Современная социально-экономическая ситуация диктует необходимость внедрения информационно-коммуникативных технологий во все сферы жизнедеятельности человека. В этой связи особые требования предъявляются к информационной компетентности руководителя образовательной организации как составляющей его профессиональной компетентности.
Целью данной статьи является раскрытие возможностей персонифицированного подхода к формированию информационной компетентности руководителя образовательной организации.
Информационная компетентность понимается нами как интегративное качество личности, формируемое в условиях, учитывающих образовательные потребности личности и обеспечивающих ее информационное и техническое обеспечение; представляющее собой совокупность знаний, умений и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных видов информационной деятельности, использованию новых информационных технологий для решения управленческих, социально значимых задач.
Для формирования информационной компетентности необходимо уточнить ее компоненты: мотивационный компонент (проявление мотивации и интереса к овладению информационными технологиями, ценностное отношение к информации, наличие потребности и готовности в получении и расширении знаний в области изучения управленческой деятельности с помощью средств информационных технологий, адекватная самооценка значимости использования средств информационных технологий для поиска, хранения, обработки, передачи информации при управлении ОО, выработка способов действий и деятельности для решения учебно-познавательных задач); когнитивный компонент – совокупность знаний об эффективном осуществлении различных видов информационной деятельности и использования новых информационных технологий, т.е. знания: основ работы с текстовым редактором, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основ работы в сетевых сервисах; знания структуры и содержания информационно-образовательной среды ОО; Деятельностный компонент включает умения работать с информационными объектами, организовать собственную информационную деятельность и спланировать ее результат с использованием информационных технологий, применять средства информационных технологий в повседневной жизни, при управлении ОО, умения анализировать, систематизировать, получать, передавать, представлять, защищать информацию; формировать информационную образовательную среду ОО, открытую ИОС, определять ее состояние; автоматизировать процессы управления в ОО.
Применение персонифицированного подхода к формированию информационной компетентности руководителя образовательной организации связано с использованием гибких организационных форм обучения; учетом профессиональных и личностных потребностей педагогических и руководящих работников; сопоставлением собственных, персональных потребностей с требованиями современного общества, государства; выстраиванием стратегии профессиональной деятельности; обозначением путей повышения квалификации.
Раскроем сущность персонифицированного подхода, который является одним из методологических ориентиров в формировании информационной компетентности руководителя образовательной организации.
Проблеме персонифицированного подхода в области педагогики и психологии посвятили свои работы В.П. Беспалько [3], Т.Э. Галкина [4], И.С. Казаков [6], В.Е. Клочко [7], С.В. Кондратьев [8], О.В. Попова [13], которые определили, что данный подход обеспечивает единство личного и общественного в дополнительном профессиональном образовании.
Персонификация в современной литературе определяется как стремление человека быть самим собой [12]; процесс порождения личностных ценностей за счет проникновения смыслов и ценностей другого человека в собственный образ мира [7]; реализация себя в профессиональной деятельности на основе самопознания своих ценностей и истинного «Я», раскрытие своего «Я» через возможности профессиональной деятельности [10]. В нашем исследовании персонификацию будем понимать как принятие личностью общественных интересов (интересы государства в сфере образования, интересы образовательной организации) и преобразование этих интересов в свои собственные.
Опираясь на труды Е.А. Ганаевой [5], И.Н. Мещеряковой [9], В.В. Тарасенко [15], выделим принципы и технологии реализации персонифицированного подхода в формировании информационной компетентности руководителя образовательной организации:- принцип открытости – характеризуется интеграцией всех способов освоения человеком мира, свободным пользованием информационными системами, личностной направленностью процесса обучения. Большинство современных исследователей полагают, что образование является открытым, когда его может получить индивид в течение своей активной, сознательной жизни в комфортном месте, приемлемом для себя темпе, учитывая свои индивидуальные потребности и возможности. В открытом образовании происходит постоянный информационный обмен, позволяющий формировать информационную компетентность руководителя образовательного учреждения в режиме развития за счет совершенствования гуманитарной информационно-образовательной среды, изучения потребностей заказчиков образовательных услуг, изучения механизмов конкуренции.
Педагогическая технология, реализующая данный принцип – электронное обучение.
Под электронным обучением (англ. Е-learning) будем понимать организацию образовательной деятельности с использованием информации (базы данных, образовательные программы) и обеспечение ее обработки информационными технологиями, техническими средствами; информационно-телекоммуникационные сети для обеспечения передачи информации по линиям связи и взаимодействия обучающихся и преподавателей. В свою очередь, дистанционные образовательные технологии определим как образовательные технологии, которые реализуются с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при удаленном взаимодействии обучающихся и преподавателей.
Образовательные программы могут быть реализованы с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении при определенных условиях (наличие электронной информационно-образовательной среды включающей, электронные информационные и образовательные ресурсы, информационные технологии, телекоммуникационные технологии, технологические средства).
Преимущество использования данной технологии обосновано возможностью освоения образовательных программ обучающимся без отрыва от производства в удобные для него время и место; индивидуальным подходом в обучении (гибкие графики обучения, индивидуальный темп усвоения знаний); неформальностью (обучение проходит в комфортной обстановке); интерактивностью (возможностью одновременного доступа к ресурсам); экономичностью (снижаются затраты на обучение); технологичностью (возможность просмотра материалов).
Учебные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для руководителей построены по модульному принципу. Данный принцип обучения разделяет учебную дисциплину на логические блоки (модули), в рамках которых изучается новый материал, проверяется его усвоение, проходят контрольные мероприятия. Работа организована в системе Moodle (англ. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment), где появляется возможность создания курсов, наполнения их содержимым (текстами, вспомогательными файлами, презентациями, опросниками и т.п.); выставления оценок (ведется электронный журнал оценок, оставляются комментарии) и др.
- принцип рефлексивности – способность к самоанализу, самоосмыслению/переосмыслению собственного управленческого опыта руководителями образовательных организаций для конструирования новых знаний, умений, нового опыта информационной деятельности с целью формирования информационной компетентности. Рефлексия помогает руководителю образовательного учреждения сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный маршрут по формированию информационной компетентности.
Педагогическая технология, реализующая данный принцип – диссеминация.
Под диссеминацией (от лат. disseminatio, от dissemino – рассеиваю, распространяю) опыта руководителей образовательных организаций понимается распространение идей, ценностей, продуктов и результатов положительной деятельности. Диссеминация предполагает распространение инновационной практики, причем, при этом процессе происходит адаптация, редуцирование, а иногда и развитие различных элементов инновационной разработки или инновационной системы в целом. При этом реализуется «идея культурного выращивания новых образовательных практик и ресурсов в разных образовательных учреждениях, а не простого посева новой информации». Познакомившись с диссеминационным опытом, руководители не просто пассивно воспринимают новые модели, но и включаются как активные участники, которые могут внести собственный вклад в развитие идеи [15].
Диссеминация содержит важные особенности: последующая консалтинговая (тьюторская) поддержка руководителей, осваивающих инновационный опыт; формирование и обучение управленческих команд в образовательных учреждениях; адресная поддержка отдельных, наиболее приоритетных для муниципалитетов и региона, инноваций; распространение позитивного опыта посредством электронных и печатных ресурсов.
Одним из условий диссеминации является профессиональное сообщество, позволяющее распространять диссеминационный опыт по следующим каналам: информационным (выпуск и издание соответствующей новой литературы); коммуникационным (профессиональные события); обучающим (ознакомительные семинары и более продолжительные программы обучения); экспертным (оценка и поддержка участников данного процесса).
Наиболее успешные работы руководителей (создание модели сетевого взаимодействия и др.) размещаются на сайте Института повышения квалификации в банке педагогической информации [2], а также на странице реализации проекта «ИКТ: стратегия развития образовательного учреждения» [11].
- принцип активизации субъектной профессионально-образовательной позиции взрослого обучающегося – каждый обучающийся участвует в проектировании собственного профессионально-образовательного маршрута на основе актуализации профессиональных потребностей, интересов, затруднений, имеет возможность его корректирования с учетом достигаемых результатов и накопления опыта профессиональной деятельности [1].
Педагогическая технология, реализующая данный принцип – кейс-метод.
Руководителям кейс-метод помогает в решении конкретных профессиональных проблем в информационной области, предоставляет возможность так называемых профессиональных проб, позволяет руководителю «примерить на себя» ту или иную профессиональную ситуацию.
Применение кейс-метода в формировании информационной компетентности руководителя образовательной организации в системе дополнительного профессионального образования позволит сформировать у руководителя высокую мотивацию к обучению, развить личностные качества, значимые для информационной деятельности, – целеустремленность, стрессоустойчивость, ответственность, уверенность в себе, такт; позитивное мышление; сформировать основы деловой этики [14].
- принцип фасилитации – создание в учебной деятельности ситуаций, в которых взрослый обучающийся может проявить свою индивидуальность; создание благоприятного психологического климата, в котором значимыми аспектами являются искренность, безусловное позитивное принятие, эмпатическое понимание.
Педагогическая технология, реализующая данный принцип – дебаты.
Суть технологии заключается в следующем: участникам дебатов необходимо склонить судей и зрителей к своей точке зрения с помощью аргументов, поддерживающих свою точку зрения, и контраргументов на высказывание противников.
Дебаты ориентированы на достижение следующих результатов: умение интегрировать информацию различными способами; умение задать вопрос, самостоятельно выдвигать гипотезу; умение критически обдумывать полученную информацию; умение аргументировано представлять точку зрения; учитывать другие точки зрения, толерантно относиться к ним; умение работать в команде, совместно принимать решение; способность брать на себя ответственность; способность принимать решения в нестандартных, экстремальных ситуациях.
Рассмотренные технологии позволяют формировать когнитивную, деятельностную и мотивационную компетенции. Электронное обучение формирует проявление мотивации и интереса к овладению информационными технологиями, выработку способов действий и деятельности для решения учебно-познавательных задач; знания основ работы с текстовым редактором, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами; умения анализировать, систематизировать, получать, передавать, представлять, защищать информацию. Диссеминация актуализирует потребность и готовность в получении и расширении знаний в области изучения управленческой деятельности с помощью средств информационных технологий; автоматизировать процессы управления в образовательной организации. Кейс-метод позволяет формировать адекватную самооценку значимости использования средств информационных технологий для поиска, хранения, обработки, передачи информации при управлении образовательной организации; формировать информационную образовательную среду (ИОС) образовательной организации, открытую, определять ее состояние; автоматизировать процессы управления в образовательной организации. Дебаты вырабатывают адекватную самооценку значимости использования средств информационных технологий для поиска, хранения, обработки, передачи информации при управлении образовательной организации.
Исходя из вышесказанного, обучающийся (слушатель) в системе дополнительного профессионального образования выступает в роли субъекта образовательного процесса, способного к самодетерменируемому, самоуправляемому, самоконтролируемому поведению и действию.
Таким образом, персонифицированный подход является одним из оснований для реализации информационной компетентности руководителей образовательной организации.
Рецензенты:
Ганаева Е.А., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой управления образованием ИПКиППРО ОГПУ, г. Оренбург.
Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии ИПКиППРО ОГПУ, г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Акимов А.М. ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20431 (дата обращения: 28.04.2025).