Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Полянская Е.И. 1
1 Борисоглебский филиал ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет»
В статье аргументирована необходимость восприятия экологических, природоохранных проблем в гуманитарной плоскости применительно к образовательному процессу студентов-биологов. Представлены образовательные возможности музейной среды, применительно к образовательному процессу бакалавров биологического профиля. Определены тематические разделы курса «Экология человека», реализуемые в рамках образовательного пространства музеев. Предложен вариант формирования общекультурных компетенций у будущих бакалавров-биологов при освоении курса «Экология человека» с использованием пространства музейной среды. Изложен педагогической опыт использования нетрадиционных музеев (музей-мастерская, музей-лаборатория, экомузей) различного профиля для освоения профессиональных дисциплин (на примере курса «Экология человека») в контексте современной экогуманитарной парадигмы педагогического образования.
нетрадиционные музеи.
музейная педагогика
экогуманитарная парадигма педагогического образования
культура личности
образовательный процесс
1. Вишина Г.В. Современные дидактические формы и методы музейной педагогики // Музеи и музейная педагогика: формы и методы деятельности в свете современной образовательной парадигмы: тезисы научно-методической конференции. – Воронеж. 25 декабря. 2005 г. – Воронеж, 2005. – С. 7–9.
2. Корнилова Ю.В. Методика организации работы учащихся в процессе обучения физике // Вестник КГПУ. – 2014. – № 3(29). – С.70–76.
3. Полянская Е.И. Интеграция музейно-краеведческой деятельности в целях достижения оптимальности экологического образования и экологического воспитания // Мир образования – образование в мире: научно-методический журнал. – 2009. – № 1 (33). – С. 10-17.
4. Полянская Е.И. Экомузей как способ формирования деятельностного компонента экологической культуры / Е.И. Полянская, Л.Н. Хицова // Вестник университета. – 2015 – № 2. – С. 302-305.
5. Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика. – М.: Высшая школа, 2004. – 216 с.
6. Хицова Л.Н. Научно-методическое обоснование роли музея в образовательном пространстве вуза // Музеи и музейная педагогика: формы и методы деятельности в свете современной образовательной парадигмы: тезисы научно-методической конференции. – Воронеж, 25 декабря. 2005 г. – Воронеж, 2005. – С. 13.
7. Чумалова Т.В. Проблема эстетического воспитания школьников в историко-краеведческом музее // Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика: сборник научных трудов музееведения. – Москва, 1989. – С. 31-42.

Актуальность. Необходимость восприятия экологических, природоохранных проблем в гуманитарной плоскости порой вызывает определенные затруднения у студентов, профессионально ориентированных на естествознание. Однако в данный момент пришла необходимость синтеза социального и природного начал в культуре личности на основе глубокого понимания природы, в связи с тем, что в современном мире происходит вытеснение культуры общего обустройства среды обитания - культурой потребительской, что формирует негативные тенденции в общем контексте развития социума. Современная экогуманитарная парадигма педагогического образования требует осознания особой роли культуры в структуре личности и профессиональной деятельности учителя и предусматривает усиление процессов гуманизации педагогического образования на новой концептуальной основе. В этой связи назрел поиск новых педагогических технологий, методических приемов, которые позволили бы решить данную задачу.

В структуре требований, предъявляемых к результатам ООП ФГОС ВПО в области культурно-просветительской деятельности, существует необходимость формирования общекультурных компетенций, а именно - способность будущих бакалавров-биологов выявлять и использовать возможности региональной, культурно-образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности.

Перспективным направлением, на наш взгляд, для формирования компетенций, относящихся к разряду ценностно-ориентированных, является интегрирование педагогических возможностей музеев различного профиля в учебно-воспитательный процесс высшего профессионального образования бакалавров, обучающихся по профилям «Биология. Экология», «Биологическое образование».

Целью нашей статьи является выявление образовательных возможностей музеев разного профиля в формировании профессиональных компетенций студентов, осваиваемых в области культурно-просветительной деятельности, и, как следствие, становление экогуманитарного мировоззрения в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров биологического профиля.

Гипотеза. Мы предполагаем, что использование педагогических возможностей музеев в формировании экогуманитарного мировоззрения студентов будет эффективным, если определится сфера пересечения научно-методического содержания профессиональных дисциплин и музейной среды; реализуется возможность использования потенциала «нестандартного» музея.

Усиление роли музея в жизни современного общества подтверждается, прежде всего, активизацией научных исследований, связанных с их деятельностью. Научно-методическое обоснование роли музеев представлено в работах Б.А. Столярова [5], Л.Н. Хицовой [6], Г.В. Вишиной [1], Ю.В. Корниловой [2], перечисленные авторы рассматривают современные дидактические формы и методы музейной педагогики применительно к образовательному процессу школы и вуза. Образовательная функция музеев отражена в исследованиях Е.И. Полянской [3, 4], Т.В. Чумаловой [7] и др.

Однако существует потребность в поиске новых механизмов задействования музейной среды, методических приемов, способствующих формированию знаний региональной культуры у студентов-биологов и развитию способностей выявлять и использовать возможности региональной культуры в дальнейшей профессиональной деятельности.

Учебный план бакалавров направления «Педагогическое образование», обучающихся по профилям «Биология. Экология», «Биологическое образование», включает такие дисциплины, как: «Социальная экология», «Теория эволюции», «Экология человека», «Региональная экология», «Сохранение и восстановление биоразнообразия». Данные области наук характеризует высокая степень межпредметности.

Нами была определена сфера пересечения образовательного пространства на примере дисциплины «Экология человека» и музейной среды, и выделены содержательно-тематические «узлы» некоторых разделов данного курса, которые возможно реализовать на базе музеев (табл. 1).

Таблица 1

Тематические разделы курса «Экология человека», реализуемые в условиях музейной среды

Тематика экскурсий (образовательная среда вуза)

Место проведения (музейная среда)

1.                   

Общая картина антропогенеза

Ломовской природно-ландшафтный парк-музей (Воробьевский район Воронежской области)

2.                   

Исторические изменения семейного быта

музей-мастерская «Истоки» центра внешкольной работы (г. Борисоглебск)

3.                   

Образ жизни городских и сельских жителей

музей - лаборатория региональной лингвистики Борисоглебского филиала ФГБОУ ВПО «ВГУ»

4.                   

Крестьянское жилище и хозяйственные постройки

музей - кабинет художественного творчества Борисоглебского филиала ФГБОУ ВПО «ВГУ»

5.                   

Ландшафты природной и городской среды

эко-комплекс музей-усадьба Г.А. Корнаковского на территории Теллермановского опытного лесничества

(г. Борисоглебск)

6.                   

Социальные аспекты антропоэкологии

музей «Природа Приворонья» учебно-исследовательского экологического центра им. Е.Н. Павловского (г. Борисоглебск)

7.                   

Социально-экономический компонент антропоэкосистемы

Музей истории избирательного права и выборных кампаний России Борисоглебского технолого-экономического техникума

8.                   

Демографические проблемы локальной антропоэкосистемы (на примере села Третьяки)

Музей природы с. Третьяки (Борисоглебский городской округ)

Образовательно-воспитательная среда большинства использованных нами музеев является нетрадиционной (музей-мастерские, музей-лаборатории, экомузеи), но именно такие музеи, на наш взгляд, обладают наибольшими возможностями для неформального обучения. Как правило, специфика восприятия музейного предмета осуществляется в таких музеях через участие в тематических посиделках, развлекательно-познавательных капустниках, мастер-классах, выставок с использованием приема «можно потрогать руками» и т.д. Использование данных методик в условиях музейной коммуникации позволило интегрировать в образовательный процесс студентов-биологов гуманитарные знания, умения творческой деятельности, навыки адаптирования к социальной и природной среде.

В свете современной гуманизации экологического образования, обращение к истокам отношений «природа - человек - общество» через музейную коммуникацию способствует адекватному пониманию студентами структуры природных и социальных связей, целостности социоприродной среды, ее ценности и необходимости активного ее познания, начиная с локального уровня, опираясь на местные традиции.

Подводя итог изложенному в статье материалу, можно сделать следующие выводы:

1.        Музейная педагогика сегодняшнего дня обладает достаточным потенциалом для использования разнообразных форм и методов обучения (включая профессиональное) в музее, и что особенно важно для решения задач гуманитаризации образования, становления культуры личности и культуры эколого-общественных взаимоотношений применительно процессу профессиональной подготовки будущих бакалавров биологического профиля.

2.        Определенная нами сфера пересечения научно-методического содержания профессиональных дисциплин (на примере курса «Экология человека») и музейной среды способствовала формированию общекультурных компетенций.

3.        Информационные ресурсы образовательной системы многоканальны. Одним из важных источников информации являются музеи нетрадиционных форм (музей-мастерская, музей-лаборатория, экомузей). В перспективе посещение таких музеев студентами-биологами дает не только конкретные знания по дисциплине, но и способствует формированию экогуманитарного мировоззрения.

 

Рецензенты:

Губанова Е.Н., д.п.н., профессор кафедры дизайна ФГБОУ ВПО Воронежского государственного архитектурно-строительного университета в г. Борисоглебске,                       г. Борисоглебск;

Кодиров Б.Р., д.п.н., профессор кафедры прикладной математики, информатики, физики и методики их преподавания Борисоглебский филиал ФГБОУ ВПО «Воронежский государственный университет», г. Борисоглебск.

 


Библиографическая ссылка

Полянская Е.И. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МУЗЕЙНОЙ СРЕДЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20700 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674