Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Савас Т.В. 1 Щербак С.Н. 1 Туманова Т.В. 2
1 ГБОУ СОШ 572
2 Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
Применение артпедагогических технологий в работе с детьми с нарушениями речи Application artpedagogical technologies in work with children with speech disorders В современных условиях образование и воспитание детей с нарушениями речевого развития нуждается в поиске новых технологий, повышающих эффективность развития их коммуникативно-речевых возможностей. Такими технологиями вполне правомерно могут стать арттехнологии, например, пальчиковое рисование, рисование методом набрызга, технологии эбру, игры с элементами театрализованных представлений и драматизации. Проведенное экспериментальное исследование подтвердило эффективность и результативность взаимосвязанной работы разных специалистов образовательного учреждения с привлечением арттехнологий. Итоговые показатели коммуникативно-речевых возможностей детей экспериментальной и контрольной групп доказали, что привлечение арттехнологий в сочетании с грамотным планированием тематики мероприятий дает значительный положительный эффект для обеих групп. У детей с общим недоразвитием речи выявлена значительная успешность в овладении навыками связного высказывания по сравнению с начальными данными.
театрализованаая деятельность
живопись
арттехнологии
артпедагогика
общее недоразвитие речи
Ключевые слова: дети дошкольного возраста
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой А.М. «МОЗАИКА$СИНТЕЗ», 2014.
2. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи. Изд-во «Секачев Ю.В.», 2012.
3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей// Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М. Просвещение, 2014.
4. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Развиваем речь дошкольника. Календарно-тематическое планирование и конспекты занятий. – М. УПК «Федоровец» 2013.
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у дошкольного возраста. – М.: Айрис_пресс, 2005.
Российская система образования на современном этапе своего развития  направлена на создание оптимальных организационно-педагогических условий, обеспечивающих всестороннюю поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья, развитие их личности, способностей, возможности адаптации и самореализации в  жизни.

В связи с этим востребованным в теории и практике специальной педагогики является поиск и реализация вариативных путей оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи ребёнку с проблемами в развитии. Среди этих детей одной из наиболее распространенных групп является категория детей с системными нарушениями речевого развития, а именно, с общим недоразвитием речи (ОНР) согласно психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной. Учитывая потенциал развития творческих видов деятельности в общем ходе коррекционно-педагогического воздействия, весьма актуальным является определение задач и содержания целостного направления по применению арттехнологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи по типу «ОНР», получающих помощь в условиях образовательных учреждений.

Известно, что выделенная еще в середине прошлого столетия профессором Р.Е. Левиной категория детей с общим недоразвитием речи имеет ряд различных и общих черт в своей психолого-педагогической характеристике. Так, наиболее общим чертами для всех детей характеризуемой группы являются: позднее начало речевого развития, сниженное восприятие и понимание обращенной речи, запаздывающее развитие доречевых реалий, ограниченный объем словарного запаса, трудности грамматического оформления речи, затрудненное овладение связными высказываниями, задержанное формирование фонетического строя языка и фонематических представлений, наличие специфически обусловленных особенностей моторного развития и некоторая вариативность в развитии высших психических функций [1]. В то же время актуальные исследования, начиная с прошлого столетия и вплоть до сегодняшнего дня, показывают дифференцированное состояние вербальных и невербальных возможностей детей описываемой группы. В первую очередь, это выражается в классификации их речеязыковых возможностей по уровням речевого развития.

В классическом варианте выделялось три таких уровня (по данным Р.Е. Левиной, 1956): первый уровень речевого развития – отсутствие общеупотребительной фразовой речи; второй уровень – начатки общеупотребительной фразовой речи; третий уровень – развернутая фразовая речь с элементами лексико-грамматического и фонетического недоразвития. Позднее, в наши дни профессором Филичевой Т.Б. был выделен и охарактеризован еще один – четвертый уровень развития речи, понимаемый, как нерезко выраженные остаточные проявления недоразвития всех компонентов языковой системы (лексики, грамматики, фонетики) (Т.Б. Филичева, 2000). Исходя из современных данных и структуре и механизмах  такого полиэтиологического нарушения, как «общее недоразвитие речи»,  становится очевидно, что в преобладающем большинстве случаев эти дети  (за некоторым исключением) вполне могут получать образовательные услуги в общеобразовательных или инклюзивных учреждениях [2]. Овладение программными умениями и навыками в таких случаях регламентируется содержанием основной образовательной и специальной – коррекционной – программ, взаимосвязанных как по содержанию разделов, направленных на развитие коммуникативно-речевых функций, так и по характеру взаимодействия разных специалистов, вовлеченных коррекционно-педагогический процесс. Так, безусловно, взаимосвязанной окажется работа логопеда и воспитателя с музыкальным руководителем, психологом, педагогом физического воспитания и т.д.[3] Связующим звеном в работе обозначенных специалистов может стать применение арттехнологий в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Известно, что введенный еще А.Хиллом термин «артпедагогика», получил широкое развитие в наши дни. Развиваясь как самостоятельное направление психолого-педагогической помощи, артпедагогика базируется на фундаментальных теориях психологии, педагогики (общей и специальной). В практике артпедагогики, как направлении психолого-педагогической помощи детям с нарушениями в развитии, используются различные методы, разработанные на основе методов, применяемых в психокоррекционной работе. Эффективность применения арттехнологий в процессе социализации и ресоциализации дезадаптантов разного возраста отмечается всеми исследователями без исключения (И.Бурно, Добровольская Т.А. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Мацукевич О.Ю. и др.) Исходя из сказанного, авторами проведено исследование возможностей использования отдельных технологий изотерапии и театротерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи III и IV уровней (согласно современной классификации). Исследование охватило две группы детей: в экспериментальную группу были вовлечены дети, имеющие ОНР (согласно данным психолого-педагогического обследования и заключению, сформулированному в имеющейся документации), в контрольную группу – дети с сохранным развитием речи, соответствующим нормативным показателям, описываемым в литературе. В качестве технологий изотерапии применялись: пальчиковое рисование, технология рисования с «набрызгом», элементы технологий живописи «эбру». Среди технологий театротерапии были выбраны игры с элементами театрализованных постановок.

В ходе экспериментальной деятельности были разработаны и реализованы условия, обеспечивающие дифференцированный подход разных специалистов при формировании речеязыковых возможностей. К таким условиям относятся:

- взаимодействие разных специалистов, принимающих участие в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОНР

- дифференцированный подбор лексических, грамматических и фонетических тем и лексического материала к занятиям, проводимым разными специалистами

- использование некоторых средств и технологий арттерапии при формировании  коммуникативно-речевых возможностей детей с ОНР.

В качестве иллюстрации приведем примеры подбора игр, упражнений, а также лексического материала во взаимосвязанной работе разных специалистов, вовлеченных в образовательный процесс.

Примерные виды упражнений и заданий

Для логопеда  

Игра "Волшебный сапог"

Инструкция: "Вытащи карточку и скажи, кто это, что это?"

Оборудование: Волшебный сапог, предметные картинки

Пояснение: Воспитатель просит вытащить карточку и задает инструкцию

 

 

 

 

Лексический материал:

домашние животные

свинья, собака, кошка, овца, коза, корова, лошадь

дикие животные

лев, тигр, волк, кенгуру, кабан, лось, олень, медведь, лиса

птицы

курица, петух, утка, гусь, ласточка, голубь, цапля, воробей, тетерев, аист

рыбы

щука, сом, лещ, карась, окунь, угорь, палтус, осетр

морские животные

осьминог, медуза, акула, дельфин, кит, морская черепаха

насекомые

муха, оса, муравей, пчела, комар, паук, жук, бабочка

фрукты

яблоко, лимон, груша, слива, апельсин, виноград, мандарин, персик

ягоды

малина, клубника, смородина, арбуз, ежевика, черника

овощи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

картофель, помидор, огурец, капуста, морковь, свекла, перец

цветы

ромашка, ландыш, роза, подснежник, колокольчик, гвоздика, хризантема

деревья

ель, дуб, сосна, береза, ива, осина, кедр, пихта, кипарис

одежда

куртка, пальто, брюки, рубашка, футболка, платье, майка

обувь

ботинки, туфли, сапоги, валенки, тапочки, босоножки

головные уборы

кепка, шляпа, шапка, панама, берет, фуражка

мебель

диван, шкаф, кресло, стол, стул, табуретка, комод

посуда

тарелка, ложка, вилка, чашка, кастрюля, половник, стакан, вилка

транспорт

поезд, автобус, трамвай, самолет, корабль, троллейбус, машина

части лица

глаза, нос, лоб, уши, подбородок, брови, ресницы, щёки, губы, зубы, язык.

части тела

 

 

 

 

 

 

 

 

ноги, пятка, колено, стопа, рук, ладонь, ногти, шея, спина, плечи, живот, грудь, пальцы, локоть.

Инструкция: "Посмотри и скажи кто, что делает?"

Оборудование: Сюжетные картинки с изображением действий

Пояснение: Логопед показывает сюжетную картинку и задает инструкцию

Лексический материал:

гусеница                          продавец

повар                               швея

лошадь                            парикмахер

 учитель                           фотограф

 рыба                               почтальон

 собака                             цветок

птица                                трамвай

доктор

Инструкция: "Скажи, какой (-ое) (-ая)?"

Оборудование: предметные картинки

Пояснение: Логопед показывает картинку и задает инструкцию

 

 

 

 Лексический материал:

форма предметов

мяч ... круглый

телевизор ... квадратный

стол ... прямоугольный

дорожный знак ... треугольный

вкус, тактильные ощущения, температура

лимон ... кислый                          

конфета ... сладкая

огурец ... соленый

рябина ... горькая

нож ... острый

ежик ... колючий

заяц ... пушистый

чайник ... горячий

лед ... холодный

вес, величина, высота, толщина,  ширина,  длина,  предметов

камень ... тяжелый, легкий

дом ... большой, маленький

забор ... высокий, низкий

цепочка ... толстая, тонкая

шарф ... широкий, узкий

ремень ...  длинный, короткий

Инструкция: "Скажи, чей (-ья) (-ье)?"

Оборудование: предметные картинки

Пояснение: Логопед показывает картинку и задает инструкцию

 

 

 

Лексический материал:

хвост … лисий, медвежий, заячий, собачий, львиный, беличий, волчий, лошадиный

огород … дедушкин, бабушкин

молоко … коровье, материнское

 

 

 

кофта … мамина, папина

Инструкция: "Назови предмет  и  его части?"

Оборудование: Предметные картинки

Пояснение: Логопед показывает картинку и задает инструкцию

 

 

 

Лексический материал:

дерево                               машина

человек                             стул

 

 

 цветок                              чайник

Инструкция: "Объясни значение слов?"

Пояснение: Логопед называет слово или словосочетание и просит объяснить значение слова или словосочетания

 

 

Лексический материал:

берлога                              сирень

весна                                  широкая душа

подснежник                      золотые руки

оттепель                            теплая встреча

ручей                                 чистые мысли

перелетная птица            золотая голова

Игра про времена года "Собери и назови"

Инструкция: "Собери и назови".

Оборудование: разрезные сюжетные картины A4

Пояснение: Логопед просит собрать картину и задает инструкцию

Лексический материал:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лето, осень, зима, весна

Инструкция:  "Назови кто это и его детёныша?"

Оборудование: Предметные картинки и игрушки

Пояснение: Логопед показывает картинку, игрушку и задает инструкцию

 

 

 

Лексический материал:

собака              корова

кошка              свинья

 

 

   лошадь            коза

Инструкция:  "Кто и как голос подает?"

Оборудование: Предметные картинки

Пояснение: Логопед показывает картинку и задает инструкцию

 

 

 

Лексический материал:

ворона                                                    свинья

корова                                                    петух

птица                                                     лягушка

собака                                                    утка

кошка                                                    овца

Инструкция: "Что делает мальчик?"

Оборудование: Сюжетные картинки

Пояснение: Логопед показывает картинку  и задает инструкцию

 

 

 

Лексический материал:

плачет                     улыбается     

смеется                    мечтает

грустит                    думает

удивляется              волнуется

радуется                  обижается

 

 

 

 

 

злится                      завидует

Инструкция: "Закончи предложение?"

Пояснение: Логопед просит закончить незаконченное предложение

 

 

Лексический материал:

Высохли цветы  — нужно их...;

Заяц уколол лапу, я ее...;

Шорты у Миши длинные — мама их ...;

 

 

 

У Кати на платье оторвалась пуговица — мама пуговицу к платью ... .

Инструкция: "Собери цветок и скажи какого он цвета?"

Оборудование: разрезные цветки разного цвета

Пояснение: Логопед просит собрать цветок и задает инструкцию

 

 

 

Лексический материал:

Красный, зеленый, белый, черный, желтый, коричневый, серый, синий, голубой, розовый, фиолетовый, оранжевый.

Инструкция: "Я буду говорить слово, а ты назови его другим словом"

Лексический материал:

ребята                                     красивый                                смеяться

машина                                  большой                                  спешить

борец                                      веселый                                  подглядеть

Игра "Волшебная палочка"

Инструкция: "Скажи иначе"

Оборудование: волшебная палочка, презентация, предметные и сюжетные картинки

Пояснение: Логопед говорит слово, ребенок с помощью волшебной палочки,  называет новое слово и картинка появляется на экране

Лексический материал:

врач                                    трудный                                  блестеть

дыра                                   мокрый                                    красть

доктор                               сильный                                   смотреть

брюки                               душистый                                 сердиться

Инструкция: "Я буду говорить слово, а ты ответь наоборот"

Оборудование: Сюжетные картинки

Пояснение: Логопед показывает картинку и задает инструкцию

Лексический материал:

радость                                      опускать                                         медленный

шум                                            молчать                                          сухой

счастье                                       приходить                                      горячий

Игра "Кто скажет наоборот?" или "Упрямый мячик"

Инструкция: "Мячик стал упрямым и мы должны говорить наоборот"

Оборудование: Мяч

Пояснение: Логопед кидает мяч ребенку и называет слово, а ребенок в ответ должен кинуть мяч и воспроизвести слово в противоположном значении.

Лексический материал:

утро                                      ложиться                               твердый

друг                                      открыть                                 высокий

слабость                               входить                                 белый

победа                                  смеяться                                тяжелый

Инструкция: "Назови группы слов обобщающим понятием?"

Оборудование: Сюжетные картинки

Пояснение: Логопед показывает картинку  и задает инструкцию

Лексический материал:

стул, стол, кровать, диван, кресло, тумбочка, комод - ...

оса, жук, божья корова, кузнечик, муха, стрекоза, комар - …

слон, свинья, корова, лев, тигр, обезьяна - …

трамвай, самолет, троллейбус, автобус, велосипед - …

свекла, картошка, морковь, чеснок, лук - … 

Для воспитателя

Инструкция: "Покажи, где нарисовано?"

Оборудование: Предметные картинки

Пояснение: Воспитатель показывает картинку и задает инструкцию

Лексический материал:

высокочастотный                   среднечастотный                низкочастотный

мяч                                           ресницы                               табуретка

пирамида                                 подоконник                         половник

день                                          форточка                             клумба

зима

дерево

стакан

тарелка

время года, сутки, явления природы

весна, зима, лето, осень

утро, вечер, день, ночь

туча, молния, облако, дождь, туман, ураган

части предметов

дерево -  ствол, ветки, корни, почки, плоды, листья.

чайник - носик, крышка, ручка, дно.

части лица - глаза, нос, лоб, уши, подбородок, брови, ресницы, щёки, губы, зубы, язык.

части тела - ноги, пятка, колено, стопа, рук, ладонь, ногти, шея, спина, плечи, живот,

грудь, пальцы, локоть.

Инструкция: "Покажи, кто?"

Оборудование: Сюжетные картинки с изображением действий

Пояснение: Воспитатель показывает сюжетную картинку и задает инструкцию

Лексический материал:

идет                                     спит                                      стрижет

моется                                 варит                                    умывается

прыгает                               учит                                      расчесывается

скачет                                 продает                                 наливает

плавает                               лечит                                     вяжет

летает                                 шьет                                       бежит

Инструкция: "Покажи, какой предмет?"

Оборудование: Предметные картинки

Пояснение: Воспитатель предлагает картинки и реальные предметы из окружающей обстановки

Лексический материал:

голубой                                                     холодный

большой                                                   круглый

квадратный                                              треугольный

кислый                                                      красный

солёный                                                    горький

Инструкция: "Отгадай предмет по его частям"

Оборудование: Предметные картинки

Пояснение: Воспитатель задает инструкцию и называет части предмета

Лексический материал:

Чайник, стул, машина, дерево, цветок, человек

Инструкция: "Скажи про кого я говорю?"

Оборудование: Сюжетные картинки

Пояснение: Воспитатель показывает картинку и задает инструкцию

Лексический материал:

лечит людей                                                         стрижет людей

печет хлеб                                                            делает фотографии

учит детей                                                            готовит пищу

взвешивает продукты                                         шьет одежду

водит такси

строит дом

разносит почту

Инструкция: "Скажи слово по-другому"

Оборудование: Игра-лото, карточки с предметными и сюжетными рисунками

Пояснение: Воспитатель показывает картинку и задает инструкцию

Лексический материал:

друг                                         грустный                            прыгать

шторы                                     храбрый                              ломать

ребенок                                   маленький                          думать

Игра-лото "Игра наоборот"

Инструкция: "Скажи наоборот"

Оборудование: Игра-лото, карточки с сюжетными картинками

Пояснение: Воспитатель показывает картинку и задает инструкцию

Лексический материал:

правда                                     включить                          открытая

чистота                                   строить                              мокрый

зима                                        подниматься                     холодный

Игра: "Волшебный сундук"

Инструкция: "Вытащи и назови предметы одним словом?"

Оборудование: Предметные картинки

Пояснение: Логопед просит вытащить картинки из сундука и задает инструкцию

Лексический материал:

игрушки

фрукты

посуда

овощи

продукты

транспорт

Приведенные варианты планирования содержания и характера лексического материала реализуются не только традиционными способами (т.е. на занятиях, как учебной форме деятельности), но и в процессе изодеятельности в свободное время, в досуговой деятельности, в процессе организации и проведения праздников, фестивалей и отдельных игр с элементами театрализованной деятельности.

Итоговые показатели коммуникативно-речевых возможностей детей экспериментальной и контрольной групп показали, что привлечение арттехнологий в сочетании с грамотным планированием тематики мероприятий (занятий, отдельных игр и упражнений, досуга детей и проч.) дает значительный положительный эффект для обеих групп. Так, у детей повысилась мотивация к видам работ с включением арттехнологий, выделились категории детей по определенным склонностям (к тем или иным видам живописи, к определенным видам театрализованной деятельности), наметились группы детей с выраженными лидерскими качествами. В то же время у детей с общим недоразвитием речи выявлена значительная успешность в овладении лексико-грамматическими категориями, навыками связного (диалогического и монологического) высказывания по сравнению с начальными данными, существенно закрепленная в речевой практике в условиях арттехнологий.


Рецензенты:

Архипова Е.Ф., д.п.н., профессор кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Волковская Т.Н., д.п.н., профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Савас Т.В., Щербак С.Н., Туманова Т.В. ПРИМЕНЕНИЕ АРТПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20511 (дата обращения: 06.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674