В процессе модернизации российской системы образования, при разработке различных типов и моделей образовательных учреждений,сегодня все большую популярность приобретает пансионный тип обучения детей и подростков. Иначе говоря, сегодня происходит возрождение пансионного образования. Наиболее ярко и широко образовательные учреждения пансионного типа представленыМинистерством обороны РФ, к ним относятся: президентские кадетские, суворовские военные, Нахимовское военно-морское, Московское военно-музыкальное училища и кадетские корпуса. Достоинством пансионных образовательных учреждений является систематический контроль детей со стороны взрослых, непосредственно участвующих в их школьной жизни, отсутствие риска попасть под влияние плохой компании, что очень актуально в современных реалиях жизни. Практически каждое пансионное образовательное учреждение отличается только ему присущими особенностями: патриотическое воспитание, углубленное изучение каких-либо школьных предметов, спортивный уклон и т.д.[1]. Данные преимущества пансионного образования актуализируют потребность в учреждениях такого типа, что подтверждается увеличением количества школ-пансионов как в государственной, так и негосударственной сфере образования. Так, в период с 2010 по 2014 г. только довузовских образовательных учреждений пансионного типа в Министерстве обороны РФ увеличилось на 32%, и планируется дальнейшее увеличение их количества.
Но, как показывает практика, пансионное учебное заведение как особый тип образовательной организации имеет не только плюсы, но и факторы риска. В частности, сама образовательная среда, представленная в виде совокупности условий, обеспечивающих качество воспитания учащихся, является, в первую очередь, источником множества стрессогенных факторов, с которыми сталкиваются поступившие дети. И если учесть тот факт, что основной контингент обучаемых учреждений пансионного типа это дети 10-11 лет, закончившие четвертый класс, то воздействие стрессогенных факторов приобретает свою особую значимость. Стрессогенными факторамидля подростков могут стать:
- условия пансионного учебного заведения (проживание на территории учебного заведения);
- отсутствие личностного пространства;
- нахождение под постоянным контролем;
- изолированность от близких и родных людей и отсутствие материнской ласки и др.
К этому следует добавить возрастные и внутриличностные особенности воспитанников, которые также могут быть источником факторов риска для психоэмоционального развития. Среди внутриличностных особенностей ведущее место занимают особенности коммуникативной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер, которые оказывают влияние на формирование и проявление тревожности, учебной мотивации, самооценки и т.д.
Среди факторов риска, связанных с возрастом, по мнению И.А. Зимней, можно выделить следующее: потребность в самоутверждении в среде сверстников; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции как в классе, так и в образовательном учреждении; повышенный интерес к вопросу о «соотношении сил» в классе; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность; требовательность к соответствию слова делу; повышенная утомляемость и агрессивность и др. [3].
Перечисленные особенности в совокупности с образовательной средой пансионного учебного заведения, которая является стрессогенной в силу своей специфики, оказывают наиболее сильное негативное воздействие на воспитанников в период их адаптации к новым условиям жизнедеятельности.
В связи с этим правомерно обратиться к исследованию О.А. Круглова, в котором он отмечает, что систематическое негативное воздействие стрессогенных факторов вызывает психическое травмирование личности, нарастание личностной дисгармонии и может привести к дезадаптации и даже спровоцировать патологическое состояние центральной нервной системы [4]. Несмотря на сложность рассматриваемой проблемы, обусловленную стрессогенностью образовательной среды, необходимо ставить и решать задачи, связанные с духовным и социально-психологическим развитием каждого воспитанника, его всесторонним образованием и воспитаниемтаких качеств, как социальная активность, патриотизм, готовность к трудовой деятельностина военном и гражданском поприще.
Аэто делает необходимым поиск условий, способов, методов минимизации фактов риска для обучаемых, повышения их стрессоустойчивости, т.к. именно стрессоустойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности.
С целью решения данной проблемы мы в качестве наиболее значимых выделили следующие условия формирования стрессоустойчивости у воспитанников к специфике образовательной среды учреждений пансионного типа: организационно-деятельностные, педагогические и психологические.
В рамках реализации организационно-деятельностных условий был проведен ряд исследований, направленных на выявление стрессоустойчивости воспитанников. В частности, была разработана анкета определения наиболее значимых стрессогенных факторов в образовательном процессе пансионного учреждения. Воспитанникам предлагалось выделить и отметить для себя наиболее стрессогенные факторы (перечислены ниже) в первые месяцы пребывания в образовательном учреждении пансионного типа. По результатам анкетирования воспитанников (в качестве респондентов выступили 207 воспитанников) были получены следующие результаты.
Отсутствие родных, близких (82%), желание вернуться домой (73%), закрытость (невозможность выйти из училища свободно) учебного заведения (63%), отсутствие среди одноклассников девочек (60%), чувство ответственности за класс (60%), подчинение правилам (53%), нахождение под постоянным контролем (53%), необходимость подчинять свои интересы под интересы класса (52%), сложности в общении, своя собственная застенчивость или наоборот смелость, активность (50%), сложные уроки, задания (49%), непривычное расписание (49%), необходимость уступать в пользу других (48%), необходимость соблюдать режим дня, все делать строго по времени (47%), сложность контролировать свои эмоции, когда нет возможности выплакаться, нельзя драться и т.д. (46%), множество кабинетов (44%), переоценка своих сил при поступлении в училище (44%), единообразие в одежде, форма (41%), разнообразие педагогического состава (40%), сильное волнение, тревога, страх (40%), отсутствие своего личного пространства, своей личной комнаты (38%), сложности в общении с педагогами (31%), слабое желание обучаться в СПКУ (19%).
Полученные результаты показали, что специфика образовательной среды пансионного учебного заведения действительно является стрессогенной для воспитанников, особенно на этапе их адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Все факторы риска можно распределить в несколько групп: индивидуально-личностные, межличностные, межгрупповые и дисциплинарные факторы, а также факторы социальной среды.
Исходя из специфики образовательной среды пансионного учебного заведения,мы выделили основные компоненты стрессоустойчивости у воспитанников: интеллектуальный, эмоциональный, волевой, мотивационный и коммуникативно-оценочный, которые могут иметь трехуровневое измерение: низкий, средний и высокий и конкретные содержательные характеристики.
В качестве возможных механизмов формирования стрессоустойчивости у воспитанников к стрессогенным факторам образовательной среды пансионного учебного заведения мы рассматриваем следующие.
1. Компенсаторный, психологический механизм превращения внешних требований во внутренние требования личности к самой себе. Этот механизм обеспечивает психологическую стрессоустойчивость личности, ее сознания в усвоении нравственного опыта общества, моральных норм и формировании собственной моральности. Объективную основу для этого представляет включение воспитанника в моральную деятельность.
2. Адаптационный механизм, который связан с выработкой новых навыков, привычек, качеств, что приводит в соответствие организм, личность со средой. Регуляторами адаптации воспитанника выступают мотивы, мышление, воля, способности, знания, опыт. В процессе адаптации не столько приобретаются новые свойства, качества, сколько перестраиваются уже имеющиеся, а сохранение эффективности деятельности происходит главным образом благодаря готовности, привыканию к новым условиям и их освоению. Адаптация выражается не только в приспособлении организма к новым условиям, но главным образом в выработке фиксированных способов поведения, позволяющих справляться с трудностями.
При реализации педагогических условий с целью выявления индивидуально-личностных особенностей стрессоустойчивости у воспитанников к воздействию стрессогенных факторов и установления особенностей межличностных дисциплинарных процессов в классных коллективах пансионного учебного заведения был подобран и систематизирован в циклограмму следующий диагностический инструментарий[5].
Для изучения критериальных показателей компонентов стрессоустойчивости у воспитанников были использованы следующие методики:многофакторное исследование личности Р.Кеттела (105) (16PF – опросник), исследование уровня воспитанности Н.П. Капустина, М.И.Шиловой, опросник Басса-Дарки, методика «Диагностика структуры учебной мотивации школьника» М.В. Матюхиной, диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник), методика «САН» Н.А. Лаврентьевой, методика А.Ф. Фидпера «Оценка психологической атмосферы в коллективе», тест школьной тревожности Филлипса, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда(в адаптации Снегирева), методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений «Социометрия» Дж. Морено.
Анализ полученных результатов позволил выявить не только общий уровень сформированностистрессоустойчивости у воспитанников пансионного учебного заведения, но и охарактеризовать системообразующее составляющие её структурных компонентов. Полученные результаты и выделенные в ходе констатирующего исследования компоненты и уровни стрессоустойчивости воспитанниковпозволили определить 3 уровня компонентовстрессоустойчивости (рис. 1).
Рис.1. Уровни компонентов стрессоустойчивости увоспитанников
По результатам констатирующего исследования, на основании выделенных критериев, воспитанники экспериментальной и контрольной групп были распределены по уровням выраженностистрессоустойчивости (рис.2).
Рис.2. Распределение воспитанников по уровням выраженности стрессоустойчивости на этапеконстатирующего исследования
Комплексное исследование компонентов стрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений пансионного типа на констатирующем этапе исследования позволило выявить доминирование среднего уровня сформированности стрессоустойчивости.
Для последующего решения поставленной задачи нами была выделена группа воспитанников с низким уровнем сформированности стрессоустойчивости (группа повышенного психолого-педагогического внимания). Для этой группы воспитанников были разработаны образовательные коррекционно-развивающие программы, направленные на формирование коммуникативных навыков, развитие когнитивных процессов и коррекцию эмоционально-волевых процессов.В рамках программы были разработаны семинары-практикумы для педагогических работников. Цель практических занятий - коррекцияособенностей взаимодействия педагогов с воспитанникамии оптимизация организации учебно-воспитательной работы в учреждениях пансионного типа.
В контексте реализации совокупности психологических условий осуществлялись следующие мероприятия: как групповые, так и индивидуальные консультации, тренинги, имитационные и ролевые игры, разминки, дискуссии, игры – активаторы и пр., которые были разработаны в рамках программы формирования стрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений пансионного типа.
Программа была реализована поэтапно: адаптационный, формирующий и заключительный этапы.
Целью программы являлось формирование стрессоустойчивости через обеспечение продуктивных изменений в интеллектуальных, эмоциональных, волевых, мотивационных и коммуникативно-оценочных структурах личности воспитанников, обуславливающих позитивное развитиеличностных ресурсов воспитанников в интеллектуальной,коммуникативной и эмоционально-волевой сферах.
Деятельность специалистов, осуществляющих реализацию цели и задач разработанной программы, основывалась на личностноориентированном и системном подходах, а также с учетом таких принципов, как научная обоснованность, реалистичность, активный характер, гибкость и адаптивность.
Все занятия, включенные в программу, имели свою структуру и были представлены в виде трехблоков:
- организационный, включающий в себя диагностику, активизацию и формирование настроя группы на продуктивное взаимодействие во время занятий, эмоциональное подключение;
- практический –направлен на актуализацию и развитие имеющихся конструктивных навыков поведения и приобретение личностно-значимого нового опыта в межличностных отношениях, групповом общении, расширение информационно-речевого поля;
- заключительный - включал в себя анализ, обобщение и диагностику.
Основой групповых коррекционно-развивающих занятийстали традиционные принципы работы с тренинговой группой: диалогизация взаимодействия, постоянная обратная связь, самодиагностика, оптимизация развития, гармонизация интеллектуальной и эмоциональной сфер, добровольное участие, постоянный состав группы, изолированность и свободное пространство и т.д.
В ходе индивидуальных коррекционно-развивающих занятий использовались теоретические концепции гештальт-психологии и транзактного анализа.
В разных блоках программыпсихолого-педагогического сопровождения были реализованы авторские подпрограммы: «Учимся общаться. Развитие навыков общения», «Мои чувства и эмоции», «Учусь быть внимательным», «Развиваем мышление», «Развиваем моторику», «Учимся запоминать», «Давайте поиграем», сценарий занятия с использованием психотерапевтических методов и приемов «Волшебный горшочек»; семинаров-практикумов «Основные проблемы, возникающие в период адаптации к условиям обучения в пансионном учебном заведении», «Гендерный подход в обучении и воспитании»; методические рекомендации педагогическим работникам (преподавателям, воспитателям, классным руководителям), законным представителям воспитанников по возрастным, гендерным особенностям, особенностям взаимодействия и построения учебной и воспитательной деятельности с учетом возрастных и гендерных особенностей воспитанников в условиях пансионного учебного заведения.
В процессе реализации программы использовалась широкая совокупность методов: мини-тренинг, имитационные и ролевые игры, разминки, диагностические методы, дискуссии, игры–активаторы, семинары-практикумы, арт-терапия, сказкотерапия. Акцент был сделан на созданиепсихологическогоклимата, который обеспечивал воспитанникам возможность успешно функционировать и развиваться в образовательной среде пансионного учебного заведения.
Созданные в образовательном учреждении пансионного типа организационно-деятельностные, педагогические и психологические условия позволили добиться существенных положительных изменений в личностном развитии воспитанников. Так, если на констатирующем этапе уровень выраженностистрессоустойчивости у воспитанников в контрольной группе был выше, чем в экспериментальной группе на 2%, то после проведенных занятий уровень выраженностистрессоустойчивости у испытуемых в экспериментальной группе повысился в сравнении сконтрольной группой на 26% (рис. 2, 3, табл. 1).
Рис.3. Распределение воспитанников по уровням выраженности стрессоустойчивости на этапе формирующего исследования
Таблица 1
Сравнительный анализ уровней выраженности стрессоустойчивости воспитанников
Уровни выраженности стрессоустойчивости у воспитанников |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
||
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
|
Низкий |
23% |
12% |
19% |
26% |
Средний |
60% |
45% |
62% |
57% |
Высокий |
17% |
43% |
19% |
17% |
Как видно, наблюдается позитивная динамика по исследуемым параметрампри переходе от начального среза к контрольному замеру. В этом смысле статистическая гипотеза состояла в том, что существуют значимые различия в измеренных значениях признака между первым и вторым замером.
Для доказательства этой гипотезы мы применили Т-критерий Вилкоксона (использована программа SPSS, v 22.0), который предназначен для выявления различий между начальным и контрольным срезами. Результаты анализа приведены в таблице 2. Полученные данные показывают, что незначительные изменения произошли лишь по нескольким параметрам: «М» практичность – развитое воображение, «С», «познавательные мотивы», «мотивы саморазвития», «позиция школьника», «мотив достижения», «внешние мотивы», Q2. По всем остальным параметрам произошли существенные изменения при переходе от начального среза к контрольному. Из 56 факторов в процентном отношенииэто выглядит следующим образом: 86% - значимые изменения; 13% - незначимыми изменения.
Таблица 2
Результаты статистического анализа, Т-критерий Вилкоксона
(использована программа SPSS, v 22.0)
№ п/п |
Параметр / Статистика |
Значение показателя |
Уровень значимости |
1. |
Любознательность |
-7.449 |
.000 |
2. |
Воображение |
-4.607 |
.000 |
3. |
Сложность |
-8.090 |
.000 |
4. |
Склонность к риску |
-8.086 |
.000 |
5. |
«В» интеллект |
-7.354 |
.000 |
6. |
«М» практичность – развитое воображение |
-1.465 |
.143 |
7. |
«Q1» консерватизм – радикализм |
-3.084 |
.002 |
8. |
Академическая успеваемость |
-8.106 |
.000 |
9. |
«MD»адекватность |
-3.989 |
.000 |
10. |
«С» эмоциональная устойчивость |
-1.739 |
.082 |
11. |
«I» жестокость – чувствительность |
-5.708 |
.000 |
12. |
«Q4»расслабленность – напряженность |
-3.108 |
.002 |
13. |
Физическая агрессия, косвенная агрессия |
-4.174 |
.000 |
14. |
Раздражение |
-4.738 |
.000 |
15. |
Негативизм |
-4.789 |
.000 |
16. |
Обида |
-6.049 |
.000 |
17. |
Подозрительность |
-5.360 |
.000 |
18. |
Вербальная агрессия |
-1.651 |
.099 |
19. |
Общая школьная тревожность |
-6.120 |
.000 |
20. |
Переживание социального стресса |
-7.288 |
.000 |
21. |
Фрустрация потребности в достижении успеха |
-7.642 |
.000 |
22. |
Страх самовыражения |
-3.808 |
.000 |
23. |
Страх ситуации проверки знаний |
-2.817 |
.005 |
24. |
Страх несоответствия ожиданиям окружающих |
-5.012 |
.000 |
25. |
Низкая физиологическая сопротивляемость |
-4.271 |
.000 |
26. |
Проблемы и страхи в отношениях с учителями |
-6.773 |
.000 |
27. |
Простота и скромность |
-5.657 |
.000 |
28. |
«О» уверенность в себе – тревожность |
-2.535 |
.011 |
29. |
«Q3» низкий самоконтроль – высокий самоконтроль |
-4.911 |
.000 |
30. |
«F» сдержанность – экспрессивность |
-6.764 |
.000 |
31. |
Самочувствие |
-6.485 |
.000 |
32. |
Активность |
-8.364 |
.000 |
33. |
Настроение |
-5.783 |
.000 |
34. |
Отношение к знанию |
-7.542 |
.000 |
35. |
Отношение к труду |
-6.395 |
.000 |
36. |
Долг и ответственность |
-7.633 |
.000 |
37. |
Дисциплинированность |
-6.428 |
.000 |
38. |
Честность и правдивость |
-7.839 |
.000 |
39. |
Бережливость |
-7.229 |
.000 |
40. |
Познавательные мотивы |
-.744 |
.457 |
41. |
Коммуникативные мотивы |
-6.261 |
.000 |
42. |
Эмоциональные мотивы |
-7.659 |
.000 |
43. |
Мотивы саморазвития |
-1.715 |
.086 |
44. |
Позиция школьника |
-1.218 |
.223 |
45. |
Мотив достижения |
-1.467 |
.142 |
46. |
Внешние мотивы |
-.975 |
.330 |
47. |
«G» подверженность чувствам – высокая нормативность поведения |
-7.406 |
.000 |
48. |
«N» прямолинейность – дипломатичность |
-8.114 |
.000 |
49. |
«A» открытость - замкнутость |
-2.790 |
.005 |
50. |
«H» робость – смелость |
-5.506 |
.000 |
51. |
«L» доверчивость – подозрительность |
-6.846 |
.000 |
52. |
«E» степень доминирования - подчиненности |
-6.951 |
.000 |
53. |
«Q2» конформизм – нонконформизм |
-.813 |
.416 |
54. |
Коллективизм и товарищество |
-7.148 |
.000 |
55. |
Доброта и отзывчивость |
-6.117 |
.000 |
56. |
Адаптация |
-6.095 |
.000 |
Наблюдаемые позитивные изменения в параметрах стрессоустойчивости правомерно связать сэкспериментальным воздействием. И это позволяет утверждать, что выдвинутая гипотеза исследования о возможности формированиястрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений пансионного типа под воздействием специально созданных условий нашла свое практическое подтверждение.
Полученные результаты и выводы позволяют наметить следующие направления дальнейших исследований по рассматриваемой проблеме: детальный анализ факторов, обуславливающих уровень выраженности стрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений пансионного типа; работа по повышению эффективности авторской программы; разработка рекомендаций по совершенствованию системы психолого-педагогического сопровождения воспитанников в условиях пансионного учебного заведения в контексте повышениястрессоустойчивости у воспитанников кспецифике образовательной среды.
Рецензенты:Соловьёва О.В., д.псх.н., профессор ФГАОУ ВПО «СКФУ»; г. Ставрополь;
Плугина М.И., д.псх.н., профессор кафедры педагогики, психологии и специальных дисциплин ГБОУ ВПО «СтГМУ»; г. Ставрополь.
Библиографическая ссылка
Гревцева О.В. ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ У ВОСПИТАННИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПАНСИОННОГО ТИПА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20555 (дата обращения: 06.05.2025).
DOI: https://doi.org/10.17513/spno.122-20555