Важность проблемы, всю остроту которой показали локальные военные конфликты последних десятилетий, проходившие как в самой России, так и на временно отошедших территориях, где совместно с армейскими соединениями, в боевых операциях принимают участие подразделения полиции, привели к острой актуальности разработки усовершенствованных, а под час и абсолютно новых методологий формирования спецнавыков и спецкачеств рукопашной подготовки.
Необходимо отметить, что рукопашная подготовка сотрудника полиции – это не только набор технико-тактических двигательных действий рукопашного боя. По мнению исследователей [2; 3; 4; 7], она трактуется достаточно широко. Данная подготовка предполагает формирование устойчивых навыков в аспекте мгновенной реакции на действия противника, умение задействовать факторы отвлечения, нервозности, а, если возможно, и подсветки, предупреждающее стремительное передвижение, а также точность удара или «взрывная» мощь броска, и непрерывный психологический прессинг. Навыки этой подготовки дают возможность задержания живьём либо физического уничтожения сильного, хорошо вооруженного, и оказывающего активное сопротивление противника.
Целью статьи является то, что нам в силу личного научно-педагогического [10; 11] и спортивного опыта, представляется возможным предложить пути формирования инновационной педагогической технологии, основанной на взаимосвязи и взаимодополнении учебно-воспитательных систем каратэ-до и дзю-до.
Методы данного исследования заключались в теоретическом анализе и обобщение литературных источников отечественных и зарубежных исследователей. Также были использованы методы системного анализа и синтеза, позволившие рассмотреть изучаемое явление в основных показателях системы: структура, организация, системообразующие факторы и т.д. Помимо этого использовались методы моделирования педагогической системы: целеполагание, методы организации и оптимизации педагогического процесса и т.д.
Результаты исследования: Каратэ-до (окинава-тэ), как вид боевого искусства возник в средние века на юге Японии (архипелаг Рюкю, остров Окинава), на стыке духовного влияния и прикладного применения японской и китайской традиций, в весьма своеобразных условиях. В начале XVII века, до этого независимое королевство острова Окинава было оккупировано японскими самураями. На Окинаве устанавливается жесточайшая диктатура. Выходит запрет на ношение оружия. Наиболее бесправными оказываются низшие слои общества: крестьяне и рыбаки.
«Полное бесправие и постоянная угроза жизни вынуждает окинавцев объединятся в тайные общества, и создавать союзы самообороны в городах и сёлах. Сопротивляться хорошо вооруженной армии голыми руками было не под силу, но для того чтобы дать отпор нескольким оголтелым насильникам, достаточно было двух-трёх мастеров» [3, с. 342].
Чтобы победить такого противника, как японский самурай (единственная армия в мире, сумевшая остановить татаро-монгольское вторжение) необходимо было оптимизировать технику и тактику всех известных на тот момент единоборств Дальнего Востока (у-шу, джиу-джитсу и пр.) для особо экстремального и скоротечного боя. Использовалось всё, что могло принести победу. Оттачивались и выкристаллизовывались удары, защиты и броски, техника работы с подручным оружием, тактика ведения поединка.
«Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, искушёнными во всех премудростях своего ремесла, шанс на победу был невелик, и этот шанс нужно было вырвать любой ценой. Тогда-то и появляется на свет лозунг «иккэн-хиссацу» (яп. – одним ударом – наповал). Годы упорных тренировок превращали руки и ноги в оружие страшной разрушительной силы, действующей по хитроумной и непредсказуемой программе. Особый упор делался на закалку рук и ног, так как пробить панцирь или расколоть самурайский шлем могла лишь поистине стальная рука» [3, с. 342-343].
В результате сформировалась крайне жестокая и, вместе с тем, до максимума упрощённая система. Психологическая подготовка была направлена в первую очередь на укрепление волевой стойкости бойца, способного голыми руками крушить доспехи самураев. Характерными особенностями окинава-тэ стали простота и надежность, предельный рационализм в действиях, ударно-силовой характер техники и атакующе-опережающая («кинжальная») тактика. Тактически бой строился на упреждающем, максимально коротком по временным показателям двигательном действии (так называемые психофизиологические принципы акции-реакции и реакции опоры), а также на чудовищной силе удара, которая совершенствовалась благодаря уникальным, присущим исключительно окинава-тэ биомеханическим принципам работы скелетно-мышечной системы организма («пульсация», «вибрация», «реакция опоры», «маятник, «цилиндр» и пр.) [6; 9].
Дзю-до, как учебно-воспитательная система была сформирована на рубеже XX века японским врачом, педагогом и гуманистом Дзигаро Кано [12], который без сомнения является одним из ключевых реформаторов в истории развития не только педагогики физического воспитания и спорта Японии, но и мировой дидактики единоборств.
Технико-тактическая база дзю-до основывается на арсенале древнего японского боевого искусства дзю-дзюцу (джиу-джитсу), как общего названия всех видов рукопашного поединка без оружия и с так называемым подручным оружием для ближнего боя. Этот вид единоборства основан на сочетании бросковой техники и болевых приемов.
Работая на протяжении многих лет над формированием своей школы, Дзигаро Кано понимал, что одних инновационных приемов и ритуалов недостаточно. Для того чтобы дзю-до состоялась как педагогическая система нужна новая системоформирующая идея, которая смогла бы доказать своё преимущество в сравнении со старыми школами дзю-дзюцу и зарекомендовать себя как можно лучше перед обществом и государством. И впоследствии интеллектуально развитый и чрезвычайно осмотрительный выпускник Токийского Императорского университета Дзигаро Кано такую идею определил.
Дело в том, что на тот момент все мастера традиционных школ дзю-дзюцу рассматривали единоборства сугубо лишь как самозащиту, то есть как прикладную систему. Никто из них не мог и подумать, чтобы начать развивать боевое искусство – как школу для восхождения к истине через единство нравственного и физического совершенствования человека. Именно здесь, решает Дзигаро Кано, проходит и существенное различие между его школой и старыми системами.
В первую очередь, он провозгласил, что его школа широко открывает двери для любого адепта, стремящегося к гармоническому совершенствованию, то есть мы видим начало процесса гуманизации, по аналогии с общей учебно-воспитательной системой учебных заведений Европы эпохи Возрождения. Главной же идеей воспитания и обучения его школы становится пропагандирование здорового японского национального духа и оздоровление нации. Следует отметить, что одна из самых известных книг Дзигаро Кано имела название «Принцип наибольшей эффективности и общего благополучия в физическом воспитании нации».
Кроме этого, была еще одна существенная инновация, заложенная в фундаменты становления системы Дзигаро Кано. Как известно, в период внедрения в общественную жизнь Японии реформ революции Мейдзи страна ориентировалась на западную систему образования, и в ее университетах преподавало много доцентов и профессоров из Западной Европы и Северной Америки. Именно они дали Дзигаро Кано фундаментальные знания по анатомии, физиологии, гигиене, а также познакомили его с основой спортивной педагогики. Дело в том, что в те времена, даже в том понимании, спорта как учебно-воспитательного процесса в Японии не было. В преподавании боевых искусств не существовало никакой методической базы, обычно, в большинстве, все учителя передавали ученикам свой личный опыт. Посещая во время учебы в университете лекции по фундаментальным дисциплинам, а также самостоятельно работая над углублением этих знаний в библиотеках, Дзигаро Кано начал понимать сущность научных достижений в области педагогики физического воспитания, спорта и профессионально-прикладной подготовки. Это понимание натолкнуло его на мысль обратиться за помощью, в разработке новой концепции преподавания единоборств, к одному из самых известных тогда в Японии иностранных врачей немцу Эрвину Бельцу. Поэтому именно Бельцу принадлежит большая заслуга в формировании физиологической концепции дзю-до.
Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что, формируя и развивая свою систему якобы только в рамках новой японской идеологии, Дзигаро Кано одновременно с успехом использовал прогрессивные научные идеи и технологии в области педагогики и физиологии.
Постепенно Дзигаро Кано всё активнее говорит о «новой концепции» и о принципиальном отличии между своей учебно-воспитательной системой и всеми другими школами японских единоборств. Взяв за основу именно нравственное воспитание, а технико-тактическую подготовку как вспомогательный фактор в формировании ученика Дзигаро Кано как никто понял стремления японского общества. Никто из мастеров старых школ даже и не смогли осознать, что осуществил Дзигаро Кано.
Очень велико воспитательное значение этого вида единоборств. Одним из главных принципов дзю-до стала идея всеобщего благоденствия. Практика нападения и зашиты не только важна в деле достижения гармонии тела и духа, но и может быть применена к усовершенствованию общественной жизни, так как согласия между всеми членами общества можно добиться лишь за счет взаимопомощи и взаимных уступок.
Исходя из философских идей дзю-до, каждый ученик обязан проявлять уступчивость и мягкость не только в спортивном зале, дзюдоист должен разговаривать тихим голосом и дружелюбно, уступать дорогу старшим. Не случайно современные японские родители стараются отдать своих детей в школы дзю-до, в которых физическое воспитание сочетается с нравственным совершенствованием. Морально-этические позиции дзю-до тесно перекликаются с нравственными аспектами современных общечеловеческих ценностей.
Дзю-до означает путь мягкости, податливости, или умение уступать во имя конечной победы. Слово «дзю» на японский язык переводится как «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «до» переводится как «путь». Данное понятие метафорично. Его следует понимать таким образом, что мастер дзю-до уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого.
Из дзю-до были исключены все травмоопасные приемы дзю-дзюцу, Дзигаро Кано отказался от ударной техники в область болевых точек, так как новая система в первую очередь должна была стать средством физического и духовного воспитания молодежи в мирное время.
Сразу необходимо отметить, что в традиционных направлениях дзю-до, существует, по аналогии с каратэ-до, ряд технических действий ударного характера: прямой удар ногой и кулаком, удар кулаком изнутри-наружу и пр. Но в отличие от каратэ-до, тактическая задача данной техники заключается не в поражении противника, а в «срыве» дистанции, для выхода на эффективный захват, для дальнейшего броскового действия. Данный раздел технической и тактической подготовки, как и раздел бросковой техники в традиционном каратэ-до (наге-ваза) очень важен для нашего исследования. Они представляют собой одни из системовзаимосвязывающих факторов данной работы.
В результате исследования видно, что дзю-до создавалась не только как инновационное боевое искусство, но и как целостная этическо-нравственная педагогическая система обучения и воспитания человека, в методическую основу которого положен тогдашний передовой научный опыт. А основатель этой системы, Дзигаро Кано, был человеком образованным, формирование прогрессивных педагогических взглядов которого проходило под воздействием реформ революции Мейдзи.
Выводы. В общих чертах, опираясь на специфики формирования и развития, а также на ключевые философскии концепции целепологания, можно определить основные аспекты и направления интегрализации данных систем (рисунок).
В техническом аспекте ударная техника каратэ-до органично переплетается с бросками дзю-до, а до максимума упрощённый и рациональный арсенал ударных приёмов с более сложными пасивно-активными бросково-рычаговыми действиями. В плане формирования тактических навыков ведения поединка, то ударно-атакующие действия каратиста могут хорошо сочетаться с контратакующими действиями борца-дзюдоиста. Исследования [1; 7] физиологических процессов в организме спортсменов каратистов и спортсменов дзюдоистов определённо указывают, что в развитии специальных физических качеств у тех и других существуют взаимосвязующие направления. Прекрасно может зарекомендовать себя также взаимодополнение «разумной жестокости» каратэ-до и нравственно-акмеологических концепций доктора Кано.
В дальнейших исследованиях автор планирует разработать теоретико-методическую базу интегральной (взаимосвязанной) педагогической технологии специальной рукопашной подготовки высшей школы полиции России. Решение данного вопроса возможно посредством научно обоснованной взаимосвязи систем спортивной тренировки каратэ-до и дзю-до, оптимизированных к требованиям профессиональной подготовки будующих офицеров.
Рецензенты:
Сышко Д.В, доктор наук по физическому воспитанию и спорту, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, факультета физического воспитания Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь;
Бобрик Ю.В., д.м.н., доцент, Крымская медицинская академия, г. Симферополь.
Библиографическая ссылка
Усков С.В. ВОЗМОЖНОСТИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ КАРАТЭ-ДО И ДЗЮДО-ДО В ЦЕЛОСТНУЮ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ТЕХНОЛОГИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20510 (дата обращения: 14.12.2024).