Известно, что показателем успешной работы высших учебных заведений является гарантия высокого качества образования, определяющими факторами которого являются квалификация профессорско–преподавательского состава, качество образовательных программ, информационно–методическое обеспечение учебного процесса, социологическая и воспитательная составляюшая. Основным элементом системы менеджмента качества образования является мониторинг успешных достижений студентов, включающих научно обоснованные тестовые задания и балльно–рейтинговую систему оценки учебной деятельности студентов.
Контроль полученных знаний, позволяющий определить уровень усвоения студентами преподаваемого материала, является неотъемлемым элементом процесса обучения - проблема контроля учебной деятельности студентов и адекватности оценки их знаний сохраняет свою актуальность в любых условиях педагогического процесса, при любых образовательных системах и подходах, в разных по профилю и элитарности учебных заведениях. Популярной формой такого контроля является тестирование, основанное на диалоге персонального компьютера и пользователя.
В Пятигорском медико–фармацевтическом институте - филиале Волг ГМУ формы контроля учебной деятельности студентов определяются в зависимости от вида занятий, предусмотренных учебным планом:
- для лабораторных занятий – традиционная проверка готовности к занятию (тестовый или устный контроль, решение задач); сдача протоколов;
- для семинарских занятий – оценка выступления, собеседование, решение задач;
- для лекций – посещение лекций, оценка наличия и качества ведения конспекта;
- тестовая оценка знаний студентов на блоковых контрольных работах;
- аттестация практических умений.
По мнению профессорско–преподавательского состава, регулярно проводимое тестирование в период обучения предполагает проведение объективного количественного сопоставления и оценивание знаний студента с некоторым эталоном, принятым в качестве сравнения. С помощью тестового контроля анализируются достижения учащихся и выявляются пробелы в их знаниях, устанавливается взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования. Тестирование позволяет осознать насколько усвоен материал. В работе на кафедре используется тестовый контроль как текущий, тематический, так и итоговый. Тесты открывают возможность выявить степень усвоения знаний по дисциплине.
Качество тестовой проверки знаний определяется тщательностью их составления, емкостью и глубиной, широтой охвата тестируемого материала. Тесты должны проверять не мелкие детали знаний, а охватывать понятия, имеющие отношение к предмету. Вопрос по сложности должен быть пригоден для студентов, а по содержанию соответствовать критериям будущей профессиональной деятельности [2; 3].
Достаточно часто актуальным вопросом является эффективность применения тестового контроля в тех или иных случаях. При подготовке и внедрении тестов в учебный процесс необходимо: определить цель и форму тестирования, установить возможность объективного оценивания знаний, выбрать метод и технологию тестирования, а также возможность сочетания уровней знаний, умений и навыков при тестировании студентов [1].
Объективная оценка дает представление о способностях, знаниях и умениях индивида, от ее уровня в значительной степени зависит мотивация дальнейшей деятельности студентов. Система оценки знаний должна удовлетворять критериям простоты, доступности и однозначности. Студент должен быть убежден в соответствии оценки уровню его знаний, а также в законности и справедливости действий преподавателя.
К числу недостатков традиционной балльной системы оценки знаний можно отнести ее субъективность и случайность, что обусловлено содержанием вопросов и задач экзаменационных билетов, различных по сложности.
На кафедре используется как компьютерное, так и традиционное бланковое тестирование. Компьютерное тестирование имеет определенные преимущества по сравнению с традиционным бланковым тестированием. Благодаря компьютеризации появилась возможность незамедлительно выдать тестовый балл и принять неотложные меры по коррекции усвоения знаний нового материала на основе анализа результатов тестирования. В результате использования компьютерного тестирования повышаются информационные возможности контроля, появляется возможность сбора дополнительных данных о динамике усвоения тестов отдельными учащимися и для осуществления дифференциации пропущенных и не достигнутых заданий теста. Проводимый регулярно мониторинг знаний студентов, анализ результатов тестирования дают возможность использовать полученную информацию для дальнейшего совершенствования тестовых заданий и методики преподавания дисциплин.
Важным аспектом в усвоении большого количества информационного материала является самостоятельная работа студентов. В последнее время доля самостоятельной работы при обучении в вузах расширяется, поэтому для успешного обучения огромное значение приобретают обучающие тесты, тесты-тренажеры, которые в зависимости от задач включают различные обучающие элементы – запоминание, воздействие, контроль, корректировка. В корректировочных тестах, например, осуществляется принцип обратной связи или эффект присутствия преподавателя. При использовании современных электронных сред, которые обладают большими инструментальными возможностями и позволяют предъявлять задания в различных форматах, возможна вариабельность тестовых заданий, таких как тест-кадр, графические тесты, бланковые тесты и др., способствующих формированию и проверке компетенций у студентов не только на уровне знаний, но и понимания.
Таким образом, при модернизации образования тесты, используемые в обучении, должны быть многофункциональными, причем в вузах в большей степени. Они должны выступать не только средством объективного контроля, но и способствовать развитию мышления студентов, быть методом их обучения, быть носителем информации и т.д.
Использование тестов для оценивания результатов обучения студентов позволяет не только эффективно реализовывать функции контроля в учебном процессе, но и приобщать будущих специалистов к исследовательской деятельности, развивать у них навыки самоконтроля и самообразования, продуктивно распределять учебное время. В целом это способствует развитию высокого интеллектуального уровня студентов вузов, что является одним из показателей повышения качества современного высшего образования.
На объективность оценки невольно влияют и стиль взаимоотношений участников экзаменационного процесса, и манера поведения студента, и коммуникативные качества педагога и студента. На оценку, выставленную экзаменатором, влияет также обманчивый эффект воздействия речи студента: слабо разбирающийся в материале студент целенаправленно воздействует на преподавателя с целью усиления положительного впечатления. Многие исследователи обращают внимание на то, что экзамен, призванный определить уровень знаний, препятствует этой цели из–за страха, возникающего у студента при современной общепринятой процедуре оценивания [3; 4; 7].
В связи с присоединением Российской Федерации к Болонской конвенции и интеграции в Европейское образовательное пространство вузы страны переходят на рейтинговую систему оценки знаний. Любая реформа сопровождается ломкой сложившихся систем оценки знаний студентов. Понятна важность единого подхода и унификации критериев оценки. Это связано с необходимостью перехода к мировым образовательным стандартам, так как возможности отечественных специалистов на мировом образовательном рынке зависят от конвертируемости полученных дипломов. Методической основой балльно - рейтинговой системы контроля знаний являются три основополагающих принципа: самостоятельность изучения, индивидуализация обучения, объективность оценки знаний и самооценки.
Рейтинг (от английского rating – уровень, разряд) - это индивидуальный числовой показатель. В соответствии с этим рейтинговая оценка системы знаний основывается на том, что в течение всего аттестационного периода происходит накопление условных единиц (баллов).
Рейтинговая система оценивания имеет определенные преимущества и строится на следующих подходах:
мотивирует познавательную активность студентов и стимулирует их к самообразованию;
развивает рефлексию учебных достижений; позволяет своевременно ликвидировать пробелы в обучении и побуждает студентов к накоплению рейтинговых баллов;
дифференцирует значимость отметки по видам и сложности работ; прозрачна и понятна всем участникам образовательного процесса в способах выставления текущих и итоговых отметок;
дает объективную динамику усвоения знаний каждым студентом в процессе обучения;
является универсальным инструментом для осуществления административного контроля.
Необходимо добавить к этому перечислению преимуществ рейтинговой системы тот факт, что в процессе анализа ее использования в течение учебного года у студентов снижается количество немотивированных пропусков аудиторных занятий и лекций, все чаще возникает у учащихся мотивация к выполнению заданий более высокого уровня, устраняются экзаменационные стрессовые ситуации.
На кафедре технологии лекарств, при изучении студентами фармацевтической технологии заводского и аптечного производства и биотехнологии используется также рейтинговая система оценки знаний. При разработке положения о рейтинге принимались во внимание методические рекомендации, составленные и утвержденные в нашем вузе. При расчетах общего рейтинга исходили из следующего: максимальное число баллов, которое может получить студент, анализ учебного процесса и основные этапы контроля знаний, оцениваемые в баллах.
Открытость - это обязательное условие использования рейтинговой системы. В начале семестра до сведения студентов в обязательном порядке доводится информация о максимальном рейтинговом балле, из чего он складывается и варианты для его повышения. Студенты знакомятся с рейтинговым баллом, соответствующим высокой оценке знаний, и с минимальным количеством баллов, ниже которого учебная деятельность студента является неудовлетворительной.
Рейтинг по каждой дисциплине складывается из баллов, полученных на занятии по следующим позициям: на лабораторных занятиях оценивается подготовка по теме занятия посредством тестового контроля (входной и выходной контроль), качественное выполнение индивидуального лабораторного или практического задания, оформление протокола в дневнике, прием и оценивание качества приготовленной лекарственной формы.
Рейтинг также складывается из баллов, набранных студентом в результате посещения лекций и оформления конспектов по каждой из них, оценок по контрольным работам. Кроме того, в сумму баллов рейтинга могут быть включены поощрительные баллы за проявленную студентом инициативу во время учебного процесса. Это может быть самостоятельная подготовка слайдов по темам дисциплины, подготовка таблиц, активность на занятии, участие во внеаудиторных мероприятиях и т.д.
Студенты, выполнившие условия рейтинга и набравшие необходимое количество баллов по изучаемой дисциплине, допускаются к сдаче экзамена. Результаты рейтингового контроля знаний студентов обсуждаются и утверждаются на заседаниях кафедры, и рейтинги каждого студента обязательно учитываются при сдаче экзаменов. В течение учебного года наблюдается большая заинтересованность студентов в рейтинговой системе оценки знаний.
Профессорско-преподавательский состав кафедры положительно относится к использованию рейтинговой системы, так как она предусматривает многостороннюю, постоянную, объективную оценку знаний и умений студентов. При анкетировании студентов по использованию рейтинговой системы знаний установлено, что они считают оценку, полученную по рейтингу, объективной. Выявлено, что ее использование при сдаче экзамена позволяет увереннее себя чувствовать и надеяться на объективное оценивание знаний экзаменаторами. При опросе студентов преподавателями об их отношении к рейтинговой системе были получены следующие результаты: «дает более четкое представление о результатах учебной деятельности в семестре», «активирует учебную деятельность в течение всего семестра или учебного года», «стимулирует активность на каждом лабораторном или практическом занятии», «способствует уменьшению пропусков занятий и лекций без особых причин», «побуждает к написанию рефератов и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы», «развивает инициативу», «повышает уверенность в объективности оценки знаний», «заставляет писать полные конспекты лекций», «стимулирует к использованию интернет-ресурсов и литературы в библиотеке института для пополнения знаний».
В результате анкетирования студентов установлены следующие утверждения о рейтинговой системе: «вызывает затруднения в получении хорошей оценки», «необходимо много времени тратить на учебу и самостоятельное освоение материала», «слишком повышенные требования».
Применение рейтинговой системы позволяет сгладить противоречие, которое возникает при оценивании знаний в традиционной пятибалльной системе, где используется одинаковая шкала оценок во всех случаях. Зная свой рейтинг, каждый студент отчетливо видит качество оценивания своих знаний преподавателем: насколько его знания слабы, и сколько необходимо приложить усилий для усвоения определенного материала.
К положительным результатам использования рейтинга в учебном процессе профессорско–преподавательский коллектив кафедры может отнести: интенсификацию научно–исследовательской работы студентов, снижение процента студентов, имеющих низкие показатели рейтинга в течение учебного семестра или года, профессионально–личностный рост учащихся, мотивацию к систематическому усвоению знаний учащимися.
Сам рейтинг также часто выступает предметом обсуждения среди студентов и является инструментом интеллектуального соперничества с положительной точки зрения. В то же время данная система имеет элементы излишнего формализма и еще далека от совершенства [5; 6].
Выводы:
1. Сочетание традиционной пятибалльной и рейтинговой систем является наиболее логичной схемой для оценки знаний студентов.
2. Использование тестового контроля позволяет комплексно оценивать качество знаний студентов в процессе обучения, а также существенно повышает мотивацию студентов в усвоении учебных материалов.
Рецензенты:
Черников М.В., д.м.н., заведующий кафедрой биологии и физиологии, ПМФИ - филиал ВОЛГ ГМУ, г. Пятигорск;
Компанцев Д.В., д.фарм.н., заведующий кафедрой технологии лекарств, ПМФИ – филиал ВОЛГ ГМУ, г. Пятигорск.
Библиографическая ссылка
Хаджиева З.Д., Никитина Н.В., Лежнева Л.П., Темирбулатова А.М. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И ОЦЕНКИ ИХ ЗНАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20448 (дата обращения: 06.12.2024).