Актуальное состояние практики начального общего образования связано с тем, что профессиональное педагогическое сообщество прошло процедуру знакомства с новым стандартом общего образования. Учителя познакомились с теоретическим обоснованием Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС), освоили его особенности и специфику. В начальной школе с сентября 2011 года приступили к его практическому освоению в штатном режиме. Учитывая систему требований ФГОС, происходят значительные изменения содержания деятельности педагогов, связанные с достижением, заявленных в стандарте результатов образования детей (личностных, метапредметных, предметных), освоения образовательных технологий, ориентированных на реализацию системно-деятельностного подхода. Таким образом, ФГОС предлагает, прежде всего, серьезные изменения в понимании «образовательных результатов», трактуя их как «приращение» личностных ресурсов (когнитивных, мотивационных, инструментальных, деятельностных) обучающихся, которые в перспективе используются ими при решении жизненных проблем. Вследствие этого обучение в широком смысле становится результатом готовности ребенка к жизни в современном изменяющемся мире.
Как показала практика освоения и реализации стандарта на ступени начального общего образования, одними из наиболее проблемных для педагогов стали вопросы формирования у учащихся универсальных учебных действий, а соответственно достижения метапредметного результата. Так, наши исследования показали, что только 20 % учителей начальных классов решают профессиональные задачи, связанные с разработкой программы учебной дисциплины в соответствии с требованиями ФГОС НОО, конструируют учебные занятия, направленные на формирование метапредметных результатов, создают и используют контрольно-измерительные материалы, позволяющие измерять и оценивать метапредметные умения обучающихся. Этот факт свидетельствует о ряде проблем, связанных, прежде всего, с недостаточной ориентацией педагогов в своей профессиональной деятельности на новые результаты, с освоением педагогами компетентности по формированию метапредметного результата у обучающихся.
Анализируя результаты проведенного исследования и реально сложившуюся ситуацию в образовании в свете реализации ФГОС, следует сделать вывод, что современному учителю необходимо освоение новых компетентностей, связанных с метапредметным компонентом содержания образования. В связи с этим, необходимостью является актуализация целенаправленного включения учителей в проектную деятельностьпо разработке метапредметного компонента содержания начального общего образования. Это позволит обосновать теоретические аспекты выделения метапредметного компонента содержания начального общего образования, обогатив современную теорию и практику образования через определение технологических решений проектирования метапредметного компонента содержания начального общего образования. На основании вышеперечисленного возникла необходимость теоретико-методологического обоснования выделения в содержании начального общего образования метапредметного компонента для дальнейшей эффективной подготовки педагогов к освоению новых требований.
В науке сложились традиционные взгляды на сущностные характеристики понятия «содержание образования», котороекак научная категория и социокультурный феномен чаще всего рассматривается в контексте идей знаниево-ориентированной и личностно-ориентированной парадигмы образования. Знаниево-ориентированное содержание образования направлено на совокупность системы знаний, умений и навыков, которые позволяют войти человеку в социум и при этом являются жизнеобеспечивающими. При таком подходе, подчеркивает С.А. Смирнов, знания представляют абсолютную ценность, заслоняя собой личность человека, его потребности и задатки[4].
Выявление сущности содержания образования с позиции личностно-ориентированного подхода рассматривается в научных трудах многих ученых. Так, В.С. Леднев под содержанием образования понимает педагогически адаптированную систему знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения, усвоение которой призвано обеспечить становление и развитие всесторонне развитой личности[3]. А.В. Хуторской отмечает, что при личностно-ориентированном подходе содержание образования делится на две составляющие: внешнее содержание образования (образовательную среду, обеспечивающую условия развития личности) и внутреннее содержание образования (личностные достижения обучающегося), то есть компетенции. Основная функция личностно-ориентированного содержания образования - обеспечивать и отражать становление системы личностных образовательных смыслов ученика. Таким образом, А.В. Хуторской под личностно-ориентированным содержанием образования видит «все виды содержания образования как внешнего, так и внутреннего, состав и структура которого обусловлены обеспечением или отражением развития личности обучающегося» [5].
Современные отечественные ученые рассматривают термин «содержание образования» не с позиции структурированного программного материала, педагогических технологий, системы педагогических понятий и идей, а тех результатов, которые должен достичь ученик в свете заявленных нормативных документов (ФГОС, Закон «Об образовании в Российской Федерации»). Тем самым, содержание образования понимается как описание конкретных образовательных результатов ученика, на достижение которых направлена деятельность учителя.
Обобщая взгляды ученых, на определение сущности содержания образования отметим, что современными ориентирами для определения характеристики содержания образования являются приоритеты развития человека, а соответственно и общества в целом. Приоритетным становится развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации, готовности к сотрудничеству, толерантности к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить компромиссы, развитие способностей к созидательной деятельности, а в итоге приобретение учеником опыта жизнедеятельности или «готовность к жизни в динамическом мире, в XXI веке».
Опираясь на сущность понятия «содержание образования» и основные принципы и подходы его отбора, необходимо отметить значение таких позиций, которые ориентируют педагога на достижение современных целей и результатов образования через интеграцию содержания учебных предметов, формирование универсальных учебных действий и освоения базовых ценностей. Следствием этого является определение понятия «метапредметного компонента содержания образования». Но прежде, необходимо ответить на следующие вопросы: из каких элементов он состоит, каково назначение каждого из них, как связаны между собой эти элементы?
Как сказано выше, образование ребенка через усвоение им знаний об объектах окружающего мира и обобщенных способах действий является основой современного образования. Наш многолетний опыт показывает, что усвоение знаний не гарантирует их использование ребенком в решении жизненных задач и проблем. Проведенные в последние годы учеными специальные исследования показали, что важнейшим средством, способствующим усвоению знаний, является включение обучающихся в процесс формирования обобщенных способов действий или как называют их в новом образовательном стандарте, универсальных учебных действий.В основе развития универсальных учебных действий, которые носят надпредметный, метапредметный характер, лежит освоение учебной деятельности и освоения всех ее компонентов: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции(ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Считается, что у ребенка, освоившего данные компоненты, может быть сформировано умение учиться, которое в широком смысле и обозначает термин «универсальные учебные действия»[2].
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода группой авторов под руководством А.Г. Асмолова. В ней описывается метапредметное содержание образования и назначение данной концепции - обновить содержание образования и конкретизировать результаты в соответствии с нормативами, заявленными в государственных документах (ФГОС, Закон «Об Образовании в Российской Федерации»). Разработчики концепции считают, что она должна «стать основой для разработки учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий» [2]. В целом, концепция развития универсальных учебных действий направлена на изменение представления об образовании.
В современной педагогической науке существует еще одно видение метапредметного содержания образования, разработанное под руководством А.В. Хуторского. В основе его заложен принцип человекосообразности, смысл которого заключается в том, что образование является процессом «выявления и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру». Надо отметить, что в этом видении выявляется принципиальное отличие образования в сравнении с взглядами, описанными выше. Здесь целью становится развитие личности ребенка, освоение им технологии учебной деятельности, что соответствует теории А.В. Хуторского, основной идеей, которой является самореализация человека при достижении продуктивных результатов. Поэтомуметапредметное содержание образования - одно из центральных педагогических понятий, не менее, а даже более важное, чем «предметное содержание образования», так как оно несет в себе допредметную, общепредметную инструментальную функции [6]. В учебном процессе метапредметность - это деятельность ученика при работе с особым содержанием образования. Таким образом, рассматривается понятие метапредметности содержания не только в деятельностной форме организации процесса образования, но и в содержании отдельных учебных предметов (метапредметов) и метапредметных тем. При этом метапредмет понимается как особая учебная дисциплина, в которой группируются ряд «первосмыслов», названных фундаментальными образовательными объектами [6]. В рамках идеологии человекосообразного обучения метапредметное содержание состоит из следующих элементов (Ю.В. Громыко) [1]:
1) реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты;
2) общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы;
3) общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщённые способы деятельности;
4) ключевые (метапредметные) образовательные компетенции.
Высказывая авторскую позицию, можно предположить, что метапредметный компонент содержания образования состоит, во-первых, из объектов окружающего мира, описанных в Фундаментальном ядре общего образования в качестве объектов научного познания, во-вторых, из формирования на этой основе универсальных метазнаний, метаспособов и метаумений в результате организованной метадеятельности. Это обусловлено особой ролью названных основополагающих элементов в образовательном процессе и неразрывным их взаимовлиянием и взаимодействием. Поэтому, под метапредметным компонентом содержания образования нами понимается целенаправленное формирование у учащихся системы значимых для личности и общества общих умений универсального характера, которые воспроизводятся при работе с особым предметным материалом.
Рассматривая существующие подходы к определению понятия «содержание образования», выделения метапредметного компонента содержания образования обнаружилось, что в науке нет достаточно четкого описания метапредметного компонента, поэтому возникла необходимость обосновать в данной статье теоретические аспекты его выделения.
Рецензенты:КлименкоТ.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики, декан психолого-педагогического факультета ФГБОУ ВПО «Забайкальский государственный университет», г.Чита;
УлзытуеваА.И., д.п.н, профессор факультета дошкольного и начального общего образования ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», г.Чита.
Библиографическая ссылка
Храмцова Н.В. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫДЕЛЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО КОМПОНЕНТА СОДЕРЖАНИЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20706 (дата обращения: 09.12.2024).