Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ОБЩЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

Канатьев К.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И Лобачевского (Национальный исследовательский университет)»
Осуществлен анализ психологических гендерных характеристик спортсменов для целей их учета в психолого-педагогической работе педагога-тренера по формированию оптимального психологического климата в спортивном коллективе. Показана значимость учета названных факторов для эффективной работы педагога-тренера в данном направлении. Анализ показал значительные различия: в мотивации спортивной деятельности мужчин и женщин; в особенностях социализации личности спортсменов через занятия спортом; в особенностях влияния на личность так называемых мужских и женских видов спорта; в степени проявления гендерных стереотипов и их влиянии на личность в целом; в особенностях эмоционально-личностных состояний (тревожность, страх неудачи, страх отвержения и др.). Указанные особенности существенно сказываются в процессе общения спортсменов и влияют на психологический климат спортивного коллектива.
деятельность тренера.
психологический климат
общение
личность спортсмена
гендерные характеристики
1. Абрамов В.В. Становление функции эндокринной и кардиареспиратерной систем у спортсменок пубертатного возраста: автореф. дис. … д-ра наук/ В.В. Абрамов. – СПб., 1992.
2. Андрух М.Г. Исследование путей и средств сплочения спортивной команды / М.Г. Андрух // Материалы научной конференции Киевского ГИФКа по итогам НИР за 1969 г. – Киев, 1970, 4.2. – С.9-10.
3. Виноградова, Т.В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов/ Т.В. Виноградова, В.В. Семенов // Вопросы психологии. –1993. – № 2. – С. 63-71.
4. Гасанова З.А. Женщины в изначально мужских видах спорта / З.А. Гасанова // Теория и практика физической культуры. – 1997. – № 7. – С. 18-22.
5. Гуськов С.И. Новые виды физической активности женщин – веление времени/ С.И. Гуськов, Е.Л. Дегтярева // Теория и практика физической культуры. – 1998. – № 2. – С. 56-58.
6. Джамгаров Т.Т. Лидерство в спорте / Т.Г. Джамгаров, В.И. Румянцева // Серия: Наука – спорту. Психология. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 80 с.
7. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины/ Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002.
8. Коломейцев Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю,А. Коломейцев. – М.,2005.
9. Кричевский Р.Л. Психология руководства и лидерства в спортивной команде/ Р.Л. Кричевский // Физкультура и спорт.-
10. Лихачев, Л.В. Удовлетворенность занятиями физической культурой и спортом как фактор повышения эффективности учебно-педагогического процесса: автореф. дисс. … канд. пед. наук/ Л.В. Лихачев. – М., 1982. – 14 с.
11. Рипа М.Д. Некоторые социальные факторы формирования физкультурных и спортивных интересов/ М.Д. Рипа // Теория и практика физической культуры. – 1971б. – № 10. – С. 45-47.
12. Рудик П.А. Спорт и воспитание личности/ П.А. Рудик // Спорт и личность. – М.: Физкультура и спорт, 1975. – С. 7-15.
13. Соболева Т.С. О проблемах женского спорта/ Т.А. Соболева // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 3. – С. 56-63.
14. Сологуб В.В. Влияние значительных физических нагрузок на репродуктивную функцию женщин-спортсменок: автореф. дис. …канд. наук/ В.В. Сологуб. – Харьков, 1989.
15. Утехина Ю.Г. Исследование социально-психологических структур личности и коллектива /на примере плавания и водного поло: автореф. дис.... канд. пед. наук / Ю.Г. Утехина. –М., 1993. – 15с.
16. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте/ Ю.Л. Ханин// Физкультура и спорт. – 2002.
17. Цикунова Н.Г. Гендерные характеристики личности спортсменов в маскулинных и феминных видах спорта: дис. …канд. наук: 13.00.04 - теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры/ Н.Г. Цикунова. – СПб., 2003.
18. Черникова О.А. Спорт и воспитание эмоциональных сторон личности/ О.А. Черникова // Спорт и личность. - М.: Физкультура и спорт, 1975.-С. 175-184.
19. Diegel H. Sport in changing society: sociological essays // Sport science studies. – 1995. – № 7. – 200 p.

Данная работа выполнена в рамках общей темы нашего исследования, посвященного проблеме учета гендерных характеристик спортсменов в профессиональной деятельности педагога-тренера. Целью исследования является поиск условий и факторов оптимизации психолого-педагогической работы тренера на основе учета индивидуально-психологических и гендерных особенностей спортсменов. В задачи данной статьи входит изучение различий в психологических характеристиках спортсменов, обусловленных половой принадлежность, а также влияния этих характеристик на процесс формирования психологического климата спортивного коллектива.

 В рамках современной гендерной теории одним из перспективных направлений можно считать изучение личностных предпосылок успешной самореализации женщин и мужчин в нетрадиционной для них сфере жизнедеятельности. Один из наиболее важных вопросов в этой связи состоит в том, как занятия маскулинными и фемининными видами спорта влияют на формирование личности спортсменов мужского и женского пола [18].

Имеются некоторые различия в проявлении лицами мужского и женского пола интереса к различным видам спорта. По данным М. Д. Рипа [11], мальчики значительно чаще интересуются волейболом, баскетболом, футболом и хоккеем, девочки - фигурным катанием и гимнастикой. В отношении интереса, проявляемого к легкой атлетике и плаванию, различий нет. Работы С.И. Гуськова, Е.И. Дегтяревой [5]; S. Matteo [20] показывают, что мужчины в основном предпочитают те виды спорта, которые в большей степени характеризуются как "мужские", женщины же склонны заниматься такими спортивными дисциплинами, которые в большей степени воспринимаются как "женские" [18]. В то же время заметный интерес девочки и девушки проявляют к восточным единоборствам. Как отмечает Н. Diegel [19], агрессивный физический контакт является частью имиджа мужского спорта, в то время как грация и элегантность - это характеристики типичной спортсменки-женщины [18].

Некоторые исследователи [4] задают вопрос: насколько вовлечение женщин в спортивные дисциплины, считающиеся прерогативой мужчин, согласуется с критериями женственности? Если женщина принимает участие в нетрадиционной физической активности, ее воспринимают как «мужеподобную» или «неестественную» [21]. Результатом такого положения вещей является более сильное переживание полоролевого конфликта женщинами, специализирующимися в маскулинных видах спорта, чем занятых фемининными видами физической активности. Женщины-спортсменки стараются преодолеть это посредством «улучшения» своей женственности в других областях - одежда, макияж и т.д. [21]. Вообще же считается, что чем ближе конституциональный тип женщины к мужскому, тем больших спортивных результатов она добивается. Неслучайно поэтому среди спортсменок высокого класса так много маскулинных: 70-90 % - в легкой атлетике, 71 % - в лыжных гонках, 98 % - в спортивной гимнастике, 67 %  - в футболе, 44 % -- в плавании  [1, 13, 14].

Несмотря на то, что многочисленными исследованиями было неоднократно показано влияние спорта на личность занимающегося им человека, а также имеются некоторые данные о воздействии спорта на личность женщин в сравнении с мужчинами, вопрос о формировании качеств личности в маскулинных и фемининных видах спорта изучен недостаточно.

Н.Г. Цикунова [17] отмечает, что у девочек с ростом спортивного мастерства тревожность снижается, в то время как у мальчиков остается неизменной. Спортсменки со стажем занятий менее тревожны, чем их коллеги мужского пола. Автор справедливо полагает, что, возможно, сохранение тревожности на протяжении спортивной карьеры у спортсменов мужского пола связано с беспокойством о своем статусе. Для мужчин значимо не просто заниматься «мужским» занятием для повышения своего престижа, а выигрывать, показывать свое мастерство, превосходство. Развитие маскулинного типа личности, мужественности обусловливает стремление доминировать.

Фемининная деятельность в большей степени влияет на формирование фемининных качеств, в структуре андрогинной личности у девочек, что соответствует стереотипным полоролевым представлениям и активизируется синхронизацией воспитательных линий личностных качеств в семье и спорте.

Таким образом, можно сказать, что маскулинные и фемининные виды спорта более дифференцированно воздействуют на личностные особенности женщин, чем мужчин. Навыки, приобретенные в спорте, осознание своей силы, умение защищать себя, способствуют развитию чувства уверенности в себе у женщин, специализирующихся в маскулинных видах спорта в большей степени, чем женщин, не занимающихся спортом, и женщин, специализирующихся в фемининных видах спорта.

Фемининная деятельность предлагает стереотипно «правильные» роли для женщин - проявления мягкости, артистизма, экспрессии, низкой доминантности и конформности. Спорт, вообще, как типичный институт социализации маскулинности, развивает в мужчинах такие черты характера, как смелость, решительность, эмоциональная устойчивость, доминантность, что совпадает с данными П. А. Рудика, О.А. Черниковой [12, 18] и др. И тем самым несколько увеличивает степень проявления гендерных стереотипов по сравнению с женщинами. Эти результаты подтверждают данные Т.В. Виноградовой, В.В. Семенова [3] о большей гендерной стереотипизированности представителей мужского пола.

На начальном этапе специализации в фемининных видах спорта мальчики и девочки имеют андрогинный тип личности, у девочек с большим набором фемининных характеристик, у мальчиков - маскулинных. В процессе занятий фемининным видом спорта увеличивается уклон андрогинного типа личности в фемининную сторону у девочек.

Бальные танцы, фигурное катание - парные виды спорта, где разделены функции мужчины и женщины при достижении единой цели - максимального проявления технического мастерства и эмоциональной выразительности. Партнершей репрезентируется образ красоты, яркости, мягкости и женственности. Партнер берет на себя функцию лидера в паре и задает темп, вместе с тем, не теряя своей артистичности, которая отражает силу, мощь. Таким образом, в фемининном виде спорта у мальчиков и девочек личностное развитие происходит согласно представлениям об образах "настоящих" мужчины и женщины. Но любой вид спорта формирует андрогинный тип личности. В отличие от не занимающихся спортом у представителей фемининного вида развиваются: у девочек - доминантность, конформизм, самоконтроль, андрогинный тип личности с большим набором фемининных характеристик; у мальчиков - доминантность.

Этап полоролевой социализации во взрослом возрасте способствует пересмотру норм и образцов поведения, связанных с гендером и некоторой корректировкой качеств личности, однако формирование специфики личностных характеристик в конкретной деятельности продолжается. Маскулинные виды спорта способствуют увеличению мужественности, жесткости, самоконтроля у женщин; увеличению доминантности, самоконтроля, снижению тревожности у мужчин. Фемининные виды способствуют у женщин: снижению доминантности, увеличению тревожности, нонконформизма, увеличению стереотипных взглядов на качества, присущие мужчинам и женщинам в обществе; у мужчин - развитию прямолинейности, эмоциональной устойчивости. В целом, спорт независимо от репрезентируемого образа формирует у мужчин эмоциональную устойчивость, смелость, решительность, самоконтроль. Специфичными характеристиками мужчин являются: в маскулинном виде - ответственность, андрогинный тип личности с большим набором маскулинных характеристик; в фемининном виде - экспрессивность, активное неудовлетворение стремлений. У женщин, представительниц маскулинного вида спорта, специфичными качествами на данном этапе являются мужественность, уверенность в себе. В то время как у женщин, занимающихся фемининными видами, отличий от не спортсменок не обнаружено.

Во взрослом возрасте спорт способствует большему закреплению гендерных стереотипов у мужчин. У спортсменов как мужского, так и женского пола формируется более адаптивный тип личности андрогинной структуры.

Кратко рассмотренные различия находят свое проявление в процессе формирования межличностных отношений спортсменов и общего психологического климата в спортивном коллективе, когда речь идет о командных видах спорта.  

Возникновение и формирование межличностных отношений в спортивных коллективах проходят сложный, но всегда однонаправленный путь, который можно разбить на несколько этапов:

1.      Возникновение потребности и ее осознание.

Превращение потребности в стойкий интерес к той или иной деятельности, способной удовлетворять возникшую потребность.   

2. Сравнение и оценка возможностей, способностей с требованиями той или иной деятельности, в которой надлежит принять участие для удовлетворения потребностей.

3. Формирование мотива поведения, направленного на поиск деятельности, способной удовлетворить возникшую потребность.

4. Установление связей и контактов с тренером и спортсменами в процессе деятельности, возникновение формальных взаимоотношений, способствующих удовлетворению потребности.

5. Возникновение симпатий, предпочтений, дружбы, общих интересов и увлечений на основе формальных взаимоотношений, формирование неформальных отношений.

Взаимоотношения в спортивной команде делятся на отношения между спортсменами и отношения спортсменов с тренером. Каждый из видов взаимоотношений может в свою очередь делится на формальный и неформальный.

Формальные отношения заранее «запрограммированы» и обусловлены требованиями деятельности, подчинены задачам, и  «сценарий», по которому они должны развиваться, для каждого вида спорта, в общем, известен. Значительно труднее предугадать, как в этих системах будут складываться отношения в неформальной сфере, так как развитие их происходит спонтанно, на основе нерегулируемых симпатий и антипатий, предпочтений, совместных интересов и увлечений [8], [16].

Есть два вида чувств, возникающие у членов группы по отношению к другим ее членам и придающих особый характер их межличностным отношениям.

а) Конъюнктивные чувства, содействующие сближению личностей, такие как, например, любовь, дружба, товарищество.

б) Дизъюнктивные чувства, отталкивающие личность от другой личности, может вызвать внешний вид человека, грубость, манера поведения, зазнайство и т.д.

Хотя межличностные отношения не имеют прямого отношения к обязанностям и деловым отношениям между членами группы, они могут оказывать сильные воздействия на деятельность членов группы: помогать ее осуществлению или, наоборот, препятствовать, повышать или разлагать деловую атмосферу в коллективе, тормозить выполнение полученных членами индивидуальных обязанностей.        

М.Г. Андрух [2] при анализе межличностных взаимоотношений в спортивной команде  выделил следующие моменты: между членами спортивных групп устанавливаются различные виды взаимоотношений в виде симпатий и антипатии, равнодушия и т.д., к отдельным лицам или группам; исследования, проведенные Ю.Г.Утехиной [15], показали, чем больше связаны спортсмены в системе взаимодействия в структурных или функциональных, так и личностных отношений, тем гармоничнее сочетание этих типов взаимодействия в команде, тем лучше ее психологический климат, тем более единый, интегративный коллектив она представляет, тем лучше и значительнее ее результат на соревнованиях.

Большую роль в особенностях коммуникативного поведения играет тип темперамента спортсменов. В частности, Л.В.Лихачев [10] на примере женских баскетбольных команд установил, что у спортсменов сангвинического и холерического темперамента в острых соревновательных условиях резко снижается число попыток управлять поведением и действием партнеров. Баскетболистки меланхолического темперамента чаще других пытаются в трудных условиях успокоить или поддержать партнеров по команде. Очень примечательно, что флегматики чаше вступают в пререкания с товарищами. Эти данные скорее отражают влияние стрессорности условий деятельности в сочетании с особенностями нейродинамических характеристик спортсменов, а не проявление их темперамента. 

Ю.А.Коломейцев [8] считает, что равенства в положении, которое занимает каждый из членов группы в ее иерархической структуре, нет. Этого равенства и не может быть, так как все члены группы выполняют хотя и однородную деятельность, но по-разному в зависимости от отношения к ней, способностей личностных качеств, ситуации и т.д. В результате деятельности происходят самооценка и взаимооценка поступков и успешности действий, позволяющие каждому сравнить себя с другими членами. Отвести каждому, в том числе и себе, место в группе, мысленно построить свое видение иерархической структуры команды, определить статус каждого ее члена.

По мнение Т.Т. Джамгарова, В.И. Румянцевой [6], было бы неверным утверждать, что лидерство охватывает очень ограниченные сферы жизнедеятельности спортивной группы. Кроме учебно-тренировочной и спортивной деятельности спортсменов, лидерство и лидеры представлены в сфере развлечений и отдыха команды, в сфере интересов познавательных и общественных, личных и коллективных, потребность в самоорганизации и самоуправлении в спортивной команде распространяется и на любые стороны деятельности спортсменов, прямо не относящиеся к содержанию и целям «своего» вида спорта.

Дифференцировать лидерские роли можно по разным признакам. Наиболее удачной и продуктивной в этом смысле представляется попытка Р.Л. Кричевского [9], предложившего различать лидерские роли по их вкладу в тот или иной содержательный элемент групповой деятельности. Р.Л. Кричевский выделяет активность, инициативное поведение, которое обусловлено целями и задачами самой спортивной деятельности. Такая ориентация позволяет опознавать инструментальных лидеров.

Если активность, инициатива, творчество направлены на формирование благоприятных межличностных отношений, психологического климата команды, то это характеризует экспрессивного лидера. Дифференциация лидеров на инструментальных и экспрессивных связана с анализом структуры групповой деятельности. Инструментальных лидеров следует рассматривать как ближайших помощников тренера в решении задач технико-тактической, специальной подготовки. Экспрессивные лидеры - ближайшие помощники тренера, прежде всего, в воспитательной работе, что особенно важно в детских, юношеских командах. Во взрослых командах неоценима их помощь в профилактике и предупреждении различных межличностных конфликтов, в организации досуга, проведении общественных мероприятий. Сравнение структуры и иерархии лидерства в мужских и женских командах показывает, что в мужских командах структура лидерства и ранги лидерских статусов имеют более определенный и стабильный характер, чем в женских.

Несмотря на дифференциацию ролей, самый высокий ранг в команде принадлежит обычно инструментальному лидеру или спортсмену, совмещающему роли инструментального и экспрессивного лидеров. Высший ранг, как правило, никогда не принадлежит лидеру эмоциональному. Это, по-видимому, свидетельствует о более значительной для спорта роли инструментального лидера и инструментального лидерства в сравнении с эмоциональным.

Отношения, складывающиеся в спортивных командах, не бывают раз и навсегда устоявшимися. Они постоянно в динамике, непрерывно меняются. Изменения эти происходят или в ответ на какие-то внутренние события или под воздействием факторов субъективного порядка. Во избежание непредсказуемости в развитии данного процесса, необходимо руководить отношениями в команде, направлять их в нужное для команды русло. Тренер должен постоянно следить за динамикой отношений, улавливать повышение конфликтности, психологической напряженности и принимать соответствующие меры. В процессе многолетней работы у каждого тренера складывается характерный для него стиль руководства, управления командой. Немецкий психолог Курт Левин предложил следующие названия основных стилей: авторитарный, демократический, либеральный.

 Авторитарный стиль работы тренера характеризуется полным его единоначалием, т.е. единоличным принятием решений, стремлением оставить за собой исключительное право поощрять и наказывать. Демократический стиль руководства характеризуется передачей тренером части своих полномочий и функций членам коллектива или своим помощникам. Контролируя деятельность членов коллектива, тренер старается сосредоточить свой контроль на главном, не переходя на мелочную опеку. В отношениях с людьми он объективен, справедлив, вежлив, деликатен, доброжелателен и всегда доступен для контакта, в работе не боится конкуренции, а в своем окружении предпочитает видеть квалифицированных специалистов. Либеральный стиль руководства характеризуется минимальным вмешательством тренера в процесс управления командой. В жизни редко встречаются тренеры, деятельность которых четко укладывалась бы в рамки одного стиля руководства. Обычно в своей работе любой тренер принимает все три стиля, но выраженность каждого из них бывает различной. Преобладание одного из них характеризует тот или иной индивидуальный стиль руководства тренера.  По мнению Ю.А. Коломейцева [8], индивидуальный стиль руководства тренера можно рассматривать как форму его общения с учениками, в результате которого формируется авторитет тренера, который является необходимым условием успешного руководства спортивным коллективом. Тренер, обладающий авторитетом, пользуется доверием спортсменов, что создает благоприятные условия для их плодотворного сотрудничества. Авторитет тренера обусловлен его высоким моральным обликом, профессионализмом и завоевывается у спортсменов, прежде всего, добросовестным отношением к труду, объективным отношением к ученикам.

Факторы, обусловливающие авторитет тренера, зависят от возраста и опыта спортсменов. Новички большое значение придают спортивному статусу тренера (если тренер имеет высокие спортивные звания, то у учеников складываете мнение, что он является и хорошим тренером). Кроме того, для юных спортсменок важен внешний вид тренера, его вежливость и мягкость обхождения с ними. Для опытных спортсменов авторитетен тот тренер, который добивается высоких результатов, который профессионально компетентен. Личностные качества тренера отходят на второй план. Авторитет тренера во многом базируется на уровне его профессиональной образованности, который должен неуклонно расти, и на технической подготовленности, которая зависит в основном от предшествующей деятельности тренера в качестве спортсмена. Молодые тренеры часто пытаются ускорить процесс создания своего авторитета, вступая на ложный путь. Известный педагог А.С. Макаренко описал несколько разновидностей псевдоавторитета.

В основе псевдоавторитета подавления лежит боязнь. Такие тренеры забывают, что воспитание не сводится к молчаливому послушанию учеников. Псевдоавторитет расстояния характеризуется, возможно, меньшим общением тренера со своими учениками. Такие тренеры не учитывают, что их успех или неудача являются общими со спортсменами. Псевдоавторитет дружбы возникает в том случае, когда тренер позволяет спортсменам обращаться к себе как к приятелю, низводит взаимоотношения со спортсменами до панибратства. Псевдоавторитет чванства основан на хвастовстве, подчеркивании своих прошлых спортивных заслуг. Псевдоавторитет доброты выражается в уступчивости тренера. Псевдоавторитет может создаваться тренером и непреднамеренно.

Трудности руководства женскими командами возникают в связи со специфичностью женской психологии [7]. С этим сталкиваются многие тренеры, и особенно это заметно для тренеров, переходящих в женские команды из мужских. Высокая тревожность, эмоциональность, большая, чем у мужчин, солидарность приводят к проблемам, которые в мужских командах, как правило, отсутствуют. Упрек, брошенный тренером двум-трем спортсменкам, может неожиданно вызвать негативную реакцию у всей команды.

Мужчины более хладнокровны, решительны и смелы в напряженной и опасной ситуации. Женщины в таких ситуациях могут растеряться, забыть выученное. Они идут на риск с такой же решительностью, как и мужчины, только в том случае, если тот или иной тактический или технический прием отработан до совершенства. Некоторые тренеры отмечают, что в спортивных играх женщины играют лучше в защите, чем в нападении.

Какой бы напряженной ни была игра, спортсменка не может сосредоточить на ней все свое внимание, так как она смотрит на себя со стороны, думает, какое впечатление она производит на зрителей. Мужчины же легче настраиваются на борьбу, они все в деятельности. Женщины в большей мере привязаны к дому, семье, близким, и все это мешает их полной самоотдаче спортивным занятиям.

При оценке тренера женщины большое значение придают его коммуникативным качествам. Поэтому тренер, обладающий этими качествами, быстрее завоюет симпатии в командах девочек и девушек.

Таким образом, проведенное исследование показывает наличие огромного числа факторов и условий, которые должны быть учтены педагогом-тренером в организации не только спортивной подготовки спортсменов с учетом гендерных особенностей и психологических характеристик спортсменов, но и в формировании и оптимизации взаимоотношений в спортивном коллективе, в формировании благоприятного психологического климата команды. 

Рецензенты:

Рыжов В.В., д.псх.н., профессор, кафедра педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова»,             г. Нижний Новгород;

Шамов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой лингводидактики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет  им. Н.А. Добролюбова»,    г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Канатьев К.Н. ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ОБЩЕНИЯ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20644 (дата обращения: 16.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674