающие двигательные задачи. Увеличение запаса освоенных движений содействует значительному повышению возможностей человека без специального обучения правильно решать новые двигательные задачи, близкие к ранее решённым.При однообразном выполнении двигательных актов возможности к экстраполяции суживаются, при разнообразии же их – расширяются. Но эффект экстраполяции необходимо учитывать при подборе комплекса подготовительных упражнений. Этот комплекс должен включать только такие упражнения, которые могут оказать положительное влияние на освоение основного упражнения.Развитие у спортсмена способности к экстраполяции позволяет ему лучше бороться с действием сбивающих факторов и в случае невозможности осуществить движение или какую-либо его фазу по ранее заученной программе создавать новую внешнюю или внутреннюю структуру деятельности мышц, адекватную решаемой двигательной задаче[7].
Большие возможности для развития способности к экстраполяции предоставляет такой вид спорта как гимнастика, поскольку гимнастические упражнения многоструктурны и многофункциональны. Эти свойства открывают широкие возможности для подбора упражнений и совершенствования способов их применения в различных целях[4].
Гимнастика как спортивно-педагогическая дисциплина в физкультурном вузе имеет свои специфические средства и методы воздействия на занимающихся.При обучении спортивной технике в различных видах спорта используются гимнастические упражнения. Постепенное овладение этими упражнениями позволяет повысить эффективность обучения, сократить сроки освоения техники [3].
Одним из важных факторов применения средств гимнастики для совершенствования спортивно-технического мастерства являетсяпоиск наиболее эффективных и адекватных гимнастических упражнений для осуществления явления переноса между двигательными навыками, которыми обладают представители различных специализаций и вновь формируемыми навыками.
Арсенал гимнастических упражнений очень разнообразен. Их принято классифицировать в соответствии с педагогическими задачами, которые решаются с помощью упражнений: строевые упражнения; ОРУ; вольные; прикладные; прыжки; упражнения на снарядах; акробатические; упражнения художественной гимнастики [2].
Результаты исследования и их обсуждение.Нами разработана модель применения гимнастических упражнений наиболее эффективных и адекватных двигательным навыкам представителей различных спортивных специализаций Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма (Таблица).
Таблица
Модель применения гимнастических упражнений в тренировочном процессе в различных видах спорта
Виды спорта |
Гимнастические упражнения |
|||||||
Строевые |
ОРУ |
Вольные |
Пприкладные |
Ппрыжки |
Упр. на снарядах |
Акробати-ческие |
Упр. худ. гим-ки |
|
|
СУ* |
ОУ |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
|
|
|
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
ВУ |
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
УХГ |
|
С |
О |
ВУ |
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
УХГ |
|
С |
О |
ВУ |
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
УХГ |
|
С |
О |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
|
ПУ |
|
УС |
|
|
|
С |
О |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
|
С |
О |
|
ПУ |
ПР |
УС |
АУ |
|
* условные обозначения приведены в тексте статьи
Строевые упражнения (СУ) являются средством воспитания у занимающихся дисциплинированности, организованности, формирования правильной и красивой осанки, походки, навыков коллективных действий, развития чувства ритма и темпа движений, способности соразмерять их по времени и в пространстве.
ОРУ (ОУ) количество общеразвивающих упражнений огромно: в парах, с отягощением, на гимнастической стенке,упражнения без предмета, упражнения на гимнастической скамейке, с палками, набивными мячами и др. Двигательная структура их разнообразна. Любое из упражнений многофункционально и располагает возможностями избирательного и регламентированного воздействия на функции разных органов и систем организма, двигательные и психические способности и др. Аналитический характер многих из этих упражнений удобно использовать для целенаправленного воздействия на отдельные группы мышц, сердечно-сосудистую, дыхательную, сенсорные системы, психические и личностные свойства занимающихся.
Прикладные упражнения (ПУ) входят ходьба и бег, упражнения в равновесии, лазание иперелезание, упражнения в метании и ловле, поднимании и переноске груза, переползании, преодолении препятствий и простые прыжки.
Прыжки (ПР) к ним относятся прыжки на месте, в высоту, в длину, в глубину, с гимнастического мостика, через скакалку. Каждый из них может состоять из разбега, толчка одной или обеими ногами, полета и приземления.
Вольные упражнения (ВУ) быть индивидуальными или групповыми.Совершенствование навыков выполнения вольных упражнений содействует формированию правильной осанки, пополняет волевой, эмоциональный и главным образом двигательный опыт. Благодаря занятиям этими упражнениями развивают пластичность и выразительность движений всех звеньев тела. Групповые вольные упражнения, кроме того, содействуют воспитанию общительности, чувства товарищества, ответственности за свои действия, взаимопомощи, формированию сплоченности коллектива.
Упражнения на снарядах (УС) характерны необычностью условийопоры и особенными телодвижениями.Упражнения на снарядахочень многообразны по форме, по степени сложности, по характерувоздействия на организм. Как правило, они оказывают значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат, и, следовательно,занятия на снарядах приводят к существенному развитию мускулатуры, особенно рук, плечевого пояса, так как многие элементы выполняются в упоре и висе на руках.
Акробатические упражнения (АУ) являются эффективным средством разностороннего воздействия на занимающихся. В процессе занятий акробатикой развиваются координация движений, мышечная сила, быстрота двигательных действий, гибкость, выносливость к мышечной работе, устойчивость функций вестибулярного анализатора к воздействию ускорений, статическое и динамическое равновесие, свойства внимания, память на движения, эмоциональная устойчивость, решительность и смелость, воспитываются личностные свойства: сознательное и активное отношение к занятиям, чувство товарищества, коллективизма, уверенность в своих силах и др.
Упражнения художественной гимнастики (УХГ) составлены с учетом анатомо-физиологических особенностей организма, склонности к мягким, плавным, выразительным движениям.
Таким образом, для совершенствования двигательных навыков спортсменов в скоростно-силовых видах спорта рекомендуются:
1. Упражнения с легкими отягощениями. Используются гантели,набивные мячи, амортизаторы. При выполнении упражнений сериями скорость движений не должна снижаться. Предназначены дляметателей, футболистов и др.
2. Прыжки неопорные (простые) и опорные. Полезны для баскетболистов, теннисистов, волейболистов, легкоатлетов. Разновидности прыжков:
а) прыжки на двух «на одной, на месте, с продвижениями вперед, в стороны, назад; прыжки с маховыми движениями руками, споворотами, в полуприседе и приседе; особенно ценны прыжки изприседа на максимальную высоту, а также темповые подскоки сгибая ноги вперед;
б) прыжки в высоту на препятствие («конь», «козел») с последующими разнообразными соскоками;
в) соединения прыжков и упражнений (например, с разбега илис места наскок в упор присев на «коне» или «козле»); соскок в полуприсед, длинный кувырок и прыжок с поворотом на 360° [3].
Двигательная деятельность спортсменов, нуждающихся в развитии выносливости, характеризуется многократным повторением циклических действий. Для спортсменов этой группы целесообразны общеразвивающие упражнения на силу, гибкость, выносливость; полезно также лазанье (особенно для специализирующихся на гребле, автомотоспорте и лыжах). Отдельные упражнения и комплексы следует выполнять до относительно полного утомления.
Для фигуристов, прыгунов в воду, слаломистов и других весьма полезны акробатические прыжки (на дорожке, с трамплина, на батуте).Они оказывают положительный эффект на функцию вестибулярного аппарата, особенно в безопорных положениях, поэтому здесь можно рекомендовать: перекаты, кувырки, перевороты, сальто и простейшие соединения из них. Фигуристам (парное катание) целесообразно использовать также акробатические поддержки.Следует отметить, что акробатические прыжки полезны всем спортсменам для воспитания смелости и умения управлять движениями своего тела в пространстве.Упражнения подобного типа особенно полезны футболистам, баскетболистам, волейболистам, хоккеистам, борцам, теннисистам, прыгунам в воду, парашютистам.
Всем спортсменам необходима хорошо развитая гибкость. При выполнении заданий на развитие гибкости, прежде всего, необходимо соблюдать правило постепенного увеличения амплитуды движений. При подборе упражнений для любой группы спортсменов следует отдавать предпочтение тем упражнениям, которые содействуют улучшению спортивной техники. Например, пловцам полезны упражнения на увеличение подвижности в плечевых и голеностопных суставах, барьеристам, футболистам – на увеличение подвижности в тазобедренных и т. п.
Стиль выполнения упражнений, специфичного для гимнастов, необходимо добиваться только в том случае, если он является составной частьюспортивной техники (прыжки в воду, фигурноекатание и др.) [4].
Вывод.Эффективность влияния на занимающихся с помощью гимнастических упражнений зависит от умелого подбора упражнений, применения их в своем виде спорта для дальнейшего совершенствования физической и технической подготовки.
Рецензенты:Драндров Г.Л., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой спортивных дисциплин, ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары;
Пьянзин А.И., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания,ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Заячук Т.В., Савосина М.Н. МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20708 (дата обращения: 03.12.2024).