Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОК В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ СПОРТА

Канатьев К.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И Лобачевского (Национальный исследовательский университет)».
Проведен анализ психологических гендерных характеристик спортсменок и особенностей их социализации для целей учета в психолого-педагогической работе педагога-тренера. Показана значимость учета названных факторов для эффективности работы педагога-тренера. Анализ показал, что вопросы, связанные с так называемой женской проблематикой, занимают сегодня не последнее место в самых разных научных областях: истории, социологии, психологии, этнологии, и в частности в истории и социологии физической культуры и спорта. Выявлена специфика спорта как уникального феномена современной культуры, в жизни социума и человека. Предъявляемые спортивной деятельностью требования к человеку, его физическим, нервно-психическим, психологическим, социально-психологическим и духовно-нравственным качествам соотнесены с гендерными характеристиками спортсменок и особенностями их социализации, в том числе через участие в спортивной деятельности.
деятельность педагога-тренера.
социализация в спорте
требования спортивной деятельности
специфика спорта
личность спортсменки
гендерные характеристики
1. Буравцова, Л.В. Общее и особенное в структуре иерархической индивидуальности спортсменок и не спортсменок /Л.В. Буравцова // Психолого-педагогические особенности физического воспитания и спорта женщин. – Смоленск, 1986. – С. 61-69.
2. Ильина, Н. Л. Динамика мотивации на протяжении спортивной карьеры: автореф. дис... канд. наук / Н.Л. Ильина. – СПб., 1998.
3. Лубышева, Л. И. Женщина и спорт: социальный аспект/ Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 6. – С. 13-16.
4. Малинаускас, Р.К. Особенности характера студентов-легкоатлетов и баскетболистов / Р.К. Малинаускас // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 5. – С. 23-25.
5. Мельникова, Н. Ю. Эволюция женской олимпийской программы/ Н.Ю. Мельникова // Теория и практика физической культуры. – 1999. – № 6. – С. 33-36.
6. Стамбулова, Н. Б. Психология спортивной карьеры: автореф. дис... д-ра наук / Н.Б. Стамбулова. – СПб., 1999.
7. Федоров, Л. П. Научно-методические основы женского спорта: учебн. пос./ Л.П. Федоров. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1987. – 54 с.
8. Anshel М., Porter A. Efficacy of model for examining selfregulation with elite and non-elite male and female competitive Art swimmers // International journal of sport psychology. – 1996. – № 3. – P. 321-336.
9. Anshel M., Williams L., Hodge K. Cross-Cultural and gender differences on coping style in sport // International journal of sport psychology. – 1997. – № 2. – P. 141-156.
10. Anshel M.H., Jamieson J., Raviv S. Coping with acute stress among male and female Israeli athletes // International journal of sport psychology. – 2001. – № 3. – P. 271-50.
11. Fortier M., Vallerand R., Briere N., Provencher P. Competitive and recreational sport structures and gender: A test of their relation ship with sport motivation // International journal of sport psychology. – 1995. – № 1. – P. 24-39.
12. Huddy D., Cash T. Body-Image attitudes among male mara thon runners: A controlled comparative study // International journal of sport psychology. – 1997. – № 3. – P. 227-236.
13. Maddi S., Hess M. Personality hardiness and success in bas ketball //International journal of sport psychology. – 1992. – № 4. – P. 360-368.
14. Ogles В., Masters K., Richardson S. Obligatory running and gender: An analysis of participative motives and training habits // International journal of sport psychology. – 1995. – № 2. – P. 233-248.
15. Rychman R., Hamel J. Male and female adolescents' motives relaters to involvement in organized team sports // International journal of sport psychology. – 1995. – № 3. – P. 383-397.
16. Treasure D., Roberts G. Relationship between female adoles cent's achievement goal orientations, perceptions of the motiva tional climate, belief about success and sources of satisfaction in basketball // International journal of sport psychology. – 1998. – № 3. – P. 211-230.
17. Wang J., Wiese-Biornstal D. The relationships of school type and gender to motives for sport participation among youth in the people's republic of China // International journal of sport psychology. – 1997. – № 1. – p. 13-24.
18. Weinnberg R., Tenenbaum G., McKenzie A., Jackson S., An shel M., Grove R., Fogarty G. Motivation for youth participant in sport and physical activity: relationship to culture, self-reported ac tivity levels and gender // International journal of sport psychology. – 2000. – № 3. – P. 321-347.
19. White S. The effect of gender and age on causal attribution in softball players // International journal of sport psychology. – 1995. – № l. – P. 49-58.

Данная работа выполняется в рамках общей темы исследования «Учет гендерных характеристик спортсменов в профессиональной деятельности педагога-тренера». Основной целью исследования является поиск психологических факторов и условий оптимизации этой деятельности через изучение и учет системы индивидуально-психологических и гендерных особенностей спортсменов и спортивных коллективов. В задачи настоящей статьи входит анализ особенностей участия женщин-спортсменок в современном спорте.

Вопросы, связанные с так называемой женской проблематикой, занимают сегодня не последнее место в самых разных научных областях: истории, социологии, психологии, этнологии, и в частности в истории и социологии физической культуры и спорта. При этом приоритетными являются такие проблемы, как положение женщины в международном спортивном движении, ее право заниматься традиционно мужскими видами спорта, расширение женской олимпийской программы, возможность женщин занимать руководящие посты в международных спортивных федерациях, национальных олимпийских комитетах и непосредственно в Международном олимпийском комитете.

Спорт, как вид культурной деятельности, осуществляемой честно и равноправно, обогащает общество и укрепляет дружественные отношения между народами. Спорт - деятельность, которая предоставляет человеку возможность самопознания и самовыражения; позволяет ему продемонстрировать личные достижения и возможности, повышать квалификацию, расширять круг общения, укреплять здоровье и повышать свое благополучие. Спорт способствует интеграции и повышению ответственности в обществе, а также вносит большой вклад в его развитие. Спорт и спортивная деятельность являются всеобъемлющими аспектами культуры любой нации. Тем не менее, несмотря на то, что численность женщин и девушек составляет более половины мирового населения и процент участия женщин в спорте варьирует в различных странах, в любом случае он меньше, чем те же показатели в отношении мужчин и юношей.

Несмотря на увеличение числа женщин, участвующих в спортивной деятельности в последние годы, и расширение для них возможностей участвовать в решении национальных и международных проблем, число женщин, занимающих руководящие посты, не увеличилось. Совершенно явно низкое представительство женщин среди руководителей, тренеров и официальных представителей, особенно высокого уровня. Таким образом, нельзя говорить о достижении равных возможностей для женщин и девушек. Опыт женщин, их отношение к ценностям и деятельности способны обогатить спорт, повысить его роль и способствовать его развитию.

Спортивная психология - область психологической науки, изучающая закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной деятельности. Современный спорт как объект и предмет психологического изучения характеризуется тремя основными факторами: повышением идеологической роли, повышением социальной роли и общей интенсификацией на базе научно-технических достижений в развитии всей культуры не только спорта, но и общества в целом. Безусловно, это приводит к усилению психологических требований к человеку - субъекту спорта и его профессиональной деятельности и, в конечном итоге, к возрастанию роли и практической значимости самой научной дисциплины. В этой связи значительно расширилась основная проблематика психологии спорта.

Отличие спортивной деятельности от множества других видов заключается в следующих основных ее особенностях:

- в высочайшей мотивации, позволяющей подвергать себя многолетним ежедневным физическим и психическим нагрузкам с целью достижения победы на соревнованиях. Благодаря этой мотивации спорт стал великолепной естественной лабораторией человеческих возможностей. В основе возникновения этой мотивации - сопоставление своих результатов с достижениями других спортсменов, включенность спортсмена и команды в многовековые достижения физической культуры, ежедневное проникновение в таинства человеческого организма, природы и техники, возможность реализации своих способностей и самоутверждения, а также познание мира, обеспечение дальнейших жизненных перспектив: личностных, материальных, образовательных;

- в совершенной, сложной и весьма точной координации движений, в чрезвычайной быстроте двигательных актов. Эти превосходные качества движений достигаются благодаря развитию сенсомоторики, совершенствованию методик обучения, тысячекратному их исполнению в самых сложных условиях, а также благодаря совершенствованию технических средств обучения, страховки;

- в высочайших требованиях к волевым качествам спортсменов, в постоянном преодолении трудностей объективного и субъективного характера, в обилии стрессовых ситуаций и высокой ответственности за исход выступления;

- в зрелищности, привлекающей на стадионы и другие спортивные сооружения, к телеэкранам, в кинозалы многомиллионные массы людей, переживающих перипетии спортивных поединков, активно выражающих свои симпатии и антипатии спортсменам и командам. Эти зрелища несут в себе могучий эмоциональный заряд, влияющий на эмоциональную жизнь болельщиков. Возникла и оформилась социальная спортивная психология - отрасль спортивной психологии, изучающая социальную специфику психического отражения в спортивной деятельности.

Современный спорт - это уникальное явление жизни социума и человека. Он красив, привлекателен, предоставляет человеку огромные возможности для проявления духовных и физических сил. Становится понятным влечение женщин к занятиям спортивной деятельностью. Во всем мире увеличивается число людей, занимающихся спортом, женщины также с большим энтузиазмом не только занимаются традиционно женскими видами спорта, но и осваивают все новые и новые спортивные дисциплины. Они достигают высочайших спортивных результатов, стремительно приближаясь к абсолютным рекордам, установленным мужчинами.

Так если в программе вторых Олимпийских игр современности, в которых впервые участвовали женщины, для них было только 2 вида соревнований (гольф и теннис) и мизерное количество участниц (в 1900 г. в Париже - 11 женщин), то сейчас женских видов спорта уже более 70, а участниц в олимпиадах набирается несколько тысяч. Женщины стали заниматься казавшимися прежде чисто мужскими видами спорта: тяжелой атлетикой, разными видами борьбы, хоккеем с шайбой, регби, футболом, водным поло, прыжками на лыжах с трамплина. Стремление многих женщин освоить все виды спорта, которыми занимаются мужчины, обусловлено желанием доказать свое социальное равноправие и биологическую полноценность. При этом наблюдается явное пренебрежение некоторых лиц женского пола (особенно девушек) своим здоровьем.

Если в 1900 г. виды спорта, в которых женщины участвовали в Олимпийских играх, составляли 15 % от общего числа, то в 1996 г.- почти половину: если спортивных дисциплин, в которых принимали участие женщины, было всего 3,5 %, то в 1996 г. таких дисциплин было уже 36 % [5].

Стремление женщин соревноваться наравне с мужчинами во всех видах спорта ознаменовалось полным успехом. Преодолены последние формальные запреты для женщин заниматься многими видами спорта. Этот их успех характеризуется как своеобразный феномен конца ХХ века, в котором практика опережает теорию, а общественное мнение не успевает за действительностью. Всего несколько лет назад общественность согласилась с участием женщин в футболе и марафонском беге, а женщины уже овладели такими новыми для них видами спорта, как бокс, борьба, тяжелая атлетика и супермарафон в виде круглосуточного бега. Вместе с тем это стремление женщин еще вызывает противоречивые мнения у руководителей и организаторов спорта, в том числе и у многих ученых. Это связано с тем, что сегодня занятия спортом проходят в совершенно новых для нашей страны социально-экономических условиях, при постоянно изменяющейся (как правило, в худшую сторону) экологической ситуации, повышенных стрессах, экстремальных физических нагрузках, интенсивной фармакологической поддержке. Как влияют негативные факторы на организм женщины? Что ожидает женщину-спортсменку в будущем, после завершения спортивной карьеры? Как сложится ее семейная жизнь?

Современный уровень знаний о специфических особенностях женского организма и его реакциях на интенсивные, часто экстремальные тренировочные и соревновательные нагрузки, характерные для отдельных видов спорта, является весьма скромным, скорее гипотетическим, нежели глубоко научным. Это обстоятельство не позволяет достаточно точно сформулировать меру влияния занятий различными видами спорта и стремления к самым высоким спортивным результатам на состояние женского организма.

В ряде видов спорта лица женского пола достигают высоких спортивных результатов раньше, чем лица мужского пола. Н. Б. Стамбулова [6] выявила различия в спортивной карьере мужчин и женщин. Для женщин, по сравнению с мужчинами, характерны более раннее ее начало, достижение кульминации и прекращение активными занятиями спортом. Спортивная карьера у женщин короче, чем у мужчин. Об этом, в частности, свидетельствуют данные, полученные при опросе спортсменок: 60 % начали заниматься спортом в возрасте до 10 лет, и только 3,5 % опрошенных пришли в спорт в 15 лет и старше. К 20 годам закончили спортивную карьеру около половины спортсменок [3].

Женщины раньше начинают воспринимать спорт серьезно, пытаясь достичь определенных целей. Они больше озабочены отсутствием стабильности в выступлениях, распределением сил на весь соревновательный сезон и психологической подготовкой к стартам. Они больше уделяют внимания формированию индивидуального стиля деятельности. Отношения с тренером для них субъективно важнее, чем отношения с подругами по команде. Женщины более успешно сочетают занятия спортом с другими видами деятельности, в частности с учебой, более оптимистично относятся к окончанию своей спортивной карьеры, быстрее адаптируются к новой жизни после ухода из спорта.

Мужчины приходят в спорт позднее, дольше воспринимают занятия спортом как развлечение или игру, пробуют себя в разных видах спорта, пока не остановятся на каком-то конкретном спортивном занятии. Мужчины лучше ладят с тренером, но отношения с товарищами по команде оказываются для них все-таки важнее. Они больше ориентированы на успех в спорте и ради этого сильнее ограничивают себя в других сферах жизни, особенно на этапах кульминации и финиша спортивной карьеры. После ухода из спорта к новой жизни адаптируются труднее, чем женщины. Н. Л. Ильина [2] выявила, что основными мотивами ухода из спорта у мужчин являются финансовые затруднения, у женщин - вступление в брак и рождение ребенка, а также, по мнению Л.И. Лубышевой, травмы, болезни, спортивные неудачи, неспособность выдерживать высокие нагрузки, разочарование в спорте [3].

Рассматривая особенности социализации женщины в спорте, отметим, что многие современные виды спорта требуют ранней специализации. Так, в гимнастику, фигурное катание, плавание девочки приходят в возрасте 5-7 лет. Спортивная деятельность ребенка и для родителей, и для него самого становится доминирующей, приоритетной, весь ритм жизни подчиняется тренировочному режиму.

Основная мотивация на первом этапе, как показывают социологические исследования, - это влияние родителей, их настойчивость и желание вырастить здоровую и красивую девочку, похожую на одну из именитых спортсменок. Однако влияние родителей может быть решающим лишь на первых порах. Далее ведущую роль начинает играть психическая сфера ребенка, формируется мотивация, появляется интерес, приходят первые спортивные успехи, которые помогают становлению потребности в занятиях спортом. Если этого не происходит, ребенок, как правило, покидает спорт, находя новые интересы в других видах деятельности. По мере роста спортивного мастерства у девочек-спортсменок начинают проявляться, казалось бы, присущие мужчинам черты характера: лидерство, воля к победе, агрессивность. Физиологи объясняют изменения в половом поведении девочек нарушениями в процессе дифференциации мозга, которые вызывают маскулинизацию полового центра, что в некоторых случаях может привести к нарушению полоролевого поведения, сексуальной ориентации и, что особенно важно, материнского инстинкта. Особенно серьезное влияние на маскулинизацию оказывают занятия девушек такими видами спорта, как бокс, борьба, тяжелая атлетика, футбол, хоккей.

Известный специалист женского спорта Л.П. Федоров [7], характеризуя основные теоретико-методологические положения оптимизации содержания и структуры учебно-тренировочного процесса спортсменок, отмечал, что ведущим звеном для поступательного роста их мастерства является спортивная тренировка как главная форма подготовки. В аспекте системного подхода автор выделил следующие основные элементы подготовки:

       - совокупность показателей, характеризующих состояние спортсменки на всех этапах ее подготовки;

       - совокупность наиболее целесообразных педагогических воздействий и их рациональной структуры;

       - надежная и информативная система контроля и регулирования тренировочного процесса.

Необходимо отметить, что большинство более ранних публикаций акцентировали внимание специалистов в основном на медико-биологических аспектах подготовки спортсменок. Между тем проблема половой дифференциации при реализации спортивной тренировки значительно шире и имеет социально-психологические, педагогические, биологические аспекты, изучение и систематизация которых является актуальной теоретической и практической проблемой, нуждающейся в углубленном системно-комплексном исследовании. Основным звеном этой принципиальной проблемы является положение о том, что даже прекрасно физически развитая девочка, девушка, женщина должна иначе тренироваться, чем мальчик, юноша, мужчина. Многие исследователи и практики игнорируют это обстоятельство, хотя моторика женского организма не только количественно, но и качественно кардинально отличается от мужской.

Надо учесть факт, что большинство видов спорта мужчины создали для себя. В этом процессе, а также в дальнейших видоизменениях, в том числе правил соревнований, мужчины учитывали свои физические, двигательные, психические и другие особенности. По мере развития цивилизации и демократизации жизни общества женщины, подражая мужчинам, начали постепенно заниматься придуманными мужчинами видами спорта. В некоторые из них были введены небольшие изменения правил, приспосабливающие их к особенностям женского организма. Занимаясь отдельными видами спорта, женщины переняли также типичные для мужчин принципы тренировки.

Снизить негативное влияние экстремальных нагрузок, найти способы их регламентации, обеспечить медицинский контроль, оптимально совместить спортивный режим с выполнением женщиной особой биосоциальной роли - вот задача ученых, тренеров, руководителей сферы спорта. Ученым, чтобы определиться в приоритетных направлениях своего участия в решении данных проблем и занять верную позицию, необходимо ответить на ряд вопросов: соотносятся ли спортивные интересы женщин с той социальной ролью, которую они реализуют в обществе? согласуется ли спортивная деятельность с женской психикой, с понятием женственности, принятым в данном социуме? останется ли женщина и после занятий спортивной деятельностью здоровой, способной к созданию семьи, рождению детей? будет ли она счастлива после завершения спортивной карьеры?

Ответов на данные вопросы у ученых пока нет. Видимо, в самое ближайшее время необходимо провести ряд исследований, которые позволили бы оценить возможности женщин и необходимость дальнейшего интенсивного освоения ими мужских видов спорта. Игнорировать решение данных вопросов - значит усугублять проблемы развития женского спорта, доводить его до кризисного состояния, из которого, думается, никто не выйдет победителем. Современный уровень знаний не позволяет в полной мере определить особенности женского организма, которые обусловливают высокие результаты в различных видах спорта.

Рассмотрение спортивных результатов с точки зрения полового диморфизма показывает, что у женщин темпы роста спортивного мастерства более высокие, чем у мужчин. Этот факт подтверждает целесообразность разработки специфической для женщин методики спортивной тренировки. Проблемой полового диморфизма в спорте заинтересовались ученые различных научных дисциплин, и не только в нашей стране. Это позволило организовать международные научные конференции по проблемам полового диморфизма в спорте.

Принципиальное стремление женщин к достижению высоких спортивных результатов во всех видах спорта требует комплексного научного обоснования и выдвигает перед учеными и практиками ряд актуальных проблем:

- изучение влияния на женский организм интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузок, свойственных определенным видам спорта;

- разработка научно-методических основ оптимизации тренировочных нагрузок, позволяющих добиваться высоких спортивных результатов без угрозы для здоровья женщин. Поэтому следует изучать те специфические особенности женского организма, которые обусловливают необходимость разработки специфической методики спортивной тренировки, соответствующей особенностям женского организма и психики. Практический опыт свидетельствует о том, что в системе спортивной тренировки кроме общих положений для мужчин и женщин существуют характерные только для женского спорта. Они определяются специфическими требованиями отдельных видов спорта и приводят к различиям в протекании адаптационных процессов в женском организме, что, собственно, и характеризует его функциональные особенности;

- третьей значимой проблемой следует считать разработку социально-психологических основ женского спорта. Спортсменки - это совершенно особая социальная категория, для которой характерен спортивный стиль жизни, предполагающий отказ от многих привычных для обычных людей радостей жизни, ограниченные возможности общения, экстремальные физические нагрузки и еще много всего другого, что действительно отличает спортсменку от прочих представительниц прекрасного пола.

Проблемы полового диморфизма исследуются учеными. Многие авторы утверждают, что достаточно большая достоверная разница в пользу лиц мужского пола установлена в отношении соматических признаков, функциональных возможностей и показателей кондиционных способностей (прежде всего силовых, скоростных, выносливости).

Специалистам хорошо известны факты психических различий между мужчинами и женщинами - представителями различных видов спорта, встречающиеся гораздо чаще, чем различия между спортсменами конкретного вида спорта и лицами, не занимающимися спортом. В настоящее время появились исследования, в которых рассматриваются личностные особенности спортсменов женского пола в сравнении с мужским. Большая часть этих работ выполнена зарубежными учеными. В основном, изучалась мотивационная сфера личности спортсменов: у взрослых  [11, 15, 19] и детей [17, 18], в различных спортивных специализациях, таких, как легкая атлетика [14], баскетбол  [16]. Также изучались механизмы копинг-поведения [9, 10], установки в отношении занятий спортом [12, 13]. Например, определено, что мужчины используют избегающие стратегии после переживания стресса. Женщины чаще применяют копинг подход [9, 10].

Относительно качеств личности установлено, что в индивидуальных видах спорта у успешных спортсменок главным является соотношение эмоциональности, возможность самоконтроля и доминантность; у успешных спортсменов-мужчин - особенности интеллекта, независимость, самостоятельность, эмоциональная устойчивость, активность.

В командных видах спорта мужчинам свойственны: повышенная эмоциональность, интравертированность, зависимость от группы, высокий уровень саморегуляции и самоконтроля, то есть  так называемый «подстраивающийся тип». Для женщин в этой категории видов спорта свойственны: общительность, активность, ревнивость - «открытый тип», определяемый как воздействующий на товарищей по команде (Мальчиков А.В., 1986). Однако, что касается общительности, имеются противоречивые данные. Например, полученные результаты исследования характера студентов легкоатлетов и баскетболистов не позволяют утверждать, что женщины более общительны, чем мужчины [4]. Вместе с тем элитные спортсмены, как мужчины, так и женщины, обладают большим уровнем саморегуляции  [8].

В целом, из данных литературы следует, что для достижения более высоких спортивных результатов от личности спортсмена, независимо от пола, требуется активное проявление гораздо большего набора личностных свойств и высокий уровень саморегуляции. В связи с этим возникает ряд вопросов, в частности, можно ли развивать указанные свойства личности в процессе тренировочной деятельности, что является побуждающим стимулом к началу занятий спортом, какие мотивы поддерживают спортивную деятельность.

Работы, посвященные изучению специфики мотивов, побуждающих к занятиям спортом девочек и мальчиков, показывают, что на начальном этапе для девочек главным побуждающим стимулом к занятиям является желание и влияние родителей. При этом ведущая мотивация начинающих спортсменок, по мнению Лубышевой Л.И. [3], определяется их желанием укрепить здоровье, завести новый круг общения. С другой стороны, определенная часть спортсменок начинает заниматься спортом ради достижения высоких спортивных результатов. По мнению автора, в процессе занятий формируется внутренняя мотивация, появляется процессуальный интерес, первые спортивные успехи помогают становлению потребности в занятиях спортом. Если этого не происходит, ребенок, как правило, покидает спорт, находя новые интересы в других видах деятельности. В дальнейшем, у взрослых спортсменок мотивационные установки взаимосвязаны с такими личностными особенностями, как активность и самостоятельность [1].

Н.Б. Стамбулова [6] отмечает, что, как правило, мальчики сами выбирают вид спорта, которым они хотят заниматься, сами приходят к тренеру или просят родителей привести их в ту или иную секцию. Девочки более пассивны и скорее полагаются на решение родителей или приглашение тренера. Мальчики, приходя на первые тренировки, уже имеют свои собственные представления о виде спорта (впрочем, как потом выясняется, весьма смутные и искаженные), а также соответствующие им установки и ожидания. Автором выявлены различия в спортивной карьере мужчин и женщин. Для женщин, по сравнению с мужчинами, характерны более раннее ее начало, достижение кульминации и прекращение активными занятиями спортом.

Рецензенты:

Рыжов В.В., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова»,     г. Нижний Новгород;

Шамов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой лингводидактики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова»,     г. Нижний Новгород.


Библиографическая ссылка

Канатьев К.Н. УЧЕТ ГЕНДЕРНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СПОРТСМЕНОК В ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20642 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674