1) личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
2) метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
3) предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира [7].
Согласно профессиональному стандарту педагога учитель начальных классов формирует универсальные учебные действия обучающихся до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования [8].
Эффективным средством формирования универсальных учебных действий обучающихся являются образовательные технологии деятельностного типа.
Технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой позволяет прежде всего формировать регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая умение решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счет использования диалога – коммуникативных, в процессе извлечения необходимой информации, логических операций и иного – познавательных [6].
Технология оценивания образовательных достижений Д.Д. Данилова направлена на развитие контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся за счет изменения традиционной системы оценивания. У учащихся развиваются умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать себя, находить и исправлять собственные ошибки; мотивация на успех. Данная технология направлена прежде всего на формирование регулятивных универсальных учебных действий, так как обеспечивает развитие умения определять, достигнут ли результат деятельности. Наряду с этим происходит формирование и коммуникативных универсальных учебных действий: за счет обучения аргументированно отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы. Воспитание толерантного отношения к иным решениям приводит к личностному развитию ученика [6].
Технология продуктивного чтения Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой обеспечивает понимание текста за счет овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий (например, умения извлекать информацию из текста) [6].
Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит. Эта технология является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма [4].
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных универсальных учебных действий. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов [6].
По мнению авторов технологии портфолио Г.Б. Голуб и О.В. Чураковой, портфолио ученика является одним из способов формирования ключевых компетентностей, при этом в первую очередь речь идет о компетентности решения проблем, составляющими которой являются сложные умения, связанные с самоорганизацией и самооценкой учащегося. Портфолио может использоваться в ходе проектной деятельности для организации работы с информацией, хранения и систематизации промежуточных результатов, развития рефлексии, для осознания и оценки учениками результатов своей деятельности [3].
Результаты проведенного нами анкетирования учителей начальных классов (табл. 1) свидетельствуют о низком уровне использования ими образовательных технологий деятельностного типа для достижения образовательных результатов. Всего в анкетировании приняли участие 457 человек.
Таблица 1
Результаты анкетирования учителей начальных классов
№ п/п |
Образовательные технологии |
Уровень «владею, применяю в системе» |
1 |
Технология проблемного диалога (Мельникова Е.Л.) |
12 % |
2 |
Технология продуктивного чтения (Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.) |
29 % |
3 |
Технология оценивания образовательных достижений (Данилов Д.Д.) |
11 % |
4 |
Технология формирующей оценки (Фишман И.С., Голуб Г.Б.) |
3 % |
5 |
Технология деятельностного метода (Петерсон Л.Г.) |
32 % |
6 |
Технология развивающего обучения (Занков Л.В.) |
18 % |
7 |
Технология развития критического мышления (Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит) |
1 % |
8 |
Технология решения исследовательских задач (ТРИЗ) (Альтшуллер Г.С.) |
2,5 % |
9 |
Технология социального проектирования (Лазарев Т.В.) |
2 % |
10 |
Метод проектов (Голуб Г.Б., Чуракова О.В.) |
17 % |
11 |
Метод проектов (программа Intel «Обучение для будущего») |
7 % |
12 |
Технология портфолио (Голуб Г.Б., Чуракова О.В.) |
15 % |
13 |
Кейс-метод |
4 % |
С целью создания условий для повышения уровня педагогических компетенций учителей начальной школы в области владения образовательными технологиями деятельностного типа предлагается модель методической поддержки освоения учителями образовательных технологий деятельностного типа на основе тьюторского сопровождения, разработанная К.Д. Уляшевым, заведующим сектором перспективных практико-ориентированных исследований и разработок ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», и Е.С. Чечиной, методистом факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов».
Модель построена на основе определения понятий «тьютор» и «тьюторское сопровождение», данных С.А. Щенниковым и Т.М. Ковалёвой.
С.А. Щенников считает, что тьютор – это «преподаватель-консультант», «специалист в области организации образования и самообразования». По его мнению, тьюторское сопровождение – это особая педагогическая техника, основанная на взаимодействии учащегося и тьютора, в ходе которой учащийся осознает и реализует собственные образовательные цели и задачи [1].
Т.М. Ковалёва дает следующее определение понятию «тьютор» – это педагог, который работает по принципу индивидуализации и сопровождает построение учащимся своей индивидуальной образовательной программы. Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы [5].
Предлагаемая нами модель методической поддержки освоения учителями образовательных технологий деятельностного типа на основе тьюторского сопровождения реализуется поэтапно.1-й этап. Учитель совершает «образовательную пробу» (составляет конспекта урока в рамках семинара, профессионального конкурса).
2-й этап. Тьютор проводит экспертизу педагогической деятельности учителя, помогает выявить трудности (например, учитель испытывает затруднение при создании проблемной ситуации на уроке).
3-й этап. Тьютор мотивирует и вовлекает учителя в процесс самообразования и саморазвития.
4-й этап. Учитель определяет цель обучения.
5-й этап. Тьютор сопровождает разработку учителем индивидуальной образовательной программы по освоению образовательных технологий деятельностного типа.
6-й этап. Тьютор сопровождает реализацию индивидуальной образовательной программы по освоению образовательных технологий деятельностного типа.
Реализация данной модели осуществлялась нами на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» и включала следующие виды деятельности: работа с пилотными школами; посткурсовое сопровождение.
В 2014–2015 учебном году начата апробация данной модели на базе таких образовательных учреждений, как МАОУ «СОШ № 1» г. Набережные Челны, МБОУ «СОШ № 8» г. Елабуга. Методист факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов» выступает в роли тьютора и сопровождает реализацию образовательной программы методического объединения учителей начальных классов данных образовательных учреждений.
Методист проводит экспертизу конспектов уроков слушателей курсов повышения квалификации для учителей начальных классов. В рамках программы посткурсового сопровождения методист проводит семинар «Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС», на котором обозначает трудности учителей в использовании средств формирования универсальных учебных действий на уроках, организует анализ и перепроектирование уроков, показывает видеоуроки с использованием образовательных технологий деятельностного типа, тем самым мотивируя учителей к самообразованию. В дальнейшем методист сопровождает разработку и реализацию заинтересованными учителями индивидуальной образовательной программы по освоению образовательных технологий деятельностного типа.
Предлагаемая модель методической поддержки освоения учителями образовательных технологий деятельностного типа на основе тьюторского сопровождения применима и для учителей основной школы. Использование образовательных технологий деятельностного типа всеми учителями образовательного учреждения является основой для организации преемственности между начальной и основной школой, а также частью программы «Формирование у обучающихся универсальных учебных действий».
Рецензенты:
Лукьянова М.И., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой менеджмента и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск;
Миронов А.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны.
Библиографическая ссылка
Чечина Е.С. ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОСВОЕНИЯ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ТИПА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20474 (дата обращения: 09.12.2024).