Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЗИГФРИД В ХУДОЖЕСТВЕННО-МУЗЫКАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ НЕМЕЦКОГО КИНО 1920-Х («НИБЕЛУНГИ» ФРИЦА ЛАНГА)

Зольников М.Е. 1
1 ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория (академия) имени Л.В. Собинова»
В статье на примере фильма знаменитого немецкого режиссера Фрица Ланга (1890 — 1976) «Нибелунги» (1924) и музыки Готтфрида Хуппертца (1887-1937) к нему предпринята попытка выяснить, как представлен в немецкой киномузыке 1920-х гг. один из самых ярких героев древнегерманского эпоса – Зигфрид: какое место его тема занимают в музыкальной структуре «Нибелунгов»; каково соотношение визуального ряда и музыкальных характеристик. Автор определил, что Зигфрид находится в центре внимания режиссера и композитора - все темы, связанные с переживаниями героев, в большей или меньшей мере имеют отношение к самому герою или событиям вокруг него. В отличие от средневековой поэмы «Песнь о Нибелунгах», на которой основан сценарий, Зигфрид наделен большим количеством чувств и переживаний; музыка при этом играет значительную роль - дополняет и поясняет действия, зачастую умножая их смыслы. Это позволяет по-новому оценить режиссерский «посыл» фильма, чем делалось прежде. Если Ж. Садуль (1904-1967), например, считал, что «Нибелунги» были торжественным гимном былой славе страны — залогом отмщения и грядущих побед», автору представляется, что одновременно в фильме прорисован еще и «портрет» человека.
средневековая поэма
Зигфрид
Нибелунги
экспрессионизм
киномузыка
кино
Готтфрид Хуппертц
Фриц Ланг
1. Аронсон О. Вне музыки кинематографа // Киноведческие записки. - М., 1994. - № 21. - С. 148-160
2. Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. - М.: Художественная литература, 1975. - 751 с.
3. Гуревич А. Сигурд // Мифы народов мира. Т 2. - М.: Советская Энциклопедия, 1980. - С. 432-433
4. Конен В. Театр и симфония. - М.: Музыка, 1975. - 291 c.
5. Лондон К. Музыка фильма. - М-Л.: Искусство, 1937. - 208 с.
6. Михеева Ю. Парадоксальность музыкального пространства в кинематографе И. Бергмана // Киноведческие записки. - М., 2000. № 51. - С. 92-99.
7. Садуль Ж. История киноискусства. - М.: Издательство иностранной литературы, 1957.- Т.4 Ч.1. - 465 с.
8. Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста: монография. - Краснодар: Изд-во КГУКИ, 2010. - 326 с.
9. Шак Т.Ф. Функции лейттематизма в киномузыке // Размышляя о современном (симпозиум ГЦ КГУКИ) Пятая научн. конф. Гуманитарного центра КГУКИ. Нью-Йорк – Краснодар, 2009. – С. 49-51.
10. Erdmann H. Gottfried Huppertz. Musik zu den Nibelungen // Reichsfilmblatt Nr. 39, 1925. - Р. 32-34.
11. Miller M. Music and the Silent Film: Contexts and Case Studies, 1895-1924. -Oxford, 1997. - 303 p.
12. Slowik M. After the Silents: Hollywood Film Music in the Early Sound Era, 1926-1934 (Film and Culture Series). – Columbia, 2014. - 384 p.
Интерес к искусству немого кино, в том числе к немецкому киноэкспрессионизму, в последние десятилетия неуклонно нарастает. Восстанавливаются фильмы и написанная для их сопровождения музыка, оцифровываются киноленты, с успехом идут их показы, научными вопросами при помощи новых подходов занимаются исследователи. Однако изучено далеко еще не все. Среди проблем, пока разработанных мало - музыка к немому кино. Между тем, она вызывает особый интерес ввиду своей специфичности, связанной с отсутствием естественной человеческой речи и звуков так называемого «бэкграунда». И если показы «рядового» немого кино чаще всего сопровождали таперы, то яркие и масштабные картины, вроде фильмов одного из самых известных режиссеров эпохи немого кино Фрица Ланга (1890-1976), имели оригинальную, написанную только для них музыку. В Германии 1920-х гг. оркестровые партитуры для фильмов создавали Джузепе Бечче (1877-1973), Ганс Эрдман (1882-1942) и Готтфрид Хуппертц (1887-1937). Последний как раз и стал автором оркестрового полотна к интересующим нас «Нибелунгам». Этот композитор закончил Кёльнскую консерваторию, с 1920-х гг. работал в Берлинском «Ноллендорфплац» театре. Там он сдружился с Лангом. Музыка к «Нибелунгам» стала серьезным успехом до той поры мало известного Хуппертца, заставившим обратить на него внимание.

Одним из первых ее анализом занялся Ганс Эрдман [10]. Позже к тематике киномузыки в целом обратился Курт Лондон [5], но его в большей мере интересовали технические способы синхронизации изображения на экране и «живого» оркестрового исполнения. В середине века авторы переключаются на эстетику киномузыки (Зофья Лисса, Р. Мэнвелл). Не обходят тематику стороной и русские исследователи - (Добрин, Корганов, Фролов). Однако киномузыка 1920-х гг. в их работах рассматривается эпизодически. Более основательно о ней пишет Мартин Миллер [11]. Он фокусируется на партитурах 1895-1924 гг. и двух основных школах - немецкой и французской. В начале 2000-х исследователи заговорили о «звуковом пространстве» фильма - [1], [6]. Недавно было опубликовано исследование Михаэля Словика [12]. Он анализирует музыкальные эксперименты фильмов ранней звуковой эры и сравнивает их, среди прочего, с музыкой для немых фильмов. Наблюдения всех этих авторов важны для понимания контекста проблемы, в нашем случае - музыки, характеризующей героев «Нибелунгов» Ланга. Специально к этому вопросу, насколько можно судить, исследователи пока не обращались.

В данной статье предпринята попытка выявить, как представлен в немецкой музыке кино 1920-х г.г.  один из самых ярких героев древнегерманского эпоса - Зигфрид: какое место его тема/темы занимают в музыкальной структуре «Нибелунгов»; каково соотношение визуального ряда и музыкальных характеристик.

Искусство времени Ланга и Хуппертца обратилось к древнегерманскому эпосу не впервые. Наиболее полное и структурированное воплощение он нашел, как общепризнано, в XIX веке в произведениях Рихарда Вагнера (1813-1883), особенно в тетралогии «Кольцо нибелунга» (1876). Опираясь на сказания «Старшей Эдды», исландские саги и средневековую «Песнь о Нибелунгах», композитор воссоздал огромный мифологический мир с пантеоном богов, земными и «полуземными» персонажами; со своими законами, иерархией и сложной системой взаимодействия. В отечественной науке «Вагнеровский миф» хорошо описан и изучен в работах Друскина, Соллертинского, Лосева, Лобановой и др.

Фильм Ланга основан только на эпосе «Песнь о нибелунгах», сюжет которой, отметим сразу, не во всем был главным пунктом тетралогии Вагнера. Фильм разделен на две части: «Нибелунги: Зигфрид» (Die Nibelungen: Siegfried, 1923) и «Нибелунги: Месть Кримхильды» (Die Nibelungen: Kriemhilds Rache, 1924). Главный герой действует в первой части фильма; она и будет предметом рассмотрения. Музыка фильма была написана к его выходу для большого симфонического оркестра. Пока в публичном доступе есть запись ее исполнения симфоническим оркестром Франкфуртского радио под управлением Фрэнка Штробеля, изданная фондом Мурнау вместе с самим фильмом в 2013 году. Партитура в России недоступна, в статье анализируется названная выше запись.

Обращение к анализу музыки позволяет, прежде всего, отметить, что Хуппертц использует разветвленную лейтмотивную систему, которая содержит 19 элементов, из них 15 находят себе место уже в первой части дилогии. Перечислим их в порядке появления к тем или иным кадрам / сценам фильма: лейтмотив Хагена, эпический лейтмотив Зигфрида, героический лейтомтив Зигфрида, тема путешествия (сопровождает героев во время длительных переходов), лейтмотив Вормса, лейтмотив Кримхильды, лейтмотив чувств между Зигфридом и Кримхильдой, лейтмотив Дракона, лейтмотив земель нибелунгов, лейтмотив смерти, лейтмотив Брюнхильды, лейтмотив клятвы верности и братства Зигфрида и Гунтера, тема предчувствия Кримхильды относительно гибели Зигфрида, лейтмотив мести Кримхильды.

Как ясно из перечисления, лейтмотивы можно разделить на несколько групп: темы-портреты, характеризующие персонажей, - Хагена, Зигфрида (два лейтмотива), Кримхильду, Дракона, Брюнхильду; темы-состояния, относящиеся к эмоциям героев, их переживаниям, взаимоотношениям - чувства между Зигфридом и Кримхильдой, смерть, клятва верности и братства Зигфрида и Гунтера, предчувствие Кримхильды в отношении гибели Зигфрида, ярость-месть Кримхильды; темы-места, отображающие города, крепости или другие дестинации,  перемещения между ними или предметы и вещи, относящиеся к ним - путешествия героев, Вормс, земли нибелунгов, сокровища нибелунгов. Почти все главные персонажи имеют личные лейтмотивы, исключением является слабовольный король Гунтер и его братья, по сюжету то и дело попадающие под влияние других героев.

 Рассмотрим место Зигфрида в музыке фильма, проследим, как она характеризует его личность. Увертюра «Нибелунгов» звучит на фоне вступительных титров и содержит две темы.  Открывается она сумрачным и сосредоточенным лейтмотивом Хагена в исполнении духовых инструментов. За ней следует торжественная и стремительная эпическая тема Зигфрида - ее исполняют струнные инструменты. Хуппертц с самого начала противопоставляет этих двух героев. Более того, он «подгадывает» таким образом, что начало первого лейтмотива Зигфрида точно совпадает с кадром посвящения германскому народу (после титров). Можно предположить, что композитор еще до начала фильма, в увертюре, дает понять, что Зигфрид будет музыкально трактоваться как само воплощение немецкого народа. Кстати, близкая трактовка встречалась в начале XIX в.: по словам А.Я. Гуревича, «c возрождением германского средневековья в новой немецкой литературе образ Зигфрида часто приобретает черты «национального героя» (Фуке, Уланд), иногда становясь воплощением Германии или германского народа» [3, с. 432].

В первой сцене фильма зритель видит, что Зигфрид куёт меч. В это время звучит его героическая тема. Она представляет собой короткий мотив из 8 нот с восходящими скачками на квинту и октаву, с последующим опеванием в исполнении валторны. Эта тема дает Зигфриду иную, чем эпический лейтмотив, характеристику. Как известно, валторна произошла от охотничьего сигнального рога - композитор указывает на близость героя к  природе, лесу, в котором он по сюжету живет. Кроме того, скачки в мелодии совпадают с резкими движениями Зигфрида при ковке меча, музыка раскрывает его импульсивность.

В следующей сцене главный герой слышит рассказ лесных жителей о столице бургундов Вормсе и прекрасной принцессе Кримхильде. Здесь, после музыкальной характеристики мира Вормса, впервые звучит лейтмотив чувств между Зигфридом и Кримхильдой. Интонационно он близок к теме Кримхильды и эпическому лейтмотиву Зигфрида - мелодия развивается плавно, отсутствуют большие скачки, исполняют его струнные инструменты.   Поясним, в самой «Песни о нибелунгах» Зигфрида пленяет, скорее, недоступность, уникальность Кримхильды, возможность совершить новый подвиг, покорить недоступную вершину, принцесса - не единственная цель его путешествия в бургундскую столицу. На вопрос короля Гунтера о цели прибытия Зигфрид отвечает так: «Слыхал в стране отцовской я от людей не раз, / Что состоит немало лихих бойцов при вас. / Любой король гордился б вассалами такими. / И силами померяться мне захотелось с ними» [2, с. 371].  Ланг в фильме по-иному трактует ситуацию: основная и единственная цель Зигфрида - Кримхильда, ради нее он преодолевает опасный путь и совершает подвиги. И композитор подчеркнул именно этот момент, введя отдельный лейтмотив, родственный темам этих двух героев.

Чтобы понять, каким Хуппертц видел Зигфрида, проанализируем связь между его музыкальными темами. Главный герой решает отправиться в Вормс и говорит в фильме (в титрах) единственную фразу: «Я возьму в жены Кримхильду». В это время оркестр проводит его эпический лейтмотив. Он заставляет думать, что Зигфрида в Вормсе ждут сложные ситуации и большие дела, не только невеста. Лесные жители смеются над ним, когда он спрашивает дорогу. Зигфрид в ярости ловит одного из них - здесь оркестр воспроизводит его героический лейтмотив.  Понятно, что Зигфрид привык отстаивать свое достоинство и не привык спускать обиды и насмешки.

Хуппертц постоянно чередует две темы Зигфрида. В следующей сцене (Зигфрид едет по лесу), звучит его эпический лейтмотив, а во время сражения с Драконом («объектом» подвига героя) - героический. Здесь надо отметить еще и полифоническое сплетение с темой Дракона. Первоначально лейтмотив Дракона звучит tutti и fortissimo. Постепенно в оркестровую ткань начинают проникать интонации из героической темы Зигфрида. Сначала они появляются в партиях отдельных инструментов, затем охватывают весь оркестровый диапазон и начинают звучать все чаще. Героический лейтмотив Зигфрида словно постепенно «захватывает» власть над темой Дракона, которая в конце сцены, после победы героя, звучит pianissimo, как бы покоряясь его воле.

После этой победы Зигфрид купается в крови дракона, попавшей в ручей.  Данный эпизод также построен на героическом лейтмотиве Зигфрида. Выпив воды из ручья, он начинает понимать язык лесных обитателей. И слышит слова птахи: тот, кто искупается в крови дракона, станет неуязвимым. Хуппертц иллюстрирует ее голос героическим лейтмотивом Зигфрида в высокой тесситуре у скрипки соло. Неуязвимость Зигфрида - качество не врожденное, а добытое им в победе. Композитор подчеркнул это, сопроводив сцену купания музыкальным материалом Зигфрида, а не каким-либо новым.

Музыкально очень насыщенно построена сцена встречи Зигфрида с подземными обитателями-нибелунгами. Иллюстрируя их земли, композитор необычно оркеструет музыкальный материал - вводит арфу, использует фортепиано в высоком регистре, флажолетто и пиццикато струнных. Это создает атмосферу «зачарованности», «нереальности». Кульминация сцены - борьба с повелителем нибелунгов карликом Альберихом за обладание сокровищем. Здесь звучит героический лейтмотив Зигфрида. Когда Зигфрид поднимает над собой меч после победы, оркестр Tutti проводит эту тему. Она же звучит в сцене прибытия в Вормс. Зигфрид стоит под стенами города в окружении 12 королей, ставших его вассалами, и их войск. При входе во дворец, когда он просит руки Кримхильды, в оркестре звучат интонации из его эпического лейтмотива, а во время спора с вассалом бургундского короля (Хагеном), чуть не перетекшего в бой, - из героического.

Изложенные наблюдения позволяют заключить, что эпическая тема связана с презентацией главного героя как воплощения немецкого народа. Героическая звучит в сценах, так или иначе связанных с оружием и борьбой: сражение с драконом, получение неуязвимости, борьба с Альберихом, доблестное войско у ворот Вормса, стычка с Хагеном и др. Тема чувств не позволяет зрителю забыть о главной цели Зигфрида и иллюстрирует его переживания.

С Зигфридом связано большинство лейтмотивов, при этом три - непосредственно. Два отражают традиционные характеристики главного героя - эпическую и героическую, третий - романтическую. Хуппертц, вслед за Лангом, многократно усилил в сравнении с поэмой лирико-романтическую линию. Это позволяет по-новому оценить режиссерский «посыл» фильма, чем делалось прежде. Если Ж. Садуль (1904-1967), например, считал, что «Нибелунги» были торжественным гимном былой славе страны - залогом отмщения и грядущих побед» [7, с. 155], нам представляется, что одновременно в фильме прорисован еще и «портрет» человека. Зигфрид, в отличие от средневековой поэмы, наделен многими чувствами и переживаниями; режиссер и композитор тем самым «приближают» его к зрителю, сокращают историческую дистанцию, актуализируют ситуацию. Музыка при этом играет значительную роль -  дополняет и поясняет действия, зачастую умножая их смыслы.

Все темы, связанные с переживаниями героев, в большей или меньшей мере имеют отношение к самому Зигфриду или событиям вокруг него. Кроме того, музыкально главный герой взаимодействует с большинством лейтмотивов, характеризующих места и предметы. Все это позволяет прийти к заключению, что композитор выстраивает музыкальное полотно картины вокруг истории главного героя.

Зигфрид Ланга и Хуппертца во многом напоминает Зигфрида Вагнера - так же, как и в «Кольце Нибелунга», он живет в диком лесу, он отчаянно смел и простодушен. Однако Зигфрид Ланга - не дитя природы. Он знаком с правилами придворного этикета, военного искусства, цивилизован и воспитан. В фильме указывается, что он - сын короля Зигмунда.

Некоторые «внешние» черты сходства с тетралогией обнаруживает и лейтмотивная система - в «Кольце Нибелунга» присутствуют несколько лейтмотивов Зигфрида и тема любви Зигфрида и Брунгильды. Однако на этом сходство заканчивается. Лейтмотивы Вагнера и Хуппертца по-разному оркестрованы, написаны в разных тональностях, имеют разные характеры. Само использование лейтмотивных систем в музыке кино является широко распространенным и объясняется скорее ее прикладным характером, нежели отсылкой к Вагнеру.

Ни Ланг, ни Хуппертц не претендуют на мифологическое обобщение и выстраивание какой-либо иерархической системы. Их трактовка Зигфрида хоть и является весьма вольной, полностью обусловливается поэмой «Песнь о нибелунгах».

Музыка фильма лежит в рамках традиционной гармонии. Появившиеся в 1920-х гг. в Европе, в том числе и в творчестве австрийских композиторов, представителей «нововенской школы» (Шенберга, Берга, Веберна) серийные и додекафонные техники Хуппертц никак не использовал. Состав оркестра, принципы построения мелодии и ее гармонизации стилистически соответствуют зрелому романтизму.

В научных исследованиях последних лет киномузыка рассматривается как часть аудиовизуального синтеза [8], [9] по сути своей представляющая особый вид современного искусства. Авторы указывают на необходимость специального комплексного рассмотрения отдельных фильмов под этим углом зрения. Такой анализ позволит заглянуть в этап самого зарождения «медиатекста» и понять механизмы функционирования музыки в нем.

Рецензенты:

Кекова С.В., д.фил.н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории им Л.В. Собинова, г. Саратов;

Фомина З.В., д.фил.н., профессор кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории им Л.В. Собинова, г. Саратов.


Библиографическая ссылка

Зольников М.Е. ЗИГФРИД В ХУДОЖЕСТВЕННО-МУЗЫКАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ НЕМЕЦКОГО КИНО 1920-Х («НИБЕЛУНГИ» ФРИЦА ЛАНГА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20679 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674