Основной особенностью действующей в Москве системы госзакупок являются постоянные действия законодателей и руководителей, направленные на повышение их эффективности, минимизацию затрат и снижения уровня коррупции. Данные о результатах проводимых торгов свидетельствуют о расширении круга их участников и ужесточении конкурентной борьбы за поставку товаров бюджетным организациям. Действующая система госзаказа уже привела к повышению эффективности размещения госзаказов и увеличению количества поставщиков.. Начиная с 2010 г. столичным госзаказчикам удалось повысить эффективность системы. Так, в 35% заявок число участвующих в торгах компаний увеличилось в среднем с 1 до 22, и до 70% заказов были признаны соответствующим критериям конкурентности.
Затем в столичном мегаполисе была реализована Программа развития конкуренции в городе Москве, рассчитанная на 2010-2012 годы. В основе программы содержится понимание сущности конкуренции в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26 июля 2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции»: конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность в одностороннем порядке взаимодействовать на общих условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».
Одной из главных составляющих программы развития конкуренции в Москве было определено развитие системы городского заказа. Была организована деятельность, направленная на постоянное совершенствование нормативной и методологической базы в части размещения госзаказа, а также создание целого ряда инструментов, позволяющих сделать работу по реализации госзаказа в интересах потребителей эффективной и достаточно прозрачной. К таким процедурам относится созданная и действующая система электронных торгов, которая была запущена городской властью с первого июля 2010 г. Данная система позволила проводить электронные аукционы, запросы котировок и иные процедуры торгов, основное достоинство которых заключается в значительном снижения уровня коррупционности госзакупок.
В дополнение к Программе развития конкуренции в городе Москве, рассчитанной на 2010-2012 годы, 15 июля 2009 года Правительством Москвы были изданы два основополагающих документа - распоряжение №1559-РП «О мерах по разработке Программы развития конкуренции в городе Москва на 2009 - 2012 гг.» и постановление Правительства Москвы от 29 декабря 2009 года №1480-ПП, в котором были утверждены Концепция Программы развития конкуренции в городе Москва на 2010 - 2012 гг. и Перечень первоочередных мероприятий по развитию конкуренции в городе Москва.
Государственным заказчиком и координатором Программы был определен Департамент города Москва по конкурентной политике [5], который является подведомственным Правительству Москвы функциональным органом исполнительной власти столицы.
Основная задача Тендерного комитета заключалась в создании условий для добросовестной конкуренции, эффективного функционирования товарных рынков, равных возможностей и стимулирования к участию в экономической деятельности города Москва юридических и физических лиц.
Департамент осуществлял формирование, а также реализацию конкурентной политики города Москва, обеспечивал функционирование и развитие системы размещения государственных заказов, организации и проведения инвестиционных и иных публичных торгов, единых торговых площадок на городском, окружном и отраслевом уровнях с целью обеспечения добросовестной конкуренции, экономического и социального развития города Москва.
Участниками Программы были органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москва, общественные и профсоюзные объединения и организации, представители объединений и организаций бизнес-сообщества, предприятия и организации города Москва, средства массовой информации, население города Москва.
Программа развития конкуренции города Москва еще до появления закона 44-ФЗ определяла общественное участие и контроль за ее выполнением, что говорит ее поступательном развитии и прогрессивности.
Среди первоочередных мероприятий по развитию конкуренции в городе Москва важная роль была отведена Московской торгово-промышленной палате, перед которой ставилась задача по проведению, совместно с Департаментом города Москва по конкурентной политике, социологических исследований и опросов по вопросам развития конкуренции.
Оценка деятельности органов исполнительной власти города Москва осуществлялась на предмет выявления административных и иных барьеров, препятствующих развитию конкуренции в целом, а также в следующих отраслях экономики города Москва:
- жилищно-коммунальное хозяйство;
- промышленность;
- строительство;
- информационно-коммуникационные технологии;
- оптовый продовольственный рынок;
- потребительский рынок (торговля, общественное питание, бытовые услуги и др.);
- рынки финансовых услуг;
- социальная сфера города Москва, в т.ч. рынки фармацевтической и медицинской продукции;
- государственные закупки;
- имущественно-земельные отношения;
- топливно-энергетическое хозяйство.
При этом стоит отметить базовые характеристики сведений о госзакупках, размещаемых на официальных интернет-сайтах органов исполнительной власти города Москва, а именно: актуальность; достаточность; доступность.
Анализ социологических исследований по информационной доступности, достаточности и актуальности сведений, размещаемых на официальных интернет-сайтах органов исполнительной власти города Москва свидетельствует, что за последние годы конкуренция в городе Москва показывала положительную динамику.
Общественная оценка динамики развития конкуренции в городе Москва свидетельствует о значительном увеличении уровня конкуренции во всех отраслях (так заявили свыше 70% опрошенных респондентов). При этом около 80% считают уровень конкуренции в отрасли очень высоким. Вместе с тем, на фоне роста конкуренции, несмотря на предпринимаемые Правительством Москвы меры, также возросло и число случаев недобросовестной конкуренции (это отметили 65% респондентов). Демпинг, введение в заблуждение потребителей, копирование чужого продукта, незаконное получение и распространение конфиденциальной информации, сговор между юридическими лицами - наиболее распространенные формы недобросовестной конкуренции, отмеченные участниками опроса.
Более 90% опрошенных респондентов пользуются информацией, размещаемой на официальных интернет-сайтах органов исполнительной власти города Москва, причем 45% обращаются к такой информации каждый день.
Наиболее востребованы информация о госзакупках, новости, анонсы мероприятий Правительства Москвы, информация о мерах по предоставлению государственной помощи, продаже и аренде нежилых помещений и т.п.
Особое внимание было уделено предсказуемости и информационной прозрачности действий органов исполнительной власти города Москва и особенно работе интернет-сайтов органов исполнительной власти города Москва. В том числе публикации актуальной, полной информации, например, о наличии свободных участков земли и/или помещений, предназначенных для реконструкции, проектов развития территорий (отраслей), о планах госзакупок с досрочной (в среднем за полгода до проведения процедур размещения госзаказа) публикацией на официальном сайте.
В Программе отмечено, что наиболее часто встречались предложения:
- упрощению начала и ведения предпринимательской деятельности;
- развитию инфраструктуры городского хозяйства, инфраструктуры производственных, торговых объектов и нежилых помещений, потенциально пригодных для ведения бизнеса, в том числе созданию условий для приобретения нежилых помещений в собственность по реальной цене, минуя спекулянтов-посредников;
- совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и усилению гарантий защиты прав индивидуальных предпринимателей и юридических лиц:
- изменению административно-карательных отношений контролирующих органов на контрольно-консультативные;
- осуществлению полномочий контролирующих организаций в соответствии с общедоступными регламентами;
- организацию контрольной работы таким образом, чтобы предметом контроля были не предприниматели, а их продукция и услуги;
- введению системы общественного контроля.
Для координации деятельности общественных организаций и бизнес-сообщества с работой органов исполнительной власти города Москва по развитию конкуренции было решено создать Общественный совет по развитию конкуренции в городе Москва.
Положение «Об Общественном совете по развитию конкуренции в городе Москва» подчеркивает, что Общественный совет является совещательным органом, созданным в целях обеспечения общественного контроля за выполнением мероприятий Программы развития конкуренции в городе Москва на 2010-2012 гг. Основными задачами являются обеспечение устойчивой связи органов государственной власти города Москва и повышение эффективности работы по реализации мероприятий Программы развития конкуренции в городе Москва на 2010-2012 гг.
Общественный совет осуществляет следующие функции:
- Оценку развития конкуренции в городе Москва по отраслевым направлениям деятельности Правительства Москвы.
- Мониторинг размещения органам исполнительной власти города Москва информации на сайте в сети Интернет и оценку ее доступности информации о конкурентных процедурах и иных конкурентных действиях, раскрываемой органами исполнительной власти города Москва на официальных сайтах.
- Мероприятия по разъяснению целей и задач конкурентной политики, установленных антимонопольным законодательством требований к хозяйствующим субъектам и их деятельности, а также запретов и последствий их нарушений.
- Осуществляет и координирует работу по проведению независимой общественной конкурентной оценки.
- Мониторинг содержания обращений представителей бизнес-сообщества в органы исполнительной власти города Москва по вопросам развития конкурентных отношений и учета данных предложений органами исполнительной власти города Москва.
Для развития конкуренции в сфере государственных закупок города Москва разработан целый ряд мероприятий, направленных на совершенствование контрактной системы. Одной из главных особенностей московской системы государственных закупок является наличие и развитие системы информационного обеспечения городского заказа (ЕАИСТ), где предусмотрена работа по всему процессу организации госзакупок - от планирования до мониторинга исполнения государственных контрактов.
Отдельно предусмотрена разработка механизмов пресечения согласованных действий хозяйствующих субъектов, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции на торгах.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрено создание единой информационной системы. Данная система будет содержать:
- планы закупок;
- планы-графики;
- информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;
- реестр контрактов, заключенных заказчиками;
- реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и др.
По итогам проведения вышеперечисленных мероприятий в сфере государственных закупок будет больше прозрачных действий и решений, повысится общая эффективность управленческих решений и экономических мер, направленных на развитие конкуренции. За счет этого будет в значительной степени нивелирован фактор коррупционности, который часто оказывается мерилом эффективности той или иной государственной закупки.
Рецензенты:Дёгтев Г.В., д.ю.н., заведующий кафедрой управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.
Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Ариончик А.А. ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В СФЕРЕ ЗАКУПОК // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20377 (дата обращения: 29.04.2025).