Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Бурцев В.А. 1 Бурцева Е.В. 1 Данилова Г.Р. 1
1 Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
В статье рассматривается проблема исследования психологических механизмов (интериоризация, идентификация, интернализация, экстериоризация, рефлексивное принятие и освоение социальных ролей, сдвиг мотива на цель и обособления) развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности. Развитие ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности студентов представляется нами как движение от процессов интериоризации (освоение ценностей, связанных с самоутверждением личности) и идентификации (когнитивное и эмоциональное отождествление себя со сверстниками, подражательное усвоение ценностных ориентаций и выражение ценностных отношений, принятых в группе) через интернализацию (восприятие и принятие ценностей, принятых в социуме) к экстериоризации (порождение внешних действий на уровне операционного элемента ценностного отношения) и далее, посредством механизма сдвига мотива на цель наполнение положительными эмоциональными переживаниями, связанными с реализацией ценностного отношения. В результате видоизменяется система ценностных отношений студентов к физкультурно-спортивной деятельности, происходит рефлексивное принятие и освоение социальных ролей (социальный статус спортсмена) и далее посредством механизма обособления, индивидуализации присвоенного поведения (спортивный стиль жизни), в процессе формирования спортивной культуры личности.
психологические механизмы
ценностное отношение
физкультурно-спортивная деятельность студентов
спортивная культура личности
1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.: Наука, 1977. – 380 с.
2. Бурцев В. А., Бурцева Е. В. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие : научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». — Казань, 2012. — № 4 (32). — С. 113-118.
3. Бурцев В. А., Бурцева Е. В., Евграфов И. Е. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного ВУЗа в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2. Ч.11. — С.2450-2454.
4. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Бурцева Е. В. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». — Казань, 2012. — № 3 (31). — С. 140-146.
5. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Бурцева Е. В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. — 2013. –— № 6. — С. 14–21.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304 с.
Исследование проблемы раскрытия психологических механизмов развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности занимает важное место в системе психологической подготовки спортсменов и системе профессиональной готовности будущих специалистов в области физической культуры и спорта [4].

Физкультурно-спортивная деятельность является одним из специфических видов сознательной, социально-обусловленной активности человека в форме неспециального физического образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации, направленной на удовлетворение социально и личностно-значимых потребностей в присвоении материальных и духовных ценностей современной физической культуры.

Готовность к физкультурно-спортивной деятельности представляет целостную системно-организованную личностно-обусловленную характеристику человека как субъекта деятельности, адекватную ее  целям и содержанию, и обеспечивающую его практическую реализацию. Функционирование и развитие готовности студентов обеспечивается взаимодействием мотивационного, личностно-поведенческого, рефлексивного, физического, информационного и операционного компонентов [3, 5].

Основными видами физкультурно-спортивной деятельности студентов являются неспециальное физкультурное образование, физическая рекреация, физическая реабилитация, адаптивная физическая культура и спорт. Основой этого единства и взаимосвязи выступает главное средство – физические упражнения, которыми занимаются студенты в процессе учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

Развитие ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности происходит при условии трансформации «категории знания» в «категорию значимости». Этот процесс определяется, с одной стороны, личностными особенностями, развитием и осознанием своих интересов и ценностей, с другой стороны, – социальными факторами-ценностями значимого другого, стилем общения с ним. При этом в основе общего механизма развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности лежит, прежде всего, диалоговый стиль общения и развитие рефлексивных особенностей студентов в процессе формирования спортивной культуры личности.

Под спортивной культурой личности мы понимаем целостную, системно-организованную и личностно-обусловленную характеристику человека как субъекта спортивной деятельности, адекватную ее целям и содержанию, и обеспечивающую личностное присвоение и создание ценностей спорта как социокультурного феномена [2].

В результате личностно-деятельностного освоения,  усвоения и присвоения ценностей физической культуры: материальные (здоровье, телосложение, двигательные способности) и духовные (знания в области физической культуры, владение способами организации физической активности, социализация, интерес к физической активности) и спорта: материальные (высокий уровень развития двигательных способностей, значимых для избранного вида спорта) и духовные (знания в области избранного вида спорта, владение способами организации занятий избранным видом спорта, интерес к избранному виду спорта, спортивная этика, социальный статус и психические свойства личности, характеризующие спортивный характер) формируется ценностное отношение студента к  физкультурно-спортивной деятельности.

Ценностное отношение – это побуждаемые и направляемые ценностными ориентациями поступки и действия личности, значимые для нее как сами по себе, так и по их результатам.  Элементами ценностного отношения как психологического образования личности являются когнитивный, аффективный и конативный компоненты.

Ценностное отношение студентов формируется и развивается в процессе социализации. Социализация представляет собой процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

В изучении проблемы активности как особого психического явления важное место занимает раскрытие механизмов ее осуществления. Анализ и обобщение современной психологической литературы свидетельствует о том, что в настоящее время не существует единого методологического подхода к определению сущности и содержания понятия «психологический механизм». Чаще всего, психологический механизм определяется как «субъективное описание», или психическое отражение на субъективном уровне тех объективных процессов, которые обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой. При этом психологический механизм не ограничивается констатацией психических процессов, свойств и состояний психики человека, а скорее всего, раскрывает их содержательные и функциональные характеристики в генезисе их развития. Психологический механизм в основе своей выполняет регулятивную функцию в управлении различными уровнями взаимодействия психики человека с окружающей средой.

Ценностные ориентации, являясь личной «категорией значимости» студента, всегда имеют личностное значение и включены во внутреннюю структуру «Я-Концепции личности». Формирование ценностного отношения личности студента в процессе обучения в ВУЗе происходит при условии трансформации «категории знания» в «категорию значимости», благодаря чему происходит   трансформация навыков и умений из внешнего пласта личности в его внутреннюю систему «Я-Концепции личности». В этом случае приобретенные навыки и умения преобразуются в подлинные интересы, которые не нуждаются в поддержке внешнего подкрепления как «оперантное научение».

Формирование ценностных ориентаций и ценностных отношений в процессе обучения определяется, с одной стороны, личностными особенностями, развитием и осознанием своих ценностей и интересов, с другой, – значимыми ценностями ближнего окружения личности и стилем  общения с ним. При этом в основе общего механизма развития ценностного отношения лежит, прежде всего, диалоговый стиль общения и развитие рефлексивных особенностей студентов. Такой механизм, по нашему мнению, должен выступать как процесс передачи и принятия знания, носящего личностный смысл. При этом само знание должно являться ценностью.

Развитие ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности осуществляется посредством различных психологических механизмов: интериоризация, идентификация, интернализация, экстериоризация, рефлексивное принятие и освоение социальных ролей,  сдвиг мотива на цель и обособление.

Первым психологическим механизмом развития ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности студентов является интериоризация  – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций.

Психологический механизм интериоризации раскрывается на основе психологической теории деятельности А.Н. Леонтьева [6]. В соответствии с концептуальными положениями  теории деятельности все психическое развитие личности социально детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, знаний и способов человеческой деятельности. В психическом развитии личности психическая функция возникает дважды: сначала как категория интерпсихическая – в социальном плане, затем как интрапсихическая – в психологическом плане внутри личности. В процессе интериоризации структура предметной деятельности переходит в структуру внутреннего плана сознания.

Б.Г. Ананьев [1] отмечает, что формирование личности путем интериоризации – присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения – есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру. Все формы мотивации и ценностей детерминированы именно этим общественным становлением личности. Интериоризация общественно значимых ценностей происходит через усвоение социальных нормативов как в вербальном, так и в поведенческом плане.

Интериоризация ценностей есть осознанный процесс, он предполагает наличие у человека способности выделить из множества явлений те, которые представляют для него личностное значение (удовлетворяют его потребности и интересы), а затем превратить их во внутреннюю структуру в зависимости от условий жизнедеятельности, ближних и дальних жизненных целей и личностных возможностей их реализации. Поставленные индивидуумом цели могут реализоваться лишь при достаточно высоком уровне личностного развития студента, включающем определенную степень сформированности высших психических функций, сознания и социально-психологической зрелости.

В развитии ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности важную роль играют эмоции, которые проявляются в условиях состязательности и соперничества в процессе соревнований.  В отсутствии эмоциональной оценки переживания знания студенты принимают позитивные ценности только на словах, на вербальном уровне. Развитие ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности  может возникнуть только в результате их предварительного признания (положительной оценки – рациональной или эмоциональной). Таким образом, только эмоционально принятые личностью явления и активное, деятельностное отношение к ним личности создают необходимые и достаточные условия для интериоризации ценностей.

В процессе интериоризации ценностей студентов наряду с когнитивными и аффективными факторами (знанием и переживанием личностной значимости явления) принимают обязательное участие и волевые процессы.  Воля участвует в регуляции практически всех психологических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи студентов. Процесс познания ценности студентом, ее принятие и включение в личную систему ценностей предполагает наличие волевого акта. Включение воли в управление деятельностью студента как активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями личности, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

Таким образом, интериоризация представляет собой психический процесс, ведущий к превращению ценностей социума в высшие психические функции личности студента.

 Вторым психологическим механизмом развития ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности является идентификация  – частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей.  Идентификация как механизм социализации личности представляет собой когнитивное и эмоциональное отождествление себя с другими.

Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.

Усвоение социальных ценностей студентов происходит в процессе идентификации. Идентификация образует одну из форм отраженной субъективности, когда в качестве субъекта мы воспроизводим в себе именно другого человека (а не свои побуждения), его, а не свои цели.

В.Г. Леонтьев [6] отмечает, что базовым компонентом механизма идентификации является переживание значимых для человека ценностей. В этих условиях развитие личности происходит преимущественно через специфическое подражательное усвоение личностных смыслов.

Посредством механизма идентификации происходит освоение, усвоение и присвоение студентами ценностей физической культуры и спорта на соответствующем уровне достижений человечества, в том числе ценностей спортивного стиля жизни. Данный механизм в структуре личности студентов является ведущим при усвоении групповых ценностей и норм. При вхождении личности в группу на фазе адаптации происходит принятие «вкладов» от значимых других в группе и идентификация (отождествление себя с ними), а через это – усвоение принятых в группе норм и ценностей. Необходимо отличать идентификацию от подражания, поскольку это более тонкий процесс восприятия общих образцов мышления, поведения, деятельности. Действие механизма идентификации предполагает сильную эмоциональную связь с человеком, «роль» которого субъект принимает, ставя себя на его место.

Таким образом, идентификация как переживание личностью студента значимых для него ценностей происходит через подражательное усвоение личностных смыслов и выражение ценностных отношений на основании устоявшейся эмоциональной связи с окружающими, включение в свой внутренний мир, и принятие их норм и ценностей.

Более сложным психологическим механизмом процесса принятия и освоения ценностей является интернализация. Интернализация – процесс освоения внешних структур, в результате которого они становятся внутренними регуляторами.

В психологии интернализацией называется процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов, социальных форм общения в устойчивые внутренние качества личности через усвоение индивидом выработанных в обществе (общности) ценностей, норм, представлений, эталонов, установок и т. д.

Интернализацию изучают как способ для мотивации студентов в процессе обучения. При интернализации происходит усвоение ценностей в такой мере, что они предопределяют характер ценностного отношения студента к физкультурно-спортивной деятельности.

Интернализация представляет собой процесс, посредством которого объекты внешнего мира получают постоянное подкрепление, посредством которого восприятия превращаются в образцы, формирующие  часть нашего психического содержимого в структуру.

Четвертым психологическим механизмом развития ценностного отношения студентов является экстериоризация – переход действия из внутреннего во внешний план. Экстериоризация представляет процесс трансформации  внутреннего психического действия во внешнее физическое действие.

Экстериоризация представляет собой процесс порождения внешних действий творческим изменением окружающей среды, путем создания новых объектов на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности, в том числе включая и физкультурно-спортивную деятельность.

Психологическим механизмом, имеющим самое непосредственное отношение к формированию личности, благодаря которому проявляются новые мотивы, происходит их соподчинение, видоизменяется система взглядов, эстетические нормы и ценностное отношение, является рефлексивное принятие и освоение социальных ролей.

Этот механизм во многом сходен с механизмом идетификации, однако, отличается значительно  большей обобщенностью и отсутствием персонализации осваиваемого эталона. Данный механизм раскрывается в отношении социального статуса спортсмена и социальной роли студента в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

Процесс вхождения личности в роль, ее освоение и реализация представляет собой значимый фрагмент в жизни индивидуума. Важным психологическим моментом является стремление предстать перед обществом в новом виде, согласно той роли, о которой мечтает личность, в результате чего происходит слияние с ролью и она становится частью личности. 

Шестым психологическим механизмом развития ценностного отношения студентов является сдвиг мотива на цель, представляет собой процесс образования мотивов и превращения цели  в намеченные мотивы. Цель, ранее побужденная к осуществлению каким-либо мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, и сама становится мотивом. Процесс сдвига мотива подчиняется следующей закономерности: та идея, цель, которая длительно насыщалась положительными эмоциями превращается в самостоятельный мотив, таким образом, происходит сдвиг мотива на цель, когда цель трансформируется  в  мотив физкультурно-спортивной деятельности.

И, наконец, седьмым психологическим механизмом социализации, определяющим жизнедеятельность студента, позволяющим индивидуализировать присвоенное поведение, ценностные ориентации и мотивы, выступает обособление. Этот механизм реализуется в процессе социализации личности студента путем индивидуализации присвоенного поведения, системы ценностных отношений и образования новых мотивов к занятиям физической культурой (потребность в двигательной активности, сохранение и укрепление здоровья, двигательная активность, общение, внешнее самоутверждение, формирование личности) и спортом (достижения успеха, соревновательные мотивы, мотив личностной самореализации).

Поскольку для студентов основными видами деятельности являются учебная, учебно-тренировочная и соревновательная, то одними из ведущих факторов, влияющих на развитие ценностного отношения личности к физкультурно-спортивной, выступают особенности учебного, учебно-тренировочного и соревновательного процессов.

Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования, можно заключить, что развитие ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности в процессе формирования спортивной культуры личности студентов представляется нами как движение от процессов интериоризации (освоение ценностей, связанных с самоутверждением личности) и идентификации (когнитивное и эмоциональное отождествление себя со сверстниками, подражательное усвоение ценностных ориентаций и выражение ценностных отношений, принятых в группе) через интернализацию (восприятие и принятие ценностей, принятых в социуме) к экстериоризации (порождение внешних действий на уровне операционного элемента ценностного отношения) и далее, посредством механизма сдвига мотива на цель, наполнение положительными эмоциональными переживаниями, связанными с реализацией ценностного отношения.

В результате видоизменяется система ценностных отношений студентов к физкультурно-спортивной деятельности, происходит рефлексивное принятие и освоение социальных ролей (социальный статус спортсмена) и далее посредством механизма обособления, индивидуализации присвоенного поведения (спортивный стиль жизни), в процессе формирования спортивной культуры личности.


Рецензенты:

Бикмухаметов Р.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Казань;

Коновалов И.Е., д.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Данилова Г.Р. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20532 (дата обращения: 17.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074