Цель исследования: изучить влияние рака желудка на развитие синдрома мальнутриции у пациентов пожилого возраста.
Материал и методы. В исследование было включено 41 чел. пожилого возраста и 43 человек среднего возраста, критериями включения было наличие рака желудка. В качестве контрольной для данного этапа исследования была сформирована группа из 43 человек пожилого возраста из 40 чел. среднего возраста, у которых не был диагностирован рак желудка. Люди пожилого возраста (возраст составил от 60 до 73 года, средний возраст 58,6+1,1 года, мужчин – 50 чел., женщин – 34 чел.); среднего возраста (возраст составил от 45 до 57 лет, средний возраст 48,2+1,7 года, мужчин – 48 чел., женщин – 35 чел.).
Результаты и обсуждения
При изучении распространенности основных клинических гериатрических синдромов среди пациентов, у которых отсутствует рак желудка и пациентов, страдающих раком желудка нами было выявлено следующее.
Среди людей среднего возраста синдром гипомобильности встречался у 10,4+1,2% пациентов, у которых не был диагностирован рак желудка и у 27,5+1,1% пациентов, страдающих раком желудка; синдром мальнутриции – соответственно у 5,2+1,2% и у 15,1±1,0%; синдром когнитивных дисфункций у 1,7+0,4% и у 3,2+0,5%; синдром пролежней – у 0,2+0,02% и у 0,5+0,03%, обстипационный синдром – у 3,4+0,3% и у 3,8+0,3; синдром нарушений мочеиспускания – у 0,8+0,2% и у 1,6+0,3%, синдром падений – у 7,3+0,4% и у 3,6+0,1; саркопения – у 0,1+0,02% и у 0,3+0,01%; болевой синдром – у 9,2+0,2% и у 17,1+0,3%; деменция – у 1,0+0,03% и у 1,1+0,02%; тревожно-депрессивный синдром – у 26,3+0,6% и у 32,1+0,4%; синдром нарушений сна – у 27,1+0,1% и у 31,9+0,6%, психологические проблемы – у 70,9+0,4% и у 71,1+0,3% соответственно. Распространенность большинства синдромов была закономерно достоверно выше у пациентов, страдающих раком желудка, чем у пациентов, у которых рак желудка не был диагностирован (p<0,05).
Подобная закономерность распространенности указанных синдромов наблюдалась и среди пациентов пожилого возраста. В пожилом возрасте синдром гипомобильности встречался у 42,1+1,3% пациентов, не страдающих раком желудка, и у 68,1±0,9% пациентов, у которых был диагностирован рак желудка; синдром мальнутриции – у 30,8+0,9% и у 58,8+1,3% соответственно; синдром когнитивных дисфункций – у 6,4+0,8% и у 9,3+0,5%; синдром пролежней – у 0,4+0,03% и у 0,9+0,01%; обстипационный синдром – у 6,9+0,4% и у 7,0+0,2%; синдром нарушений мочеиспускания – у 1,5+0,3% и у 2,8+0,3%; синдром падений – у 9,8+0,4% и у 8,2+0,3%; саркопения – у 3,6+0,3% и у 3,9+0,4%; болевой синдром – у 14,1+0,2% и у 22,1+0,4%; деменция – у 1,8+0,2% и у 1,9+0,2%; тревожно-депрессивный синдром - у 33,1+0,6% и у 47,9+0,4%; синдром нарушений сна – у 36,8+0,4% и у 48,9+0,3%; синдром старческой астении – у 16,9+0,1% и у 17,8+0,2%; психологические проблемы – у 71,7+0,3% и у 72,1+0,4% пациентов соответственно. Указанные синдромы достоверно чаще встречались в пожилом возрасте, чем в среднем возрасте (p<0,05). Самыми распространенными синдромами были психологические проблемы, мальнутриция и гипомобильность. Относительно синдрома гипомобильности наблюдалась следующая закономерность. Он был одним из самых распространённых изучаемых синдромов как среди пациентов среднего возраста, так и среди пациентов пожилого возраста. Синдром мальнутриции встречался несколько реже, чем синдром гипомобильности.
Известно, что рак желудка является причиной мальнутриции. Однако в пожилом возрасте у людей с РЖ имеется соматическая патология, которая сама по себе может быть причиной этого синдрома. В это связи мы решили изучить неонкологические причины риска формирования синдрома мальнутриции. Нами была изучена факторная нагрузка различных нозологических форм на риск формирования синдрома мальнутриции. В среднем возрасте заболевания ЖКТ занимала первое ранговое место среди рисков развития синдрома мальнутриции (факторная нагрузка 0,601), на втором месте были заболевания неврологического профиля (факторная нагрузка 0,595), на третьем месте – сердечно-сосудистые заболевания, осложненные хронической сердечной недостаточностью (факторная нагрузка 0,584), на четвертом – патология полости рта (факторная нагрузка 0,538), на пятом – заболевания психической сферы (факторная нагрузка 0,455), на шестом – бронхолегочные заболевания, осложненные дыхательной недостаточностью (факторная нагрузка 0,358), на седьмом – сахарный диабет 1 и 2 типов (факторная нагрузка 0,243), на восьмом – заболевания почек, осложненные хронической почечной недостаточностью (факторная нагрузка 0,124).
В пожилом возрасте первое ранговое место среди рисков развития синдрома мальнутриции занимала патология полости рта (факторная нагрузка 0,599), второе место – болезни ЖКТ (факторная нагрузка 0,562), третье – заболевания психической сферы (факторная нагрузка – 0,496), четвертое – сердечно-сосудистые заболевания, осложненные хронической сердечной недостаточностью (факторная нагрузка – 0,434), пятое – бронхолегочные заболевания, осложненные дыхательной недостаточностью (факторная нагрузка – 0,411), шестое – неврологическая патология – (факторная нагрузка – 0,389), седьмое – заболевания почек, осложненные хронической почечной недостаточностью (факторная нагрузка – 0,178), восьмое – сахарный диабет 1 и 2 типов (факторная нагрузка – 0,169). Анализ полученных данных показал, что и в среднем, и в пожилом возрасте спектр заболеваний, которые являлись рисковыми по развитию синдрома мальнутриции, был примерно одинаковым. Однако если в среднем возрасте наибольший вклад в развитие синдрома мальнутриции вносила патология ЖКТ, то в пожилом – патология полости рта.
Однако в пожилом возрасте самостоятельное значение имеет и фактор полиморбидности. С учетом возрастания степени полиморбидности при увеличении возраста, мы решили изучить вопрос факторного влияния различных вариантов полиморбидности на риск развития и степень тяжести синдрома мальнутриции. Проведенный многомерный биометрический анализ учитывал влияние наличия заболеваний, приводящих к синдрому мальнутриции на такие медико-социальные характеристики как наличие/отсутствие инвалидности и ее степень, наличие/отсутствие временной нетрудоспособности и ее продолжительность и частота случаев за последний год, наличие/отсутствие госпитализаций, их частота и продолжительность за последний год. При сочетании патологии полости рта и патологии ЖКТ, как в среднем, так и в пожилом возрасте риск развития синдрома мальнутриции и его тяжести возрастал по законам арифметической прогрессии (рис. 1).
Рис.1. Результаты многомерного анализа влияния сочетания патологии полости рта и патологии ЖКТ на риск развития и тяжесть синдрома мальнутриции
Условные обозначения:
По оси X – возраст;
По оси Y – факторное влияние на риск развития и тяжесть синдрома мальнутриции.
При сочетании патологии полости рта и неврологической патологии, как в среднем, так и в пожилом возрасте риск развития синдрома мальнутриции и его тяжести также возрастал по законам арифметической прогрессии (рис. 2).
Рис. 2. Результаты многомерного анализа влияния сочетания патологии полости рта и неврологической патологии на риск развития и тяжесть синдрома мальнутриции
Условные обозначения:
По оси X – возраст;
По оси Y – факторное влияние на риск развития и тяжесть синдрома мальнутриции.
При сочетании патологии полости рта и патологии психической сферы, как в среднем, так и в пожилом возрасте риск развития синдрома мальнутриции и его тяжести возрастал по законам арифметической прогрессии (рис. 3).
Рис. 3. Результаты многомерного анализа влияния сочетания патологии полости рта и патологии психической сферы на риск развития и тяжесть синдрома мальнутриции
Условные обозначения:
По оси X – возраст
По оси Y – факторное влияние на риск развития и тяжесть синдрома мальнутриции
При сочетании патологии полости рта и любой соматической патологии (сердечно-сосудистой, бронхолегочной, нефрологической, эндокринной) наблюдалась иная закономерность (рис. 4).
Рис. 4. Результаты многомерного анализа влияния сочетания патологии полости рта и соматической патологии на риск развития и тяжесть синдрома мальнутриции
Условные обозначения:
По оси X – возраст;
По оси Y – факторное влияние на риск развития и тяжесть синдрома мальнутриции.
Если в среднем возрасте, как и при других вариантах полиморбидности, риск развития синдрома мальнутриции и его тяжести также возрастал по законам арифметической прогрессии, то в пожилом возрасте – по законам геометрической прогрессии.
В итоге оказалось, что возрастание риска развития и усугубление выраженности синдрома мальнутриции при полиморбидных состояниях на основе патологии ЖКТ, неврологической и психической сферы в пожилом возрасте подчинялось в целом законам арифметической прогрессии, а при сочетании патологии полости рта и соматической патологии – законам геометрической прогрессии (рис. 5).
Рис.5. Результаты многомерного анализа влияния сочетанной патологии, лежащей в основе развития синдрома мальнутриции, на медико-социальные характеристики пациентов
Условные обозначения:
Красный цвет – патология полости рта + патология ЖКТ
Розовый цвет – патология полости рта + патология неврологической сферы
Синий цвет – патология полости рта + патология психической сферы
Коричневый цвет – патология полости рта + соматическая патология
По оси X – возраст;
По оси Y – факторное влияние на риск развития и тяжесть синдрома мальнутриции.
Это отличало развитие синдрома мальнутриции в пожилом возрасте от развития этого синдрома у людей среднего возраста, когда его прогрессирование подчинялось законам частичного накопления.
Заключение. Мы выявили, что синдром мальнутриции являлся одним из ведущих клиническим и медико-социальным синдромом в структуре гериатрических синдромов. Однако при анализе причины его возникновения выяснилось, что помимо участия вклада рака желудка, существенную роль в его формирования вносит полиморбидный фон на основе сочетания гастроинтестинальной патологии и патология полости рта. Таким образом, дополнительный существенный вклад в развитие гериатрических синдромов у пациентов с раком желудка вносит сопутствующая соматическая патология, что необходимо учитывать в тактике ведения пациентов.
Рецензенты:
Ильницкий А.Н., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ФГБОУ ДПО ИПК ФМБА России, г. Москва;
Перелыгин К.В., д.м.н., старший научный сотрудник отдела клинической геронтологии АНО «Научно-исследовательский медицинский центр «Геронтология», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Ткаченко Е.В., Полторацкий А.Н., Кичатая О.А. ЗНАЧЕНИЕ РАКА ЖЕЛУДКА В РАЗВИТИИ СИНДРОМА МАЛЬНУТРИЦИИ У ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20582 (дата обращения: 14.10.2024).