Стремление женщин освоить виды спорта, которые традиционно считаются мужскими, не остается без внимания общественности и порождает много спорных моментов [1, 5]. Анализ научно-методической литературы показал, что работ с рекомендациями по спортивной подготовке девушек – боксеров с учетом гендерных различий на сегодняшний день недостаточно [3, 4]. Имеющиеся теоретические и практические разработки тренировочной и соревновательной деятельности в мужском боксе не всегда применимы к женскому спорту, поскольку женщины-боксеры уступают мужчинам в скорости, выносливости, резкости, боевом интеллекте и выдержке, уверенности в своем превосходстве над противником. Решением сложившейся ситуации может послужить разработка методики тренировочной и соревновательной деятельности, результатом которой будет являться формирование определенного стиля для женщин-боксеров, соответствующая их морфологическим и психофизиологическим особенностям.
Методическая часть
Основы технико-тактического мастерства боксеров закладываются на этапе начальной специализации, что соответствует возрасту 14-17 лет [6]. У девушек данный период соответствует становлению овариально-менструального цикла (ОМЦ). Поэтому прогрессивные тренировочные воздействия следует проводить учитывая возрастные особенности адаптации организма к физическим нагрузкам, индивидуальные ритмы овариально-менструального цикла. Особенно важно соблюдать данный принцип в сенситивные периоды развития в возрастных группах 11-13 и 16-17 лет [7]. Анализ научно-исследовательской литературы показал, что данные о функциональном состоянии спортсменок, в доступной литературе носят фрагментарный характер. Поэтому нам было важно изучить, как сами девушки оценивают влияние данного вида деятельности на их организм. С этой целью нами было проведено анкетирование.
В исследовании приняли участие 35 девушек 14-16 лет, занимающиеся боксом, имеющие квалификацию КМС, I и II спортивные разряды. Спортсменкам предлагалось охарактеризовать свое отношение к данному роду деятельности, а также оценить субъективные ощущения уровня работоспособности по фазам ОМЦ.
Данные анкетного опроса позволяют заключить, что практически все девушки начали заниматься спортом до установления ОМЦ, 28,57% – в пубертатный период (10 спортсменок). Возраст наступления менархе составил в среднем 12,6+0,3 года, то есть соответствовал физиологической норме. У большинства девушек-боксеров длительность цикла составляет в среднем 28-30 дней, а менструальная фаза сопровождается обычными или обильными кровевыделениями.
Опрос спортсменок показывает, что занятия боксом оказывают существенное влияние на их функциональное и психоэмоциональное состояние. При этом в практике женского бокса отсутствует четкое планирование объема, интенсивности, направленности тренировочного процесса с учетом биологической цикличности, а недостаточное внимание со стороны тренера к функциональному состоянию юных спортсменок могут стать одной из причин нарушения их репродуктивного здоровья.
Современная система подготовки в боксе предъявляет высокие требования, прежде всего, к двигательно-координационным качествам и рациональному управлению психоэмоциональным состоянием. Это объясняется тем, что у квалифицированных спортсменов уровень технико-тактической подготовленности примерно одинаков, и превосходства над противником можно достичь за счет интеллектуальных, морально-волевых, координационных качеств и психологической устойчивости [2]. Это свидетельствует о том, что тренерам следует переориентироваться с тенденции доминирования в тренировке кондиционного направления на преобладание нагрузок, связанных с развитием сенсомоторных, психомоторных и психологических качеств.
Для определения ранговой структуры факторов сенсомоторной координации, определяющих технико-тактическое мастерство девушек 14-16 лет, занимающихся боксом был проведен опрос ведущих тренеров (11 человек), специализирующихся в женском боксе.
При оценке составляющих технико-тактического мастерства девушек-боксеров респондентами выделены три наиболее значимых обобщенных показателя, которые по ранговой значимости распределились следующим образом: защитные и атакующие приемы (37,82%), вариативность двигательных действий (26,96%) чувство дистанции и эффективность перемещения (18,99%).
Как видно из представленных данных, ведущим факторам технико-тактического мастерства девушек-боксеров тренеры считают техничность и точность атакующих и защитных действий. Умение поддерживать комфортную дистанцию для эффективных действий, техничное перемещение по рингу с постоянным сохранением равновесия и богатый арсенал двигательных навыков также являются составляющими технико-тактического мастерства.
Поскольку взаимосвязь показателей «техника-координация» имеет определяющее значение в достижениях боксеров, мы составили ранговую структуру координационных способностей девушек, занимающихся боксом на этапе начальной специализации по данным опроса тренеров. Взгляды специалистов о роли различных координационных способностей, характерных для бокса значительно разнились. Обобщив полученные данные, мы условно разделили их на три группы, обеспечивающие определенные параметры двигательной активности (табл. 1).
Таблица 1
Ранговая структура факторов координационных способностей, определяющих технико-тактическое мастерство девушек 14-16 лет, занимающихся боксом, (n=11)
Значимость (ранговое место) |
Функции |
Факторы
|
Ранговый показатель факторов (в %) |
1 |
Умение соизмерять пространственные, временные и динамические параметры движений |
Точность |
20,82 |
Ритмичность |
11,92 |
||
«Чувство пространства и времени» |
17,32 |
||
2 |
Способность поддерживать статическую и динамическую устойчивость |
Равновесие |
16,18 |
3 |
Способность выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности |
Межмышечная координация |
12,18 |
Примечание: представлены наиболее значимые факторы
Как видно из данных, практический опыт тренеров свидетельствует о том, что наиболее значимыми в боксе являются координационные способности, обеспечивающие точное воспроизведение параметров движений, которые определяются: «мышечным чувством» и межмышечной координацией, обеспечивающими точность двигательных действий; способностью к сохранению ритма; специализированными «чувствами пространства и времени». То есть специалисты в женском боксе выделяют те же компоненты технико-тактической подготовленности, что и в мужском.
На основе данных научно-методической литературы и собственных результатов исследования была разработана методика развития сенсомоторной координации девушек-боксеров 14-16 лет с учетом индивидуального цикла девушек.
Разработанная методика ориентирована на то, чтобы ее применение согласовывалось с общим содержанием и направленностью построения тренировочного процесса в женском боксе; отвечало принципам доступности и безопасности для здоровья спортсменок; соответствовало особенностям соревновательной деятельности девушек-боксеров.
Форма, средства и методы развития координационных способностей, использованные в тренировочном процессе соответствовали примерной программе для спортивных школ по боксу. Характер предлагаемой нагрузки соответствовал рекомендациям, предложенным ведущими теоретиками и практиками бокса Г.Ф. Джероян, Н.А. Худадова (2001), И.С. Колесника (2005, 2011), В.В. Лисицына (2013,2014); учитывал особенности подготовки в женском спорте, выявленные Л.Г. Шахлиной (1999, 2001), Т.С. Соболевой (1997, 1999), Э.Р. Румянцевой (2005); строился с учетом психофизиологических особенностей формирования двигательных навыков по Н.А. Бернштейну (1986), Е.П. Ильину (2003), Э.Ш. Шаяхметовой (2013).
Методика развития сенсомоторной координации девушек-боксеров 14-16 лет применялась на общеподготовительном и специально-подготовительном этапах спортивной тренировки в учебно-тренировочных группах. Курс, состоящий из 10 тренировочных занятий, проводится индивидуально с каждой спортсменкой, в соответствии с фазами овариально-менструального цикла. Процессуальными компонентами разработанной методики являлись средства, направленные на развитие различных видов сенсомоторной координации (зрительно-моторной, слухо-моторной, проприоцептивно-моторной и вестибулярно-моторной) спортсменок, обеспечивающих совершенствование их технико-тактического мастерства (эффективности защитных и атакующих приемов и перемещений по рингу, вариативности двигательных действий, выбора дистанции для атакующих и контратакующих действий).
Основу формирования сенсомоторных координаций в процессе спортивной подготовки составили упражнения на стабилографической платформе (стабилографические тренажеры).
На основных тренировочных занятиях применяли средства адаптации приобретенного потенциала сенсомоторной координации в развитии координационных способностей и технико-тактической подготовленности.
Выводы
Таким образом, разработанная методика развития сенсомоторной координации девушек, занимающихся боксом основана на закономерностях функционирования высшей нервной деятельности и наличия биологической цикличности работоспособности женского организма, способствует формированию новых двигательных стереотипов и обучает осознанной коррекции осуществляемых двигательных действий, формирует новые нервные связи, характеризующие стереотип двигательных реакций, а варьирование объема и интенсивности нагрузки в учебно-тренировочном процессе с учетом овариально-менструального цикла и динамики работоспособности девушек способствует сохранению их репродуктивного здоровья.
Рецензенты:
Шаяхметова Э.Ш., д.б.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Башкирский Государственный Университет», г. Уфа;
Юламанова Г.М., д.п.н., профессор, Башкирский институт физической культуры, г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Аслаев Т.С., Котова Н.Ю. РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕВУШЕК-БОКСЕРОВ 14-16 ЛЕТ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИТИЯ СЕНСОМОТРОНОЙ КООРДИНАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20440 (дата обращения: 14.12.2024).