Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА

Бурцев В.А. 1 Бурцева Е.В. 1 Евграфов И.Е. 1
1 Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы реализации личностно ориентированного подхода в физическом воспитании студентов на основе избранного вида спорта. Авторами дано понимание личностно ориентированного подхода как объективной и закономерной тенденции развития неспециального физкультурного образования, проявляющаяся в переходе от физического к физкультурному воспитанию, которое нацелено на воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Определены основные принципы и условия реализации личностно ориентированного физического воспитания, которыми являются: свободный выбор физкультурно-спортивной деятельности; организация тренирующих воздействий; формирование учебно-тренировочных групп с учетом физической подготовленности и интересов занимающихся; адекватность тренировочных нагрузок индивидуальному морфофункционалъному и психологическому статусу студентов; преемственность регламентированных и самостоятельных форм занятий; целостность и интегративность содержания физического воспитания; диагностика образовательного процесса и его коррекция по результатам мониторинга; отказ от нормативного подхода; создание ситуаций успеха, обеспечивающих реализацию личностных функций в условиях состязательности.
физическое воспитание
физкультурное воспитание студентов
избранный вид спорта
личностно ориентированный подход
физкультурно-образовательные технологии.
1. Бурцев В. А., Бурцева Е. В. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие : научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». — Казань, 2012. — № 4 (32). — С. 113-118.
2. Бурцев В. А., Бурцева Е. В., Евграфов И. Е. Исследование спортивной мотивации студентов физкультурно-спортивного ВУЗа в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2. Ч.11. — С.2450-2454.
3. Бурцев В. А., Бурцева Е. В., Мартынова А. С. Критерии, показатели и методики измерения уровня развития спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 11. Ч.5. — С.1147-1151.
4. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Бурцева Е. В. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». — Казань, 2012. — № 3 (31). — С. 140-146.
5. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Шамгуллин А. З. Характеристика интереса студентов к физической культуре // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 3. Ч.2. — С.383-387.
6. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Авксентьев Е. Н. Характеристика готовности студентов к самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 9. Ч.11. — С.2550-2555.
7. Драндров Г. Л., Бурцев В. А., Бурцева Е. В. Теоретические основы взаимодействия физической и спортивной культуры // Теория и практика физической культуры. — 2013. –— № 6. — С. 14–21.
8. Шилько В. Г. Педагогические основы формирования физической культуры студентов. — Томск : Изд-во Том. ун-та, 2001. — 194 с.

Тенденция развития современного общества характеризуется повышенным вниманием к миру личности, персоналистическими тенденциями в культуре в целом и в образовании в частности. Начало 90-х годов XX века было ознаменовано появлением нового педагогического мышления, сущность которого заключается в пересмотре системы ценностей и приоритетов в образовательной сфере. Ведущей идеей нового педагогического мышления является идея развития, которая предполагает создание необходимых условий для развития личности, обеспечение развития и саморазвития самой системы образования, превращение последней в действенный фактор развития общества [1, 4, 5].

Решение проблемы формирования физической культуры личности невозможно в рамках традиционной системы физического воспитания, поскольку одним из ее основных противоречий является несоответствие имеющихся форм и содержания новым представлениям о личностно-приемлемых методах и организации процесса освоения ценностей физической культуры. В ней не учитываются основные требования современной социально-психологической парадигмы отношения к ученику как к свободной личности, имеющей право свободного выбора вида занятий физическими упражнениями, их формы, индивидуально приемлемого результата в соответствии с индивидуальными задатками, способностями, личностными установками, потребностями, притязаниями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности [2, 3].

Результаты научных исследований и наблюдений за состоянием традиционной практики физического воспитания студентов свидетельствует о ее низкой педагогической эффективности. Это проявляется как в относительно низких показателях здоровья, физического развития, физической подготовленности, функциональных возможностей организма, физической активности, внутренней мотивации занятий физическими упражнениями, так и в тенденции их снижения в период обучения в ВУЗе. В качестве одной из причин сложившейся ситуации указываются ограниченные возможности удовлетворения индивидуального своеобразия физкультурно-спортивных интересов и потребностей студентов в отношении вида и содержания занятий физическими упражнениями, их формы и индивидуально приемлемого результата, преимущественная ориентация на развитие физических качеств в сочетании с недостаточным вниманием к вооружению студентов знаниями, умениями и навыками организации физкультурной деятельности [1, 3, 6, 7, 8].

Реализация личностно-ориентированного подхода предполагает систему отношений в образовании, когда детерминированная социальными условиями личность сама выступает определяющей стороной этих отношений, придавая им черты избирательности, системности, целостности, саморазвития, нарушая линейность процесса образования, чего нельзя добиться в авторитарных педагогических системах. Образование при таком подходе направлено на создание условий для полноценного проявления развития и саморазвития личности.

Основным результатом личностно-ориентированного образования выступает новый уровень овладения культурой, изменение отношения человека к миру, к другим людям, к себе, повышение ответственности за свои действия и их последствия.

В основе формирующейся при этом культуры жизненного самоопределения, лежит осознание субъектом идеалов, целей, планов («хочу»), личных и физических свойств, возможностей, склонностей, дарований («могу») и требований, предъявляемых к нему нормами, принятыми в группе, коллективе, обществе («требуют»), а также готовность вести относительно автономную жизнедеятельность в системе общественных отношений. Соотнесение личностью «хочу», «могу» и «требуют» определяет содержание, интенсивность, целенаправленность ее поведения и деятельности.

Основным принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности человека, создание необходимых и достаточных условий для его развития. При этом индивидуальность рассматривается как неповторимое своеобразие каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития в течение жизни. Это своеобразие определяется совокупностью черт и свойств психики, формирующейся на основе наследственных природных задатков в процессе воспитания и одновременно — и это главное для человека — в ходе саморазвития, самопознания, самореализации в различных видах деятельности.

В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого субъекта обучения, создание социокультурной ситуации развития, исходя из признания уникальности и неповторимости его психологических особенностей. Личностное начало в студенте нарушает программированность учебного процесса, создавая возможность выбирать нужное саморазвитию.

Ученые, специалисты, педагоги разных стран, в том числе и России, ставят вопрос о необходимости существенной перестройки системы физического воспитания учащейся молодежи на основе принципов гуманистической педагогики и психологии [2, 4, 8]. Гуманизация выступает как объективная необходимость и закономерная тенденция развития неспециального физкультурного образования. Она обусловлена как потребностью общества, его демократизацией и возрастанием в этой связи требований к духовной, нравственной и физической культуре личности будущего специалиста, так и внутренним развитием самой системы физкультурного образования, его переходом от экстенсивного к интенсивному, качественно новому принципу развития личностного начала. В связи с этим говорится о необходимости перехода от физического к физкультурному воспитанию.

Физкультурное воспитание преследует более широкие цели — воспитание личности через культуру, посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. В этой связи философским основанием физкультурного воспитания становится утверждение целостного подхода к сущности человека как единству интеллектуального, мировоззренческого и двигательного компонентов, а также осознание человеком и обществом культурной ценности физкультурно-спортивной деятельности.

Физкультурное воспитание предполагает усиление внимания к личности каждого человека как к высшей социальной ценности. Оно нацелено на превращение студента из объекта социально-педагогического воздействия в активного субъекта творческой деятельности на основе развития мотивов к самосовершенствованию и самоопределению.

Методологическим основанием физкультурного воспитания выступают деятельностный подход к организации образовательного процесса. Целесообразность его использования в процессе формирования физической культуры молодого человека состоит в том, что данный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала личности. Он определяет специфические условия, которые вызывают активность субъекта, что, в свою очередь, способствуют его развитию.

Реализация деятельностного подхода предусматривает решение задач активного обучения, проявления инициативы занимающихся, их творческого мышления и соответствующего уровня интеллектуальных способностей в организации собственной физкультурно-игровой деятельности. В его основе заложена идея непрерывного физкультурного образования студенческой молодежи, суть которого состоит в том, чтобы научить молодого человека осознанно заботиться о своем здоровье, используя современные методы самовоспитания, самообразования и самосовершенствования в течение всей жизнедеятельности, а также осознание приоритета эмоционального аспекта физкультурно-игровой деятельности, эффект удовольствия и личного успеха.

Для совершенствования организации физического воспитания молодежи необходимо учитывать индивидуальные морфофункциональные и психологические особенности человека, соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития личности, а также предусматривать свободу выбора форм и интенсивности занятий, содействующих физическому совершенствованию и укреплению здоровья.

Решение задач, поставленных перед физическим воспитанием, должно осуществляться через реализацию интереса занимающихся к тому или иному виду физической культуры. Физическое воспитание оказывает благотворное, развивающее влияние только в том случае, когда со стороны субъекта проявляется творческая активность, которая обуславливается повышенным интересом молодежи к занятиям. Поэтому при организации физического воспитания одним из главных первоначальных моментов должно быть выявление потребности, мотива к определенному виду физической активности, а также развитие мотивации в силу ее динамичности и гибкости.

В настоящее время усиливается тенденция при выборе содержания занятий физической культурой учитывать возможности и потребности отдельной личности. Имеет место разделение занятий для «слабых» учащихся и для тех, кто имеет склонности к спортивным занятиям и спортивным достижениям.

Ключевыми позициями обновления системы физического воспитания, по убеждению ряда ученых, должны стать демократизация и гуманизация его основных положений, развитие социокультурных, региональных и национальных аспектов, усиление образовательной направленности и творческое освоение ценностей физической культуры.

Совершенствование системы физического воспитания должно осуществляться на основе принципов гуманистической педагогики и психологии, где личность человека есть высшая социальная ценность. Реализация указанных принципов наиболее эффективна на основе личностно-ориентированного подхода в образовании, который предполагает построение особого рода педагогического процесса, направленного на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида.

Принципиальными особенностями новой концепции проектирования системы физического воспитания детей и молодежи в общеобразовательных школах и высших учебных заведениях являются:

· согласование целей системы физического воспитания с целями личности;

· приоритетность воспитательных задач (духовно-нравственных и эстетических) по отношению к задачам обучения (формирования знаний, умений и навыков) и развития способностей человека (физических, психических);

· направленность педагогического процесса на создание условий (личностно-развивающей ситуации) для полноценного проявления и развития личностных функций учеников, а не на формирование личности с заданными свойствами;

· правильная топологическая конфигурация, архитектура педагогических воздействий на ученика, а не их сила, так как малые, но правильно организованные (резонансные) воздействия на человека гораздо эффективнее сильных, но бессистемных влияний.

В процессе разработки методики составления учебных программ по «Физической культуре» для образовательных учреждений определены проблемные области, от корректного решения ряда вопросов, в которых зависит конечный успех прикладных разработок. К таким областям относятся:

· определение перспективных целей личности в процессе ее физического воспитания (далекой, средней и близкой);

· постановка конкретных воспитательных, образовательных и развивающих задач с учетом ведущей деятельности личности, свойственной различным возрастным этапам;

· выбор фактических путей создания личностно-развивающей ситуации на учебных занятиях по физической культуре;

· классификация средств и методов физического воспитания в соответствии с сенситивными периодами развития двигательных качеств;

· объективизация подхода к содержанию тестов для определения уровня усвоения знаний, умений и навыков физической культуры;

· стандартизация педагогических тестов и контрольных показателей физического развития в зависимости от возрастных и половых различий занимающихся.

В.Г. Шилько на основе результатов 10-летнего эксперимента был сделан вывод, что наиболее перспективным направлением модернизации существующей системы физического воспитания является внедрение личностно-ориентированных инновационных технологий. В ходе исследования им разработана трехкомпонентная модель проведения занятий по физической культуре студентов, которая включает:

· спортивно-видовые технологии учебно-тренировочных программ по наиболее популярным видам спорта у студентов (баскетбол, бодибилдинг, волейбол, ритмическая гимнастика, плавание, шахматы);

· общеразвивающие технологии, предполагающие использование элементов спортивно-видовых технологий и учебно-тренировочных программ на занятиях ОФП, легкой атлетикой и лыжами;

· оздоровительные технологии, разработанные с учетом распространенных в студенческой среде заболеваний [8].

Применение этих технологий автор предлагает осуществлять с учетом физкультурно-спортивных интересов и потребностей занимающихся, пола, состояния здоровья, уровня общей и специальной физической подготовленности, мотивационной сферы, а также психоэмоциональных особенностей студентов.

Таким образом, обобщая результаты теоретического исследования, можно заключить:

1.  Личностно-ориентированный подход выступает как объективная и закономерная тенденция развития неспециального физкультурного образования, проявляющаяся в переходе от физического к физкультурному воспитанию, которое нацелено на воспитание личности через культуру посредством освоения ценностного потенциала физической культуры. Его основными принципами выступают поливариантность и многообразие содержания и форм физкультурно-спортивной деятельности, учитывающие интересы и способности учащихся к тому или иному виду физической культуры.

2.  Физкультурно-образовательные технологии модернизации системы физического воспитания позволили определить основные принципы реализации личностно-ориентированного содержания двигательной активности студентов: свободный выбор физкультурно-спортивной деятельности; организация тренирующих воздействий; формирование учебно-тренировочных групп с учетом личностных характеристик физической подготовленности, мотивов и интересов; оптимальность тренировочных нагрузок и их адекватность индивидуальному морфофункционалъному и психологическому статусу студентов; преемственность регламентированных и самостоятельных форм занятий; целостность и интегративность содержания физического воспитания; диагностика учебно-образовательного процесса и его коррекция по результатам мониторинга; отказ от нормативного подхода; оптимальность объема и интенсивности двигательной активности как основного критерия эффективности физкультурно-образовательного процесса; ситуация успеха как стимул формирования мотивов познавательно-моторной деятельности студентов.

 

Рецензенты:

Бикмухаметов Р.К., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Казань;

Коновалов И.Е., д.п.н., доцент, зав. кафедрой теории и методики спортивных игр ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Казань.


Библиографическая ссылка

Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Евграфов И.Е. РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ИЗБРАННОГО ВИДА СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20531 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674