В современных условиях одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства становится качество подготовки инженерно-технических кадров предприятий машиностроительного комплекса. Достаточно часто на заседаниях правительства Российской Федерации рассматриваются вопросы качества подготовки инженерно-технических кадров и отмечается, что уровень подготовки не в полной мере соответствует современным требованиям. В этом плане представляется актуальной переориентация взаимодействия технических вузов с предприятиями [6]. На данный момент недостаточно внимания уделяется профессиональному развитию бакалавров машиностроительного профиля, о чем говорят результаты опроса работодателей [1].
Следовательно, перед вузами стоит сложная задача, которая заключается в обеспечении сетевых форм обучения бакалавров технических вузов для перестройки образовательного процесса.
Таким образом, целью исследования является повышение качества подготовки бакалавров технических вузов и формирование профессиональных компетенций в рамках реализации сетевого взаимодействия.
Предметом исследования являлся процесс формирования профессиональных компетенций бакалавров технических вузов в рамках реализации сетевого взаимодействия.
В процессе исследования использовались такие методы исследования, как наблюдение, анализ нормативных документов, изучение педагогической литературы, анкетирование.
Результаты и их обсуждение
На сегодняшний день в стране запускаются крупные промышленные проекты, в рамках которых бакалаврам (нынешним выпускникам технических вузов) по-настоящему интересно работать, а, следовательно, повышается общественный престиж профессии, карьера инженера становится более привлекательной. В результате поднимается вопрос о качестве подготовки инженерно-технических кадров, которое требует существенных перемен в системе образования [2].
Следовательно, актуальной на данный момент является возможность создания системы профессионального образования, которая приближена к реальным потребностям промышленного производства.
Сегодня нужны бакалавры высокого уровня, навыки и квалификация которых должны отвечать потребностям промышленных предприятий. Для этого системе технического образования необходимо опираться на существующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и профессиональные стандарты.
На данный момент созданы национальные исследовательские университеты, ориентированные на подготовку современных инженерно-технических кадров. Для эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и профессиональных стандартов в этих вузах вносятся изменения в содержание подготовки бакалавров технических вузов. В результате требуется изменение образовательных технологий с целью формирования у бакалавров профессиональных компетенций.
Связующим звеном между образовательным процессом и конкретными интересами работодателей является компетентностный подход, на котором основывается проектирование содержания дисциплин. В системе высшего образования существует потребность в компетентностно-ориентированной подготовке бакалавров, обладающих умениями как исследовательской, так и практической профессиональной деятельности. В связи с этим перед преподавателями технических вузов стоит проблема разработки основ проектирования содержания дисциплин, проблема оптимального структурирования учебного материала и его взаимосвязи с практическим обучением [4].
Формирование профессиональных компетенций бакалавров технических вузов начинается уже на младших курсах при изучении профессиональных дисциплин «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов». На данном этапе закладываются базовые знания и формируются практические навыки.
По нашему мнению, формирование профессиональных компетенций бакалавров машиностроительного профиля будет эффективным при:
1) проектировании компетентностно-ориентированного содержания учебных дисциплин;
2) разработке диагностического инструментария;
3) организации сетевого взаимодействия вуза и предприятий.
С целью повышения качества подготовки бакалавров необходимо проектировать содержание учебных дисциплин таким образом, чтобы приблизить его к реальному производственному процессу. Необходимы тщательный отбор изучаемого материала, систематизация знаний, умений и навыков и установка междисциплинарных связей между дисциплинами. Содержание учебных дисциплин должно включать в себя аспекты современного производства, отражать характер будущей профессиональной деятельности. При проектировании содержания дисциплин обязательным является определение существующих связей между профессиональным обучением и производством. Определяющим моментом в данном случае является проработка нормативных документов, таких как федеральный государственный образовательный стандарт ВПО и профессиональные стандарты предприятий.
С целью определения содержательной стороны специальной подготовки бакалавров по дисциплинам профессионального цикла нами был проведен анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 150700.62 «Машиностроение» и были выделены профессиональные компетенции, которые можно сформировать при изучении дисциплин «Материаловедение» и «ТКМ».
В дальнейшем выделенные компетенции были представлены для оценки их значимости руководителям предприятий с целью определения направленности действий при проектировании содержания дисциплин профессионального цикла «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» [3].
Далее нами было проработано несколько профессиональных стандартов, в рамках которых были выделены необходимые знания и умения в выполняемых трудовых функциях.
С помощью анализа образовательных и профессиональных стандартов и переноса модели деятельности работника машиностроительного предприятия мы в той или иной степени корректировали структуру и содержание дисциплин при его проектировании и составлении учебного материала.
В процессе постоянного контакта с машиностроительными предприятиями в структуре дисциплин профессионального цикла «Материаловедение» и «ТКМ» были разработаны задания для студентов по заранее составленному нами алгоритму. В данный алгоритм проектирования заданий профессиональной направленности заложен процесс формирования профессиональных компетенций. Спроектированные задания профессиональной направленности, которые ставятся перед бакалаврами в рамках учебных дисциплин, отражают профессиональную деятельность и готовят бакалавра применять приобретенные знания при решении профессиональных задач. При этом у бакалавров формируются проектное мышление, аналитические способности, стремление к самообразованию, что в дальнейшем обеспечит успешность личностного и профессионального роста [5].
Для обеспечения полноты и глубины не только теоретических знаний, но и практических навыков часть учебных занятий по дисциплинам «Материаловедение» и «ТКМ», которые дают общие базовые знания на начальном этапе обучения, а также изучение на последующих курсах дисциплин профессионального цикла для групп нашего факультета проводятся на организованной площадке в центре дополнительного образования. В его структуру входят учебный класс, демонстрационный зал и технический центр.
Данный центр обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров на современном металлообрабатывающем оборудовании. В центре представлены возможности современных технологий металлообрабатывающих станков, инструмента и оснастки.
Создание такой учебно-научной структуры и внедрения ее в учебный процесс позволяет приблизить обучение к реальному производственному процессу. В рамках учебных дисциплин «Материаловедение» и «ТКМ» часть занятий проводится в центре, где бакалавры технического вуза получают возможность преодоления разрыва между теоретическим обучением и необходимыми на сегодняшний день практическими навыками. В результате организуется более эффективная передача знаний от преподавателя студентам. Такое сетевое взаимодействие позволяет использовать современные ресурсы, формировать и закреплять на практике профессиональные компетенции, полученные в результате изучения дисциплин, приобретать определенный профессиональный опыт.
Подводя итог, можно сказать, что при развитии сетевого взаимодействия вузов и предприятий создаются единые цели в образовании, что обеспечивает развитие промышленности и качественную подготовку бакалавров.
Рецензенты:Сиротенко Л.Д., д.т.н., проф. каф. МТиКМ, ПНИПУ, г. Пермь;
Беленький В.Я., д.т.н., проф. каф. СПиТКМ, ПНИПУ, г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Ханов А.М., Тарасюк О.В., Синкина Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20454 (дата обращения: 10.05.2025).