В законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) на первом месте стоит «приоритет общечеловеческих ценностей», а среди его целей названо «формирование духовно-нравственной личности». Следует отметить, что впервые в истории отечественной системы образования в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) включен воспитательный компонент. Это позволяет преодолеть противоречие между актуализацией задач формирования у будущих специалистов гуманистических ценностей, патриотизма, гражданской позиции и почти полным отсутствием в предшествующих образовательных стандартах положений о содержании, организации и результативности воспитательного процесса в образовательном учреждении.
К сожалению, в настоящее время система образования не в полной мере реализовывает возложенную на нее миссию - духовно-нравственного воспитания и развития гражданина России. В связи с этим существует противоречие, возникшие между появлением широких воспитательных возможностей со стороны государственной политики в области образования и неполной их реализацией.
Исходя из этого, целью данного исследования является использование воспитательных возможностей образовательной политики страны для содействия процессу формирования духовно-нравственной личности будущего специалиста различных направлений образования. Для полного восприятия изучаемой проблемы и путей ее разрешения, считаем целесообразным раскрыть теоретические аспекты духовно-нравственного и патриотического воспитания и показать его роль в учебно-воспитательном процессе в контексте традиционной русской педагогики на примере студентов, будущих педагогов и курсантов-спасателей. Также изучить некоторые специфические стороны патриотического воспитания с учетом специфики их будущей профессии. Исследование в этом направлении, проведение сравнительного анализа и обмен опытом, думаем, обогатит воспитательную компетентность профессорско-преподавательского состава, включенным в воспитательную работу ВУЗа.
Теоретические основы духовно-нравственного и патриотического воспитания в контексте традиционной русской педагогики. Российское педагогическое сознание имеет глубокие, многовековые исторические корни. Общая методология исследования проблемы духовно-нравственного и патриотического воспитания базируется на аксиологических принципах, отражающих национальные общечеловеческие ценности духовной жизни общества и составляющих одну из существенных основ его стратегии в сфере образования; на важнейших положениях антропологии и культурологи, о приоритете метафизического начала над телесным, о воспитании человека через освоение отечественной и мировой культуры; на личностно-деятельностном подходе, основанном на аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности. Принципиальное значение для решения поставленной проблемы имеют исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский); труды по педагогической аксиологии ( В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров); работы, касающиеся проблемы включения ценностей в содержание образования (И.Я. Лернер, В. Окунь). Большой вклад в осмысление проблемы формирования духовности, нравственности и патриотизма внесли работы христианских педагогов и ученых (В.В. Зеньковский, арх. Иоанн. Маслов, Б.В. Ничипоров, Н. Пестов); творения святых отцов и учителей церкви (Иоанн Златоуст Феофан Затворник, Тихон Задонский и др.). Особый интерес представляют исследования, статьи и выступления, связанные с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Д.С. Лихачев, И. В. Метлик, Т.И. Петракова, Л.В. Сурова, О. Янушкявичене и др.). [1]
Представим педагогическую взаимосвязь понятий «духовность», «нравственность», «патриотизм» как важнейших характеристик личности. «Духовность», «духовный» в толковом словаре В. Даля трактуется как: «Все относящееся к Богу, церкви, вере, также как все относимое к душе человека». Духовность - это обращенность человека к высшим ценностям - к идеалу; сознательное стремление человека усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу. «Наиболее ценным качеством души, отличающим ее от окружающего мира, является ее духовность» - пишет относительно природы человеческой души схиархимандрит Иоанн Маслов [1].
«Нравственность» (или мораль) - представляет собой одну из наиболее универсальных форм общественного и личного миропонимания, является совокупностью общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Она регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. [5]
Нравственные законы регламентируют поведение человека, ставят человека перед лицом общества, в котором он живет. В сочетании духовность и нравственность составляют основу личности, где духовность - ценностная характеристика сознания, вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), что является основой нравственности. То есть, когда говорим о формировании личности человека, имеем в виду процесс его духовно-нравственного развития и воспитания. При этом следует отметить, что главное в человеке духовность. Духовность делает человека человеком. Она определяет нравственность как отдельного индивида, так и всего общества. От падения или возрастания духовности зависит уровень и глубина нравственности. Именно духовность доминирует в формировании человеческой личности.
Целью духовно-нравственного воспитания является духовное обновление человека, постепенное раскрытие и выявление творческих ресурсов личности. Духовно-нравственное воспитание должно способствовать принятию человеком духовно-нравственных ценностей. [1].
Традиционный идеал воспитанности, опираясь на русскую классическую педагогику, предполагает воспитание следующих качеств души личности, которые определяют его поступки: благодарность, целомудрие, личная ответственность, патриотизм - любовь к Родине, стремление и навыки оказания помощи, послушание, сострадание, умение просить прощение и прощать, благожелательность ко всем людям и другие.
Понятие «патриотизм» - это нравственная категория и неотделимо от индивидуальных и гражданских качеств личности. Чтобы воспитывать их в человеке, нужен отлаженный механизм, который необходимо разрабатывать, исходя из новых условий и нужд современного общества.
В Федеральной целевой программе по патриотическому воспитанию граждан РФ, патриотизм понимается как: «Одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, важнейшее духовное достояние личности и одновременно с этим как залог жизнеспособности и необходимое условие эффективного функционирования всей системы государственных и социальных институтов. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей и культурой, достижениями и проблемами».
Патриот, как известно, прежде всего, есть носитель искренней любви к своему народу, своей Отчизне, «...ревнитель о благе его, отчизнолюб» (словарь В. Даля).
В виду того, что для педагогов и спасателей главной профессиональной миссией является общественное служение, то все выше перечисленные нравственные качества личности вполне представляются профессионально значимыми. Педагоги и спасатели, соответственно, спасая душу и физическое здоровье людей, часто жертвуют собственной жизнью. Недаром людей этих профессий в народе называли «верными сыновьями и служителями Отечества». Проявление жертвенной любви и педагогов и спасателей во имя счастливой жизни другого человека в данном контексте есть проявление патриотизма.
Именно, воспитание чувства патриотизма является необходимым условием для формирования целостной нравственной личности человека. Поэтому главная задача ВУЗа создать эффективные условия для формирования духовно-нравственных качеств, главным образом, чувства патриотизма как профессионально значимого качества.
При этом, следует подчеркнуть, что воспитание, прежде всего, духовно-нравственное в любых его вариациях не может существовать без идеалов и понимание его педагогической сущности и значимости является основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы.
В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания граждан России, представлено определение национального идеала воспитанности, что задает смысл ценностных ориентиров в воспитательном процессе. «Современный национальный воспитательный идеал согласно Концепции - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». Это сложная педагогическая проблема, так как выбор правильных ценностных ориентиров в процессе формирования личности специалиста требует от педагогов большой ответственности. Ориентируя студентов (курсантов) на духовно-нравственные, патриотические ценности, они, прежде всего, должны быть их носителями.
Важным является также осмысление педагогической значимости идеала в духовно-патриотическом воспитании. Идеал предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. Идеал - это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности - познавательной, трудовой, эмоциональной и т.п. Поэтому одна из главных воспитательных задач педагогов - формирование личностно-значимых идеалов, которые вызывают активное желание действовать, проявляя устойчивость волевых усилий.
К сожалению, большинство студентов Ивановской пожарно-спасательной академии Государственной противопожарной службы ГПС МЧС России и Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» не могут назвать имена тех, кем они могли бы гордиться. Причем 57% респондентов заявили, что в России нет людей, которыми можно гордиться, или не смогли вспомнить таковых. 100% патриотизм толкуют правильно, что это любовь к Родине, а из них 90% плохо представляют, в чем эта любовь может быть проявлена. Были опрошены всего 75 студентов 1 и 2 курсов. Это говорит о наличии проблемы среди будущих специалистов в сфере компетентного понимания патриотизма и возможно ее разрешение средствами воспитательного пространства ВУЗа.
Перед образовательными учреждениями системы МЧС и педвузов всегда стояла задача патриотического воспитания - воспитания всесторонне и гармонически развитой личности. Необходимой предпосылкой успеха в преодолении данной проблемы в учебно-воспитательной работе являются высокие нравственные качества офицера и профессорско-преподавательского состава. Чтобы умело воспитывать подчинённых, надо не только хорошо знать свое дело, но иметь еще «чистую душу». Под чистой душой подразумевается патриотизм, честность, правдивость, скромность, доброжелательность, трудолюбие, достойное поведение в быту и другие нравственные качества человека.
Военно-педагогический процесс - это целенаправленная деятельность всего педагогического состава образовательного учреждения. Основные цели, содержание, задачи, формы и методы воспитательной работы определены в концепции воспитания личного состава ГПС МЧС РФ, в организационно-методических указаниях воспитательной работы в ГПС МЧС на текущий год и в плане подготовки ГПС МЧС на учебный год. [4]. Главным образом истоки патриотического воспитания на примерах боевой и трудовой славы включены в воспитательной системе обучения курсантов ВУЗов системы МЧС.
Патриотическое воспитание солдат и офицеров предполагается основывать на идеях защиты Отечества и интересов государства, идеях воинского долга и чести, верности знамени. Традиционно солдаты и офицеры при развернутом знамени дают торжественное обещание «во всем так поступать, как честному, верному, послушному, храброму солдату надлежит». Эти традиции унаследовали и части системы МЧС, образовательные учреждения системы МЧС. [4]. Эти традиции духовно следует укреплять через учебно-воспитательный процесс.
Что касается особенностей патриотического воспитания будущих педагогов, то это необходимое условие формирования их как личности и подготовки их к духовно-нравственному и патриотическому воспитанию своих будущих учеников, что является частью их профессиональной компетентности.
Резюмируя вышесказанное можно заключить, что организация духовно-патриотического воспитания будущих специалистов в ВУЗе будет успешным, если будут созданы педагогические условия для:
- повышения квалификации офицерского и профессорско-преподавательского состава ВУЗа по проблемам патриотического воспитания будущих специалистов.
- организации комплекса воспитательных мероприятий в контексте патриотического воспитания специалистов в аудиторное и внеаудиторное время.
- проектной деятельности студентов в рамках будущей профессии с целью формирования у них патриотических нравственных идеалов и ориентиров.
Об опыте реализации педагогических условий. Во-первых, для повышения воспитательной компетентности профессорско-преподавательского состава на базе Шуйского филиала ИвГУ были организованы курсы повышения квалификации по программе «Православная педагогика в ВУЗе» 72 ч. (май, 2015 год), является одним из механизмов грамотного включения элементов традиционных ценностей в учебно-воспитательный процесс. Во-вторых, были разработаны система воспитательных мероприятий в рамках авторской программы дисциплины выбора «Духовно-нравственное воспитание школьников» (с 2012-2013 учебного года реализуется в Шуйском филиале ИвГУ) - автор Джишкариани Т.Д. Программа ориентирована для бакалавров направления Педагогическое образование. В-третьих, в рамках программы студенты - будущие педагоги имеют широкие возможности разрабатывать всевозможные творческие проекты социально-педагогического характера. Например, разработанные студентами Шуйского филиала ИвГУ социально-педагогические проекты «Профессиональные возможности будущих педагогов в утверждении семейных ценностей в России: равные-равным», «Педагогическая культура венценосной семьи» (по мотивам дневниковых записей семьи царственных мучеников - Николая II), социальные рекламы были отмечены дипломами и грамотами на конкурсах научных студенческих проектов. Активно принимают участие в организации и проведении культурно-просветительских мероприятий в ВУЗе и общеобразовательных организациях.
В конце учебного года был проведен повторный опрос среди студентов, освоивших авторскую программу и принимающих участие в творческих проектах. Сравнительный анализ результатов показал положительную динамику исследования. Все это подтверждает эффективность перечисленных педагогических условий формирования патриотизма и духовно-нравственной личности будущего специалиста.
Наше исследование продолжается и в дальнейшем авторами планируется провести аналогичную проектную деятельность со студентами - курсантами в ФГБОУ ВПО «Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России» с учетом специфики профессии. Об анализе результатов дальнейшего исследования будут представлены в следующих статьях авторов.
Таким образом, в условиях поиска новых альтернативных путей развития российского социума, процесс образования должен реагировать на происходящие изменения в обществе, создавая почву для будущего и исследование в данном направлении, проведение сравнительного анализа и обмен опытом, думаем, будет способствовать обогащению воспитательных возможностей профессорско-преподавательского состава, включенным воспитательную работу ВУЗа.
Рецензенты:
Муравьева Г.Е., д.п.н., профессор, профессор, заведующий кафедрой педагогики специального образования ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал, г. Шуя;
Шмелева Е.А., д.п.н, доцент, заместитель директора по научной работе ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Шуйский филиал, г. Шуя.
Библиографическая ссылка
Джишкариани Т.Д., Сиренко В.М. ДУХОВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20685 (дата обращения: 28.04.2025).