Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ

Меньшиков А.М. 1
1 Московский городской университет управления Правительства Москвы
Управление закупками учеными рассматривается через комплекс показателей: обоснование принципов построения системы управления закупками; место и роль существующей системы в метасистеме, в которую она входит; требования к системе управление закупками; объективные задачи закупочной деятельности; функции управления закупками; направленность и цели системы управления закупками; свойства управления, определяющие его тип; организационная структура управления; методы, средства, технологии управления, последовательность действий и определение механизмов управленческой деятельности; условия и ресурсы эффективной деятельности; продукты системы управления (приказы, планы, схемы, модели, документы и др.). Не менее важны сами механизмы управления закупками: механизм нормативно-правового обеспечения; механизм методологического обеспечения; механизм обеспечения публичного управления закупками. Оценка качества управленческих решений в рамках контрактной системы во многом зависит от информационного обеспечения закупочной деятельности (не вполне достоверная информация на сайтах; сбои в работе Интернет-ресурсов; непрофессиональная оценка информации; ограничение доступа к информации и др.).
алгоритм
управленческое решение
управление
контрактная система
закупки
1. Адизес И. Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию в целом. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 160 с.
2. Гладилина И.П. Управленческая компетентность в структуре профессионализма заказчика // Фундаментальные исследования, 2015. — № 2.
3. Гладилина И.П., Сергеева С.А. Общественное обсуждение и общественный контроль закупок // Самоуправление, 2013. — № 12. – С. 13–15.
4. Дёгтев Г.В., Гладилина И.П., Акимов Н.А., Банников П.А., Жуков В.Н. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: монография. - М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2014.
5. Хау Дж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 288 с.
Управление закупками представляет научный интерес как проблема, требующая своего теоретического и практического решения. Ученые предлагают рассматривать систему управления закупками в рамках контрактной системы через такие показатели, как:
  • обоснование принципов построения системы управления закупками;
  • место и роль существующей системы в метасистеме, в которую она входит;
  • требования к системе управления закупками;
  • объективные задачи закупочной деятельности;
  • функции управления закупками;
  • направленность и цели системы управления закупками;
  • свойства управления, определяющие его тип;
  • организационная структура управления;
  • методы, средства, технологии управления, последовательность действий и определение механизмов управленческой деятельности;
  • условие и ресурсы эффективной деятельности;
  • продукты системы управления (приказы, планы, схемы, модели, документы и др.) [4].

И.П. Гладилина, Г.В. Дегтев, В.Н. Жуков под управлением закупками понимают деятельность заказчиков и их смежников, выстроенную в соответствии с данными экономической, социальной и иных диагностик по выбору, усовершенствованию и использованию системы целей, содержания, форм и методов планирования, организации, координации и коррекции, контроля, диагностики, мониторинга и аудита в сфере закупок, что не только способствует внедрению новых управленческих подходов, но и влияет на повышение качества закупок.

Принятие управленческого решения требует определенных подходов, которые, по мнению ряда ученых, имеют соответствующий алгоритм действий [1]. Остановимся на алгоритме принятий управленческих решений в сфере закупок, предложенном И.П. Гладилиной [2;3]. Данный алгоритм включает в себя восемь взаимосвязанных этапов. Первый этап - сбор информации о возможных рисках и проблемах при осуществлении конкретной закупки. На данном этапе первостепенное значение имеет анализ внутренней и внешней среды организации, чьи потребности в товарах, работах, услугах легли в основу закупки. Второй этап - выявление и определение причин возникновения той или иной проблемы. На этом этапе происходит выполнение таких действий, как:

  • описание проблемной ситуации;
  • выявление управленческого звена, где возникла проблема;
  • формулировка проблемы;
  • оценка ее важности и возможных последствий;
  • выявление причин возникновения проблемы.

 Третий этап - формулировка целей решения выявленной проблемы.

Четвертый этап - обоснование стратегии решения проблемы - принятие управленческого решения:

  • детальное описание предмета управленческого решения;
  • определение области изменения переменных факторов;
  • определение комплекса требований к содержанию управленческого решения;
  • определение критериев эффективности управленческого решения;
  • определение ограничений.

Пятый этап включает разработку вариантов управленческого решения:

  • деление задач на подзадачи;
  • поиски идей, позволяющих найти решение по каждой подзадаче;
  • построение моделей и проведение расчетов;
  • определение возможных вариантов решений по каждой подзадаче;
  • разработка вариантов решения всей задачи.

Шестой этап - выбор лучшего варианта управленческого решения:

  • анализ эффективности вариантов управленческих решений;
  • оценка влияния неуправляемых параметров.

Седьмой этап - корректировка и согласование решений. Данный этап включает проработку возможных вариантов управленческих решений с исполнителями. Далее идет согласование управленческого решения с функционально взаимодействующими службами. Этап завершается утверждением решения.

Восьмой (заключительный) этап - реализация управленческого решения:

  • подготовка рабочего плана реализации управленческого решения;
  • реализация управленческого решения;
  • внесение изменений в управленческое решение в ходе его реализации;
  • оценка эффективности принятого и реализованного управленческого решения.

Анализ закупочных практик столичных заказчиков позволяет выделить следующие ключевые моменты в реализации алгоритма принятия управленческого решения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд:

  • ценностная основа управленческого решения;
  • профессиональная готовность к действиям в новых условиях;
  • готовность нести ответственность за результат своего управленческого решения.

Интерес представляет разработанная представителями BrainNet (2013) карта закупочных процессов (в рамках 94-ФЗ), раскрывающая положение о том, что концентрация на оперативных процессах ограничивает до критического уровня эффективность тактических и стратегических процессов. Основные процессы лучших закупочных организаций рассматриваются по трем направлениям:

  • стратегические процессы;
  • тактические процессы;
  • операционные процессы (табл. 1).

Таблица  1

 Основные процессы лучших закупочных организаций в рамках 94-ФЗ (по материалам исследования BrainNet Supply Management Consultant GmbH, 2013)

Стратегические процессы

Тактические процессы

Операционные процессы

Стратегия закупок

Стандартизация

Заявка/Согласование

Управление потребностями

Тендеры, торги, аукционы

Заказ/Согласование

Управление категориями закупок

Размещение закупок, переговоры

Мониторинг заказа

Анализ рынков

Управление контрактами

Прием товара, услуги

Управление поставщиками

Мониторинг поставок

Согласование ответов/оплата

Mark-or-Buy

Окончание работы с поставщиками

Работа с жалобами

Вступление в силу с 1 января 2014 г. Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вносит достаточно серьезные требования к процессу управления закупками. Оценка качества управленческих решений в рамках контрактной системы во многом зависит от информационного обеспечения закупочной деятельности (не вполне достоверная информация на сайтах; сбои в работе Интернет-ресурсов; непрофессиональная оценка информации; ограничение доступа к информации и др.). Не менее важны сами механизма управления закупками:

  • механизм нормативно-правового обеспечения;
  • механизм методологического обеспечения;
  • механизм обеспечения публичного управления закупками.

Среди технологий управления закупками интерес представляет технология краудсорсинга как коллективного отбора оптимальных решений. Краудсорсинг позволяет органам публичной власти принимать управленческие решения с учетом мнений, требований, предложений населения страны через привлечение общественности к решению задач, в том числе задач закупочной деятельности [5].

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Меньшиков А.М. УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В РАМКАХ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20607 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674