Одним из первых ее анализом занялся Ганс Эрдман [10]. Позже к тематике киномузыки в целом обратился Курт Лондон [5], но его в большей мере интересовали технические способы синхронизации изображения на экране и «живого» оркестрового исполнения. В середине века авторы переключаются на эстетику киномузыки (Зофья Лисса, Р. Мэнвелл). Не обходят тематику стороной и русские исследователи - (Добрин, Корганов, Фролов). Однако киномузыка 1920-х гг. в их работах рассматривается эпизодически. Более основательно о ней пишет Мартин Миллер [11]. Он фокусируется на партитурах 1895-1924 гг. и двух основных школах - немецкой и французской. В начале 2000-х исследователи заговорили о «звуковом пространстве» фильма - [1], [6]. Недавно было опубликовано исследование Михаэля Словика [12]. Он анализирует музыкальные эксперименты фильмов ранней звуковой эры и сравнивает их, среди прочего, с музыкой для немых фильмов. Наблюдения всех этих авторов важны для понимания контекста проблемы, в нашем случае - музыки, характеризующей героев «Нибелунгов» Ланга. Специально к этому вопросу, насколько можно судить, исследователи пока не обращались.
В данной статье предпринята попытка выявить, как представлен в немецкой музыке кино 1920-х г.г. один из самых ярких героев древнегерманского эпоса - Зигфрид: какое место его тема/темы занимают в музыкальной структуре «Нибелунгов»; каково соотношение визуального ряда и музыкальных характеристик.
Искусство времени Ланга и Хуппертца обратилось к древнегерманскому эпосу не впервые. Наиболее полное и структурированное воплощение он нашел, как общепризнано, в XIX веке в произведениях Рихарда Вагнера (1813-1883), особенно в тетралогии «Кольцо нибелунга» (1876). Опираясь на сказания «Старшей Эдды», исландские саги и средневековую «Песнь о Нибелунгах», композитор воссоздал огромный мифологический мир с пантеоном богов, земными и «полуземными» персонажами; со своими законами, иерархией и сложной системой взаимодействия. В отечественной науке «Вагнеровский миф» хорошо описан и изучен в работах Друскина, Соллертинского, Лосева, Лобановой и др.
Фильм Ланга основан только на эпосе «Песнь о нибелунгах», сюжет которой, отметим сразу, не во всем был главным пунктом тетралогии Вагнера. Фильм разделен на две части: «Нибелунги: Зигфрид» (Die Nibelungen: Siegfried, 1923) и «Нибелунги: Месть Кримхильды» (Die Nibelungen: Kriemhilds Rache, 1924). Главный герой действует в первой части фильма; она и будет предметом рассмотрения. Музыка фильма была написана к его выходу для большого симфонического оркестра. Пока в публичном доступе есть запись ее исполнения симфоническим оркестром Франкфуртского радио под управлением Фрэнка Штробеля, изданная фондом Мурнау вместе с самим фильмом в 2013 году. Партитура в России недоступна, в статье анализируется названная выше запись.
Обращение к анализу музыки позволяет, прежде всего, отметить, что Хуппертц использует разветвленную лейтмотивную систему, которая содержит 19 элементов, из них 15 находят себе место уже в первой части дилогии. Перечислим их в порядке появления к тем или иным кадрам / сценам фильма: лейтмотив Хагена, эпический лейтмотив Зигфрида, героический лейтомтив Зигфрида, тема путешествия (сопровождает героев во время длительных переходов), лейтмотив Вормса, лейтмотив Кримхильды, лейтмотив чувств между Зигфридом и Кримхильдой, лейтмотив Дракона, лейтмотив земель нибелунгов, лейтмотив смерти, лейтмотив Брюнхильды, лейтмотив клятвы верности и братства Зигфрида и Гунтера, тема предчувствия Кримхильды относительно гибели Зигфрида, лейтмотив мести Кримхильды.
Как ясно из перечисления, лейтмотивы можно разделить на несколько групп: темы-портреты, характеризующие персонажей, - Хагена, Зигфрида (два лейтмотива), Кримхильду, Дракона, Брюнхильду; темы-состояния, относящиеся к эмоциям героев, их переживаниям, взаимоотношениям - чувства между Зигфридом и Кримхильдой, смерть, клятва верности и братства Зигфрида и Гунтера, предчувствие Кримхильды в отношении гибели Зигфрида, ярость-месть Кримхильды; темы-места, отображающие города, крепости или другие дестинации, перемещения между ними или предметы и вещи, относящиеся к ним - путешествия героев, Вормс, земли нибелунгов, сокровища нибелунгов. Почти все главные персонажи имеют личные лейтмотивы, исключением является слабовольный король Гунтер и его братья, по сюжету то и дело попадающие под влияние других героев.
Рассмотрим место Зигфрида в музыке фильма, проследим, как она характеризует его личность. Увертюра «Нибелунгов» звучит на фоне вступительных титров и содержит две темы. Открывается она сумрачным и сосредоточенным лейтмотивом Хагена в исполнении духовых инструментов. За ней следует торжественная и стремительная эпическая тема Зигфрида - ее исполняют струнные инструменты. Хуппертц с самого начала противопоставляет этих двух героев. Более того, он «подгадывает» таким образом, что начало первого лейтмотива Зигфрида точно совпадает с кадром посвящения германскому народу (после титров). Можно предположить, что композитор еще до начала фильма, в увертюре, дает понять, что Зигфрид будет музыкально трактоваться как само воплощение немецкого народа. Кстати, близкая трактовка встречалась в начале XIX в.: по словам А.Я. Гуревича, «c возрождением германского средневековья в новой немецкой литературе образ Зигфрида часто приобретает черты «национального героя» (Фуке, Уланд), иногда становясь воплощением Германии или германского народа» [3, с. 432].
В первой сцене фильма зритель видит, что Зигфрид куёт меч. В это время звучит его героическая тема. Она представляет собой короткий мотив из 8 нот с восходящими скачками на квинту и октаву, с последующим опеванием в исполнении валторны. Эта тема дает Зигфриду иную, чем эпический лейтмотив, характеристику. Как известно, валторна произошла от охотничьего сигнального рога - композитор указывает на близость героя к природе, лесу, в котором он по сюжету живет. Кроме того, скачки в мелодии совпадают с резкими движениями Зигфрида при ковке меча, музыка раскрывает его импульсивность.
В следующей сцене главный герой слышит рассказ лесных жителей о столице бургундов Вормсе и прекрасной принцессе Кримхильде. Здесь, после музыкальной характеристики мира Вормса, впервые звучит лейтмотив чувств между Зигфридом и Кримхильдой. Интонационно он близок к теме Кримхильды и эпическому лейтмотиву Зигфрида - мелодия развивается плавно, отсутствуют большие скачки, исполняют его струнные инструменты. Поясним, в самой «Песни о нибелунгах» Зигфрида пленяет, скорее, недоступность, уникальность Кримхильды, возможность совершить новый подвиг, покорить недоступную вершину, принцесса - не единственная цель его путешествия в бургундскую столицу. На вопрос короля Гунтера о цели прибытия Зигфрид отвечает так: «Слыхал в стране отцовской я от людей не раз, / Что состоит немало лихих бойцов при вас. / Любой король гордился б вассалами такими. / И силами померяться мне захотелось с ними» [2, с. 371]. Ланг в фильме по-иному трактует ситуацию: основная и единственная цель Зигфрида - Кримхильда, ради нее он преодолевает опасный путь и совершает подвиги. И композитор подчеркнул именно этот момент, введя отдельный лейтмотив, родственный темам этих двух героев.
Чтобы понять, каким Хуппертц видел Зигфрида, проанализируем связь между его музыкальными темами. Главный герой решает отправиться в Вормс и говорит в фильме (в титрах) единственную фразу: «Я возьму в жены Кримхильду». В это время оркестр проводит его эпический лейтмотив. Он заставляет думать, что Зигфрида в Вормсе ждут сложные ситуации и большие дела, не только невеста. Лесные жители смеются над ним, когда он спрашивает дорогу. Зигфрид в ярости ловит одного из них - здесь оркестр воспроизводит его героический лейтмотив. Понятно, что Зигфрид привык отстаивать свое достоинство и не привык спускать обиды и насмешки.
Хуппертц постоянно чередует две темы Зигфрида. В следующей сцене (Зигфрид едет по лесу), звучит его эпический лейтмотив, а во время сражения с Драконом («объектом» подвига героя) - героический. Здесь надо отметить еще и полифоническое сплетение с темой Дракона. Первоначально лейтмотив Дракона звучит tutti и fortissimo. Постепенно в оркестровую ткань начинают проникать интонации из героической темы Зигфрида. Сначала они появляются в партиях отдельных инструментов, затем охватывают весь оркестровый диапазон и начинают звучать все чаще. Героический лейтмотив Зигфрида словно постепенно «захватывает» власть над темой Дракона, которая в конце сцены, после победы героя, звучит pianissimo, как бы покоряясь его воле.
После этой победы Зигфрид купается в крови дракона, попавшей в ручей. Данный эпизод также построен на героическом лейтмотиве Зигфрида. Выпив воды из ручья, он начинает понимать язык лесных обитателей. И слышит слова птахи: тот, кто искупается в крови дракона, станет неуязвимым. Хуппертц иллюстрирует ее голос героическим лейтмотивом Зигфрида в высокой тесситуре у скрипки соло. Неуязвимость Зигфрида - качество не врожденное, а добытое им в победе. Композитор подчеркнул это, сопроводив сцену купания музыкальным материалом Зигфрида, а не каким-либо новым.
Музыкально очень насыщенно построена сцена встречи Зигфрида с подземными обитателями-нибелунгами. Иллюстрируя их земли, композитор необычно оркеструет музыкальный материал - вводит арфу, использует фортепиано в высоком регистре, флажолетто и пиццикато струнных. Это создает атмосферу «зачарованности», «нереальности». Кульминация сцены - борьба с повелителем нибелунгов карликом Альберихом за обладание сокровищем. Здесь звучит героический лейтмотив Зигфрида. Когда Зигфрид поднимает над собой меч после победы, оркестр Tutti проводит эту тему. Она же звучит в сцене прибытия в Вормс. Зигфрид стоит под стенами города в окружении 12 королей, ставших его вассалами, и их войск. При входе во дворец, когда он просит руки Кримхильды, в оркестре звучат интонации из его эпического лейтмотива, а во время спора с вассалом бургундского короля (Хагеном), чуть не перетекшего в бой, - из героического.
Изложенные наблюдения позволяют заключить, что эпическая тема связана с презентацией главного героя как воплощения немецкого народа. Героическая звучит в сценах, так или иначе связанных с оружием и борьбой: сражение с драконом, получение неуязвимости, борьба с Альберихом, доблестное войско у ворот Вормса, стычка с Хагеном и др. Тема чувств не позволяет зрителю забыть о главной цели Зигфрида и иллюстрирует его переживания.
С Зигфридом связано большинство лейтмотивов, при этом три - непосредственно. Два отражают традиционные характеристики главного героя - эпическую и героическую, третий - романтическую. Хуппертц, вслед за Лангом, многократно усилил в сравнении с поэмой лирико-романтическую линию. Это позволяет по-новому оценить режиссерский «посыл» фильма, чем делалось прежде. Если Ж. Садуль (1904-1967), например, считал, что «Нибелунги» были торжественным гимном былой славе страны - залогом отмщения и грядущих побед» [7, с. 155], нам представляется, что одновременно в фильме прорисован еще и «портрет» человека. Зигфрид, в отличие от средневековой поэмы, наделен многими чувствами и переживаниями; режиссер и композитор тем самым «приближают» его к зрителю, сокращают историческую дистанцию, актуализируют ситуацию. Музыка при этом играет значительную роль - дополняет и поясняет действия, зачастую умножая их смыслы.
Все темы, связанные с переживаниями героев, в большей или меньшей мере имеют отношение к самому Зигфриду или событиям вокруг него. Кроме того, музыкально главный герой взаимодействует с большинством лейтмотивов, характеризующих места и предметы. Все это позволяет прийти к заключению, что композитор выстраивает музыкальное полотно картины вокруг истории главного героя.
Зигфрид Ланга и Хуппертца во многом напоминает Зигфрида Вагнера - так же, как и в «Кольце Нибелунга», он живет в диком лесу, он отчаянно смел и простодушен. Однако Зигфрид Ланга - не дитя природы. Он знаком с правилами придворного этикета, военного искусства, цивилизован и воспитан. В фильме указывается, что он - сын короля Зигмунда.
Некоторые «внешние» черты сходства с тетралогией обнаруживает и лейтмотивная система - в «Кольце Нибелунга» присутствуют несколько лейтмотивов Зигфрида и тема любви Зигфрида и Брунгильды. Однако на этом сходство заканчивается. Лейтмотивы Вагнера и Хуппертца по-разному оркестрованы, написаны в разных тональностях, имеют разные характеры. Само использование лейтмотивных систем в музыке кино является широко распространенным и объясняется скорее ее прикладным характером, нежели отсылкой к Вагнеру.
Ни Ланг, ни Хуппертц не претендуют на мифологическое обобщение и выстраивание какой-либо иерархической системы. Их трактовка Зигфрида хоть и является весьма вольной, полностью обусловливается поэмой «Песнь о нибелунгах».
Музыка фильма лежит в рамках традиционной гармонии. Появившиеся в 1920-х гг. в Европе, в том числе и в творчестве австрийских композиторов, представителей «нововенской школы» (Шенберга, Берга, Веберна) серийные и додекафонные техники Хуппертц никак не использовал. Состав оркестра, принципы построения мелодии и ее гармонизации стилистически соответствуют зрелому романтизму.
В научных исследованиях последних лет киномузыка рассматривается как часть аудиовизуального синтеза [8], [9] по сути своей представляющая особый вид современного искусства. Авторы указывают на необходимость специального комплексного рассмотрения отдельных фильмов под этим углом зрения. Такой анализ позволит заглянуть в этап самого зарождения «медиатекста» и понять механизмы функционирования музыки в нем.
Рецензенты:
Кекова С.В., д.фил.н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории им Л.В. Собинова, г. Саратов;
Фомина З.В., д.фил.н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории им Л.В. Собинова, г. Саратов.
Библиографическая ссылка
Зольников М.Е. ЗИГФРИД В ХУДОЖЕСТВЕННО-МУЗЫКАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ НЕМЕЦКОГО КИНО 1920-Х («НИБЕЛУНГИ» ФРИЦА ЛАНГА) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20679 (дата обращения: 10.05.2025).