Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Смолянинова О.Г. 1 Храмова Л.Н. 2 Колокольникова З.У. 2 Митросенко С.В. 2 Лобанова О.Б. 2
1 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ)
2 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета
В работе представлена ретроспектива и методологические подходы использования кейс-метода (в зарубежной практике метода case-study) в образовании. Описаны деятельностные основания кейс-метода, актуализирующие его использование в профессиональном образовании современного педагога. Проведена систематизация категориального аппарата кейс-метода и взаимосвязи педагогической ситуации, педагогической задачи, анализа, рефлексии и образовательного контекста. Представлена модель организации учебного процесса с использованием кейс-технологии и охарактеризованы этапы реализации этой модели; охарактеризованы виды кейсов (практические, обучающие, научно-исследовательские); представлены примеры кейсовых заданий и предложены их решения. Статья подготовлена в рамках работ по Госконтракту № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г. по разработке программ подготовки будущих педагогов по прикладному бакалавриату.
анализ
case-study
педагогическая задача
педагогическая ситуация
ситуация
педагог
профессиональное образование
1. Балл Г.А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект. – М., 1990.
2. Концепции модернизации педагогического образования (2014). Проект [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mpsu.ru/files/docs/3.1evolution_concept.doc (дата обращения: 06.06.2015).
3. Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади» / сост. О.Н. Калачикова. – Томск, 2012.
4. Смолянинова О.Г. Дидактические возможности метода case study в обучении студентов // Гуманитарный вестник. — Красноярск : Краснояр. гос. ун-т, 2000. – С. 15-19.
5. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. – М., 1997.
6. Школа Совместной деятельности: концепция, проекты, практика развития / под ред. Прозументовой. – Томск, 1997. – Кн. 1.
7. Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования в соответствии с Гос. контрактом № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г., реализуемого СФУ : Проект [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipps.sfu-kras.ru/proekty-2014-goda (дата обращения: 06.06.2015).
В Проекте концепции модернизации педагогического образования (2014) большое внимание уделено роли кейс-технологий  в подготовке педагога: «Необходимо отметить значимость разработки и внедрения в педагогическое образование перспективных и доказавших свою эффективность в различных сферах профессиональной подготовки специалистов кейс-технологий» [2]. Проблеме использования кейс-технологий посвящены исследования М. Буравого, О.Н. Калачиковой, И. Козиной, Е.И. Михайловой, Г.Н. Прозументовой, О.Г. Смоляниновой, Ю.П. Сурмина и др. Реализация кейс-метода отвечает набирающей силу тенденции к практикоориентированности профессионального образования, к развитию у обучающихся компетенций, принятия эффективных и обоснованных решений профессиональных проблем. В многочисленных исследованиях отражены различные аспекты кейс-технологии: использование кейсов  для управления персоналом (Е.В. Егорова, И.М. Жураховская, А.А. Чекан и др.); использование кейсов в профессиональном образовании (Н.А. Айцева, И.В. Воронина, А.С. Душкин, В.А. Делигер, Д.А. Елисеев, А.М. Каунов, Е.В. Маликова, Т.Б. Межова, Н.В. Ходякова и др.); кейсы как способ формирования универсальных учебных действий (М.А. Панфилова, В.М. Панфилов и др.); кейсы как инструмент контроля сформированности компетенций студентов (Е.Н. Красикова, В.И. Николаева, А.Ю. Собко и др.).

История появления и распространения метода кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Кейс-метод (в зарубежных образовательных  системах известен как  метод обучения case-study) в современном его виде был впервые применён во время преподавания управленческих дисциплин в Гарвардской бизнес-школе. Первый учебник ситуационных упражнений был опубликован Коуплендом в 1921 г. при активном участии декана Гарвардской бизнес-школы Воласа Донама (Wallace B. Donham). Повсеместное распространение метода в мире началось в 70-80 годы ХХ века, тогда же метод получил известность и в СССР. Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях вузов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др. Новая волна интереса к методике case-study началась в девяностые годы. Реформирование экономики породило существенный спрос на специалистов, умеющих действовать в ситуациях неопределённости, высокой степени риска, специалистов, умеющих анализировать и принимать решения. История метода case-study в России в определённой степени связана  с поддержкой международных образовательных фондов и программ. Так, например, обучение большого числа специалистов кейс-технологии было осуществлено в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России (среднее образование)». Проект был реализован при поддержке фонда Дж. Сороса.

Метод case-study - может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Отличительной особенностью этого метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни [4]. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (прогнозирование последствий, нахождение эффективных способов), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Решение  студентами кейс-ситуаций предполагает формирование и развитие   научного мышления, исследовательских компетенций (анализ,  декомпозиция, синтез, мыслительный эксперимент, целеполагание, гипотетирование).  

Построение категориального аппарата метода позволяет существенно повысить эффективность его использования, а также открывает возможности для технологизации метода в учебном процессе. Основными понятиями, используемыми в кейс-методе, являются понятия «ситуация», «задача» и «анализ», а также производное от них - «анализ ситуации». Сами по себе эти понятия очень неоднозначно понимаются разными специалистами. Термин «ситуация» содержит в себе несколько смысловых контекстов и может пониматься как некое состояние, которое содержит в себе определённые противоречия и характеризуется высокой степенью нестабильности. Ситуация, как правило, имеет потенциал к изменению, и эти изменения зависят от деятельности людей, участвующих в ситуации. Ситуация открыта для вхождения и влияния людей, а действия людей связаны с реализацией их целей и интересов в этой ситуации. Педагогическая ситуация - совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых педагогом и возникающих спонтанно в педагогическом процессе. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и преобразованная  педагогом как  профессиональная педагогическая задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных подзадач педагогического процесса. Само возникновение педагогической задачи обусловлено необходимостью перевода воспитуемого из одного состояния в другое. Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: педагоги, воспитанники, содержание и средства. Под педагогической задачей, таким образом, следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Под решением задачи можно понимать «воздействие на предмет задачи, обусловливающее ее переход из исходного состояния в требуемое». Решенная задача «перестает быть задачей» [1].       При решении педагогической задачи, по мнению Л.Ф. Спирина, необходимо учитывать: педагогическую задачу на этапе взаимодействия субъектов педагогического процесса решают, по меньшей мере, два субъекта (педагог и воспитанник); решение педагогической задачи не заканчивается переведением ее предмета в требуемое состояние, необходима рефлексия процесса решения, во всяком случае, со стороны педагога; учитывая диалектическую связь педагогической задачи с задачами учебными, успешность ее решения, по существу, определяется успешностью решения учебной задачи воспитанниками [5]. Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе нельзя полностью абстрагироваться от характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником. Нельзя не учитывать и средства решения педагогических задач, так как они могут быть внутренними, свойственными субъектам, решающим их, и внешними, не характерными для субъектов, но используемыми ими.

Ещё одна базовая категория метода - понятие «анализ» может рассматриваться как мысленное расчленение объекта на части и как научное исследование. Существует множество видов анализа: системный, корреляционный, факторный, статистический и другие виды анализа; в целом можно сказать, что все эти разновидности анализа могут использоваться в методе case-study, что в значительной степени расширяет его возможности. Кейс-метод предполагает подключение нескольких видов аналитической деятельности, возможных при осмыслении ситуации. А это требует высокого уровня методологической культуры преподавателя. Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела, этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный его смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности.

Как правило, кейс включает в себя: ситуацию - случай, проблема, история из реальной жизни; контекст ситуации  -  хронологический, исторический. Кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе представления нового материала и в процессе контроля. Характеристика условий, особенности действия или участников ситуации; комментарий ситуации, представленный автором; вопросы или задания для работы с кейсом; приложения  (артефакты) [3].

Как было отмечено ранее, кейсы могут использоваться на разных стадиях обучения: в процессе представления нового материала и в процессе контроля. В рамках реализации Проекта модернизации педагогического образования РФ  на всех пилотных площадках  вузов - исполнителей проекта в  2015 г. запланирована  масштабная апробация  системы оценки профессиональных компетенций студентов, обучающихся на образовательных программах УГСН «Образование и педагогические науки» с использованием профессиональных кейсов и тестов в режиме онлайн. В данном эксперименте участвуют также студенты психолого-педагогического  и педагогического направлений Сибирского федерального университета. Несомненно, данный способ оценки профессиональных компетенций способствует   формированию и активному усвоению знаний и  выработке аналитических умений. Не менее важным, по нашему мнению, является систематическое использования кейс-метода в процессе обучения будущих педагогов для формирования  практических навыков использования академических теорий, методов и принципов на практике; развития творческих способностей, логического мышления и способности принятия  альтернативных решений. Кейс-технологии развивают коммуникативные и социальные навыки, способствуют  развитию рефлексии и самоанализа.

Опишем модель занятия организации учебного процесса с использованием кейс-метода. Этапы организации занятия:

1. Этап погружения в совместную деятельность. Основная задача этого этапа - формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.

2. Этап организации совместной деятельности. Основная задача этого этапа - организация деятельности по решению проблемы. Деятельность может быть организована в малых группах или индивидуально. Преподаватель организует и направляет общую дискуссию.

3. Этап анализа и рефлексии совместной деятельности. Основная задача этого этапа - проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом. Действия преподавателя могут быть следующими: преподаватель завершает дискуссию, анализируя процесс обсуждения кейса и работы всех групп, рассказывает и комментирует действительное развитие событий, подводит итоги [4].

Разберем для примера кейс, который состоит из следующих шагов.

А. Описание педагогической ситуации (проблема, задача):  ко  Дню пожилого человека староста класса Валя предложила  одноклассникам организовать концерт в Доме ветеранов. Одноклассники заинтересовались предложенным проектом. Но «закадычные друзья» Коля и Саша отозвались отрицательно о проекте и заявили: «Очень надо перед старухами выступать. Лучше футбол погоняем». Многие мальчики были «за», но некоторые боялись  Колю и Сашу. Большинство детей приняло   предложение Вали, они распределили между микрогруппами  обязанности  и стали готовиться к концерту. Кто-то подбирал музыку, кто-то разучивал стихи, кто-то  занимался  оформлением. Постепенно и мальчики включились в процесс подготовки праздника, только Коля и Саша  и еще двое их «преданных друзей» оставались в стороне. Классный руководитель наблюдал за развитием события в коллективе детей и давал необходимые советы.

Б. Дополнительная информация: 4 класс начальной школы. Учительница, которая работала с детьми с 1 по 3 класс, ушла на пенсию. Ее сменил молодой педагог без опыта работы.

В. Приложения: характеристика класса.

Г.  Примерные задания по данному кейсу: а) определите этап развития классного коллектива и выделите 3 (любые) признака коллектива, находящегося на данном этапе развития; б) предложите три  направления  работы педагога по формированию классного коллектива, находящегося на данном этапе развития; в) предложите благоприятный и неблагоприятный варианты развития событий по отношению к Коле и Саше; г) определите  правила деятельности классного руководителя в коллективе, находящемся на данном этапе развития (не менее двух).

Д.  Какие примерные  варианты могут быть предложены студентами при решении данного кейса:

Ответ на задание 1. Классный коллектив находится на 2-м этапе развития.  Коллективу на втором этапе развития присущи следующие признаки:  сформировался актив;  класс поделился на микрогруппы;  большинство воспитанников подчиняется активу;  члены коллектива осознают свои задачи; актив начинает проявлять инициативу в определении задач и организации коллективной деятельности.

Ответ на задание 2. Согласно второму этапа развития классного коллектива педагог организует свою деятельность в следующих направлениях: продолжает изучать индивидуальные особенности членов классного коллектива; обучает членов актива осуществлять руководящие функции; способствует формированию органов самоуправления;  совместно  с органами самоуправления определяет цель и задачи деятельности коллектива.

Ответ на задание 3.  Благоприятный исход: классный руководитель  предлагает Коле и Саше поручения, соответствующие их индивидуальным особенностям и интересам (к футболу). Дети принимают предложение и начинают участвовать в социальном проекте.

Неблагоприятный исход: классный руководитель  и актив не проявляют  инициативы по вовлечению Коли и Саши и их компании в общий проект. Дети устраняются из жизни классного коллектива и переходят в категорию «трудных».

Ответ на задание 4, включая описание последовательности профессиональных действий: 1. Отказ от прямых требований. 2. Поручения активу. 3. Метод параллельного действия. 4. Создание оптимальных условий для развития межличностных отношений в коллективе класса. 5. Объединение микрогрупп в единый коллектив посредством социально значимых детских инициатив.

Приведенные к данному кейсу задания могут носить вариативный характер,  рассматриваться с позиции различных учебных дисциплин (педагогики, психологии и др.), что будет отражаться на предложенных студентами ответах и итоговой оценке решения кейса. Как отмечают студенты, при решении кейсовых заданий они сталкиваются с определенными проблемами:  выделение проблемы в предложенном кейсе;  теоретическое обоснование решения с учетом его междисциплинарного характера;   поиск и нахождение оптимальных решений;  выбор  и оформление ответа в микрогруппе. Решая кейсовые  задания, студенты работают в микрогруппах, анализируют предложенную ситуацию, опираясь на теоретические знания и опыт, полученный в процессе педагогической практики, предлагают пути решения кейса, формируя при этом профессиональные компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности.

Среди кейсов можно выделить различные типы в зависимости от организации представленного в них материала и дидактических целей использования:  кейсы, обучающие анализу и оценке; кейсы, обучающие решению проблем и принятию решений;  кейсы, иллюстрирующие проблему, решение или концепцию в целом [4].

 На наш взгляд, основной особенностью кейс-метода являются развитие творческих и коммуникативных навыков будущих педагогов, обучение их анализу внутренних и внешних условий, оценке альтернатив и формирование готовности принятия решений.

Таким образом, технология case-study в профессиональном образовании педагога выступает как инновационная и актуальная технология, позволяющая реализовать практикоориентированный характер подготовки учителя.

Рецензенты:

Немировский В.Г., д.соц.н., профессор, ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск;

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «КГПУ им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.


Библиографическая ссылка

Смолянинова О.Г., Храмова Л.Н., Колокольникова З.У., Митросенко С.В., Лобанова О.Б. РЕАЛИЗАЦИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20683 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674