В ФГОС ВО обозначена необходимость подготовки выпускника, который был бы способен осуществлять творческую деятельность в команде, находить решения в нестандартных ситуациях, проектировать инновации в педагогической деятельности, использовать возможности образовательной среды для обеспечения качества образования, а также имеющего свойства, позволяющие эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения, т.е. профессионально компетентного [10].
В связи с требованием времени изменяются и требования к педагогу. Невозможно говорить о перспективах развития страны, о реализации программы модернизации российского образования, о переходе на ФГОС нового поколения, о внедрении в педагогическую практику обучения новых форм и методов организации учебного процесса без качественного изменения характера профессиональной деятельности педагогов.
Современная стратегия развития школьного образования требует от педагога не только профессионального развития, но и постоянной готовности и желания реализовать в практической педагогической деятельности свои способности и возможности, свой профессиональный потенциал. Основой в новой педагогической практике, ориентированной на достижение результатов, становится проектная деятельность, в основу которой положена идея о направленности на результат, достигаемый благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Мы полагаем возможным в контексте реализации ФГОС использовать возможности проектной деятельности для подготовки студентов педагогического вуза к будущей профессиональной деятельности.
Некоторые исследователи обращались к проблеме подготовки студентов в контексте использования для этого потенциал проектной деятельности.
И.С. Тулохонова организацию проектной деятельности понимает как динамическую интерактивную обучающую среду взаимодействия участников в этой деятельности, в конкретностях цикличности моделирования [9]. В диссертации Ю.А. Соколовой ставится задача формирования готовности будущих педагогов к организации проектной деятельности учащихся с учетом специфики учебного предмета [7].
Бондаревская Р.С. говорит о проектной деятельности как о процессе и результате приобретения педагогом нового качественного уровня своей профессиональной деятельности, обеспечивающего эффективную реализацию инноваций. Также исследователь отмечает, что педагогическое проектирование позволяет сохранить базовые ценности образования и в то же время учесть изменения социокультурной ситуации, так как в результате проектной деятельности рождается проект, который может быть определен как пошаговое осуществление образа будущего [2].
Игтисамова Г.Р. рассматривает проектную деятельность студента как социально-педагогический фактор развития общетехнологической культуры [4], Сапугольцева М.А. и Сапугольцев В.Ю. рассматривают вопросы образовательного развития личности в условиях проектной деятельности в вузе [6], Алексеев А.Я. и Саламатова Т.А. говорят о проектной деятельности студентов как об условии становления субъектности будущего учителя [1].
Мы полагаем, что необходимо обеспечить в процессе подготовки в вузе такие педагогические условия, как:
1) формирование устойчивой положительной мотивации будущего бакалавра-педагога на организацию проектной деятельности;
2) включение будущего педагога в проектную деятельность в образовательном процессе вуза и формирование компетенций в области проектной деятельности;
3) повышение квалификации преподавательского состава в области проектной деятельности будущего педагога.
Реализацию педагогических условий подготовки будущих педагогов к организации проектной деятельности наиболее оптимально, по нашему мнению, осуществлять поэтапно: через формирование мотивационно-целеполагающей составляющей, операционально-содержательной и рефлексивно-оценочной составляющих компонент.
При выделении критериев сформированности готовности будущих педагогов к проектной деятельности мы учитываем сущностные характеристики проектной деятельности, а именно: наличие решаемой проблемы, самостоятельный исследовательский поиск, наличие таких этапов, как: актуализация имеющихся знаний по решаемой проблеме, расширение ориентировочной основы действий, разработка авторских предложений по ее решению и оформление результата решения в виде проекта. Основываясь на изученной литературе, на сделанных выводах, считаем закономерным выделение следующих критериев сформированности готовности будущих бакалавров педагогики к проектной деятельности:
1) мотивационно-целеполагающий критерий, детерминированный системой его побудительных сил, определенных потребителей, притязаний, поощрений; он включает в себя доминанту педагогического менталитета и мировоззрения, систему личностных смыслов, содержание которых ориентировано на изменение ценности педагогической деятельности. Данный критерий предполагает совокупность таких мотивов, как интерес к профессии педагога, позитивные побуждения к осуществлению проектной деятельности, эмпатийное отношение к участникам образовательного процесса, диалогизм, установка на сотрудничество, умение ставить цель проекта, достигать ее исходя из индивидуальных личностных особенностей, умение проектировать свою профессиональную деятельность;
2) операционально-содержательный критерий - это совокупность теоретической подготовки будущего бакалавра-педагога, системы научных знаний, опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие личности, способствует как саморазвитию человека в целом, так и его профессиональной деятельности. Он обеспечивает наличие знаний о сущности, функциях, принципах, этапах проектной деятельности, умения выявить проблему, планировать действия по ее решению. Данный критерий складывается на основе предметной деятельности, его органической частью является познавательная активность, выражающаяся в содержании приобретенных знаний, их систематичности и прогностичности;
3) рефлексивно-оценочный критерий - характеризуется способностью к самооценке деятельности и ее результатов, альтернативностью мышления, готовностью к внесению новых приемов и путей решения различных учебных задач. Этот критерий предполагает способность бакалавра-педагога использовать проектную деятельность в образовательном процессе, а также наличие объективной оценки своим действиям в процессе целенаправленного профессионально-личностного саморазвития.
В качестве уровней проявления сформированности готовности будущего бакалавра-педагога к проектной деятельности выделены низкий, средний и высокий уровни готовности, которые отражают сущностные изменения в формировании готовности будущего педагога к проектной деятельности.
Формирование устойчивой положительной мотивации будущего педагога на организацию проектной деятельности мы обеспечиваем через соответствующий отбор и структурирование содержания образования в рамках образовательного стандарта и осознание студентами цели и требований к будущей профессиональной педагогической деятельности. Мы отбираем содержание образования в соответствии с критериями проблемности, с ориентацией на будущую профессиональную деятельность. Студентам разъясняются структура проектной деятельности, ее цель, задачи, особенности организации; обсуждаются виды проектов, их классификации.
Включая будущего педагога в проектную деятельность в образовательном процессе вуза и формируя компетенции в области проектной деятельности, мы формируем у будущих педагогов умения осознанно ставить цель своей деятельности, прогнозировать требования к сформированности своих профессиональных педагогических качеств на этапе окончания обучения в вузе, овладевать навыками сотрудничества с другими участниками проекта. Мы обеспечиваем включение проектной деятельности в учебную и во внеучебную деятельность студентов, так как считаем, что развитие активности личности возможно при непрерывной системе включения студентов в проектную деятельность. При этом нами применяются такие формы работы, как сотрудничество с будущими работодателями студентов, олимпиады, конкурсы, телевизионные проекты, организация научно-практической конференции для младших школьников.
Подготовка студентов к организации проектной деятельности осуществляется нами при непосредственном соприкосновении их в течение всего периода обучения, в каждом семестре, со школьным учебно-воспитательным процессом. Для этого в рабочих программах дисциплин многих модулей предусмотрена организация проектной деятельности, способствующая формированию профессионально значимых компетенций у будущих бакалавров [3].
Мы определяем, как должно быть сконструировано научное знание, составляющее предметное содержание дисциплин психолого-педагогического цикла, чтобы в процессе нашей работы обеспечить формирование у студентов положительной мотивации и ценностных ориентаций на использование проектной деятельности в будущей профессиональной деятельности.
Такое условие, как повышение квалификации преподавательского состава в области проектной деятельности будущего педагога, мы считаем возможным обеспечить посредством разработки и реализации программы методических семинаров для преподавателей педагогического вуза «Основы проектной деятельности будущих бакалавров педагогики», которая направлена на обеспечение готовности преподавателей педагогического вуза осуществлять подготовку к организации проектной деятельности будущих педагогов.
Программа методических семинаров ориентирована на формирование у преподавателей творческого мышления на основе расширения общего научного кругозора в области проектной деятельности, эмпатийного отношения к участникам образовательного процесса, установки на сотрудничество, на обеспечение знаний о сущности, функциях, принципах, этапах проектной деятельности, альтернативности мышления, готовности к внесению новых приемов и путей решения различных учебных задач.
В рамках реализации обозначенных нами педагогических условий хочется акцентировать внимание в данной статье на процессе повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в области проектной деятельности, направленном на обновление профессиональной деятельности преподавателя вуза, в результате которого происходит смена его ценностно-смысловых профессиональных установок. Для этого необходимо нацелить преподавателей на необходимость выстраивать свою педагогическую деятельность несколько в ином контексте: в русле требований ВГОС ВО, а также требований ФГОС НОО. Разработка программы методических семинаров для преподавателей вуза характеризуется принципом модульности, обеспечивающим гибкое содержание повышения квалификации с учетом потребностей и запросов участников, интеграцию различных видов и форм обучения, комфортный темп сотрудничества преподавателей.
Мы полагаем необходимым выстраивать работу методических семинаров как специально организованную деятельность преподавателей вуза, направленную на обновление профессиональной деятельности педагога в контексте проектной деятельности. Содержание деятельности в рамках методического семинара соответствует логике педагогического исследования, обоснованной В.В. Краевским как «переход от отображения педагогической действительности к ее преобразованию» через эмпирический, теоретический, нормативный, проективный шаги [5].
Таким образом, в соответствии с основами педагогического экспериментирования на эмпирическом этапе осмысляется эмпирический опыт, выявляются эффективные и неэффективные факты профессиональной деятельности в контексте организации проектной деятельности, осознаются трудности организации проектной деятельности студентов, обозначается актуальная проблема, требующая разрешения, выбирается объект экспериментального исследования. На теоретическом этапе формируется общее теоретическое представление об избранном объекте, создается теоретически-конкретное представление о нем. На нормативном этапе формируется представление о том, какими должны быть преобразованные участки педагогической действительности, что и как нужно делать, чтобы преобразовать педагогическую действительность, разрабатываются и апробируются теоретические модели, анализируются результаты. На проективном этапе обобщаются полученные результаты, формулируются выводы, разрабатываются проекты преобразования педагогической действительности, в которые вводят конкретные материалы и рекомендации.
Рецензенты:
Завьялов А.И., д.п.н., профессор, директор спортивного отделения Института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический институт им. В.П. Астафьева», г. Красноярск;
Миндиашвили Д.Г., д.п.н., профессор, президент КГАУ «Региональный центр спортивной подготовки «Академия борьбы им. Д.Г. Миндиашвили» Министерства спорта Красноярского края, г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Газизова Т.В., Колесникова Т.А., Осяк С.А., Кочеткова Т.Н., Чиркова С.В. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20626 (дата обращения: 08.12.2024).