Значительное количество научных трудов было посвящено проблемам теории и методики физического воспитания, отдельные из них, касались методических особенностей физической подготовки в системе высшего образования (Е.В. Бердышева, В.С. Кузнецов, Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков, Ж.К. Холодов и др.). Однако на сегодняшний день существует объективная необходимость научного обоснования и обеспечения сферы физической подготовки в учебных заведениях системы МВД России.
Целью статьи является анализ особенностей и специфики процесса физической подготовки курсантов и слушателей вузов МВД, определение наиболее эффективных ее форм.
Методы данного исследования заключались в теоретическом анализе и обобщение литературных источников отечественных и зарубежных исследователей. Также были использованы методы системного анализа и синтеза, позволившие рассмотреть изучаемое явление в основных показателях системы: структура, организация, системообразующие факторы и т.д. Помимо этого использовались методы моделирования педагогической системы: целеполагание, методы организации и оптимизации педагогического процесса и т.д.
Результаты исследования: Среди основных особенностей физической подготовки в вузах МВД России можно определить ее четкое ведомственное регулирование. Целый ряд ведомственных документов регламентирует процесс физической подготовки в подразделениях органов внутренних дел, среди них, основным является Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации. Главной целью физической подготовки в органах внутренних дел являются формирование физической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативно-служебных и служебно-боевых задач, умелому применению физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, а также обеспечение высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. Задачами физической подготовки сотрудников являются: развитие и поддержание профессионально важных физических качеств на уровне, необходимом для успешного выполнения оперативно-служебных и служебно-боевых задач; овладение двигательными навыками и умениями эффективного применения физической силы, в том числе боевых приемов борьбы, и их непрерывное совершенствование [6, с. 6].
Другими словами, для выполнения поставленных перед сотрудником задач необходимо иметь определенный уровень физической подготовленности. В общем смысле, физическая подготовленность – это наличие (воспитанность) двигательных способностей и морфофункциональных свойств организма, определённая степень развитости таких основных физических качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость и гибкость. Являясь основными составляющими физической подготовленности, указанные качества отражают результаты физической подготовки как процесса. Таким образом, физическая подготовленность представляет собой результат физической подготовки человека. В научно-методической литературе физическая подготовка дифференцируется на общую (ОФП), специальную (СФП) и профессионально-прикладную (ППФП) [1, с. 6].
Аналогичной можно считать сферу физической подготовки в органах внутренних дел. Так, федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки (специальности) – 031001 Правоохранительная деятельность указывает наличие общефизической и профессионально-прикладной физической подготовки. В соответствии с этим к будущим офицерам полиции в сфере физической культуры предъявляются такие общекультурные компетенции, как способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни, применять методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, поддержания должного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности [2].
Что касается профессиональных компетенций, это, прежде всего, способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, задержанию и сопровождению правонарушителей, правомерно и эффективно применять и использовать табельное оружие, специальные средства, выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач [5].
Таким образом, исходя из содержания нормативных документов можно условно выделить общую физическую подготовку и специальную (профессионально-прикладную) физическую подготовку. Основными средствами в первом случае будут являться общефизические упражнения (на силу, быстроту и ловкость, выносливость), во втором – служебно-прикладные упражнения и боевые приемы борьбы.Раздел «Физическая культура» («Физическая подготовка» – для вузов, в которых предусмотрена военная служба и (или) служба в правоохранительных органах), трудоемкостью две зачетные единицы реализуется при очной форме обучения в объеме не менее 400 часов, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 360 часов. В соответствии с требованиями учебной программы ежесеместрово проводятся зачеты, а в конце обучения предусмотрен итоговый экзамен [5].
Специфика учебного заведения обуславливает и особенности выполнения контрольных упражнений. В образовательных учреждениях МВД основными силовыми нормативами являются: подтягивание на перекладине, сгибание и разгибание в упоре лежа, наклоны вперед из положения лежа на спине в течение 1 мин, толчок (жим) гири весом 24 кг, силовое комплексное упражнение. При проверке быстроты используют: челночный бег 10х10 м, челночный бег 20х20 м, 100 м. Выносливость определяется по следующим контрольным упражнениям: бег (кросс) на 1 км., бег (кросс) на 5 км, ходьба на лыжах на 5 км, плавание на 100 м, кроме этого, в программе предусмотрено преодоление полосы препятствий, как общевойсковой, так и специальной с последующим выполнением боевых приемов борьбы.
В рамках первоначальной подготовки обучения по образовательным программам образовательных учреждений системы МВД России осуществляются развитие основных физических качеств до требуемого уровня, овладение необходимыми двигательными навыками и умениями. Определяющим при проверке уровня общей физической подготовленности курсантов и слушателей является успешное выполнение трех нормативов (общефизических упражнений) на силу, быстроту и ловкость, а также выносливость. При этом, учитывая особенности адаптации организма к постоянным физическим нагрузкам и необходимость постепенного и планомерного их увеличения, Наставление по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации предусматривает повышение требований к уровню физической подготовленности курсантов с каждым последующим годом обучения. В данном случае можно говорить о соответствии основным принципам физического воспитания, определенным в научной литературе: принцип непрерывности тренировочного процесса, принцип постепенного увеличения нагрузки и др. [7, с. 81-82].
Говоря об особенностях организации физической подготовки в вузах МВД России, необходимо отметить разнообразие форм занятий, проводимых с курсантами и слушателями ведомственных учебных заведений. Под формами физической подготовки понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимодействия преподавателя и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий. [4, с. 127]. По особенностям организации занимающихся и способам руководства ими, занятия по физическому воспитанию подразделяются на две группы – урочные и неурочные.
Урочными формами в вузах МВД являются аудиторные (практические) занятия, проводимые преподавателем с переменным личным составом в соответствии с учебной программой дисциплины «Физическая культура (Физическая подготовка)», тематическим планом и в соответствии с расписанием учебных занять. Согласно требованиям МВД России практические занятия по физической подготовке проводятся в объеме не менее 2 в неделю (4 академических часа).
Неурочные формы представляют собой занятия, которые могут проводиться преподавателями физической подготовки, тренерами (инструкторам) по видам спорта, курсовыми командирами, младшим командным составом, а также самими занимающимися (самостоятельно) с целью развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков, укрепления здоровья, активного отдыха.
В образовательных учреждениях МВД России неурочными формами занятий являются: 1) утренняя физическая зарядка; 2) спортивно-массовая работа в строевых подразделениях; 3) самостоятельная подготовка; 4) тренировки в спортивных секциях; 5) спортивные праздники и соревнования; 6) индивидуальные и групповые консультации.
Для урочных форм занятий в вузах МВД характерно то, что деятельностью занимающихся управляет специалист – преподаватель по физической культуре и спорту. В данном случае строго соблюдаются частота и продолжительность занятий, а также их взаимосвязь между собой и между смежными специальными дисциплинами. Основная таких форм – это построение занятий в рамках общепринятой структуры, то есть деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная часть необходима для начальной организации курсантов, психической и функциональной подготовки и подготовки опорно-двигательного аппарата к предстоящей работе. Основная часть обеспечивает решение задач воспитания физических качеств обучения технике двигательных действий. В заключительной части организм приводится в спокойное состояние после основной нагрузки, преподаватель подводит итоги занятия, выявляет основные ошибки, поощряет лучших из занимающихся, организовано заканчивает занятие.
Учебные занятия в ВУЗах МВД могут делиться на занятия, направленные на общую физическую подготовку и занятия, имеющие профессионально-прикладную направленность на специальную физическую подготовку. В первом случае основная часть учебного времени уделяется комплексной подготовке на двигательную выносливость, развитию силы и скоростно-силовых и координационной способностей [3, с. 9]. Занятия профессионально-прикладной направленности формируют у будущих правоохранителей необходимые для их профессии двигательные умения и навыки, среди которых эффективные методы задержания правонарушителя, способы защиты от вооруженного и невооруженного противника, внешний досмотр, навыки конвоирования с использованием и без использования специальных средств и т.д.
В зависимости от этапов обучения, степени овладения занимающимися учебного материала, занятия, относящиеся к учебным формам различаются по признаку решаемых задач: 1) занятия освоения нового материала, для которых характерно широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность; 2) занятия закрепления и совершенствования пройденного материала; 3) контрольно-проверочные занятия, предназначенные для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения соответствующих умений и навыков; 4) комплексные (смешанные) занятия, на которых одновременно решаются задачи обучения технике движений, воспитания физических качеств, а также контроля за уровнем успеваемости занимающихся.
Главная особенность неурочных форм занятий вузах МВД по физической подготовке в является то, что отдельные их виды (утренняя физическая зарядка, спортивно-массовая работа в подразделении, самостоятельная подготовка) являются обязательными элементами распорядка дня курсантов. Учитывая важность данных занятий, а также особенности их организации (руководители занятий, как правило не являются преподавателями физического воспитания), необходимым является их соответствующее методическое обеспечение и контроль со стороны специалистов – профессорско-преподавательского состава профильных кафедр.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы обозначить основные особенности учебно-тренировочного процесса по физической подготовке в образовательных учреждениях МВД России. К ним, прежде всего, относятся:
- четкое ведомственное регулирование процесса физической подготовки курсантов, слушателей и сотрудников учебных заведений системы МВД;
- разграничение общей физической подготовки и специальной (профессионально-прикладной) физической подготовки;
- планомерное повышение требований к уровню физической подготовленности курсантов и слушателей с каждым последующим годом обучения;
- широкое использование контрольных упражнений профессионально-прикладной направленности (боевые приемы борьбы, специальные полосы препятствий и пр.);
- разнообразие форм занятий, проводимых с курсантами и слушателями ведомственных учебных заведений;
- обязательность проведения и методического обеспечения неурочных форм занятий;
- организация секционной работы с целью привлечения максимального числа учащихся к систематическим занятиям прикладными видами спорта, подготовки и участия сборных команд образовательного учреждения в соревнованиях различного уровня.
Рецензенты:
Сышко Д.В., доктор наук по физическому воспитанию и спорту, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры, факультета физического воспитания Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Симферополь;
Бобрик Ю.В., д.м.н., доцент, Крымская медицинская академия, г. Симферополь.
Библиографическая ссылка
Бокий А.Н. СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20509 (дата обращения: 28.04.2025).