Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ханов А.М. 1 Тарасюк О.В. 2 Синкина Е.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
2 ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет»
В статье рассмотрена необходимость организации сетевого взаимодействия технических вузов и предприятий машиностроительного комплекса с целью повышения результативности и качества образовательного процесса. Авторами предлагается внедрение в учебный процесс компетентностно-ориентированного содержания, разработанного на основе изучения требований работодателей и нормативных документов, таких как образовательный и профессиональный стандарты. В статье предложены организационно-педагогические условия, которые включаются в процесс обучения, тем самым формируют профессиональные компетенции бакалавров машиностроительного профиля. В статье отражены способы реализации сетевого взаимодействия, которые включают в себя создание и внедрение в учебный процесс площадок, позволяющих повысить качество подготовки бакалавров технических вузов.
качество образования
проектирование содержания
образовательный процесс
профессиональные компетенции
сетевое взаимодействие
1. Заседание Совета при Президенте РФ в Кремле под председательством Владимира Путина по науке и образованию, посвященное проблеме подготовки инженерных кадров (23.06.2014)
URL: http://profiok.com/about/news/detail.php?ID=1908
2. Кутузов В.М., Шестопалов М.Ю., Пузанков Д.В., Шапошников С.О. Опыт стратегического партнерства «вуз — промышленные предприятия» для совершенствования подготовки инженерных кадров // Инженерное образование. – 2011. — № 8. — Стр. 4–11.
URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10003599
3. Синкина Е.А. Проектирование содержания дисциплин профессионального цикла для подготовки студентов технического вуза //Высшее образование сегодня. – 2012. — № 11. – С. 14–17.
4. Тарасюк О.В. Моделирование процесса подготовки к педагогическому проектированию будущих педагогов профессионального обучения. Глава 14. Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллективная монография / Под ред. Г.М. Романцева. Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2013. Т. 3. С. 240–259.
5. Тарасюк О.В., Синкина Е.А. Проектирование компетентностно-ориентированных формализованных заданий для студентов технических вузов // Высшее образование сегодня. – 2014. — № 3. – С. 75–77.
6. Торкунова Ю.В. Инновационный процесс как сетевое взаимодействие вуза и производственного комплекса // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6. – С. 1286–1289.

В современных условиях одним из ключевых факторов конкурентоспособности государства становится качество подготовки инженерно-технических кадров предприятий машиностроительного комплекса. Достаточно часто на заседаниях правительства Российской Федерации рассматриваются вопросы качества подготовки инженерно-технических кадров и отмечается, что уровень подготовки не в полной мере соответствует современным требованиям. В этом плане представляется актуальной переориентация взаимодействия технических вузов с предприятиями [6]. На данный момент недостаточно внимания уделяется профессиональному развитию бакалавров машиностроительного профиля, о чем говорят результаты опроса работодателей [1].

Следовательно, перед вузами стоит сложная задача, которая заключается в обеспечении сетевых форм обучения бакалавров технических вузов для перестройки образовательного процесса.

Таким образом, целью исследования является повышение качества подготовки бакалавров технических вузов и формирование профессиональных компетенций в рамках реализации сетевого взаимодействия.

Предметом исследования являлся процесс формирования профессиональных компетенций бакалавров технических вузов в рамках реализации сетевого взаимодействия.

В процессе исследования использовались такие методы исследования, как наблюдение, анализ нормативных документов, изучение педагогической литературы, анкетирование.

Результаты и их обсуждение

На сегодняшний день в стране запускаются крупные промышленные проекты, в рамках которых бакалаврам (нынешним выпускникам технических вузов) по-настоящему интересно работать, а, следовательно, повышается общественный престиж профессии, карьера инженера становится более привлекательной.  В результате поднимается вопрос о  качестве подготовки инженерно-технических кадров, которое требует существенных перемен в системе образования [2].

Следовательно, актуальной на данный момент является возможность создания системы профессионального образования, которая приближена к реальным потребностям промышленного производства.

Сегодня нужны бакалавры высокого уровня, навыки и квалификация которых должны отвечать потребностям промышленных предприятий. Для этого системе технического образования необходимо опираться на существующие федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и профессиональные стандарты.

На данный момент созданы национальные исследовательские университеты, ориентированные на подготовку современных инженерно-технических кадров. Для эффективной реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и профессиональных стандартов в этих вузах вносятся изменения в содержание подготовки бакалавров технических вузов. В результате требуется изменение образовательных технологий с целью формирования у бакалавров профессиональных компетенций.

Связующим звеном между образовательным процессом и конкретными интересами работодателей является компетентностный подход, на котором основывается проектирование содержания дисциплин. В системе высшего образования существует потребность в компетентностно-ориентированной подготовке бакалавров, обладающих умениями как исследовательской, так и практической профессиональной деятельности. В связи с этим перед преподавателями технических вузов стоит проблема разработки основ проектирования содержания дисциплин, проблема оптимального структурирования учебного материала и его взаимосвязи с практическим обучением [4].

Формирование профессиональных компетенций бакалавров технических вузов начинается уже на младших курсах при изучении профессиональных дисциплин «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов». На данном этапе закладываются базовые знания и формируются практические навыки.

По нашему мнению, формирование профессиональных компетенций бакалавров машиностроительного профиля будет эффективным при:

1)             проектировании компетентностно-ориентированного содержания учебных дисциплин; 

2)             разработке диагностического инструментария;

3)             организации сетевого взаимодействия вуза и предприятий.

С целью повышения качества подготовки бакалавров необходимо проектировать содержание учебных дисциплин таким образом, чтобы приблизить его к реальному производственному процессу. Необходимы тщательный отбор изучаемого материала, систематизация знаний, умений и навыков и установка междисциплинарных связей между дисциплинами. Содержание учебных дисциплин должно включать в себя аспекты современного производства, отражать характер будущей профессиональной деятельности. При проектировании содержания дисциплин обязательным является определение существующих связей между профессиональным обучением и производством. Определяющим моментом в данном случае является проработка нормативных документов, таких как федеральный государственный образовательный стандарт ВПО и профессиональные стандарты предприятий.

С целью определения содержательной стороны специальной подготовки бакалавров по дисциплинам профессионального цикла нами был проведен анализ ФГОС ВПО по направлению подготовки 150700.62 «Машиностроение» и были выделены профессиональные компетенции, которые можно сформировать при изучении дисциплин «Материаловедение» и «ТКМ».

В дальнейшем выделенные компетенции были представлены для оценки их значимости руководителям предприятий с целью определения направленности действий при проектировании содержания дисциплин профессионального цикла «Материаловедение» и «Технология конструкционных материалов» [3].

Далее нами было проработано несколько профессиональных стандартов, в рамках которых были выделены необходимые знания и умения в выполняемых трудовых функциях.

С помощью анализа образовательных и профессиональных стандартов и переноса модели деятельности работника машиностроительного предприятия мы в той или иной степени корректировали структуру и содержание дисциплин при его проектировании и составлении учебного материала.

В процессе постоянного контакта с машиностроительными предприятиями в структуре дисциплин профессионального цикла «Материаловедение» и «ТКМ» были разработаны задания для студентов по заранее составленному нами алгоритму. В данный алгоритм проектирования заданий профессиональной направленности заложен процесс формирования профессиональных компетенций. Спроектированные задания профессиональной направленности, которые ставятся перед бакалаврами в рамках учебных дисциплин, отражают профессиональную деятельность и готовят бакалавра применять приобретенные знания при решении профессиональных задач.  При этом у бакалавров формируются проектное мышление, аналитические способности, стремление к самообразованию, что в дальнейшем обеспечит успешность личностного и профессионального роста [5].

Для обеспечения полноты и глубины не только теоретических знаний, но и практических навыков часть учебных занятий по дисциплинам «Материаловедение» и «ТКМ», которые дают общие базовые знания на начальном этапе обучения, а также изучение на последующих курсах дисциплин профессионального цикла для групп нашего факультета проводятся на организованной площадке в центре дополнительного образования. В его  структуру входят учебный класс, демонстрационный зал и технический центр.

Данный центр обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров на современном металлообрабатывающем оборудовании. В центре представлены возможности современных технологий металлообрабатывающих станков, инструмента и оснастки.

 Создание такой учебно-научной структуры и внедрения ее в учебный процесс позволяет приблизить обучение к реальному производственному процессу. В рамках учебных дисциплин «Материаловедение» и «ТКМ» часть занятий проводится в центре, где бакалавры технического вуза получают возможность преодоления разрыва между теоретическим обучением и необходимыми на сегодняшний день практическими навыками.  В результате организуется более эффективная передача знаний от преподавателя студентам. Такое сетевое взаимодействие позволяет использовать современные ресурсы, формировать и закреплять на практике профессиональные компетенции, полученные в результате изучения дисциплин, приобретать определенный профессиональный опыт.

Подводя итог, можно сказать, что при развитии сетевого взаимодействия вузов и предприятий создаются единые цели в образовании, что обеспечивает развитие промышленности и качественную подготовку бакалавров.

Рецензенты:

Сиротенко Л.Д., д.т.н., проф. каф. МТиКМ, ПНИПУ, г. Пермь;

Беленький В.Я., д.т.н.,  проф. каф. СПиТКМ, ПНИПУ, г. Пермь.

 


Библиографическая ссылка

Ханов А.М., Тарасюк О.В., Синкина Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20454 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674