Развитие образования как открытой системы, основанной на распределении полномочий и ответственности между всеми субъектами образовательной политики и активизации роли всех участников педагогического процесса: педагогов, обучающихся, родителей, является одной из важных задач модернизации отечественного образования. В ситуации возрастания взаимной ответственности субъектов образовательного процесса актуальным становится необходимость эффективного взаимодействия учителей, детей и родителей.
Несмотря на то, что отечественная система образования накопила значительный опыт по вопросу взаимодействия школы и семьи в воспитании детей, в массовой педагогической практике продолжают существовать противоречия во взаимных ожиданиях педагогов и родителей, ограничения в сотрудничестве, взаимная неудовлетворенность от частоты, содержания и направленности общения. Между тем, согласно требованиям государственных образовательных стандартов, в школе должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия родителей, в разработке основной образовательной программы, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся. Учителя должны уметь взаимодействовать с родителями с целью создания единого воспитательного пространства и повышения качества педагогического процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (2009 г.) в области педагогической деятельности данная компетенция выделяется в разделе профессиональных компетенций и формулируется следующим образом: выпускник «готов включаться во взаимодействие с родителями, ... заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5)». Значимость данного умения подчеркивается и в Профессиональном стандарте педагога (2013 г.).
Под взаимодействием учителя начальных классов с родителями обучающихся мы понимаем организацию их совместной деятельности, в которой достигается выработка единого взгляда на воспитание детей; общность в определении целей воспитания; определенная степень согласованности в выборе методики и техники воспитательных воздействий, установление эмоционально-положительных отношений в триаде «педагог-родители-дети». Взаимодействие - процесс, основанный на сотрудничестве педагога и родителей, в котором аккумулируются их совместные усилия по развитию личности ребенка, координируются действия по его обучению и воспитанию.
Цель исследования
Цель публикации - изучить особенности использования интерактивных методов обучения при формировании у будущих учителей начальных классов готовности к взаимодействию с родителями обучающихся в процессе их профессиональной подготовки в ВУЗе.
Эксперимент проходил на базе Череповецкого государственного университета (г. Череповец) в рамках реализации дисциплины «Основы семейной педагогики» по направлению подготовки "Педагогическое образование", профиль "Начальное образование". В исследовании принимали участие 24 студента 3 курса в возрасте от 19 до 21 года.
Экспериментальная работа состояла из трех этапов.
На первом этапе (апрель, май 2014 г.) нами были разработаны критерии и методики для изучения уровня сформированности у будущих учителей начальных классов готовности к взаимодействию с родителями обучающихся.
На втором этапе (сентябрь 2014 г. - май 2015 г.) была разработана и внедрена программа дисциплины «Основы семейной педагогики» с использованием интерактивных методов обучения.
На третьем этапе (май 2015 г.) был проведен контрольный срез по изучению сформированности у будущих учителей начальных классов готовности к взаимодействию с родителями обучающихся.
Материал и методы исследования
На первом этапе экспериментальной работы были разработаны критерии для изучения уровня готовности будущих учителей начальных классов к взаимодействию с родителями обучающихся. Готовность взаимодействовать с родителями мы рассматривали через сформированность у студентов следующих умений:
- умение применять психолого-педагогические методы для изучения опыта семейного воспитания и индивидуальных особенностей ребенка;
- умение выработать единый с родителями взгляд на сущность воспитания; определить цели и задачи воспитания;
- умение выработать согласованную методику и технику воспитательных воздействий, корректировать и координировать их в различных ситуациях;
- умение устанавливать эмоционально-положительные взаимоотношения в триаде «педагог-родители-дети»;
· умение проанализировать и оценить результаты взаимодействия.
Нами выделены 3 уровня сформированности готовности будущего учителя начальных классов к взаимодействию с семьями обучающихся: недостаточный, базовый, повышенный.
Недостаточный уровень готовности будущего учителя к взаимодействию с родителями школьника характеризуется тем, что студент не умеет использовать методы педагогической диагностики для изучения опыта семейного воспитания и индивидуальных особенностей ребенка; не считает взаимодействие с родителями необходимым, не умеет правильно поставить общие цели воспитания школьника; не знает, каким образом координировать воспитательные воздействия педагога и родителей в различных ситуациях; демонстрирует низкий уровень владения техникой общения с родителями; некритично оценивает результаты взаимодействия, затрудняется анализировать их. Недостаточный уровень характеризуется отсутствием у будущего педагога готовности к осуществлению взаимодействия с родителями обучающегося.
Находясь на базовом уровне, будущий учитель начальных классов осознает цели и значимость взаимодействия с семьями обучающихся; умеет сформулировать цель воспитания, способен организовать совместную деятельность по решению проблем индивидуального развития младшего школьника; умеет устанавливать эмоционально-положительные взаимоотношения с родителями; способен проанализировать и оценить результаты взаимодействия с семьей учащихся. Базовый уровень проявляется в наличии готовности к организации и осуществлению взаимодействия с родителями.
На повышенном уровне будущий педагог демонстрирует осознание цели и значимости взаимодействия с родителями школьников; умение четко ставить общие для семьи и школы цели воспитания, способность творчески подойти к организации совместной деятельности по решению проблем развития ребенка, а также других проблем, с которыми обращаются члены семьи; умение выстроить позитивные отношения в процессе общения с родителями; способность тщательно проанализировать, критично и адекватно оценить свою профессиональную деятельность, результаты взаимодействия с родителями. Повышенный уровень характеризуется готовностью будущего педагога на основе творческого подхода осуществлять взаимодействие с семьей обучающегося.
На основе разработанных критериев и уровней мы провели диагностику готовности будущих учителей начальных классов к взаимодействию с родителями школьников.
Для анализа уровня сформированности данных умений нами был разработан экспертный лист «Оценка компетентности в вопросах взаимодействия с родителями обучающихся». Студентам было предложено оценить по 5-бальной шкале степень своего согласия с утверждениями, а также выразить свое мнение по вопросам, касающимся различных аспектов взаимодействия учителя и семьи в вопросах воспитания детей.
Анализ результатов самооценки студентов показал, что почти половина студентов, участвующих в исследовании, оценивают свои знания и умения по вопросам взаимодействия с семьей обучающегося на недостаточном уровне (46 %), 33 % считают, что они обладают знаниями в вопросах построения взаимоотношений с родителями младших школьников на базовом уровне, только 21 % будущих учителей начальных классов считают себя хорошо подготовленными к осуществлению взаимодействия с семьей младшего школьника.
Однако многие студенты (71 %) отметили, что они не способны правильно подбирать тактику взаимодействия с родителями в тех или иных ситуациях, требующих совместных усилий семьи и школы в воспитании детей.
Следует отметить, что большинство студентов понимают, что самое главное в построении взаимоотношений с родителями - желание общаться с семьей ученика, умение сделать родителей союзниками в воспитании детей, но при этом среди наиболее важных функций педагога работу с родителями выделили только 25 % респондентов.
67 % будущих педагогов предпочли бы взаимодействовать с благополучными семьями, и только 21 % считают, что готовы осуществлять взаимодействие с любыми семьями, 50 % студентов не представляют, как работать с неблагополучными семьями.
В качестве основных форм взаимодействия с родителями практически все студенты назвали индивидуальную беседу (83 % респондентов) и родительское собрание (87 %). Только 29 % перечислили другие формы работы, направленные на вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, совершенствование педагогической культуры родителей, на поддержку детей, членов семьи, на оказание им педагогической помощи.
Многие будущие учителя (46 %) боятся выстраивать взаимоотношения с родителями, так как предполагают, что из-за их неопытности родители не будут следовать их рекомендациям.
Более половины студентов (67 %), участвующих в исследовании, не знают, как помочь урегулировать конфликты, возникающие между родителями и детьми, между другими членами семьи и ребенком, а также опасаются того, что не смогут найти правильный выход из конфликтной ситуации между педагогом и родителями обучающихся.
Полученные нами данные позволили сделать вывод, что у половины студентов не сформирован взгляд на взаимодействие с родителями как на сотрудничество, будущие учителя начальных классов недостаточно компетентны в вопросах проектирования и организации взаимодействия с семьями обучающихся.
С целью уточнения полученных результатов студентам было предложено решить ситуации, в содержание которых были заложены вопросы, касающиеся организации взаимодействия педагога и родителей. В решении практических задач большинство студентов испытали трудности, 33 % не справились с предложенным заданием, остальные 67 % попытались выполнить задание с опорой на знания, полученные при изучении психологии, педагогики, методики воспитания младших школьников, а также с опорой на собственный опыт общения с людьми.
В целом проведенное нами исследование показало, что в системе подготовки учителей начальных классов в ВУЗе необходимо усилить работу по формированию у них умений, связанных с организацией взаимодействия с семьей, наполнить ее ценностно-значимым содержанием, новыми способами обучения.
В основу современной вузовской подготовки будущих учителей положен компетентностный подход. Актуальность реализации компетентностного подхода подчеркивается в трудах многих ученых (В.А. Болотов [1], Л.И. Бурова [2], И.А. Зимняя [3], Е.В. Яковлева [5] и др.). Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не готовое знание, а формируются умения, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский или практико-преобразовательный характер и сама становится предметом усвоения, а, значит, актуальным становится поиск методов и приемов обучения, с помощью которых формирование компетенций будет эффективным. Одним из способов, позволяющим усилить практико-ориентированную составляющую подготовки будущих учителей начальных классов, является использование интерактивных методов обучения. Под интерактивными методами обучения понимают «способы целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся по созданию оптимальных условий своего развития» [4, с.5]. Интерактивные методы способствуют интенсивному общению преподавателя и студента на занятии, направлены на изменение, совершенствование профессиональных моделей поведения и деятельности будущих педагогов.
Программа дисциплины «Основы семейной педагогики» была разработана с целью формирования у студентов 3 курса готовности к проектированию и организации взаимодействия с родителями обучающихся и внедрена с учетом использования интерактивных методов обучения. В качестве концептуальных теоретических идей в основу изучения данного курса были положены теории сопровождения, педагогического посредничества. В ходе занятий будущие педагоги рассматривали закономерности построения эффективной системы взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения, а также способы проектирования и реализации стратегии сотрудничества во взаимодействии семьи и школы.
Для формирования у студентов компетенции в вопросах организации взаимодействия с родителями обучающихся нами использовались следующие интерактивные методы обучения:
-проблемные лекции с целью ознакомления студентов со способами организации взаимодействия с семьей на основе сотрудничества;
-дискуссии с целью формирования у будущих педагогов потребности в изменении стереотипов взаимоотношений с учениками и их родителями при организации учебно-воспитательного процесса;
-тренинговые упражнения, связанные с развитием навыков общения для налаживания благоприятных взаимоотношений с младшими школьниками и их родителями;
-включение студентов в исследовательскую деятельность по вопросам организации взаимодействия школы и семьи в воспитании младших школьников;
-работа в группах по разработке программ работы школы с родителями («Методика и технологии проведения родительских собраний, встреч педагогов с родителями», «Проведение индивидуального консультирования родителей», «Организация тренингов для родителей по решению проблем семейного воспитания» и др.).
Результаты исследования
В конце изучения дисциплины с целью оценки результативности работы нами был проведен контрольный срез. Студентам было предложено повторно заполнить экспертный лист и решить практические задачи. По результатам самооценки получилось, что 25 % студентов стали оценивать свои знания и умения в области построения взаимодействия с семьей младшего школьника на повышенном уровне, остальные 75 % отметили, что они обладают достаточными знаниями в вопросах построения взаимоотношений с семьей школьника на основе сотрудничества (базовый уровень). На недостаточном уровне сформированность данной компетенции не оценил никто из студентов, участвующих в экспериментальной работе. При решении практических заданий студенты стали давать более глубокие, содержательные ответы. 75 % справились с предложенным заданием, выбрали адекватные формы и методы взаимодействия с родителями на основе сотрудничества. Однако 25 % студентов испытали затруднения, несмотря на то, что свой уровень в листе самооценки определили как базовый.
Выводы
Анализ полученных данных и их интерпретация позволили нам сделать вывод о результативности проделанной работы в процессе реализации программы дисциплины «Основы семейной педагогики». Очевидна положительная динамика в формировании у будущих учителей начальных классов готовности к взаимодействию с родителями обучающихся.
В ходе исследования выяснилось, что на повышение педагогической компетентности будущего педагога по вопросам организации взаимодействия с родителями учащихся на основе сотрудничества оказывают влияние следующие условия:
-создание у будущих учителей начальных классов мотивации на организацию взаимодействия с родителями обучающихся;
-выявление затруднений, возникающих у будущих педагогов во взаимодействии с родителями, и целенаправленная работа по их разрешению;
-моделирование на занятиях профессиональных ситуаций, которые позволяют лучше усваивать знания и формировать умения, связанные с организацией взаимодействия с семьей, с реализацией новых технологий организации совместной деятельности по воспитанию младших школьников;
-использование обоснованного сочетания на практических занятиях индивидуальных и групповых форм работы студентов, что позволяет каждому делиться своим опытом с другими и способствует развитию навыков организации взаимодействия с родителями школьников.
Рецензенты:Бурова Л.И., д.п.н., профессор, профессор кафедры начального образования ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет, г. Череповец;
Денисова О.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой дефектологического образования ФГБОУ ВПО Череповецкий государственный университет, г. Череповец.
Библиографическая ссылка
Яковлева Е.В. ФОРМИРОВАНИЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГОТОВНОСТИ К ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20656 (дата обращения: 17.01.2025).