- обоснование принципов построения системы управления закупками;
- место и роль существующей системы в метасистеме, в которую она входит;
- требования к системе управления закупками;
- объективные задачи закупочной деятельности;
- функции управления закупками;
- направленность и цели системы управления закупками;
- свойства управления, определяющие его тип;
- организационная структура управления;
- методы, средства, технологии управления, последовательность действий и определение механизмов управленческой деятельности;
- условие и ресурсы эффективной деятельности;
- продукты системы управления (приказы, планы, схемы, модели, документы и др.) [4].
И.П. Гладилина, Г.В. Дегтев, В.Н. Жуков под управлением закупками понимают деятельность заказчиков и их смежников, выстроенную в соответствии с данными экономической, социальной и иных диагностик по выбору, усовершенствованию и использованию системы целей, содержания, форм и методов планирования, организации, координации и коррекции, контроля, диагностики, мониторинга и аудита в сфере закупок, что не только способствует внедрению новых управленческих подходов, но и влияет на повышение качества закупок.
Принятие управленческого решения требует определенных подходов, которые, по мнению ряда ученых, имеют соответствующий алгоритм действий [1]. Остановимся на алгоритме принятий управленческих решений в сфере закупок, предложенном И.П. Гладилиной [2;3]. Данный алгоритм включает в себя восемь взаимосвязанных этапов. Первый этап - сбор информации о возможных рисках и проблемах при осуществлении конкретной закупки. На данном этапе первостепенное значение имеет анализ внутренней и внешней среды организации, чьи потребности в товарах, работах, услугах легли в основу закупки. Второй этап - выявление и определение причин возникновения той или иной проблемы. На этом этапе происходит выполнение таких действий, как:
- описание проблемной ситуации;
- выявление управленческого звена, где возникла проблема;
- формулировка проблемы;
- оценка ее важности и возможных последствий;
- выявление причин возникновения проблемы.
Третий этап - формулировка целей решения выявленной проблемы.
Четвертый этап - обоснование стратегии решения проблемы - принятие управленческого решения:
- детальное описание предмета управленческого решения;
- определение области изменения переменных факторов;
- определение комплекса требований к содержанию управленческого решения;
- определение критериев эффективности управленческого решения;
- определение ограничений.
Пятый этап включает разработку вариантов управленческого решения:
- деление задач на подзадачи;
- поиски идей, позволяющих найти решение по каждой подзадаче;
- построение моделей и проведение расчетов;
- определение возможных вариантов решений по каждой подзадаче;
- разработка вариантов решения всей задачи.
Шестой этап - выбор лучшего варианта управленческого решения:
- анализ эффективности вариантов управленческих решений;
- оценка влияния неуправляемых параметров.
Седьмой этап - корректировка и согласование решений. Данный этап включает проработку возможных вариантов управленческих решений с исполнителями. Далее идет согласование управленческого решения с функционально взаимодействующими службами. Этап завершается утверждением решения.
Восьмой (заключительный) этап - реализация управленческого решения:
- подготовка рабочего плана реализации управленческого решения;
- реализация управленческого решения;
- внесение изменений в управленческое решение в ходе его реализации;
- оценка эффективности принятого и реализованного управленческого решения.
Анализ закупочных практик столичных заказчиков позволяет выделить следующие ключевые моменты в реализации алгоритма принятия управленческого решения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд:
- ценностная основа управленческого решения;
- профессиональная готовность к действиям в новых условиях;
- готовность нести ответственность за результат своего управленческого решения.
Интерес представляет разработанная представителями BrainNet (2013) карта закупочных процессов (в рамках 94-ФЗ), раскрывающая положение о том, что концентрация на оперативных процессах ограничивает до критического уровня эффективность тактических и стратегических процессов. Основные процессы лучших закупочных организаций рассматриваются по трем направлениям:
- стратегические процессы;
- тактические процессы;
- операционные процессы (табл. 1).
Таблица 1
Основные процессы лучших закупочных организаций в рамках 94-ФЗ (по материалам исследования BrainNet Supply Management Consultant GmbH, 2013)
Стратегические процессы |
Тактические процессы |
Операционные процессы |
Стратегия закупок |
Стандартизация |
Заявка/Согласование |
Управление потребностями |
Тендеры, торги, аукционы |
Заказ/Согласование |
Управление категориями закупок |
Размещение закупок, переговоры |
Мониторинг заказа |
Анализ рынков |
Управление контрактами |
Прием товара, услуги |
Управление поставщиками |
Мониторинг поставок |
Согласование ответов/оплата |
Mark-or-Buy |
Окончание работы с поставщиками |
Работа с жалобами |
Вступление в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вносит достаточно серьезные требования к процессу управления закупками. Оценка качества управленческих решений в рамках контрактной системы во многом зависит от информационного обеспечения закупочной деятельности (не вполне достоверная информация на сайтах; сбои в работе Интернет-ресурсов; непрофессиональная оценка информации; ограничение доступа к информации и др.). Не менее важны сами механизма управления закупками:
- механизм нормативно-правового обеспечения;
- механизм методологического обеспечения;
- механизм обеспечения публичного управления закупками.
Среди технологий управления закупками интерес представляет технология краудсорсинга как коллективного отбора оптимальных решений. Краудсорсинг позволяет органам публичной власти принимать управленческие решения с учетом мнений, требований, предложений населения страны через привлечение общественности к решению задач, в том числе задач закупочной деятельности [5].
Рецензенты:
Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.
Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Меньшиков А.М. УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20607 (дата обращения: 26.04.2025).