В информационном обществе детские информационные объединения (печать, радио, кино, телевидение, компьютерные сети) являются одним из самых значимых средств формирования и утверждения духовных ценностей, оказывают идеологическое, духовное воздействие на умы и чувства детей. Недаром говорят, что печатный лист придает слову особое достоинство, престиж. Поэтому мы вправе утверждать, что деятельность детского информационного объединения имеет психолого-педагогический потенциал в аспекте социализации личности ребенка [2]. Специфика реализации летних воспитательных программ взаимодействия заключается в том, что группы могут состоять одновременно как из одновозрастных детей, так и разновозрастных. Ведущую роль на всех уровнях играют искусство общения и уровень квалификации педагога-вожатого, задачами которого являются введение детей в практическую деятельность детского пресс-центра, проведение пропедевтического курса, обучение основам журналистики в простых и доступных формах, обзор всей системы необходимых знаний.
Сегодня на передний план выходят воспитание и подготовка подрастающего поколения в информационном обществе, в котором они живут и будут жить. Система дополнительного образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей. К образовательным учреждениям дополнительного образования детей отнесены детские оздоровительные лагеря, выполняющие общественный заказ по развитию информационной активности, социализации, педагогической поддержке современных подростков. Новые воспитательно-образовательные программы оздоровительных лагерей, разработанные с учетом информационной поддержки, имеют значительный потенциал и широкие возможности для совместной деятельности детско-взрослого сообщества, для того чтобы поднять качество отдыха и досуга, развивать более сильные цифровые, информационно-коммуникативные навыки у современных детей в каникулярное время. В этих условиях возрастает значимость информационной активности детей, они активно включаются в окружающую среду, взаимодействуют с ней, у них появляется шанс реализовать себя в многогранной деятельности лагерной жизни, развивается межпоколенческий диалог как начало прочных дружеских отношений, ценностно-смысловой план жизнедеятельности детей и подростков. Развитие информационной активности — это прежде всего «действия ума, продукт мыслительной деятельности, новые знания, образы» [3]. Основными целями реализации этих программ является введение детей в мир жизненных ценностей на основе знакомства с социокультурным содержанием информационно-коммуникативного пространства, актуализация механизмов рефлексии в новой лагерной среде, формирование готовности детей к самостоятельному целесообразному проведению своего досуга, в целом информационной грамотности современного подростка. Педагоги, работающие с детьми, понимают, что повышение информационной активности, цифровой компетентности – это формирование соответствующей информационной культуры у современных подростков через детские СМИ. Они являются одним из главных двигателей поступков, поведения детей, теми координатами, по которым идет прежде всего ориентирование на такие общечеловеческие ценности, как вера, правда, дружба, милосердие, совесть, общение. Очень важно, чтобы вожатые, педагоги летних лагерей всегда помнили великую мудрость в словах Антуана де Сент-Экзюпери: единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Детские лагеря дают уникальную возможность настоящего позитивного общения, взаимообогащения детско-взрослого сообщества.
Лето – замечательное время для проведения разного рода самообразовательной деятельности. Это период свободного общения детей, удовлетворения каждым из них собственных интересов и приобретения новых. У школы подготовки вожатых «Радуга» при Бурятском государственном университете существует интересная традиция. Школа приобрела статус республиканской школы, в которой могут обучаться все желающие, работать в летний период в детских загородных оздоровительных лагерях. Выпускники этой школы успешно работают не только на территории Бурятии, но и в Забайкальском крае, Иркутской области, Республике Тыва, достойно представляют наш регион во всероссийских детских лагерях «Орленок», «Океан», «Смена». Программа школы строится с учетом современных тенденций в системе отдыха и оздоровления детей, социализации и самореализации детей. В рамках подготовки вожатых издано учебно-методическое пособие по развитию профессионально-педагогической компетенции вожатых с учетом практического опыта работы оздоровительных лагерей Республики Бурятия. Пособие состоит из частей, где особое внимание уделено информационно-коммуникативной компетенции педагогов-вожатых, организации педагогического взаимодействия с детьми, коллегами в условиях летнего отдыха.
Интерес представляет также опыт лиги юных журналистов Бурятии по реализации информационной активности детей в условиях летнего отдыха. В лагерях летнего отдыха дети в прошлом столетии издавали стенные газеты, отрядные уголки, «молнии», литературные альманахи, журналы, написанные и нарисованные «вживую», как правило, в одном экземпляре. Можно сказать, возникновение детской газеты в лагере само по себе естественно и органично. И тогда, и сегодня дети старались и стараются делать свое информационное пространство умным и полезным.
Сегодня в информационном обществе уже немыслим процесс издания медиапродукции без компьютера, будь то в школе или в лагере летнего отдыха. Вместе с вожатым, используя новые медиатехнологии, дети могут увидеть собственное творчество на страницах газеты или журнала. Хорошо, если в лагере имеются компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, т.е. материально-техническая база в виде цифровой техники: можно тиражировать свои издания. Различные формы работы с прессой (читка газет, коллективный просмотр информационных программ, их обсуждение, пресс-бой, оформление отрядных уголков, праздничные открытки, боевые листки, КВН, общелагерную газету и др.) можно объединить, создав пресс-центр в лагере.
Сегодня в условиях летнего оздоровительного лагеря мы вполне можем предложить детям разнообразные медиапрограммы (по основам журналистики, радио- и тележурналистике, газете, сайту) и реализовывать информационную активность детей, что дает им толчок к развитию новых медитехнологий, более широкому выбору деятельности, выпуску медиапродукций. Детский пресс-пресс центр может предоставить широкие возможности для самовыражения и самореализации личности ребенка, развивать самостоятельность, в силу своей специфики предоставляет современному ребенку необходимое и достаточное число связанных между собой реальных объектов, обеспечивает условия для успешного овладения знаниями, способами их употребления в различных видах деятельности, что и составляет содержание социализации.
Кроме того, необходимо принять во внимание, что использование рационально составленных программ с обязательным учетом не только специфики собственно содержательной информации, но и специфики психолого-педагогических закономерностей усвоения этой информации данным конкретным контингентом детей позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс социализации, стимулировать познавательную активность и самостоятельность детей []. Детское информационное объединение является действующей массово-организационной силой, выполняя передачу новому поколению накопленного человечеством опыта через школьные средства массовой информации. В специально организованных в образовательных учреждениях детских информационных объединениях процесс социализации детей проходит в единой системе воспитания и образования при участии специально подготовленных педагогов.
Детское информационное объединение (пресс-центр лагеря) выступает пространством социализации детей и подростков, а его деятельность определяет процесс социализации личности, реализовывает все общественно важные функции с точки зрения целостности влияния информационного пространства на процесс формирования личности ребенка. Это выражается в доступе детей к информационным источникам и их информационно-коммуникативных взаимодействий и взаимосвязей с группами лагеря, следствием чего появляется возможность прямого участия детей и подростков в принятии решений, касающихся их настоящего и будущего, через издания лагеря, а также получения полной или достоверной информации.
В своей работе мы применяем следующие информационных технологии: обучающие (знания и умения основ журналистики), учебно-игровые (различные сюжетно-ролевые игры, пресс-конференции, диспуты и др.), моделирующие (подготовка различных медиапроектов). Все это способствует значительному повышению информационной активности детей, юных журналистов в условиях летнего лагеря, рождению новых авторов детских газет, радио-телепередач. Например, Мария Краснова рассказывает, что только в лагере научилась работать с информацией, собирать, распространять ее. Это был хороший коллективный труд всего отрядного пресс-центра: «Здесь я нашла себе новых друзей, они помогли мне раскрыться, найти себя. Каждый юный журналист уникален и неповторим, у них всегда свое мнение, своя точка зрения, свое мироощущение, миропонимание. Они все мне дороги, что они такие разные». Денис Содномов, начинающий журналист: «Мне посчастливилось познакомиться в лагере с вожатыми, которые творчески относились к своей работе. Они нас научили работать с информацией, выпускать стенную газету, критически анализировать ее внешнее оформление, содержание текстов, фотоиллюстрации. Дело это хлопотное, но интересное, мы много дискутировали на разные темы, обсуждали прочитанные книги».
Пресс-центр или редакция в лагере летнего отдыха могут способствовать творческому проявлению каждого ребенка в соответствии с его интересами. Организация пресс-центра может быть самой разнообразной: творческой, ролевой, познавательной, развивающей и т.д. В качестве рекомендаций предлагаем проведение занятий по основам журналистики, литературного творчества, и как результат — выпуск газеты или журнала. Структура его также может быть разной, взаимоотношения детей и взрослых строятся как партнерские. Редактором детской газеты назначается ребенок. Пресс-центр может работать по упрощенной схеме, так как основная масса ребят настроена на отдых и развлечения. Рекомендуется выпускать игровые, развлекательные приложения, ролики, комиксы ребят-художников, литературные конкурсы, проводить вечера юных авторов, встречи с читателями, журналистами, писателями, конкурсы на лучшую рекламу и др.
Многообразная культурообразующая информационная продукция, создаваемая детьми, юными журналистами, в условиях лагеря включает в себя прежде всего школьную газету. Самодеятельная детская газета является важным инструментом участия детей в жизни лагеря, высказывания ими своего мнения. Она может выпускаться как в виде привычной стенгазеты, так и в печатном виде – листок, а также в электронной форме. Участие в работе над выпусками газеты способствует становлению личности ребенка, развитию его творческих способностей, навыков публицистических выступлений, позволяет попробовать себя в роли журналиста. Ребята учатся общению, сбору и обработке информации, знакомятся с законами о СМИ, учатся работать со справочной литературой, параллельно решаются задачи профориентации. Редакторами газеты чаще всего выступают взрослые – вожатые, которые рецензируют и корректируют поступившие материалы, осуществляют контроль за содержанием заметок и статей. Фотографы, корреспонденты, наборщики набираются обычно из числа детей. Определенный контроль и этическая цензура нужны, однако вопрос о том, насколько они сильны, не препятствуют ли высказыванию своего мнения учениками, является открытым. Газета должна быть актуальной, отражать жизнь лагеря, выпускаться достаточным тиражом (хотя бы по одному экземпляру на отряд). Отдельные выпуски могут посвящаться конкретным мероприятиям (например, праздникам, КВН, дискотекам и пр.) или датам. Необходимы рубрики, позволяющие учащимся выразить свое мнение по каким-либо проблемам. Дети могут помогать друг другу обсуждать проблемы детей в трудной жизненной ситуации, тем самым принимать сознательное решение о помощи своим друзьям и участвовать в том, чтобы сделать жизнь друг друга лучше.
Итак, что дает привлечение детей к развитию информационной активности, участию детском пресс-центре самим детям и взрослым?
Для самих детей
• Дети приобретают большую уверенность в своих силах. Участие в принятии решений уменьшает их чувства бессилия и беспомощности, с которыми часто ассоциируется период детства, дает ощущение значимости.
• Учатся уважать мнение и потребности других, становятся более толерантными и способными прислушиваться к чужому мнению.
• Осознают свои права и обязанности. Это способствует безопасности ребенка.
• Получают новые знания, навыки и способности. В частности, получают опыт партнерских отношений и сотрудничества, лучше понимают сущность демократических принципов и моделей поведения.
• Больше стремятся участвовать в общественной жизни, что содействует формированию активной жизненной позиции. Дети становятся неравнодушными к окружающему их миру.
• Учатся определять суть проблем и видеть способы их решения.
Для общества
• Социальная жизнь становится предметом интереса и деятельности детей, когда реализуемые проекты учитывают мнение молодого поколения.
• Усиливаются связи различных организаций и сообществ с детьми.
• Крепнет взаимодействие поколений.
• Детская политика и детские программы совершенствуются, становятся более эффективными.
• Меняется облик города, микрорайона в соответствии с пожеланиями и взглядами его жителей.
• Окружающая среда становится удобной и безопасной, все функционирует эффективнее.
• Появляется обоснование увеличения объемов ресурсов, выделяемых для обеспечения потребностей и приоритетов детей.
• Улучшается качество жизни детей и взрослых в целом.
Важно, чтобы в конце смены у детей осталось ощущение праздника, сделанного собственными силами. Еще одна существенная деталь – любой читатель детской лагерной газеты является ее потенциальным автором, а возможно, в будущем и редактором. Такое взаимопревращение заложено в самой сущности издания. Это основа его развития, трансформации в зависимости от ситуации, это и есть реализация информационной активности, открытости детей в условиях летнего отдыха. Применение в работе новых информационных технологий открывает неограниченные возможности для повышения познавательной активности детей, интеллекта, культуры, новых знаний. Открытость мы понимаем как свободное обучение без возрастных границ, каждый обучающийся вносит свой личностный вклад в общее дело. В заключение можно с уверенностью сказать, что внедрение новых информационных технологий в условиях летнего отдыха на основе современных требований ФГОС актуализирует информационную активность детей и подростков.
Рецензенты
Ваганова В.И., д.п.н., профессор БРИОП г. Улан-Удэ;
Молонов Г.Ц., д.п.н., профессор БГУ г. Улан-Удэ.
Библиографическая ссылка
Доржиева Л.Б. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20476 (дата обращения: 06.12.2024).