Для начала рассмотрим понятие «позиция».
В научный оборот это понятие одним из первых было введено А. Адлером. В философской науке категория «позиция» рассматривается как целостное, системное духовно-практическое образование личности, характеризующее формы и способы ее включения в жизнедеятельность. В психологической науке понятие «позиция» рассматривается как выражение идейной принципиальности личности; интегральная черта активной и действующей личности; сложная система отношений, жизненных установок и мотивов, которыми она руководствуется в деятельности. Анализ научной литературы показывает, что среди ученых нет единства в определении сущности и содержания понятия «позиция». Так, последняя определяется как «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе (отстаивать свою позицию)» [1; с. 251].
Кроме этого, позицию трактуют и как положение индивида в статусно-ролевой внутригрупповой структуре [3].
Мы разделяем точку зрения тех ученых, которые считают, что позиция — это система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в поведении и поступках. Так, В.М. Мясищев правомерно рассматривает позицию личности как интеграцию доминирующих избирательных отношений человека в каком-либо существенном для него вопросе [6]. Сущность позиции, таким образом, определяется через понятие «отношение».
Патриотическая позиция выступает результатом взаимодействия психического и социального, внешнего и внутреннего, объективного и субъективного, являясь предрасположенностью личности действовать определенным образом в отношении к людям, обществу, государству, Родине.
Патриотические отношения выступают предпосылкой материализации патриотического сознания и осуществления патриотического поведения. Патриотическое сознание и поведение — это отражение субъектом значимости своего Отечества, государства и готовности предпринять необходимые действия по созданию условий для их процветания, защите национальных интересов. Поэтому патриотические отношения, как правило, ценностно либо нормативно оформленные отношения.
Патриотическое поведение представляет собой способ воплощения патриотических отношений и осуществления всех видов воздействия субъекта на объект патриотизма, совокупность действий, направленных на реализацию патриотических целей. Оно составляет материальную основу патриотической позиции, ее реально ощущаемую и видимую сторону.
Патриотические отношения возникают в процессе общественной практики как реальная связь субъекта с объектом своих действий, как своеобразный канал трансформации всех видов воздействия на объекты патриотизма. Патриотические отношения направлены на совершенствование всех сторон жизни страны.
Для того чтобы хотя бы в наиболее общем виде раскрыть содержание патриотической позиции, необходимо определить основные объекты патриотических отношений и характер связи между объектами и субъектом отношений. При этом следует подчеркнуть, что побуждением к установлению связи между субъектом и объектом является значимость последнего для первого. Связь может устанавливаться на совершенно различной основе, что приводит к появлению бесчисленного количества ее видов, различающихся своей универсальностью.
Рациональная связь определяется установлением признаков, образа, представлений, понятия, значения, ценности, смысла патриотического объекта и проявляется в его понимании и знании о нем.
Эмоциональная связь с объектом патриотического отношения выражается в чувствах любви, уважения, преданности, гордости, веры в возрождение, надежды на процветание, ненависти к врагам и т.п.
Практически-действенная связь в свою очередь характеризуется такими категориями, как почитание, служение, забота о благе, исполнение долга, обязанность, ответственность, стремление принести пользу, защита и т.п.
Нам представляется, что основными объектами патриотического отношения являются Родина, родной народ, семья, гражданин-патриот, государство, родная природа, православие, отечественная история, культура России.
Важнейшим объектом патриотического отношения является Родина. Отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанную на происхождении, непосредственном сходстве. В данном случае речь идет о некоторых характерологических ассоциативных подобиях: «широкая русская душа» — широкие поля, «голубые глаза» — ярко-синие реки и озера Родины, неторопливая русская речь — неспешно текущие реки и т.д.
Очевидно, что слово «Отечество» происходит от слова «отец», в то же время привычно до тривиальности словосочетание «Родина-мать». В данном случае речь идет о том, что, с одной стороны, в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции: благодарность детей по отношению к родителям (за порождение на свет), уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец — носитель социальных норм), возможность детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец — защитник, покровитель, наставник), возможность детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери). С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п. В этом плане можно констатировать следующие составляющие отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества, — связь эмоциональную: любовь и благодарность Родине, и связь функциональную: получатель добра — должник, реализующий свой патриотический долг.
Важнейшими объектами патриотического отношения следует признать родной народ и семью. Так устроен человек, что значительная часть его характера, его особенностей обусловлена его предками, его родом и народом. Каждый является в первую очередь носителем родового и семейного характера, и уже потом — характера индивидуального. В семье человек учится жить общей жизнью, сопрягать в единстве любви разные характеры, разные судьбы, разные жизненные направления и интересы. Семья призвана передавать от поколения к поколению духовно-религиозную, национальную и отечественную традицию. Ценности национальной культуры человек впитывает в семье. Приученный к ответственному служению в семье, он будет готов к ответственному служению народу, Отечеству.
Родной народ как объект патриотического отношения — это не безликая масса. Поэтому речь может и должна идти о его представителях, особым образом проявивших себя на поприще служения Родине, заслуживших в свою очередь уважение и почитание. В данном случае объектом патриотического отношения является гражданин-патриот.
Россия вела суровые войны. Доставляя славу государству, укрепляя его силу, военные победы уносили множество жизней. Патриотическое отношение в связи с эти должно воспитываться в понимании взаимности долга воина отдать жизнь за Отечество, родной народ и долга оставшихся живыми деятельно помнить о нем: предать земле останки, поминать в церковной и гражданской традиции павших, опекать вдов и сирот, создать достойные условия жизни инвалидам и ветеранам войны. Не должен остаться без внимания и человек, известный своими достижениями в труде, науке, искусстве, политике, человек, приумноживший славу Родины на поприще гражданского служения [4].
Следующий объект патриотического отношения — государство. Студенчество – наиболее сензитивный возраст для усвоения патриотических ценностей, социальных ролей. Детям и молодым людям необходимо осознать духовную сущность государства. Ильин писал: «Государство в его духовной сущности есть не что иное, как родина, оформленная и объединенная публичным правом, или иначе — множество людей, связанных общностью духовной судьбы и сжившихся в единство на почве духовной культуры и правосознания... Внешнее принуждение, к которому вынуждена прибегать государственная власть, не определяет сущности государства... Государство творится внутренне, душевно и духовно. Государственная жизнь отражается во внешних поступках людей, а совершается и протекает в их душе, ее орудием или органом является человеческое правосознание... Государство есть организованное сообщество людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силой патриотической любви, жертвенной волей, достойными и мужественными поступками» [2; с. 319].
Следующим объектом патриотического отношения является родная природа. Природа – это единственный источник биологического и культурного существования и человечества, и каждого из нас. Такое понимание природы предъявляет человеку высочайшую ответственность за ее состояние с учетом того, что сам человек и все человечество являются порождением и частью природы. Природа — это уникальное богатство России. У каждого человека свое представление о ней. Воспитание любви к родному ландшафту, развитие способности созерцать красоту родной земли, беречь ее — это тот компонент патриотического воспитания, который практически никогда не утрачивался в нашей педагогической традиции, хотя в советское время как особый его элемент не рассматривался [5].
К объектам патриотического отношения, на наш взгляд, следует отнести и религию. Религиозная духовная традиция нашей страны составляет основу единства многонационального народа России, являющейся домом многих этносов, связанных общей судьбой на родной земле. Религиозная вера пробуждает переживание сопричастности к судьбе всего человечества, сознание общности духовного призвания всех людей, она не допускает культурного сепаратизма и национального шовинизма. Вера в общее призвание всех народов и каждого человека к добру и справедливости составляет средоточие ценностного сознания основных религиозных верований. В годы официального атеизма из условий роста патриотического сознания искусственно исключали переживания, связанные с традицией веры. Сегодня образы церковного служения Отечеству должны занять достойное место в патриотическом воспитании. Церковь несет в себе животворящую святыню, обновляющую и восполняющую народные силы. В полноте церковной жизни через образы святых людей — праведников, домостроителей, воинов — раскрываются истоки и существо культурной работы, созидающей наше Отечество и определяющей народную судьбу.
Важнейшим объектом патриотического отношения является отечественная история. Историческая память составляет одну из основ осознания человеком своего «Я» в семейной родословной и в истории своего народа, понимания нашего «Мы» в национальной и культурной общности страны, а также в рамках общечеловеческой цивилизации. Ее роль особенно актуальна в формировании патриотического отношения граждан страны к своему Отечеству и государству в настоящее время, когда в российском обществе происходит трансформация духовных ценностей, социальных институтов и нравственных регуляторов поведения, формируется новая социально-экономическая и политическая система общества. В памяти людей аккумулируются представления о героических событиях отечественной истории, о выдающихся деятелях и ярких достижениях страны.
Еще одним объектом патриотического отношения выступает многогранная культура России. Отечественная культура — сокровищница, созданная разумом, душой и руками человека, существующая в виде духовных ценностей, социальных традиций, разнообразных способов организации человеческой жизнедеятельности. Она представляет собой совокупность достижений в области науки, искусства, морали, воспитания, а также предметов труда и творчества. Культура в России — явление самобытное, духовно богатое и творчески яркое. Особо следует выделить культурные традиции — устоявшиеся обычаи, обряды, идеи и ценности, нормы поведения и иное, которые цементируют и украшают жизнь Отечества.
Мы назвали основные объекты патриотических отношений. При этом следует отметить, что в учебно-воспитательном процессе они могут и должны конкретизироваться, поскольку являются сложными объектами, включающими множество составляющих. Так, например, государство имеет символические культурные признаки, к которым относятся флаг, герб и гимн. Поэтому патриотическое отношение к государству предполагает такое же отношение и к его символам.
Из вышесказанного следует важный для нас вывод: патриотические отношения являются своеобразным аспектом всех форм социальных отношений — политических, правовых, нравственных, эстетических, экономических, исторических, экологических, религиозных и т.д.
Содержательную основу патриотической позиции личности составляет содержание ее ценностных патриотических отношений как совокупности рациональных, эмоциональных и практически-действенных связей, установленных с основными патриотическими объектами: Родиной, родным народом, семьей, гражданином-патриотом, государством, родной природой, отечественными историей, религией и культурой.
Формами проявления и элементами внутренней структуры патриотической позиции личности являются патриотические убеждения, базирующиеся на глубоких и широких знаниях по проблематике патриотизма, патриотические чувства, патриотические поведение и деятельность, определяющие ее внутренний психологический механизм формирования и развития.
Патриотические убеждения — устойчивое свойство личности, выражающееся в твердой уверенности человека в правильности освоенных и отстаиваемых им патриотически ориентированных знаний и взглядов. В таком формате в структуре патриотической позиции явственно просматривается базовая функция знаний об основных патриотических объектах, патриотических отношениях личности и формах их проявления, о способах и формах патриотической деятельности и социально значимого поведения, глубокое освоение которых приводит школьника к стремлению отстаивать их во взаимодействии с другими людьми и руководствоваться ими в своем поведении и деятельности.
Следующий элемент патриотической позиции — патриотические чувства. Чувство — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость.
Патриотические чувства (а это в первую очередь чувство любви к Родине, верность ее интересам, вера и надежда на ее возрождение и процветание) являются высшими чувствами, имеют нравственный, интеллектуальный, эстетический и практический контексты. Патриотические чувства составляют эмоционально-чувственную сторону патриотической позиции личности в целом.
Еще один элемент и форма проявления патриотической позиции — патриотическое поведение.
Качество личности — это устойчивая форма поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями [7; с. 16].
В нашем исследовании речь должна идти об устойчивых формах поведения личности, не только делающих ее поведение социально значимым, но и обеспечивающих эффективность патриотической деятельности. К сожалению, в науке пока нет системного описания психологических свойств, воспроизводящего всю полноту и разнообразие патриотических качеств личности. Каждый автор предлагает их собственный набор, включая в него и патриотические чувства (например, любовь к Родине), и патриотические установки (например, готовность к защите Родины), и т.д.
В определении патриотических качеств личности мы исходим из положения, что патриотические качества — это часть нравственных качеств, включающих, во-первых, отношение личности к людям (соборность, коммуникативность, альтруизм, эмпатийность, толерантность и т.д.), поскольку Родина — это и люди, для которых она является общей; во-вторых, это качества, повышающие эффективность любой социально значимой деятельности субъекта (ответственность, честность, исполнительность, обязательность и т.д.); в-третьих, это качества, выражающие отношение к национальной собственности (бережливость, заботливость и т.д.), которой выступают природное богатство и культурно-историческое наследие Отечества.
Таким образом, проведенный анализ позволил нам сформулировать определение патриотической позиции личности. Патриотическая позиция личности — это система ее патриотических отношений, формами проявления и структурными компонентами которых являются патриотические убеждения, чувства и качества.
Рецензенты:
Куприна Н.Г., д.п.н., профессор кафедры социально-культурных технологий ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.
Вербицкая Н.О., д.п.н., профессор, профессор кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Лыкова Т.Р. СТРУКТУРА ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20593 (дата обращения: 28.04.2025).