Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИОЛОГИИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ВГСПУ

Алешина Л.И. 1 Маринина М.Г. 1 Мужиченко М.В. 1 Федосеева С.Ю. 1
1 ФГБОУ ВПО "Волгоградский государственный социально-педагогический университет", Волгоград, Россия
Статья посвящена актуальным вопросам изучения особенностей функционирования дыхательной системы студенток первого курса в период обучения в вузе с учетом их места проживания. Исследование выполнено с использованием метода дифференциальной (фракционной) спирометрии с применением дифференциального электронного спирометра. Обследовано 132 человека – студенток ВГСПУ, проживающих в городской и сельской местности. Выявлено увеличение всех параметров форсированной экспирации в динамике учебного процесса, как у городских, так и у сельских студенток. Показана зависимость развития дыхательной системы студенток от уровня их двигательной активности.
экспирация
легочный объем
дифференциальная спирометрия
экологические условия проживания
дыхательная система
1. Александров О.В, Стручков П. В. Клинико-функциональная эффективность курса прерывистой нормобарической гипокситерапии у больных с хроническим обструктивным бронхитом и бронхиальной астмой. // Терапевтический архив. –1999. - № 3. – С. 28-32.
2. Вострикова Е. А. Чувствительность и специфичность спирометрических показателей при скрининговом исследовании респираторной функции / Е. А. Вострикова, Л. О. Багрова, А. Г. Осипов и др; Сибирский медицинский университет (Томск) Чучалин А.Г. Пульмонология. Белая книга. – М., 2003.
3. Грегор О. Как противостоять стрессу. В кн.: Стресс жизни. – СПб., 1994. – С. 34-39.
4. Добровольский И.Г. Анатомо-функциональная и типологическая характеристика физического развития женщин в период перехода от юношеского к зрелому возрасту (20-25 лет): автореф. дис. канд. мед. наук /И.Г. Добровольский. – Саратов, 2006. – 23 с.
5. Зайцев А.Г. Формирование здорового образа жизни молодого поколения /А.Г. Зайцев // Гигиена и санитария. – 2004. - № 1. – С.54-55.
6. Козупица Г.С., Котельников Г.П., Крюков Н.Н. и др. Мотивация к занятиям оздоровительной физкультурой у студентов медиков // Здоровье студентов: Сб. тез. международной, научно-практической конференции. – М., 1999. – С. 109-110.
7. Митрохина З.В., Султанова О.А. Физическое состояние студентов-первокурсников //Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тезисы докладов VII международной конференции. Смоленск, 1998. – С. 69.
8. Мужиченко М.В. Блюм К.Я. Исследование функционального состояния респираторной системы студентов ВГСПУ, 2015. – C. 21-22.
9. Соломин М. Ю. Состояние здоровья студентов-старшекурсников по данным теста PWC170. //Актуальные вопросы теоретической, экспериментальной и клинической медицины: Тезисы докладов. – Волгоград, 1993. – С. 96.
10. Устюжанинова Н.В. Функциональное состояние внешнего дыхания здоровых студентов /Н.В. Устюжанинова, Г.С. Шишкин, Н.Д. Уманцева // Бюл.СО РАМН. – 2004. - №1. – С.134-137.
Сохранение здоровья студентов на фоне стремительного роста научно-технического прогресса является актуальной проблемой на современном этапе развития нашего общества. В последние десятилетия прослеживается отрицательная динамика в состоянии здоровья студентов, причем от младших к старшим курсам картина ухудшается, о чём свидетельствует проведённое исследование [5]. Отмечается рост числа студентов с хроническими заболеваниями, пополняющих специальную медицинскую группу [3; 7; 9].

Среди причин данной тенденции, наряду со сложными социально-экономическими, экологическими условиями проживания и обучения, отмечается также низкая мотивация здорового образа жизни студентов [5].

В юношеском возрасте наряду с морфологическими и функциональными изменениями происходит стабилизация половой зрелости, чётко проявляется фено- и генотип. Юношеский возраст по времени совпадает с окончанием школы, началом обучения в вузе, что следует рассматривать как важный социальный фактор, влияющий на функциональное состояние молодого организма [10].

По определению ВОЗ, здоровье характеризуется физическим, психическим и социальным благополучием. Для оценки физического здоровья определены три ключевые характеристики: заболеваемость, уровень физической работоспособности и адаптабельность к различным факторам среды (1968).

Студенты, поступая из городских школ в вуз, переезжая для учебы  из села в город, проходят сложный процесс адаптации к новым условиям обучения, который проявляется в мобилизации ресурсов различных органов и систем. Все эти процессы происходят при значительном снижении объёма двигательной активности студентов, что сказывается на уровне их здоровья.

Анализ приспособительных возможностей организма предполагает изучение функционального состояния различных систем органов. Дыхательную систему, в этом смысле, можно рассматривать как одну из наиболее информативных.

 Сравнительный анализ донозологических состояний организма подрастающего поколения в некоторых городах России, в том числе, и в Волгограде, характеризующихся преобладанием промышленных предприятий черной и цветной металлургии, свидетельствует о наличии высоких, но сходных показателей нарушения здоровья молодёжи, проявляющихся, прежде всего, в нарушении функции внешнего дыхания. В ряде исследований показано, что начальные изменения на уровне бронхо-легочной системы, приводящие впоследствии к развитию конкретного патологического процесса, могут формироваться уже в молодом возрасте, проявляясь неотчетливыми изменениями показателей в пределах нижней границы нормы [2; 8].

Состояние респираторной системы также напрямую связано с общим физическим развитием организма. Так, в исследовании Т.А. Ашурова с соавт. (2006) показано, что значительное увеличение поперечных размеров грудной клетки по сравнению с ее переднезадними размерами у девушек 15-16 лет происходит за счет увеличения объема легких и развития мышечной массы грудной клетки. В исследованиях анатомо-функциональных особенностях физического развития женщин в возрасте 20 – 25 лет уточнены представления об особенностях биомеханики дыхания и связанных с ней показателях вентиляционной функции легких обследуемых [4].

Отсюда изучение особенностей функционирования дыхательной системы студентов в период обучения в вузе, с учетом специфики места их проживания до поступления в университет является весьма актуальным.

Цель исследования: осуществить сравнительный анализ функциональных особенностей и адаптивных возможностей дыхательной системы студенток, проживавших в сельской и городской местностях.

Материалы и методы исследования

Исследование выполнено с использованием метода дифференциальной (фракционной) спирометрии, позволяющего определить проходимость воздухоносных путей человека. Реализация данного метода осуществлялась с помощью дифференциального электронного спирометра (ДЭС). Данный метод признан наиболее информативным в исследовании функциональных возможностей дыхательной системы, поскольку дифференциальная (фракционная) спирометрия позволяет осуществлять углубленное изучение биомеханики экспирации у человека, а также косвенно оценить силу вспомогательных дыхательных мышц. В исследовании также использовался метод анкетирования с целью изучения уровня физической активности студенток до поступления в вуз.

Исследования проводились на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ). В эксперименте приняли участие 132 студентки, поступившие в университет из городской и сельской местностей в количестве 67 и 65 человек соответственно. Средний возраст составил 17+1,5 года. Среди обследованных отсутствовали профессиональные спортсмены.

Экспериментальное исследование проводилось утром в одно и то же время. Положение обследуемого стандартное для спирометрии – сидя на стуле. Измерения легочных объемов осуществлялись в состоянии физического и эмоционального покоя после предварительного десятиминутного отдыха.

В ходе исследования определялись следующие функциональные параметры дыхания при форсированной и нефорсированной экспирации: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), л; резервный объем выдоха (РО выд), л; экспираторная форсированная ЖЕЛ (ФЖЕЛ), л; форсированная ЖЕЛ за первую секунду выдоха (ФЖЕЛ 1), л; форсированный резервный объем выдоха (ФРОвыд); форсированный резервный объем выдоха за первую секунду (ФРОвыд 1), л; форсированный выдох (Фвыд).

Результаты исследования и их обсуждение

Исследование легочных объемов студенток из городской и сельской местностей при обычной экспирации не выявило достоверных различий между исследуемыми группами (Таблица 1). Средние значения ЖЕЛ у сельских студенток оказались выше на 2,2% по сравнению с городскими, а значения РОвыд практически не отличались. 

Таблица 1

Показатели легочных объемов студентов при обычной

(не форсированной) экспирации (М±m) (начало учебного года)

 

Группы студенток

Показатели

ЖЕЛ (л)

РОвыд (л)

сельские

3,067±1,7

1,326±0,304

городские

3,0±0,13

1,342±0,72

В результате анализа данных установлено, что величины ФЖЕЛ достоверно ниже значений ЖЕЛ как у сельских, так и у городских студенток (Р<0,05) (Таблица 2). Причем  у сельских студенток различия выражены в большей степени, чем у городских. Снижение ФЖЕЛ по сравнению с ЖЕЛ может быть связано с появлением «воздушных ловушек» в бронхиолах вследствие сдавления их стенок легочной тканью при форсированном вдохе, за счет повышения сопротивления потоку воздуха в мелких бронхах при быстрой экспирации [1].

Таблица 2

Показатели легочных объемов студентов городских и сельских студенток при форсированной экспирации и скорости внешнего дыхания (М±m) (начало учебного года)

 

Группы студентов

ФЖЕЛ (л)

ФЖЕЛ 1 (л)

ФРОвыд (л)

ФРОвыд 1 (л)

Скорость (л/с)

сельские

2,413±1,56

1,913±2,63

1,326±0,30

1,046±0,29

6,42±0,02

городские

2,538±0,31

2,0±0,48

1,342±0,72

1,1±0,5

6,69±0,12

Исследование легочных объемов при форсированной экспирации и показателей форсированного резервного объема выдоха (ФЖЕЛ и ФЖЕЛ1, ФРОвыд. и ФРОвыд1)  выявило, что у сельских студенток максимальная скорость перемещения воздуха по трахеобронхиальному дереву ниже, чем у городских студенток, но эти различия не являются достоверными (Таблица 2). Незначительное различие показателей ФРОвыд. и ФРОвыд1, вероятно, связано с тем, что в молодом возрасте практически весь объем воздуха покидает легкие в течение первой секунды экспирации, независимо от условий проживания и уровня тренированности.

Скорость внешнего дыхания у студенток, проживающих до поступления в университет в сельской местности и у городских студенток, достоверных отличий не имеет. Величина этого параметра зависит от показателей лёгочных объёмов и силы выдоха. Воздушный поток возрастает с увеличением последней, особенно при больших величинах объёмов в начале форсированного выдоха (более 75% от жизненной ёмкости лёгких — ЖЕЛ, считая от начала выдоха). На объёмную скорость влияют также эластическая тяга лёгкого, сопротивление мелких дыхательных путей и площадь поперечного сечения более крупных дыхательных путей.

Анализ показателей легочных объемов студенток из сельской местности в динамике учебного процесса показал увеличение всех значений форсированной экспирации, при этом ФЖЕЛ, ФРОвыд и ФРОвыд1 не имеют достоверных различий, а ФЖЕЛ1 достоверно различаются (Р<0,05) (Таблица 3).

Таблица 3

Показатели легочных объемов сельских студенток при форсированной экспирации (М±m) (начало года – конец года)

Группы студентов

ФЖЕЛ (л)

ФЖЕЛ 1 (л)

ФРОвыд (л)

ФРОвыд 1 (л)

Сельские (начало года)

2,43±1,56

1,91±2,63

1,32±0,30

1,05±0,29

Сельские (конец года)

2,63±4,99

2,23±4,59*

1,36±3,59

1,07±3,18

* - Р<0,05

В результате анализа показателей легочных объемов  в динамике учебного процесса городских студентов отмечена тенденция к увеличению всех значений форсированной экспирации (Таблица 4).

Таблица 4

Показатели легочных объемов городских студентов  при форсированной экспирации (М±m) (начало года – конец года)

Группы студентов

ФЖЕЛ (л)

ФЖЕЛ 1 (л)

ФРОвыд (л)

ФРОвыд 1 (л)

Городские (начало года)

2,53±0,13

2,0±0,48

1,34±0,72

1,10±0,5

Городские (конец года)

2,58±4,76

2,08±4,36

1,43±3,46

1,16±3,23

В конце учебного года показатели ФЖЕЛ и ФЖЕЛ1 у городских студентов оказались ниже, чем у сельских, но эти различия недостоверны (на 4,35%; 5,8% соответственно). Показатели же ФРОвыд и ФРОвыд1 были ниже у сельских студентов в сравнении с городскими (на 5% и 8% соответственно). Данные различия также недостоверны.

          Выводы:

1. В результате проведенного исследования выявлены основные закономерности функционирования дыхания у студенток первого курса. Установлено, что в начале обучения, студентки из сельской местности имеют более низкие показатели форсированной экспирации, по сравнению с городскими. Причинами её снижения, согласно литературным данным, может быть нарушение трахеобронхиальной проходимости; меньшая сила сокращения мышц, участвующих в активном выдохе или сочетание обоих механизмов.

Более высокие показатели функционального состояния респираторной системы у городских студенток могут быть связаны с более интенсивными физическими нагрузками. Проведенное анкетирование показало, что большинство из них регулярно занимались аэробными видами спорта, такими как плавание, легкая атлетика, волейбол, в период обучения в школе. Таким образом, уровень двигательной активности является значимым фактором развития дыхательной системы.

2. Анализ показателей легочных объемов в динамике учебного процесса показал увеличение всех параметров форсированной экспирации, как у городских, так и у сельских студентов, что свидетельствует об адаптации их к новым условиям учебного процесса.

 

Рецензенты:

Волчанский Е.И., д.м.н., профессор кафедры детских болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО «ВолГМУ Минздрава России», г. Волгоград;

Краюшкин С.И., д.м.н., профессор, зав. кафедрой амбулаторной и скорой медицинской помощи лечебного факультета ГБОУ ВПО «ВолГМУ Минздрава России», г. Волгоград.


Библиографическая ссылка

Алешина Л.И., Маринина М.Г., Мужиченко М.В., Федосеева С.Ю. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФИЗИОЛОГИИ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СТУДЕНТОВ ВГСПУ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20489 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674