Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ

Лыкова Т.Р. 1
1 Уральский государственный лесотехнический университет
В статье рассматриваются вопросы формирования патриотической позиции у студентов. Освещается проблема патриотического воспитания молодежи как проблема формирования нового социального идеала личности. Статья раскрывает теоретические подходы к определению патриотической позиции, структуру патриотической позиции. Анализируется субъект, объект патриотических отношений, раскрывается содержание патриотических убеждений, патриотического поведения, патриотических чувств. Приведено описание патриотических качеств личности, показана связь между объектом и субъектом патриотических отношений. Проведенный анализ позволил сформулировать определение патриотической позиции личности. Патриотическая позиция личности - это система ее патриотических отношений, формами проявления и структурными компонентами которых являются патрио¬тические убеждения, чувства и качества.
позиция
патриотическая позиция
воспитание
патриотические убеждения
патриотическое поведение.
1. Баханьков А.Е. Толковый словарь русского языка / А.Е. Баханьков, И.М. Гайдукевич, П.П. Шуба. — Мн.: Парадокс, 1999. — 416 с.
2. Ильин И.А. Собр. соч. / И.А. Ильин // Сост. Ю.Т. Лисица. — Т. 4. — М.: Русская книга, 1994. — 624 с.
3. Липкина А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дис... д-ра пед. наук / А.И. Липкина. — М., 1968. — 44 с.
4. Лыкова Т.Р. Педагогические условия формирования патриотической позиции у бакалавров туризма // Современные проблемы науки и образования — 2013. — № 6.
5. Масленникова С.Ф. Динамика изменения отношений студентов технического вуза к ответственности как инструментальной ценности [Текст] / С.Ф. Масленникова, Т.Б. Голубева // Современные образовательные технологии: психология и педагогика: монография / С.Ф. Масленникова [и др.] / Под. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. – Новосибирск: СИБПРИНТ, 2010. – Кн. 9. – С. 69–77.
6. Мясищев В.М. Психология отношений / В.М. Мясищев // Под ред. А.А. Бодалева. — М.-Воронеж, 1998. — 362 с.
7. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя / Ю.М. Орлов. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
Формирование патриотической по­зиции личности определяется новыми экономическими, политическими, де­мографическими, нравственно-психологическими и геополитическими условиями, характерными для совре­менного этапа становления граждан­ского общества в России. Одной из важных, актуальных педагогических проблем является формирование патриотической позиции у студенчества. В отличие от других групп молоде­жи студенчество представляет собой наиболее динамичную, трудоспособ­ную социокультурную группу. Более того, студенческий возраст – это цен­тральный период становления чело­веческой личности в целом, форми­рования ее разнообразных интересов.

Для начала рассмотрим понятие «позиция».

В научный оборот это понятие одним из первых было введе­но А. Адлером. В философской науке категория «позиция» рассматривается как целостное, системное духовно-практическое образование личности, характеризующее формы и способы ее включения в жизнедеятельность. В психологической науке понятие «позиция» рассматривается как вы­ражение идейной принципиальности личности; интегральная черта актив­ной и действующей личности; слож­ная система отношений, жизненных установок и мотивов, которыми она руководствуется в деятельности. Анализ научной литературы показывает, что среди ученых нет единства в определении сущности и содержания понятия «пози­ция». Так, последняя определяется как «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе (отстаивать свою позицию)» [1; с. 251].

Кроме этого, позицию трактуют и как положение индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре [3].

Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что пози­ция — это система отношений человека к определенным сторонам действи­тельности, проявляющаяся в поведении и поступках. Так, В.М. Мясищев правомерно рассматривает позицию личности как интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо сущест­венном для него вопросе [6]. Сущность позиции, таким образом, определя­ется через понятие «отношение».

Патриотическая позиция выступает результатом взаимодействия пси­хического и социального, внешнего и внутреннего, объективного и субъек­тивного, являясь предрасположенностью личности действовать определен­ным образом в отношении к людям, обществу, государству, Родине.

Патриотические отношения выступают предпосылкой материализа­ции патриотического сознания и осуществления патриотического поведения. Патриотическое сознание и поведение — это отражение субъектом значимо­сти своего Отечества, государства и готовности предпринять необходимые действия по созданию условий для их процветания, защите национальных интересов. Поэтому патриотические отношения, как правило, ценностно ли­бо нормативно оформленные отношения.

Патриотическое поведение представляет собой способ воплощения патриотических отношений и осуществления всех видов воздействия субъек­та на объект патриотизма, совокупность действий, направленных на реализа­цию патриотических целей. Оно составляет материальную основу патриоти­ческой позиции, ее реально ощущаемую и видимую сторону.

Патриотические отношения возникают в процессе общественной практики как реальная связь субъекта с объектом своих действий, как свое­образный канал трансформации всех видов воздействия на объекты патрио­тизма. Патриотические отношения направлены на совершенствование всех сторон жизни страны.

Для того чтобы хотя бы в наиболее общем виде раскрыть содер­жание патриотической позиции, необходимо определить основные объ­екты патриотических отношений и характер связи между объектами и субъектом отношений. При этом следует подчеркнуть, что побуждением к установлению связи между субъектом и объектом является значимость последнего для первого. Связь может устанавливаться на совер­шенно различной основе, что приводит к появлению бесчисленного количе­ства ее видов, различающихся своей универсальностью.

Рациональная связь определяется установлением признаков, образа, представлений, понятия, значения, ценности, смысла патриотического объек­та и проявляется в его понимании и знании о нем.

Эмоциональная связь с объектом патриотического отношения выра­жается в чувствах любви, уважения, преданности, гордости, веры в возрож­дение, надежды на процветание, ненависти к врагам и т.п.

Практически-действенная связь в свою очередь характеризуется та­кими категориями, как почитание, служение, забота о благе, исполнение дол­га, обязанность, ответственность, стремление принести пользу, защита и т.п.

Нам представляется, что основными объектами патриотического отношения являются Родина, родной народ, семья, гражданин-патриот, государство, родная природа, православие, отечественная история, куль­тура России.

Важнейшим объектом патриотического отношения является Родина. Отношение к Родине представляет собой связь челове­ка со страной, регионом, основанную на происхождении, непосредственном сходстве. В данном случае речь идет о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» — широкие поля, «голу­бые глаза» — ярко-синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь — неспешно текущие реки и т.д.

Очевидно, что слово «Отечество» происходит от слова «отец», в то же время привычно до тривиальности словосочетание «Родина-мать». В данном слу­чае речь идет о том, что, с одной стороны, в патриотизме присутствуют субъ­ективные детские проекции: благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет), уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец — носитель социальных норм), возможность детей получить физиче­скую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец — защитник, покровитель, наставник), возможность детей получить тепло, лас­ку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблужде­ния (со стороны любящей матери). С другой стороны, в рамках этих отно­шений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п. В этом плане можно констатировать следующие составляющие от­ношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества, — связь эмоциональную: любовь и благодарность Родине, и связь функциональную: получатель добра — должник, реализующий свой патриотический долг.

Важнейшими объектами патриотического отношения следует при­знать родной народ и семью. Так устроен человек, что значительная часть его характера, его особенностей обусловлена его предками, его родом и на­родом. Каждый является в первую очередь носителем родового и семейного характера, и уже потом — характера индивидуального. В семье человек учится жить общей жиз­нью, сопрягать в единстве любви разные характеры, разные судьбы, разные жизненные направления и интересы. Семья призвана передавать от поколе­ния к поколению духовно-религиозную, национальную и отечественную тра­дицию. Ценности национальной культуры человек впитывает в семье. При­ученный к ответственному служению в семье, он будет готов к ответствен­ному служению народу, Отечеству.

Родной народ как объект патриотического отношения — это не безли­кая масса. Поэтому речь может и должна идти о его представителях, особым образом проявивших себя на поприще служения Родине, заслуживших в свою очередь уважение и почитание. В данном случае объектом патриотиче­ского отношения является гражданин-патриот.

Россия вела суровые войны. Доставляя славу государству, укрепляя его силу, военные победы уносили множество жизней. Патриотическое отношение в связи с эти должно воспи­тываться в понимании взаимности долга воина отдать жизнь за Отечество, родной народ и долга оставшихся живыми деятельно помнить о нем: предать земле останки, поминать в церковной и гражданской традиции павших, опекать вдов и сирот, создать достойные условия жизни инвалидам и ветеранам войны. Не должен остаться без внимания и человек, известный своими достижениями в труде, науке, искусстве, политике, человек, приумноживший славу Родины на поприще гражданского служения [4].

Следующий объект патриотического отношения — государство. Студенчество – наиболее сензитивный возраст для усвоения патриотических ценностей, социальных ролей. Де­тям и молодым людям необходимо осознать духовную сущность государст­ва. Ильин писал: «Государство в его духовной сущности есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом, или иначе — множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания... Внешнее принуж­дение, к которому вынуждена прибегать государственная власть, не опреде­ляет сущности государства... Государство творится внутренне, душевно и духовно. Государственная жизнь отражается во внешних поступках лю­дей, а совершается и протекает в их душе, ее орудием или органом явля­ется человеческое правосознание... Государство есть организованное сообщество людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силой патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужест­венными поступками» [2; с. 319].

Следующим объектом патриотического отношения является родная природа. Природа – это единственный источник биологического и культурного существования и че­ловечества, и каждого из нас. Такое понимание природы предъявляет челове­ку высочайшую ответственность за ее состояние с учетом того, что сам чело­век и все человечество являются порождением и частью природы. Природа — это уникальное богатство России. У каждого человека свое представление о ней. Воспитание любви к родному ландшафту, развитие способности созерцать красоту родной земли, беречь ее — это тот компонент патриотиче­ского воспитания, который практически никогда не утрачивался в нашей пе­дагогической традиции, хотя в советское время как особый его элемент не рассматривался [5].

К объектам патриотического отношения, на наш взгляд, следует отне­сти и религию. Религиозная духовная традиция нашей страны составляет основу единства многонационального народа России, являющейся домом многих этносов, связанных общей судьбой на родной земле. Религиозная ве­ра пробуждает переживание сопричастности к судьбе всего человечества, сознание общности духовного призвания всех людей, она не допускает куль­турного сепаратизма и национального шовинизма. Вера в общее призвание всех народов и каждого человека к добру и справедливости составляет сре­доточие ценностного сознания основных религиозных верований. В годы официального атеизма из условий роста патриотического сознания искусст­венно исключали переживания, связанные с традицией веры. Сегодня образы церковного служения Отечеству должны занять достойное место в патриоти­ческом воспитании. Церковь несет в себе животворящую святыню, обнов­ляющую и восполняющую народные силы. В полноте церковной жизни через образы святых людей — праведников, домостроителей, воинов — раскрывают­ся истоки и существо культурной работы, созидающей наше Отечество и оп­ределяющей народную судьбу.

Важнейшим объектом патриотического отношения является отечест­венная история. Историческая память составляет одну из основ осознания человеком своего «Я» в семейной родословной и в истории своего народа, понимания нашего «Мы» в национальной и культурной общности страны, а также в рамках общечеловеческой цивилизации. Ее роль особенно актуальна в формировании патриотического отношения граждан страны к своему Оте­честву и государству в настоящее время, когда в российском обществе про­исходит трансформация духовных ценностей, социальных институтов и нравственных регуляторов поведения, формируется новая социально-экономическая и политическая система общества. В памяти людей аккуму­лируются представления о героических событиях отечественной истории, о выдающихся деятелях и ярких достижениях страны.

Еще одним объектом патриотического отношения выступает много­гранная культура России. Отечественная культура — сокровищница, создан­ная разумом, душой и руками человека, существующая в виде духовных цен­ностей, социальных традиций, разнообразных способов организации челове­ческой жизнедеятельности. Она представляет собой совокупность достиже­ний в области науки, искусства, морали, воспитания, а также предметов тру­да и творчества. Культура в России — явление самобытное, духовно богатое и творчески яркое. Особо следует выделить культурные традиции — устояв­шиеся обычаи, обряды, идеи и ценности, нормы поведения и иное, которые цементируют и украшают жизнь Отечества.

Мы назвали основные объекты патриотических отношений. При этом следует отметить, что в учебно-воспитательном процессе они могут и долж­ны конкретизироваться, поскольку являются сложными объектами, вклю­чающими множество составляющих. Так, например, государство имеет сим­волические культурные признаки, к которым относятся флаг, герб и гимн. Поэтому патриотическое отношение к государству предполагает такое же отношение и к его символам.

Из вышесказанного следует важный для нас вывод: патриотические отношения являются своеобразным аспектом всех форм социальных отноше­ний — политических, правовых, нравственных, эстетических, экономических, исторических, экологических, религиозных и т.д.

Содержательную основу патриотической позиции личности составляет содержание ее ценностных патриотических отноше­ний как совокупности рациональных, эмоциональных и практически-действенных связей, установленных с основными патриотическими объ­ектами: Родиной, родным народом, семьей, гражданином-патриотом, го­сударством, родной природой, отечественными историей, религией и культурой.

Формами проявления и элементами внутренней структуры патриоти­ческой позиции личности являются патриотические убеждения, базирую­щиеся на глубоких и широких знаниях по проблематике патриотизма, пат­риотические чувства, патриотические поведение и деятельность, определяю­щие ее внутренний психологический механизм формирования и развития.

Патриотические убеждения — устойчивое свойство личности, выра­жающееся в твердой уверенности человека в правильности освоенных и от­стаиваемых им патриотически ориентированных знаний и взглядов. В таком формате в структуре патриотической позиции явственно просматривается ба­зовая функция знаний об основных патриотических объектах, патриотиче­ских отношениях личности и формах их проявления, о способах и формах патриотической деятельности и социально значимого поведения, глубокое освоение которых приводит школьника к стремлению отстаивать их во взаимодействии с другими людьми и руководствоваться ими в своем по­ведении и деятельности.

Следующий элемент патриотической позиции — патриотические чувст­ва. Чувство — одна из основных форм переживания человеком своего отно­шения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относи­тельной устойчивостью и постоянством. Чувства выделяют явления, имею­щие постоянную мотивационную значимость.

Патриотические чувства (а это в первую очередь чувство любви к Родине, верность ее интересам, вера и надежда на ее возрождение и про­цветание) являются высшими чувствами, имеют нравственный, интеллекту­альный, эстетический и практический  контексты. Патриотические чувства составляют эмоционально-чувственную сторону патриотической позиции личности в целом.

Еще один элемент и форма проявления патриотической позиции — пат­риотическое поведение.

Качест­во личности — это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, ти­пичными для данного вида поведения ситуациями [7; с. 16].

В нашем исследовании речь должна идти об устойчивых формах по­ведения личности, не только делающих ее поведение социально значимым, но и обеспечивающих эффективность патриотической деятельности. К сожалению, в науке пока нет системного описания психологиче­ских свойств, воспроизводящего всю полноту и разнообразие патриотиче­ских качеств личности. Каждый автор предлагает их собственный набор, включая в него и патриотические чувства (например, любовь к Родине), и патриотические установки (например, готовность к защите Родины), и т.д.

В определении патриотических качеств личности мы исхо­дим из положения, что патриотические качества — это часть нравственных качеств, включающих, во-первых, отношение личности к людям (соборность, коммуникативность, альтруизм, эмпатийность, толерантность и т.д.), по­скольку Родина — это и люди, для которых она является общей; во-вторых, это качества, повышающие эффективность любой социально значимой деятельности субъекта (ответственность, честность, исполнительность, обяза­тельность и т.д.); в-третьих, это качества, выражающие отношение к нацио­нальной собственности (бережливость, заботливость и т.д.), кото­рой выступают природное богатство и культурно-историческое наследие Оте­чества.

Таким образом, проведенный анализ позволил нам сформулировать определение патриотической позиции личности. Патриотическая позиция личности — это система ее патриотических отношений, формами проявления и структурными компонентами которых являются патрио­тические убеждения, чувства и качества.


Рецензенты:

Куприна Н.Г., д.п.н., профессор кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.

Вербицкая Н.О., д.п.н., профессор, профессор кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.


Библиографическая ссылка

Лыкова Т.Р. СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20593 (дата обращения: 20.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074