Письмо, грамотное в орфографическом отношении, не только выполняет социальную функцию, но и является составной частью языковой культуры, залогом точности выражения мысли и взаимопонимания, поэтому программа предъявляет достаточно высокие требования к навыкам грамотного письма.
Программа начального обучения по русскому языку для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов (словарные), правописание которых не проверяется, а основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного языка нельзя, и потому их написание рекомендуется запомнить. В методике существует широкий и узкий взгляд на эту группу слов. В широком понимании «трудными» называют слова, вызывающие у детей различного рода трудности, чаще всего орфографические (слова с безударным гласным в корне слова). Чаще, как отмечает О.Н. Левушкина, термин «трудные слова» понимается более узко: это слова, имеющие в современном языке непроверяемые и трудно проверяемые написания [1]. Трудные слова делят на следующие группы: слова, трудные для учащихся с точки зрения: 1) написания (велосипед), 2) написания и произношения (комбайнёр, с глазу на глаз); 3) написания и значения (жокей, без удержу); 4) написания и связи с другими словами (перила); 5) написания, значения и связи с другими словами (реагировать); 6) написания, значения, произношения и связи с другими словами (гантель).
Правописание словарных слов в начальной школе вызывает особую трудность, поскольку основным приёмом проведения словарно-орфографической работы в школе является механическое запоминание графического облика слова. К сожалению, данный приём малоэффективен, поскольку не активизирует мыслительную деятельность учащихся, которые совершают ошибки в «трудных» словах и в начальной, и в средней школе.
Сделать процесс усвоения слов с непроверяемыми написаниями более эффективным – задача сложная и трудоёмкая, требующая от современного учителя большой творческой работы, поэтому известный советский учёный-методист А.В. Текучев отмечал, что словарная работа должна быть систематической, хорошо организованной, педагогически целесообразно построенной работой, связанной со всеми разделами русского языка [7]. Поэтому одной из важнейших задач развития речи в школе является упорядочение словарной работы (Лободина Н.В., Прудинкова А.В, Ладыженская Т.А, Баранов М.Т.), выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников.
В процессе работы над трудными словами учитель может связать различные виды словарной работы с содержанием занятий: во-первых, работа может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно; во-вторых, она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок); в-третьих, словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит и др.).
Залог успеха в работе над трудными словами – хорошая память. Любая недооценка памяти ребенка, умения запоминать и воспроизводить, может принести немалый вред, особенно в начальных классах, где у детей еще мало знаний и опыта, позволяющих строить сложные цепи рассуждения, т.е. решать грамматико-орфографические задачи, делать самостоятельные выводы. Тем более что в русской орфографии немало такого, что может быть усвоено только запоминанием.
Известно, что процесс запоминания облегчается привлечением к восприятию различных анализаторов. Большое значение для орфографии имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Многообразные связи: зрительные, слуховые, речедвигательные, неразрывно связанные с пониманием значения слова, в своей совокупности создают те необходимые условия, без которых трудно добиться прочного усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Следовательно, и упражнения должны опираться на различные восприятия и быть достаточно разнообразными.
Запоминанию словарных слов способствует привлечение мнемонических приемов. Мнемоника (с греческого – искусство запоминания) – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Рассмотрим основные приёмы мнемотехники:
Рифмизация
Прием рифмизации представляет собой интерпретирование информации в стихотворную форму (синквейн) [6].
Метод графических ассоциаций
В связи с тем, что мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти. Поэтому, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, надо создать «образ» буквы в конкретном слове. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.
При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово и обыграть в нем запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта [3].
Ассоциативный образ не только должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком (цвет, форма, действие, материал), но и иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Необходимо отметить, что преподаватель не должен навязывать ученику свои ассоциации, поскольку ценность данного приёма заключается в эксклюзивности ассоциативных образов.
Метод звуковых (фонетических) ассоциаций
Этот метод предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. Например, дети дежурные.
Комбинированный метод
Это использование при запоминании словарного слова и графических, и фонетических ассоциаций одновременно, в том случае, если в этом слове содержится несколько непроверяемых букв. Например, для слова "майонез" подобрано созвучие к первому слогу – "МАЙка". А вторую непроверяемую букву «О» легче нарисовать в виде пятна на майке. Получилось: «МАЙка испачкана майонезом» + О [3]. Итак, для облегчения работы механизма памяти необходимо привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы.
Метод Цицерона
Суть этого метода состоит в том, что запоминаемые единицы информации надо мысленно расставлять в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке. Затем достаточно вспомнить эту комнату, чтобы воспроизвести необходимую информацию.
Прием «Цепочка»
«Цепочка». Суть этого приема состоит в попарном соединении образов, которыми кодируются элементы последовательности, в образовании между ними связи. Например, нужно запомнить список слов: батон, молоко, сосиски, соль, газета, батарейка. Ярко представляем батон, на котором лежит пачка молока (в течение 1-2 сек. рассматриваем эту связь). Затем связываем пакет молока со вторым образом цепочки: пакет обложен сосисками. Фиксируем, переходим к соли. Когда мы вспоминаем первый образ – батон, в памяти неизбежно всплывет «молоко», молоко вызовет в памяти образ сосисок и так далее по цепочке.
В основу формирования орфографических навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная учебная работа учащихся. Работу над словами с непроверяемыми написаниями можно рационализировать. Суть рационализации заключается в том, что в процессе обучения написаниям указанного типа активизируется мыслительная деятельность и память учащихся, что даёт значительно более высокую эффективность, чем изучение непроверяемых написаний «в словарном порядке». Это достигается с помощью специальных приёмов обучения. В качестве примера рассмотрим работу над словом «комната»:
КОМНАТА
I. Знакомство с новым словом
1. Разгадайте ребус.
КОМ
ТА
2. Прочитайте ребус.
К |
У |
Г |
О |
Й |
|
1 |
|
|
2 |
|
Ф |
Й |
Н |
Е |
А |
|
|
4 |
|
7 |
|
А |
М |
У |
Т |
Ь |
5 |
3 |
|
6 |
|
3. Жилое помещение в квартире. Разгадайте слово, используя ключ-подсказку.
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
4 |
6 |
5 |
5 |
1 |
7 |
1 |
|
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
|
||||||
АБВ |
ГДЕ |
ЁЖЗ |
ИЙК |
ЛМН |
ОПР |
СТУ |
ФХЦ |
ЧШЩ |
ЪЫЬ |
ЭЮЯ |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
II. Первичное запоминание слова
1.
Придумайте зрительную опору к слову "комната".
На доске появляются картинки с изображением треугольной (как
запоминаемая буква А) занавески на окне, находящейся в комнате. Дети в своих
словариках пишут слово комната — вместо безударной непроверяемой гласной по
своему усмотрению рисуют картинку с изображением треугольной (как запоминаемая
буква А) занавески на окне, находящейся в комнате.
2. Подберите к слову "комната" однокоренные слова.
(Комнатка, комнатный.)
Запишите эти слова в столбик в свою тетрадь-словарь, справа от слов нарисуйте треугольную занавеску на окне, находящуюся в комнате. Выделите корень, поставьте ударение.
III. Закрепление умения правильного написания слова
1. Запишите словосочетания, поставьте ударение, выделите корень, подчеркните в словах непроверяемую безударную гласную в корне слова.
Большая комната, уютная комнатка, войти в комнату, просторная комната, комнатные растения.
2. Прочитайте словосочетания.
ДКЕОТМСНКААТЯА (Детская комната)
КНОЕМЖНИАПТАКЯА (Нежилая комнатка)
КСООМБНААЧТОННАКЯА (Комнатная собачонка)
- Как вы догадались? (Читали через букву.)
Запишите словосочетания, выделите корень, поставьте ударение, подчеркните безударную непроверяемую гласную в корне слова.
– Какие ещё орфограммы заметили?
3. Составьте синквейн со словарным словом, подчеркните орфограммы.
Таким образом, словарно-орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами. Необходимо в процессе изучения правописания слов данной категории предлагать учащимся задания, которые наряду с орфографическими задачами преследуют и цели лексические, т.е. буду направлены одновременно и на усвоение орфографии, и на активизацию детского словаря (задания на подбор к изучаемому слову однокоренных слов, составление и изучаемым словом словосочетаний, предложений.) Эти наблюдения над лексической сочетаемостью слов, которые проводятся в процессе составления детьми словосочетаний и предложений, являются важнейшей предпосылкой для расширения активного словаря учащихся. Только при такой организации словарно-орфографических упражнений работа станет содержательной, интересной для детей, а стало быть и более эффективной, ибо всестороннее изучение слова не только наилучшим образом закрепляет его правописание, но и способствует прочному усвоению слова, как лексической единицы, закреплению его в активном словаре школьника.
Рецензенты:
Чижакова Г.И., д.п.н., профессор, профессор Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;
Шарифуллин Б.Я., д.фил.н., профессор, заведующий лабораторией речевой коммуникацией ЛПИ – филиала ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Лесосибирск.
Библиографическая ссылка
Кулакова Н.В., Автушко Л.И., Веккессер М.В., Мамаева С.В. СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20542 (дата обращения: 08.10.2024).