Приоритетным направлением развития современной налоговой системы выступает реализация её стимулирующей функции посредством формирования эффективной системы налоговых льгот. В Основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015-2016 г в части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы, поставлены задачи оптимизации налоговых льгот, проведения мониторинга и оценки результативности их действия, позволяющего принимать решения об их продлении или отмене [1,2].
Создание системы льготного налогообложения способствует инвестированию прибыли в развитие собственной производственной базы, внедрению новых технологий и увеличению налоговой базы налогоплательщиков. В этой связи налоговые льготы, являясь одним из элементов налоговой политики, преследуют экономические, бюджетные и социальные цели [5].
Оценка эффективности налоговых льгот производится в целях мониторинга результатов применения, оптимизации перечня действующих налоговых льгот и их соответствия общественным интересам, повышения качества прогнозирования результатов предоставления финансовой поддержки в форме налоговых льгот, сокращения потерь бюджета.
Изучение региональных законодательных актов показывает, что в настоящее время в России не существует единой методики оценки налоговых льгот. Вместе с тем, на специальном совещании Комитета по бюджету Совета Федерации РФ от 14.04.2011 г., посвященном анализу практики применения налоговых льгот, отмечалось отсутствие методики оценки эффективности налоговых льгот, в связи с чем было рекомендовано ускорить разработку типовой методики оценки эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот и порядка предоставления необходимой информации субъектам Федерации для такой оценки /82, с.14/. Однако, в правительственную «Программу повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г.», утвержденную распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 за №2593-Р, понятие «принятие нормативных правовых актов, регламентирующих учет и анализ налоговых льгот в качестве налоговых ресурсов бюджетов, разработка методики оценки эффективности налоговых льгот», включено лишь через два с лишним год [3].
Под бюджетным эффектом следует понимать влияние налоговых льгот на поступившие налоговые платежи и планируемые к получению дополнительные налоговые поступления, связанные с использованием налоговых льгот, в бюджеты всех уровней. Оценка бюджетной эффективности осуществляется на основании расчета, в котором определяется предполагаемый эффект для регионального бюджета, выражающийся в увеличении поступлений налоговых платежей по сравнению с величиной выпадающих доходов бюджета, обусловленных предоставлением налоговых льгот [4].
Социальная эффективность предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот предполагает создание благоприятных условий развития инфраструктуры социальной сферы, в том числе создание новых рабочих мест и увеличение доходов населения [16]. Оценка социальной эффективности осуществляется на основании положительной динамики следующих показателей:
- создание новых рабочих мест;
- фонд оплаты труда списочного состава и внешних совместителей;
- среднесписочная численность работников;
- среднемесячная заработная плата;
-установленный прожиточный минимум;
- улучшение условий труда;
-социальная защита населения;
- затраты на благотворительные цели.
Под экономической эффективностью предоставленных и планируемых к предоставлению налоговых льгот понимается положительная динамика показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков [8]:
- объем производства продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
- выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг);
-сумма расходов на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг);
- прибыль, исчисленная для целей налогообложения;
- фонд заработной платы, начисленной работникам списочного состава;
- среднегодовая стоимость основных средств [12].
Экономическая эффективность налоговых льгот направлена на рост инвестиций в основной капитал и увеличение валового регионального продукта [24].
Оценка эффективности налоговых льгот и преференций необходима для того, чтобы выявить уровень результативности налоговой формы стимулирования, развивать ее либо предложить другой способ решения задачи, к примеру, перейти к бюджетной форме поддержки. При этом важно исходить из правильного понимания того, что считать налоговой льготой и что включать в сумму льготы: для действующих предприятий, использующих налоговые льготы, и для инвестиционных проектов, реализуемых в конкретном регионе для создания там налоговой базы, которая в последующем обеспечит налоговые поступления в бюджетную систему [13, 18, 20].
Оценка результативности налоговых льгот и преференций в инвестиционной сфере на региональном уровне может быть проведена по двум взаимосвязанным показателям, характеризующим [6,14,17]:
1) их значимость, измеряемую в соотношении с объемом собственных средств, использованных для финансирования инвестиций в основной капитал.
2) инвестиционную активность, измеряемую в виде соотношения объема собственных средств к общему объему инвестиций в основной капитал.
Таблица 1
Расчет коэффициентов инвестиционной значимости налоговых льгот и преференций и инвестиционной активности предприятий в регионах СКФО
Субъекты РФ |
2012 год |
Доля собственных средств в инвестициях, % |
Киа |
Напряженности на региональном рынке труда |
Изменение уровня напряженности |
||||
Сумма налоговых льгот и преференций, млн.руб.* |
Инвестиции в основной капитал за счет собственных средств, млн.руб. |
Киз |
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
|||
А |
1 |
2 |
3=2:1 |
4 |
5 |
6=5:4 |
7 |
8 |
9=8:7 |
Республика Дагестан |
1179,2 |
19355,3 |
16,4 |
13,3 |
12,7 |
0,96 |
70,6 |
69,4 |
0,98 |
Республика Ингушетия |
41,8 |
482,9 |
11,6 |
6,1 |
4,6 |
0,75 |
209,0 |
231,6 |
1,11 |
Кабардино-балкарская республика |
879,7 |
4296,1 |
4,9 |
15,6 |
16,8 |
1,08 |
2,9 |
3,2 |
1,10 |
Карачаево-черкесская республика |
471,7 |
2674,8 |
5,7 |
25,3 |
14,9 |
0,59 |
6,6 |
3,0 |
0,45 |
РСО-Алания |
520,3 |
5849,1 |
11,2 |
16,0 |
26,8 |
1,68 |
5,3 |
6,1 |
1,15 |
Чеченская республика |
376,5 |
5778,9 |
15,3 |
17,1 |
10,8 |
0,63 |
169,3 |
110,3 |
0,65 |
Северный Кавказ |
2667,4 |
51017,0 |
19,1 |
42,6 |
44,2 |
1,04 |
2,3 |
1,1 |
0,48 |
*Суммы налоговых льгот и преференций взяты из таблиц 7 и 9, а другие показатели по данным Росстата
В таблице 1 приведены исходные данные для расчета предложенных коэффициентов и результаты расчетов, выполненных в разрезе регионов СКФО. Сравнительный анализ коэффициента инвестиционной значимости налоговых льгот и преференций по регионам показывает, что его наибольшее значение достигнуто в Ставропольском крае, Дагестане и Чечне, в которых каждый рубль налоговых льгот и преференций «увлек» соответственно 19,1, 16,4 и 15,3 руб., инвестированных предприятиями в основной капитал за счет собственных средств. Наименьшее значение указанного коэффициента сложилось в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии [10].
Сравнительный анализ коэффициента инвестиционных активности предприятий, рассчитываемой соотношением инвестированных собственных средств с общим объемом инвестиций в основной капитал показывает, что его значение в 2012г. улучшилось по сравнению с предыдущим годом, в РСО-Алания (1,68), Кабардино-Балкарии (1,08) и Ставропольском крае (1,04). Значение коэффициента существенно ухудшилось в Карачаево-Черкессии (0,59) и Чечне (0,63).
Напряженность на региональном рынке труда ухудшилась в трех субъектах РФ - Ингушетии (1,11), РСО-Алания (1,15) и Кабардино-Балкарии (1,10), хотя для последних двух она несущественна: на 1 вакантное рабочее место соответственно 6 и 3 зарегистрированных безработных. Наиболее тяжелое положение на региональном рынке труда сохраняется в Дагестане (69 безработных на 1 вакансию), Чечне (110) и Ингушетии (232) [11,19].
В настоящее время НК РФ не устанавливает практически никаких обязанностей по направлениям использования налоговых льгот, а требования органов исполнительной власти по целевому использованию полученных средств не имеют законодательной силы. В этой связи налоговые полномочия всех субъектов Российской Федерации равны независимо от того, является ли регион донором или реципиентом, поэтому конкурировать «на равных» в борьбе за инвестиции, например, Дагестану с Калужской областью не по плечу. Потенциальный инвестор при прочих равных условиях выберет для инвестиций регион, где есть (либо создается) необходимая инфраструктура, свободные земельные участки и минимальные инвестиционные риски.
Целевая направленность налоговых льгот и преференций инвестиционного назначения определяет критериальный показатель, значение которого характеризует их результативность, эффективность. Таким критериальным показателем являются внебюджетные инвестиции в основной капитал в соотношении с суммой налоговых льгот и налоговых преференций. В состав внебюджетных источников инвестиций в основной капитал включаются собственные средства (прибыль, амортизация) и заемные средства (банковские кредиты и др.) Налоговые льготы и преференции призваны в качестве стимулов активизировать инвестиционную деятельность предприятий [21,22,23].
Можно согласиться с мнением отдельных экономистов о том, что в отношении налоговых льгот и преференций инвестиционной направленности результативность следует оценивать по данным мониторинга за пятилетний период [15, с.28]. Однако речь должна идти, по нашему мнению, не обо всех инвестициях в основной капитал, а лишь о тех, что связаны с новым строительством, с реализацией инвестиционных проектов, будь то единичные проекты, реализуемые в регионе или совокупность инвестиционных проектов, реализуемых в рамках ОЭЗ, ЗТР, ТОР.
Работа публикуется в рамках проектной части государственного задания №26.15.69.2014 К Минобрнауки РФ по теме исследования «Налоговый механизм как инструмент регулирования межрегиональной социально-экономической дифференциации на современном этапе».
Рецензенты:Шахбанов Р.Б., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала;
Раджабова З.К., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Мировая экономика и международный бизнес» ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала.
Библиографическая ссылка
Алиев Б.Х., Казимагомедова З.А., Султанов Г.С. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ МЕХАНИЗМА НАЛОГОВОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РЕГИОНАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20427 (дата обращения: 29.03.2024).