Поэзия всегда отражает какой-то временной срез жизни. Открыв любой поэтический сборник, мы чувствуем, что там, в авторском мире, время на какой-то момент остановилось. Любые стихи несут на себе отпечаток ценностной позиции автора. Поэт выражает то, что на его взгляд является важным, привлекательным, значимым. Благодаря этому поэзия побуждает нас к размышлениям о собственных приоритетах и жизненных целях.
В поэзии советского периода мастера даргинской поэзии чаще обращались к проблемам общественной жизни, к отображению всего нового, что происходило в стране. Правда, особенностью поэзии того периода было своеобразное приукрашивание действительности, умалчивание реальных жизненных конфликтов, публицистичность стиля.
Постсоветский период в развитии даргинской поэзии начинается с середины 1980-х годов. Политические, социально-экономические преобразования, происходившие в стране в этот период, оказали огромное влияние на развитие литературы. Именно в этот период происходят качественные перемены в развитии поэзии. В ней отмечаются усиление художественного начала, отход от произведений агитационного типа, отказ от приукрашивания действительности, переход с описания внешних проявлений жизни к внутреннему, духовному миру человека. Качественные изменения происходят и в идейно-тематическом, жанрово-стилевом, структурно-композиционном аспектах. Залогом подобного развития даргинской поэзии стали художественные поиски поэтов. В первые годы начавшихся перемен в обществе главным было желание говорить правду, не кривить душой, избавиться от идеологического диктата советского времени, который «исключал плюрализм мнений в оценке исторических событий» [2].
Последние десятилетия ушедшего столетия и первые годы нового столетия оказались годами глобальных изменений в обществе. Эти изменения отразились и в литературе. Новые реалии жизни поставили поэтов перед новыми проблемами. В течение этих десятилетий (1985-2010 гг.) даргинская поэзия по-настоящему освободилась от прежних ограничивающих ее развитие официальных рамок, обогатилась многими произведениями, отображающими действительность во всем ее многообразии. В даргинской поэзии появились новые имена. Это были первые за много десятилетий авторы, которым пришлось определяться в быстро меняющемся мире, а не адаптироваться к условиям стагнации.
Таким образом, постсоветская поэзия представляет собой ограниченный во времени феномен. Она интересна как предмет исследования и своей непосредственной близостью к сегодняшнему дню, и своей завершенностью, и своими поэтическими достижениями. В данной статье мы ни в коем случае не претендуем на полноту исследования, но только на постановку вопроса.
В постсоветский период на поэтическом поприще работают не только известные даргинские поэты Рашид Рашидов, Магомед Гамидов, Раджаб Адамадзиев, но и не так давно пришедшие в литературу Габиб Курбанов, Жанбулат Магомедов, Аминат Абдулманапова, Хамис Маллаева, Аминат Гапизова, Зухра Ханум, Касумбек Миграбов, Хизри Юсупов и др. Но не во всех произведениях данного периода прослеживается отход от диктата официоза, переосмысление явлений советского прошлого. Не всеми авторами приоритет отдается образно-художественной, содержательно-смысловой наполненности текста, не всем авторам «хватает таланта, умения в сфере творческого вдохновения оторваться от жизненного случая, поднять его над реальностью и превратить в художественный факт» [4].
На наш взгляд, из даргинских поэтов указанного периода наиболее видными представителями являются Касумбек Миграбов и Хизри Юсупов. Именно в их поэтических произведениях наиболее полно и ярко прослеживаются не только идейно-художественные и проблемно-тематические аспекты, но и композиционно-строфические, формально-структурные особенности. Анализ произведений этих авторов дает возможность обозначить не только индивидуальные особенности их творчества, но и проследить идейно-художественные тенденции развития даргинской поэзии, выявить соотношения формы и содержания поэтических произведений.
Известный дагестанский литературовед Вагидов А.М. заметил: «из современных молодых авторов Касумбек Миграбов является самым упорно и настойчиво работающим в литературе» [3]. Действительно, К. Миграбов - один из заметных и плодовитых представителей даргинской постсоветской поэзии. Его многочисленные публикации в даргинской периодической печати, а также поэтические сборники, вышедшие в последние десятилетия, являются подтверждением тому. Первый же его поэтический сборник «Дугила карбан» [5] обратил на себя внимание и читателей, и литературоведов.
Произведения данного сборника свидетельствуют о том, что К. Миграбов обращается к разным поэтическим формам и приемам, чтобы отобразить внутренний мир и нравственные устои современника. Наибольшее внимание здесь привлекают стихотворения в прозе. Они отличаются содержательностью, афористической точностью и простотой формы. На наш взгляд, его стихотворения в прозе явились первыми произведениями постсоветской даргинской поэзии, в которых духовно-нравственное начало в человеке, внутренний мир человека - мир его чувств, переживаний и эмоций стал главной темой.
Поэт более раскован в выражении своих чувств и мыслей, в выборе тех или иных жанров поэзии. Он часто обращается к жанрам поэмы и лирического стихотворения, миниатюре, излюбленным стал в его творчестве сонет. Так, в его стихотворениях в прозе отразилась характерная черта современной даргинской поэзии - обращенность к духовному миру человека, к тайникам его души. Вот один пример:
«Из прожитых семидесяти лет пятьдесят он ходил за сохой.
Однажды он на сохе, оставленной возле борозды, увидел паутину, свитую пауком за ночь.
Первый раз в жизни он не вышел в поле.
Он не смог разрушить дом паука.
Мне не дано его понять.
Никогда...» [6].
Именно такая обращенность к освещению духовно-нравственных начал в человеке обеспечили поэзии К. Миграбова заметное место в постсоветской даргинской литературе.
Благодаря усилиям К. Миграбова в даргинской поэзии появилась и такая сложная форма, как «венок сонетов». Первым образцом «венка сонетов» в национальной литературе явился его «Адам, ВатIан ва дунъя» - «Человек, Родина и мир».
В постсоветской даргинской поэзии видное место занимает творчество Х. Юсупова. Не будет преувеличением сказать, что произведения его сборников «Дорога» [7], «Узор жизни» [8], «Вкус мира» [9] - это новое слово в даргинской поэзии.
Все произведения, включенные в данные сборники, отличаются композиционным своеобразием и свежестью поэтических образов. Особо следует выделить четверостишия. При их создании Х. Юсупов использует композиционный прием, при котором вступительная часть произведения (первые две строчки) как бы формирует вопрос или утверждение, а последующие две строки содержат сентенции различного характера:
«Советы раздавать мы мастера -
Исторгнуть можем море.
В чужой судьбе - профессора,
А вот в своей - стажёры!» [12].
Последний сборник стихов Х. Юсупова демонстрирует не только содержательное обогащение автором своего творчества, но и обнаруживает активные поэтические поиски автора. Автор особенно преуспел в поиске новых поэтических форм, строф, композиционных приемов. Почти все поэтические образы автор облекает в разные строфические конструкции. Здесь представлены и центоны (с. 126-131), и эпиграммы (с. 132-135), и стихи без удвоенных букв (с. 136), и акростих (с. 137), и телестих (с. 138), и месостих (с. 138), и стихи с омонимичными рифмами (с. 140), и стилизация под Писки Мах (с. 141-142), и стихи по алфавиту (с. 143-144), и стихи, начинающиеся с одной и той же буквы (с. 145), и палиндромы (с. 147-148).
Поиски новых поэтических форм, строф, композиционных приемов автор продолжил и в следующих сборниках «Гирлянда песен» [10], «Свет и тень» [11]. Так, в последнем представлены разные стихи, в том числе гротеск (с. 125-130), юмористический монорим (с. 131), макаронические стихи (с. 133), биографические стихи (с.134), стихи-пародии (с. 136-145), стихотворение-сказка (с. 147-171).
Стихи Х. Юсупова отличаются не только наличием новых форм и композиционных приемов. Поэту часто удается центральную художественную мысль облечь в оригинальную форму:
«Внезапно старость настигает, -
Как первый снег зимы,
Но мудрости не каждый достигает
Надевши шапку седины...» [12].
Поэтому, отмечая новаторские поиски поэта, литературовед Вагидов А.М. верно заметил: «можно привести немало примеров, в которых видно, что поэт проделал большую работу над звуковым оформлением стихотворения, над его образным строем» [1].
Таким образом, Х. Юсупов выступает не только продолжателем национальных традиций в даргинской поэзии (образная структура, проблемно-тематическая направленность, композиционно-структурные приемы), но и опыта мировой литературы (поэтические формы и структурные элементы, нехарактерные для национальной литературы). Он также является автором словаря литературоведческих терминов [13].
Благодаря этому некоторые открытия даргинской поэзии последних десятилетий (открытость к самородной поэтичности речи, стремление добиваться искренности и аутентичности высказывания несмотря ни на что, объективистский пафос фиксации деталей окружающего мира во всей подлинности и подробности, интерес к духовным проблемам, воспевание чистоты души человека) можно считать не только лучшим достоянием постсоветской даргинской поэзии, но и личным вкладом поэтов К. Миграбова и Х. Юсупова в их появление.
Рассмотренный материал, несмотря на его очевидную ограниченность, убеждает нас ещё раз в том, что постсоветская поэзия даргинцев характеризуется пристальным вниманием к духовному миру современника. В поэзии этого периода заметны значительные изменения как в содержательной, так и в формально-структурной, композиционно-строфической области. Изменения, которые произошли в общественно-политической жизни страны, отразились и в поэзии. Постсоветская поэзия становится на путь правдивого освещения национальной истории и современной жизни общества. Приоритетными становятся идейно-художественные аспекты произведений и их образный строй.
Постсоветская поэзия - это новый этап в истории развития даргинской поэзии. Она характеризуется стремлением отображать как коллизии современной жизни общества, так и духовный мир человека. Во многих удачных произведениях чувствуется и емкость мысли, и четкая ритмика. В таких произведениях приоритет отдается освещению внутреннего мира человека, его чувств и переживаний. Поэзия этого периода отличается широким использованием достижений мировой литературы. Особенно это заметно в формально-структурном оформлении произведений.
Появление новых стиховых форм свидетельствует о том, что авторы стремятся освоить национальные традиции в рамках мирового опыта. Художественный мир видится частью общего мира, сверхидеей становится отражение мира во всех его субъективных вариантах, а единицей литературного мышления оказывается сам поэт, вернее, его целостный образ, включающий в себя как собственно тексты стихов, так и литературное поведение.
Основная тематика произведений этого периода - распад страны, духовное обнищание, алчность руководящей элиты, социально-экономические катаклизмы, поиск истины бытия, забота о сохранении нравственных начал в человеке, патриотизм, верность, дружба, сострадание, добро и зло, чистота души и нравственная деградация. Двое рассмотренных авторов принадлежат к бесспорной литературной классике своего времени. В своих поэтических произведениях авторы запечатлевают факты и события эпохи через призму собственного восприятия.
Рецензенты:Акамов А.Т., д.фил.н., ученый секретарь ФГБУН «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы», г. Махачкала;
Ахмедов С.Х., д.фил.н., профессор, главный научный сотрудник ФГБУН «Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы», г. Махачкала.
Библиографическая ссылка
Убайдулаева Ш.А. ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДАРГИНСКОЙ ПОЭЗИИ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА К. МИГРАБОВА И Х. ЮСУПОВА) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20421 (дата обращения: 10.05.2025).