Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Фролова И.А. 1
1 Московский городской университет управления Правительства Москвы
Управление закупками в сфере образования во многом обусловлено основными принципами образовательного менеджмента (социальной детерминации, гуманизации в деятельности управленца; научности и компетентности управленческих кадров; аналитического прогнозирования в управлении; оперативного регулирования; деловой активности; информационной открытости; обратной связи; перспективности; стимулирования кадров; мотивации кадров; финансово-экономической рациональности и др.). Эффективное расходование бюджетных средств, как одна из основных задач контрактной системы в сфере закупок, потребовала пересмотра устоявшихся управленческих действий. К особенностям управления закупками в сфере образования города Москвы относится централизация закупок. Применение рассматриваемой управленческой модели стало возможным на основе взаимодействия образовательных учреждений столицы и Государственного казённого учреждения города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учёту основных фондов Департамента образования города Москвы.
результативность.
качество
бюджет
управление
образование
закупки
1. Адизес И. Управление в эпоху кризиса. Как сохранить ключевых людей и компанию в целом. – М.,2015.- 160 с.
2. Гладилина И.П. Принцип профессионализма как основа контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд // Самоуправление. - 2014. - №3.
3. Гладилина И.П. Теория обучения: учебно-методический комплекс.- М. : МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008. - 64 с.
4. Панкова Л.Н., Сергеева С.А. Современный стратегический анализ: учебное пособие. – М.: Моск. гор. ун-т управления Правительства Москвы, 2014. – 88с.
5. Поташник М.М.Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. – М. : Центр педагогического образования, 2009. – 448 с.

Управление закупками стало предметом пристального внимания и теоретиков, и практиков в связи с вступлением в силу с 1 января 2014 года Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Контрактная система внесла в содержание управления закупками достаточно серьезные нововведения, а также потребовала пересмотреть отдельные аспекты, казалось бы, устоявшихся управленческих действий. Сфера образования, обладающая широким спектром инновационных начинаний, потребовала глубокой проработки основных подходов к организации управления закупками для эффективного расходования бюджетных средств.

Сфера образования, как и каждая система, строится на определённых фундаментальных основах. В рамках данного исследования есть ограничение спецификой закупочной деятельности в образовательных учреждениях столичного мегаполиса. Среди основных принципов управления в сфере образования учёные (И.П. Гладилина, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник и др.) выделяют следующие: социальной детерминации; гуманизации в деятельности управленца; научности и компетентности управленческих кадров; аналитического прогнозирования; деловой активности; информационной открытости; обратной связи; перспективности; стимулирования кадров; мотивации кадров; финансово-экономической рациональности и др. [3; 5].

Остановимся на отдельных принципах более подробно. Принцип социальной детерминации в образовательном менеджменте требует от руководителя чёткого понимания задач, стоящих перед столичным образованием.

Принцип гуманизации в деятельности управленца предполагает опору на уважение к каждому человеку, с которым вступает в общение. Принцип научности и компетентности управленческих кадров предусматривает овладение руководителем в сфере образования теоретическими вопросами и технологиями не только педагогического процесса, но и образовательного менеджмента.

Принцип аналитического прогнозирования в управлении отображает прогнозные модели разного уровня, которые могут происходить в руководимом сегменте образовательной деятельности.

Принцип оперативного регулирования отображает потребность управленца не только к принятию решений, но и к ответственности за полученные результаты, требующие дальнейших управленческих шагов.

Принцип информационной открытости приобретает всё большее значение и, по сути, становится одним из решающих факторов на всех этапах управления.

Принцип обратной связи обуславливает быстрое реагирование на проблемные моменты в образовательном менеджменте.

Принцип перспективности тесно связан с анализом прошлого, сегодняшним опытом и критической оценкой возможностей для разработки стратегических перспектив.

Этот далеко не полный перечень принципов управления в образовании тесно переплетается с основными принципами контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В частности, принцип профессионализма заказчика, осуществляющего закупки для нужд сферы образования столичного мегаполиса, лежит в основе качественного управления закупочной деятельностью. И.П. Гладилина рассматривает принцип профессионализма заказчиков [2].

Эффективное расходование бюджетных средств - задача, которая стоит перед каждым заказчиком. Сфера образования является не только экономически, но и социально важным аспектом развития общества. Особое внимание к работе образовательных учреждений как со стороны государства, так и со стороны граждан требует тщательного анализа обеспечения образовательного процесса. Реализация новых образовательных стандартов, создание в Москве крупных образовательных комплексов и многие другие изменения создали предпосылки для создания новой системы управления закупками в сфере образования. Закупки наукоёмкого оборудования, инновационной продукции и др. потребовали внедрения новых управленческих механизмов. Безусловно, организация закупок в сфере образования во многом зависит от направлений и видов реализуемых учреждением образовательных программ. Учреждения образования, являющиеся бюджетными организациями, при осуществлении закупок во главу угла ставят задачи, позволяющие реализовать цели программ развития образования, что определено Законом об образовании. К особенностям управления закупками в сфере образования города Москвы относится централизация закупок. Применение рассматриваемой управленческой модели стало возможно на основе взаимодействия образовательных учреждений города Москвы и Государственного казенного учреждения города Москвы, Дирекции по эксплуатации, движению и учету основных фондов Департамента образования города Москвы.

Организация взаимодействия в процессе управлениями закупками для обеспечения нужд образовательного учреждения представляет собой актуальную научную задачу. Опираясь на общеизвестные положения о факторах, обеспечивающих развитие управления в образовании, в целом можно выделить факторы, влияющие на развитие управления закупками  в сфере образования [3].

К общим факторам принято относить:

I - внешние (научный прогресс; технический прогресс; социально-экономическое состояние; изменения в требованиях государства и общества к образованию; развитие теории управления; рыночные факторы и др.);

II - внутренние факторы (изменения образовательной парадигмы; развитие образовательного учреждения как социально-педагогической системы; все возрастающие требования к личности руководителя образовательного учреждения и др.).

С учетом того что в управлении образовательным учреждением интегрированы разные виды управления (социальное, правовое, экономическое, административное), то закономерно, что все они взаимосвязаны между собой. В такой интеграции виды управления позволяют утверждать о комплексном характере управления закупками образовательного учреждения.

Управлению закупками в сфере образования с целью эффективного расходования бюджетных средств присущи следующие закономерности:

  • управление закупками детерминировано закономерностями социального и экономического управления;
  • общие закономерности управления закупками существуют объективно, независимо от уровня управления;
  • на каждом уровне управления существуют частные закономерности, которые отражают специфику конкретного уровня управления закупками;
  • общие функции управления детерминированы общими закономерностями процесса управления;
  • эффективность управленческой деятельности зависит от степени взаимодополнения структуры руководящей и руководимой подсистем.

Интерес представляет точка зрения И.Адизеса о взаимодополняющей команде. Ученый выдвигает идею о том, что отдельные функции должны выполнять разные люди. «Чтобы успешно управлять, нужно собрать вместе руководителей с различными подходами и образом мышления» [1, с.33]. Не стоит «разглагольствовать» о менеджменте, который и планирует, и организует, и др. Но необходимо подумать о команде, которая возьмет на себя все вышеперечисленные функции. И. Адизес утверждает, что ни один человек сегодня не справится с функциями управленца в одиночку. При этом взаимодополняющая команда та, члены которой не копируют друг друга, а придерживаются разных подходов, что позволяет взаимно уравновешивать естественную тенденциозность друг друга [1].

Среди закономерностей, которые раскрывают характеристики развития управления закупками в сфере образования с целью эффективного расходования бюджетных средств, необходимо учитывать положения о том, что:

  • качество управления закупками в сфере образования для эффективного расходования бюджетных средств во многом зависит от качества заданных результатов закупок;
  • порядок связи между субъектами управления обусловлен характером задач, формами и методами управления, профессионализмом специалистов, осуществляющих закупки.

Таким образом, управление закупками в сфере образования тесно переплетено с принципами образовательного менеджмента и требует новых управленческих шагов со стороны не только должностных лиц, но и каждого специалиста, осуществляющего закупку для нужд образования. С учётом выявленных проблем предыдущего Федерального закона №94-ФЗ (узкие рамки правового регулирования; отсутствие системы общественного контроля; организованность государственного контракта; низкий уровень информационной открытости; низкая мотивация заказчиков к достижению конечных результатов закупки) управление закупочной деятельностью в рамках контрактной системы требует профессионального, компетентного отношения к выполняемым функциональным обязанностям. Централизация закупок в сфере образования города Москвы, выстроенная на основе взаимодействия образовательных учреждений столицы и Государственного казённого учреждения города Москвы Дирекции по эксплуатации, движению и учёту основных фондов Департамента образования города Москвы. Данная модель управления требует дальнейшего осмысления и научно-теоретического обоснования для обеспечения управления закупками в сфере образования.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.


Библиографическая ссылка

Фролова И.А. УПРАВЛЕНИЕ ЗАКУПКАМИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20373 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674