Семья как социальный институт имеет для любой страны огромное значение. Она является главным условием сохранения и поддержания культурной преемственности и традиций в истории народа, выступает фактором передачи социального опыта, формирования личности. Семейное здоровье и благополучие рассматривается как условие государственной безопасности. Во многом социально-экономическое развитие современной России зависит от развития института семьи, роли молодых людей в обеспечении трансформационных процессов его функционирования. Образ жизни каждой семьи детерминирован ценностями, нормами морали, ценностными ориентациями и установками.
Создание семьи, как и любая другая деятельность, требует специальной подготовки, включает соответствующие знания, умения, навыки, отношения.
Ретроспективный обзор вопросов подготовки молодежи к браку и семье в отечественной педагогике позволил выделить определенные периоды развития научных взглядов на рассматриваемую проблему.
До ХХ века воспитание будущего семьянина проходило в рамках самой семьи в процессе естественной жизни, исходя из необходимости приобщения подрастающего поколения к жизни в семье.
Вопросы подготовки детей к семейной жизни в отечественной науке активно обсуждались в 20-е годы ХХ века, когда многовековая передача от старших к младшим народного педагогического опыта была разрушена, многие ценности были утрачены. Семье отводилась вспомогательная роль, акцент делался на руководящую роль школы.
С позиций антрополого-гуманистической теории вопросы подготовки к семейной жизни рассматривал П.П. Блонский. Ученым была предложена первая программа воспитания будущего семьянина, обозначены пути подготовки молодежи к семейной жизни: общественная поддержка семьи; развитие ценностей материнства; формирование педагогической культуры родителей. По мнению А.С. Макаренко, систематическая и целенаправленная подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна проводиться совместными усилиями семьи, школы и общественности. Таким образом, учеными первой половины ХХ века было положено начало в разработке теории подготовки подрастающего поколения к семейной жизни.
Во второй половине ХХ века проблема подготовки молодежи к семейной жизни заявлена как общественная. Бездыревым К.К. был предложен «Курс основ семейной жизни», в предметах которого давались сведения о семейных обязанностях, рассматривались вопросы взаимоотношений полов. В работах В.А. Сухомлинского были рассмотрены аспекты социализации ребенка в условиях семьи, показана ведущая роль родителей в воспитании ребенка, приобщении к семейным ценностям. Подготовка подрастающего поколения к созданию семьи рассматривалась в таких направлениях, как социальное, психологическое, юридическое, экономическое, биологическое, педагогическое.
На государственном уровне проблему подготовки молодежи к созданию семьи пытались решить дважды. В 70-х годах ХХ века путем создания лектория семейной культуры и в 1982 г. путем введения школьного курса «Этика и психология семейной жизни».
В связи с изменениями, произошедшими с институтом семьи, и непреходящей актуальностью вопроса возрастает интерес к данной проблеме у теоретиков и практиков образованиях [7].
В ХХI веке социально-экономические условия и демографический кризис в России породили множество проблем в сфере семейного института. Наблюдается падение ценности семьи и семейных отношений. Происходит девальвация семейных ценностей, снижение социальной значимости отцовства и материнства. Растет число людей, которые предпочитают выбирать индивидуальный успех в жизни за счет счастья в браке. Девальвируется статус традиционной семьи как зарегистрированного союза.
Наряду с такими деструктивными факторами, как разводы, супружеские измены, разрушение межпоколенных связей, большую угрозу семейной стабильности, существованию института семьи и брака несут гендерная идеология, пропаганда гомосексуализма, предусматривающие пересмотр естественной половой идентификации, нарушение традиционного порядка продолжения рода, отказ от естественных детско-родительских отношений. Рассматриваемые потенциальные угрозы, направленные на разрушение семьи, получают поддержку властей в ряде стран, расширяют свою географию, не приемлют инакомыслие, несовместимы с существованием естественной семьи, супружества и родительства, нацелены в перспективе на смену всего социального уклада [2].
В связи с такими негативными процессами встает задача, наряду с расширением границ свободы личности и развитием адаптационных процессов в изменяющихся экономических условиях, формировать у подрастающего поколения умения включаться и в социальные процессы. Такое сочетание качеств личности позволит ей успешно строить в том числе и брачно-семейные отношения.
Те или иные характеристики современной семьи в рамках своего предмета изучают многие науки, однако отсутствие интеграционного подхода делает невозможным решение комплексных проблем. В трактовке А.И. Антонова фамилистика как комплекс наук, изучающих семью, в конечном счете призвана раскрывать смысл фамилизма – направленности системы ценностей личности на семью, семейный образ жизни как универсальную форму культурного бытия человека, приоритета ценности семьи и детей перед всеми остальными ценностями, утверждение фамилистической культуры.
Родительская семья и образовательное учреждение являются важнейшими институтами социализации ребенка, каждому из которых присущи свои функции. Семья обеспечивает индивидуализацию детского развития, школа же способствует интеграции учащегося в социум. Особенно значимым в формировании семейных ценностей является возраст старшего школьника, находящегося на пороге жизненного самоопределения. Наряду с осознанием своего внутреннего мира, осмыслением взаимоотношений с близкими, окружающими, самим собой происходит осмысление и приобретение жизненно значимых ценностей [5].
Помимо семьи в процесс формирования фамилистических ценностей вовлечены и образовательные учреждения. Формирование фамилистических ценностей у старшеклассников можно рассматривать как педагогическую деятельность, направленную на создание и реализацию взаимосвязанных условий, необходимых для развития осознанного и активного усвоения старшеклассниками социокультурных ценностей фамилизма. Система образования обладает большими возможностями для проведения систематической, целенаправленной учебной и внеучебной работы по формированию фамилистических ценностей выпускников школ посредством организации совместной деятельности учителя, семьи и учащихся. Смыслообразующим структурным компонентом этой системы является цель – формирование фамилистических ценностей выпускника школы, его готовность к саморазвитию и самосовершенствованию как будущего семьянина, реализуемая в следующих задачах: формирование фамилистических знаний; становление позитивных установок на сохранение и укрепление семьи и формирование ценностных ориентаций на семью; формирование хозяйственно-практических и общетрудовых умений и навыков; развитие стремления к самообразованию, самовоспитанию и самосовершенствованию личности выпускника как семьянина [3].
Воспитание будущего семьянина в общеобразовательном процессе предполагает раскрытие в различных видах учебной и практической работы ценностного содержания семьи как социального института; освоение старшеклассниками своего полоролевого поведения; объединение усилий семьи и школы в формировании готовности выпускников школ к семейной жизни. Фамилистические ориентации личности должны представлять собой такую систему ориентаций и убеждений, которая направляла бы человека на реализацию в своей жизненной программе ценностей семейного образа жизни [7].
В этой связи большую значимость приобретает повышение эффективности педагогического воздействия на подрастающее поколение с целью формирования устойчивых ориентаций на ценности семьи, семейного образа жизни [4; 5]. Эта целеполагающая позиция нашла свое отражение в Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, направленной на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы общества и сохранение семейных ценностей.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, такие личностные характеристики в «портрете выпускника», как осознание и принятие традиционных ценностей семьи, осознание ответственности перед семьей, должны стать ориентиром в формировании ценностного отношения к семье и в подготовке к роли семьянина выпускников школ в условиях тесного взаимодействия общеобразовательных учреждений и семей учащихся [6; 10].
Уровень готовности личности к семейной жизни определяется следующими соподчиненными факторами: системными, определяющими ценностные ориентации, мотивы, семейно-брачные потребности, и функциональными, включающими готовность и умения выполнять различные функции: трудовые, нравственные, интеллектуальные, коллективистские и др.
Понятие готовность к семейной жизни можно представить в виде следующей структуры:- когнитивная готовность включает в себя знание нормативно-правовых основ семейных отношений;
- мотивационная готовность – сформированные семейные ценности, готовность брать на себя ответственность за членов семьи;
- эмоциональная готовность – это ощущение подготовленности к решению жизненных задач, позитивный опыт межличностного взаимодействия;
- коммуникативная готовность позволяет конструктивно решить проблемы, возникающие в процессе взаимодействия [7].
Осуществляемое в рамках общеобразовательных учреждений воспитание будущего семьянина традиционно ориентировано на такие подходы, как вербально-мероприятийный, включающий в себя мероприятия, посвященные проблемам брачно-семейных отношений, и личностно-деятельный подход, вовлекающий учащихся в систему тренингов, формирования навыков общения, поведенческих умений в различных ситуациях семейного общения. Безусловно, эти подходы вносят положительный вклад в формирование ценностного отношения к семье, вооружают знаниями о функционировании семьи как социального института, однако, как правило, изолированы от проблем реальной жизни семьи.
Большой потенциал в вопросе формирования ценностного отношения выпускников школ к семье заложен в самом учебном процессе. Семейную проблематику целесообразно рассматривать в рамках изучения ряда школьных предметов. На каждой ступени школьного обучения на уроках литературы изучаются произведения, дающие возможность совершенствовать понятия и представления о семейно-брачных отношениях.
По мнению В.В. Макаева, Э.М. Черепова, Л.Н. Минос, содержание курса «Истории» позволяет получить представление о семье, как социальном явлении. В рамках программы «Основы государства и права» рассматриваются правовые вопросы жизнедеятельности семьи [8].
Предметы естественно-научного цикла создают возможность для деликатного рассмотрения аспектов интимной жизни человека. Уроки трудового обучения способствуют формированию трудовых навыков. В связи с этим возникает потребность формирования фамилистических ценностей выпускника как метапредметного результата в рамках изучения общеобразовательных предметов.
Фамилистические ценности выпускника как метапредметный результат – индивидуально-личностная характеристика подростка, состоящая из: фамилистической осведомленности, фамилистической информированности, фамилистической адаптированности, субъектности, фамилистической культуры, формирующихся под воздействием факторов социализации родительской семьи и школы. Фамилистические ценности выпускника как квинтэссенция системных и функциональных свойств личности включают в себя следующие составляющие: личностную (жизненное самоопределение; позитивное отношение к традиционным ценностям семьи; мотивация к созданию на основе семейных ценностей в будущем своей семьи); познавательную (поиск и выделение необходимой информации, структурирование, интерпретация, критическое оценивание); коммуникативную (умение формулировать и аргументировать собственное мнение; умение осознанно использовать речевые средства, соответственно задачам коммуникации; понимание возможности существования у разных людей различных точек зрения, в том числе и не совпадающих с собственной; умение эффективно сотрудничать; умение договариваться и приходить к общему решению при выполнении совместной деятельности); регулятивную (умение формулировать цель и способствовать ее достижению; самоконтроль; адекватное восприятие предложений и оценки другими людьми; коррекция поставленных целей).
Результатом сформированных фамилистических ценностей выпускника должна стать совокупность характеристик, в основе которых: приоритетность ценностей супружества и родительства; осознание опыта семейных отношений родительской семьи; достаточный уровень знаний по предметам, формирующим фамилистическую компетентность; умение ориентироваться в различных информационных источниках по вопросам фамилистики; прогностически развитые навыки планирования семейной стратегии; прогностическая готовность к решению различных проблемных ситуаций в семье [1; 9].
Рецензенты:
Разбегаева Л.П., д.п.н., профессор кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград;
Столярчук Л.И., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Власюк И.В., Варфоломеев Н.В. ФАМИЛИСТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20418 (дата обращения: 09.12.2024).