В последнее время в психологии появилось ряд работ, в которых указывается на взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и креативностью. Так, Е.М. Павлова, Т.В. Корнилова признают предикторами выбора в ситуациях межличностного взаимодействия эмоциональный интеллект, креативность и толерантность к неопределенности [9]. Ю.Ю. Голубина, исследуя взаимосвязь между эмоциональной креативностью и эмоциональным интеллектом, отмечает, что чем выше у индивидуума уровень эмоциональной креативности, тем более развит межличностный интеллект, т.е. способность к управлению и пониманию эмоций других людей [3]. Что касается понятийного аппарата креативности в целом, то на сегодняшний день он остается неопределенным. Л.Я. Дорфман, анализируя современные психологические концепции, отмечает, что креативность понимается как особенность когнитивных процессов, способность, качество личности, потенциал, объединяющий особенности личности и мышления, деятельность, поведение и творческие продукты [4].Т.А. Барышева, выделяя актуальную и потенциальную креативность, рассматривает последнюю как общечеловеческую личностную характеристику, которой обладает любой человек, независимо от вида профессиональной деятельности [2]. Е.П. Ильин в своей работе указывает на следующие креативные способности: наблюдательность, интуитивность, способность к преобразованию и прогнозированию, ассоциативность, чувство комического, широкий фокус внимания [5]. И.В. Львова описывает три уровня развития креативности. На первом уровне креативность проявляется, как способность анализировать ситуацию, гибкости и оригинальности мышления. На втором уровне креативность представлена как способность понимать и оценивать себя и свою деятельность, ставить правильные цели и формулировать задачи. Третий уровень - показывает степень профессионализма, когда человек может удовлетворить свою потребность в персонализации [6]. В научных работах, посвященных адаптации, креативность часто рассматривается как составляющая адаптационного потенциала личности [10].
Как показал анализ медицинской и психологической литературы, практически отсутствуют работы, посвященные исследованию эмоционального интеллекта и креативности у больных с психическими расстройствами. И.В. Плужников, изучая структуры эмоционального интеллекта при психических заболеваниях, отмечает, что снижение эмоционального интеллекта при аффективных расстройствах связано с ведущим психопатологическим синдромом и наличием коморбидного расстройства личности. Нарушения эмоционального интеллекта при данных расстройствах выступают в качестве предрасполагающих и хронифицирующих личностных факторов [11].
В своем исследовании Т.В. Рябова, В.Д. Менделевич, изучая характер взаимосвязи антиципационной состоятельности с креативностью и чертами личности у психически здоровых и больных шизофренией, выявила, что взаимосвязь антиципационной состоятельности с креативностью у психически здоровых лиц выражается в способности предвосхищать поведение, поступки и реакции других в различных ситуациях [12]. Таким образом, согласно литературным данным эмоциональный интеллект и креативность могут способствовать эффективной психической адаптации человека, в том числе и в кризисных ситуациях.
Поэтому правомерно предположить, что эмоциональный интеллект и креативность менее выражены в структуре личности больных с невротическими расстройствами. Проверка данной гипотезы стала целью эмпирического исследования. Отдельной задачей стало выявление связей между эмоциональным интеллектом и креативностью, а также их структурных компонентов с другими индивидуально-психологическими характеристиками личности больных с невротическими расстройствами.
Организация и методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось с использованием блока нижеперечисленных методик:
- Методика Н. Холла на определение уровня эмоционального интеллекта.
- Опросник эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин).
- Тест «Креативность» (Вишнякова Н.) Данная методика позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль. Сравнение образов «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволяет определить креативный резерв и творческий потенциал личности. Данный тест содержит 8 индексов креативности.
- Опросник «Определение типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунера. Данный опросник направлен на выявление уровня базового типа мышления из 4 предложенных - предметное, символическое, знаковое, образное и уровня креативности.
- 16-факторный личностный опросник (16 PF) Р. Кеттелла.
В процессе анализа использованы методы статистической обработки: оценка нормальности распределения данных; критерий Стьюдента (t-критерий); корреляционный анализ проводился с применением критерия линейной корреляции Пирсона (r-критерий).
В исследование были включены 60 человек. 1 группа - больные невротическими расстройствами (паническое расстройство, смешанное тревожное и депрессивное, расстройство адаптации), находившиеся на стационарном лечении в психоневрологическом отделении ГАУЗ «Центральная городская клиническая больница №18» г. Казани, общей численностью 30 человек (8 мужчин, 22 женщины). 2 группа - здоровые лица, общей численностью 30 человек (8 мужчин, 22 женщины). Возраст всех испытуемых составил от 21 до 45 лет, состав выборок совпадал как по уровню и профилю образования, так и по профессиональному статусу. Экспериментально-психологические исследование пациентов проводилось к концу 2 недели пребывания в стационаре.
Результаты и обсуждение
Согласно данным таблицы 1, у больных с невротическими расстройствами интегративный уровень эмоционально интеллекта оценивался как низкий, в основном за счет эмоциональной ригидности («Управление своими эмоциями») и меньшей степени недостаточным управлением своими эмоциями («Самомотивация»). В группе здоровых лиц полученные данные имели средние значения.
Таблица 1
Средние значения по методике Н. Холла
Наименованиепоказателей |
Выборка 1 |
Выборка 2 |
Шкала "Эмоциональная осведомленность" |
8,2 |
10,5 |
Шкала "Управление своими эмоциями" |
0,7 |
6,13 |
Шкала "Самомотивация" |
6 |
11 |
Шкала "Эмпатия" |
9,5 |
8,8 |
Шкала "Распознание эмоций других людей" |
9 |
6,9 |
Интегративный уровень ЭИ |
30,1 |
43,5 |
Аналогичные результаты были выявлены по опроснику эмоционального интеллекта «ЭмИн» (таб.2): у испытуемых выборки 2 баллы по всем показателям эмоционального интеллекта соответствовали средним значениям, а выборке 1 - низким значениям, за исключением показателя «Контроль экспрессии».
Таблица 2
Средние значения по опроснику эмоционального интеллекта «ЭмИн» (Д.В. Люсин)
Наименование показателей |
Выборка 1 |
Выборка 2 |
Понимание чужих эмоций (МП) |
22 |
23,4 |
Управление чужими эмоциями (МУ) |
17,3 |
19,2 |
Понимание своих эмоций (ВП) |
16,3 |
19,9 |
Управление своими эмоциями (ВУ) |
11,04 |
14,5 |
Контроль экспрессии (ВЭ) |
10,6 |
12 |
Межличностный ЭИ (МЭИ) |
39 |
42,6 |
Внутриличностный ЭИ (ВЭИ) |
37,9 |
46,9 |
Понимание своих и чужих эмоций |
38,2 |
43,3 |
Управление своими и чужими эмоциями |
39 |
46,04 |
Общий уровень ЭИ |
77,09 |
89,5 |
В группе больных невротическими расстройствами и здоровых лиц все типы мышления и показатель креативности имели средние значения (таб.3).
Таблица 3
Средние значения по опроснику «Определение типов мышления и уровня креативности» Дж. Брунера
Наименование показателей |
Выборка 1 |
Выборка 2 |
Предметное мышление |
8,2 |
8,75 |
Символическое мышление |
6,4 |
7,08 |
Знаковое мышление |
9,4 |
9 |
Образное мышление |
8,4 |
9,13 |
Креативность |
7,8 |
7,9 |
Согласно отраженным в таблице 4 результатам, в группе больных невротическими расстройствами в ходе сравнения отрефлексированного образа «Я - реальный» и представления об образе «Я - идеальный», отмечено наличие резервов и творческого потенциала в развитии таких креативных качеств, как воображение, чувство юмора, а также творческого отношения к профессии. В группе здоровых людей (2 выборка) выявлено наличие креативных резервов в развитии творческого мышления, воображения, творческого отношения к профессии.
Таблица 4
Средние значения по тесту «Креативность» (Н. Вишнякова)
|
Выборка 1
|
Выборка 2
|
||
Креативные качества |
"Я- реальный" |
"Я- идеальный" |
"Я- реальный" |
"Я- идеальный" |
Творческое мышление |
6,7 |
6,6 |
6,2 |
6,25 |
Любознательность |
6,1 |
6,07 |
6,04 |
5,3 |
Оригинальность |
6 |
5,7 |
6,08 |
5,6 |
Воображение |
4,5 |
4,7 |
4,7 |
5,13 |
Интуиция |
6,4 |
6,3 |
6,13 |
5,4 |
Эмоциональность, эмпатия |
6,7 |
6,7 |
6,9 |
4,8 |
Чувство юмора |
6,2 |
6,5 |
6,3 |
6,08 |
Творческое отношение к профессии |
5,7 |
6,1 |
5,04 |
5,6 |
Усредненные графики личности по данным 16-факторного теста Кеттелла у больных с невротическими расстройствами и здоровых лиц соответствовали диапазону средних значений, за исключением факторов G (7,48 - выборка 1 и 7,25 - выборка 2) и Q3 (7,3 в обеих группах). Данные факторы входят в группу регуляторных свойств личности, что указывало на нормативность и повышенный самоконтроль внешних проявлений эмоций, а также поведения. При этом у здоровых лиц отмечались более высокие значения по фактору С, что указывало на эмоциональную стабильность личности.
При статистическом сравнении двух групп по t-критерию Стьюдента для независимых выборок были получены следующие результаты, которые представлены в таб. 5.
Таблица 5
Статистическое сравнение групп по t-критерию Стьюдента
Показатели
|
Выборка 1
|
|
Выборка 2
|
Фактическое значение t-критерия Стьюдента |
|||
Эмоциональный интеллект (Общий ЭИ) (опросник «ЭмИн») |
77,09 |
t = - 2,290; p=0,05 |
89,5 |
Способность к пониманию своих эмоций (ВП) |
16,3 |
t = - 2,395; p=0,05 |
19,9 |
Способность к управлению своими эмоциями (ВУ) |
11,04 |
t = - 3,628; p=0,001 |
14,5 |
Понимание и управление собственными эмоциями (ВЭИ) |
37,9 |
t = - 3,118; p=0,01 |
46,9 |
Способность к управлению своими и чужими эмоциями (УЭ) |
39 |
t = - 2,566; p=0,05 |
46,04 |
Управление своими эмоциями (эмоциональная отходчивость) (методика Н. Холла) |
0,7 |
t = - 2,646; p=0,05 |
6,13 |
Самомотивация (произвольное управление своими эмоциями) |
6 |
t = - 2,882; p=0,01 |
11 |
Фактор С (эмоциональная неустойчивость/ эмоциональная устойчивость) (опросник 16 PF) |
4,6 |
t = - 4,069; p=0,001 |
6,9 |
Корреляционный анализ выявил следующие значимые взаимосвязи (p≤0,01**; p≤0,001***): в первой выборке испытуемых показатель «Креативность» имел прямые взаимосвязи с показателем «Управление чужими эмоциями» (структурным компонентом эмоционального интеллекта) (r=0,61**) и фактором N (наивность/проницательность) (r=57**). Показатель «Интегративный эмоциональный интеллект» обратно взаимосвязан с фактором Q2 (конформизм/нонконформизм) (r=0,53**). Показатель «Распознание эмоций других» (методика Н. Холла) обратно взаимосвязан с факторами Q2 (конформизм/нонконформизм) (r=0,55**) и М (практичность/мечтательность) (r=0,53**). «Эмпатия» у больных с неврозами имела прямую связь с фактором О (самоуверенность/склонность к чувству вины) (r=0,56**). Во второй выборке наибольшее количество прямых связей (7) выявлено у фактора Q1 (ригидность/гибкость) с: «Интегративный эмоциональный интеллект» (r=0,55**), «Межличностный эмоциональный интеллект» (r=0,54**), с отдельными структурными компонентами: «Управление своими и чужими эмоциями (r=0,57**), «Понимание чужих эмоций»(r=0,55**), «Управление чужими эмоциями»(r=0,60**) и креативными качествами: «Оригинальность» (r=0,68***) и «Эмоциональность, эмпатия» (r=0,54**). Показатель «Эмоциональность, эмпатия» также имела прямую связь с фактором G (недобросовестность/сознательность)(r=0,58**), структурный компонент эмоционального интеллекта «Понимание своих и чужих эмоций» положительно коррелировал с фактором Q2 (конформизм/нонконформизм) (r=0,53**).
Таким образом, проведенное исследование позволяет констатировать, что у больных с невротическими расстройствами уровень эмоционального интеллекта ниже, в частности внутриличностный, проявляющийся в основном слабо развитой способностью управлять своими эмоциями (вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные). Структурные компоненты межличностного эмоционального интеллекта у испытуемых этой группы взаимосвязаны с такими личностными характеристиками, как конформизм и практичность. В группе здоровых лиц выявлен средний уровень эмоционального интеллекта, большинство структурных компонентов межличностного интеллекта и креативные качества взаимосвязаны с гибкостью - интегративной характеристикой личности, позволяющей успешно адаптироваться. Различий в уровне развития креативности не выявлено.
Рецензенты:
Егоров А.Ю., д.м.н., зав. лабораторией нейрофизиологии и патологии поведения ФГБУН «Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова», профессор кафедры психиатрии и наркологии ГБОУ ВПО «Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова» Минздрава России, г. Санкт-Петербург;
Соловьева С.Л., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики ГБОУ ВПО «Северо-западного государственного медицинского университете им. И.И. Мечникова» Минздрава России, г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Менделевич В.Д., Пыркова К.В., Менделевич В.Д. ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И КРЕАТИВНОСТИ У БОЛЬНЫХ С НЕВРОТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20326 (дата обращения: 02.04.2025).