Развитие личности рассматривается как составная часть развития человека в целом или его «интегральной индивидуальности»; представляет собой «особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий»; определяется мерой собственной активности человека, т.к. «личность – это субъект своего собственного развития, постоянно находящийся в поиске и построении тех видов деятельного отношения к миру, в которых могут полнее всего проявиться и развиться уникальные потенции конкретного индивида»; является основным способом существования, бытия личности, которое выражает основную потребность человека как универсального родового существа – постоянно «трансцендировать за рамки конечной формы», выходить за пределы, достигать возможной полноты воплощения в индивидуальной форме своей родовой сущности [6].
Проблема личностного роста школьника уже длительное время предстает в виде ценности и цели в образовательной среде. Однако обнаруживается недостаточная разработанность методологии основ организации образовательного процесса, способствующего личностному росту школьников в учебной деятельности. Это обуславливает необходимость детального изучения проблемы, а также нахождения путей и способов ее изменения в целях усиления продуктивности образовательного процесса в целом. На этапе школьного образования возникают трудности, которые в процессе образовательной деятельности выливаются в противоречие между осуществлением акмеологического подхода к обучению в школе и недостаточным наполнением содержания общего и среднего образования личностнозначимыми ценностями школьников и их реальными возможностями, уровнями их личностного развития.
Цель современного образования – создание благоприятных условий для развития личности каждого школьника. Не декларация, а реальное воплощение в образовательном процессе субъект-субъектного взаимодействия позволит в значительной мере продвинуть личностное развитие ребенка, активизировать его личностный потенциал. Личностному развитию школьника благоприятствует совокупность физических, социальных и человеческих факторов, формирующих ощущение защищенности и доверия, и способствующих раскрытию и востребованности личностного потенциала подростка. Одним из наиболее существенных факторов является высокий уровень профессиональной подготовки и личностной культуры педагогов, обеспечивающий благоприятную атмосферу в образовательном учреждении.
Цель исследования личностного развития школьников – определить общую динамику в развитии личностных качеств учащихся в образовательном процессе; содействовать развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и стимулировать процесс профессионально-личностного развития педагога, его самоопределения в пространстве педагогической реальности.
В соответствии с целями в образовательном процессе выступают актуальными следующие задачи:
- выявление влияния образовательного процесса на развитие определенных личностных качеств учащихся;
- отслеживание динамики в развитии личностных качеств учащихся на этапе старшей школы;
- способствование осознанию педагогами необходимости развития тех личностных характеристик, которые обеспечивают успешное освоение личностно-ориентированной педагогической деятельности;
- ознакомление педагогов со способами диагностики отдельных качеств и определение уровня их сформированности, способствуя тем самым процессу самосознания и самосовершенствования.
Выбор критериев и показателей исследования обосновывается возможностью формирования личностных качеств учащихся в учебном процессе, а также необходимостью развития у школьников, прежде всего, тех параметров, на которые изначально направлено личностно-ориентированное обучение и которые являются личностными результатами образования в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Большое внимание уделяется развитию у учащихся в образовательном процессе рефлексивных умений, учебной мотивации, стремления к самоактуализации. Выбранные качества можно считать параметрами такой личностной характеристики как «субъектная позиция» и свидетельствуют об активности субъекта в своей жизни, в своей деятельности и общении. Охарактеризуем избранную к развитию и диагностике личностную характеристику ученика.
Излагая идеи личностно-ориентированного обучения, основоположник гуманистической психологии Карл Рождерс подчеркивал, что процесс преподавания (деятельность педагога) представляет гораздо меньшую ценность и значимость, чем процесс учения (деятельность ученика), важность и непреходящую роль которого трудно переоценить. Ценность и осмысленность учения основана на осознании себя субъектом деятельности, соответственно, на самодеятельности, самопознании, саморегуляции. Ученик должен обучаться сам, т.к. учение – это не усвоение знаний, а изменение внутреннего чувственно-когнитивного опыта ученика, связанного со всей его личностью [2; 5].
Современное общество востребует граждан, проявляющих достаточно высокий уровень развития субъектной позиции, творческой активности, предприимчивости и ответственности. Соответственно в качестве общественно и личностнозначимого результата образования рассматривается высокий уровень развития личности выпускника школы.
В современном образовании возникла необходимость обучать личность постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают её успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим навыки самообразования и самовоспитания.
Выдающиеся педагоги и исследователи современности (Е. В. Бондаревская, В. В. Горшкова, С. М. Годник, А. В. Кирьякова, И. А. Колесникова, Н. К. Сергеев, В. В. Сериков, А. П. Тряпицына, Е. Н. Шиянов и др.) приходят к выводу о необходимости в образовательном процессе стимулировать самосовершенствование человека, его самопреобразование и саморазвитие для решения задач усложняющейся креативной социальной и профессионально-трудовой практики. При этом подходе человек на всех этапах образования и социализации выступает как самоорганизующийся субъект учебной деятельности [3].
При разработке системы диагностики профессионально-личностного развития субъектов образовательного процесса мы исходили из следующих требований к ней, указанных в психолого-педагогических исследованиях) [1]:
1) система методов изучения профессионально-личностного развития должна отражать динамику изменений его функций в индивидуально-личностном развитии учащегося, в его учебной деятельности и профессионально-личностном самоопределении;
2) для повышения объективности полученных результатов, их достоверности необходимо так выстраивать систему методов, чтобы они как бы «перекрывали» друг друга, обеспечивая возможность перепроверки полученных данных;
3) система методов в целом должна раскрывать все стороны изучаемого феномена по выделенным показателям. При этом каждый метод должен применяться в соответствии со своими возможностями, в условиях, обеспечивающих их реализацию;
4) необходимы методики, позволяющие помимо качественных, получить некоторые количественные характеристики, что способствует большей объективности исследования (см. табл. 1)
Таблица 1
Диагностические методики оценки показателей личностного развития учащихся
в образовательном процессе
Критерии |
Показатели |
Методики диагностики |
Мотивационно-ценностный |
Учебная мотивация |
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (А.Д. Андреева) |
Познавательная активность |
||
Процессуальный |
Способность к саморазвитию |
Самооценка способности к самообразованию и саморазвитию личности (Н.П. Фетискин) |
Субъектность |
Анкета «Субъектность учащихся в образовательном процессе» (М.И. Лукьянова) |
|
Рефлексивный |
Способность к рефлексии |
Опросник «Диагностика рефлексивности» (А.В. Карпов) |
Самооценка качеств личности |
Методика «Самооценка личности» (О.И. Мотков) |
Для содействия развитию психолого-педагогической компетентности педагогов и стимулирования процесса их профессионально-личностного роста, самоопределения в полипарадигмальном пространстве педагогической реальности необходимо выделить критерии и показатели, по которым при помощи различных методов диагностики можно отслеживать динамику профессионально-личностного развития педагогов.
Профессионально-личностное развитие учителя – одна из целей педагогического образования. Педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне. Педагог рассматривается как носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, как активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.
Усиление гуманистических тенденций в образовании способствует формированию новых подходов и взглядов на место и роль педагога в образовательном процессе. Педагог выступает активным творцом культуры. Система образования, ориентированная на активность и самобытность её деятелей, требует от педагога усиления его субъектности, развития направленности на другого человека [2].
Результативность деятельности образовательного учреждения определяется уровнем развития личности педагога; учитель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у учащихся. В этой связи значимым звеном профессионально-личностного роста является самообразование. Профессионализм учителя определяется и рядом личностных качеств, так как моральные, нравственные аспекты общения с учащимися имеют огромное значение и в воспитательной работе, и в освоении учебных предметов. Самообразование учителя находится в тесной взаимосвязи с самовоспитанием, проблема которого с годами не становится менее актуальной. Профессия учителя немыслима вне постоянного самосовершенствования, так как он должен быть образцом для своих учеников. Самовоспитание педагога – сознательная и целенаправленная деятельность. При постановке целей самовоспитания важно определить их значимость и необходимость, соотнося себя реального с желаемым идеалом (результат самопознания).
Определим содержательные характеристики профессионально-личностного развития педагога:
– мотивационно-ценностная, которая включает в себя потребности, мотивы, установки, профессионально-значимые ценности и ценностные ориентации, определяющие собой предпочтительный выбор целей, путей и средств профессиональной деятельности;
– процессуальная, включающая в себя реализацию потребностей личностного профессионального роста, возможность применять известные способы и приемы профессиональной деятельности, ориентированные на процесс достижения поставленных целей в организации образовательного процесса;
– рефлексивная, которая представляет собой анализ и оценку собственной профессиональной деятельности, оценивание образа своего «Я» как субъекта профессиональной деятельности, оценивание перспектив профессионального саморазвития и отношения к профессии на основе интегративных характеристик мышления и рефлексии.
В соответствии с этим нами выделены различные показатели профессионально-личностного развития педагога, которые предлагаются к диагностике. Также подобран комплекс диагностических методик, который определялся нами в соответствии с представлениями о сущности, структуре и содержательных характеристиках профессионально-личностного развития педагога (см. табл. 2).
Таблица 2
Диагностические методики оценки показателей профессионально-личностного развития педагогов
Критерии |
Показатели |
Методики диагностики |
1. Мотивационно-ценностный |
Мотивация достижения, потребность в достижениях |
Методика диагностики личности на мотивацию к успеху (Т. Элерс) |
Направленность на гуманистический подход в профессиональной деятельности |
Диагностика ориентированности педагогов на учебно-дисциплинарную или личностную модель взаимодействия (В.Г. Маралов) |
|
2. Процессуальный |
Потребность в самообразовании |
Диагностика реализации потребности в саморазвитии (Н.П. Фетискин) |
4. Рефлексивный |
Способность к рефлексии |
Методика диагностики рефлексии (А.В. Карпов) |
Самооценка качеств личности |
Самооценка личности (О.И. Мотков) |
Психодиагностика личностного развития – важное и актуальное направление, позволяющее отследить профессионально-личностный рост субъектов образовательного процесса. Информация, получаемая в ходе диагностики, позволяет педагогу отслеживать развивающий эффект своей деятельности, видеть достоинства и недостатки образовательного процесса, выявлять проблемы в развитии каждого ребёнка и оказывать своевременную и необходимую помощь. Информация, полученная учителем в ходе диагностики, способствует лучшему пониманию учителем своих учеников, помогает ему построить урок и общение более эффективно, создать атмосферу принятия и доверия, что стимулирует активность учеников. Проявляя внимание к личности каждого ребёнка, учитель осуществляет личностно-ориентированный подход в обучении, что, в конечном счёте, позволяет ребёнку полнее раскрыть и реализовать свой потенциал.
Знание индивидуальных особенностей учащихся помогает учителю не только создать открытое уникально неповторимое общение, но и быть готовым получить в этом общении обратную связь, в том числе в форме оценок личностных проявлений учителя со стороны ученика, а это способствует профессиональному росту, развитию собственной индивидуальности.
Рецензенты:
Поляков С.Д., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск;
Ахметов М.А., д.п.н., доцент, профессор кафедры методики естественнонаучного образования и информационных технологий ФГБОУ ВПО УлГПУ им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск.
Библиографическая ссылка
Лукьянова М.И., Галацкова И.А. ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20544 (дата обращения: 07.12.2024).