Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования также разработан с учётом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации. Стандарт направлен на обеспечение формирования российской гражданской идентичности обучающихся; единства образовательного пространства страны; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия ее многонационального народа, реализации права на изучение родного языка, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой народов России.
Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» должен обладать профессионально-прикладной компетенцией - способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого предмета.
Окружающая любую школу социальная среда достаточно быстро меняется. Преобразованиям подвержены национально-демографическая ситуация, образовательные потребности обучаемых и их родителей, приоритеты национальной и образовательной политики страны, республики, города и т.п.
Успешная школа должна своевременно и адекватно реагировать на эти преобразования. Это может проявляться в изменении содержания образования, в предложении населению каких-то дополнительных образовательных и иных услуг, в оборудовании школьных кабинетов в соответствии с требованиями времени, в формировании партнерских, деловых отношений с другими организациями, заинтересованными в обучении и воспитания подрастающего поколения и др. Для того чтобы отклики на вызовы внешней среды были системными и последовательными, необходимо серьезно анализировать состояние внутренней и внешней среды школы, тенденции развития образования в регионе, пытаться их спрогнозировать, предвосхитить и, конечно же, учитывать при проектировании деятельности образовательного учреждения.
В последнее время во многих регионах России большое внимание уделяется созданию и развитию этнокультурной образовательной среды, что отмечается и исследователями (А.Б. Афанасьева, А. Ю. Белогуров, Г. С. Денисова, Т. К. Солодухина и др.). Вопросы культурно-духовного развития народов, гармонизации межнациональных отношений приобрели новое звучание и в Республике Татарстан. По данным переписи населения 2010 года в ней проживают представители свыше 173 национальностей. Это значит, в условиях полиэтничности и поликультурности среды и система образования является поликультурной и многоязычной.
Но решение задач этнокультурного образования учащихся сталкивается с трудностями, порождаемыми объективно существующими противоречиями:
- между духовным богатством этнических культур и возрастающим отчуждением населения от их традиций;
- между безграничным педагогическим потенциалом национальной культуры и недостаточным применением ее современными педагогами в своей деятельности;
- между потребностями образовательных учреждений в педагогах, способных в условиях многонациональной среды проектировать и реализовать этнокультурные программы, и ограниченными возможностями сложившейся системы педагогического образования, которая не в состоянии полностью удовлетворить эти потребности.
В связи с этим задачи статьи - выявить и охарактеризовать ряд проблем этнокультурного образования учащихся в общеобразовательном учреждении и опыт использования сетевого взаимодействия Елабужского института КФУ и МБОУ «Гимназия № 1» г. Елабуги Республики Татарстан по созданию городского этнокультурного пространства в процессе подготовки будущего учителя к проектированию этнокультурной образовательной среды.
В 2014 году в ЕИ КФУ была начата экспериментальная работа по усилению практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование» на основе сетевого взаимодействия. В рамках эксперимента на расширенном заседании педагогического совета МБОУ «Гимназия № 1» г. Елабуги, национальных общин города, лаборатории этнокультурного образования ЕИ КФУ было решено создать рабочие группы по разработке исследовательского проекта «Организация развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных особенностей как условие реализации образовательных стандартов». В эти группы вошли ученые и студенты института, учителя и учащиеся гимназии, родители и представители национальных объединений.
Анализ научных и творческих работ, опрос учителей и студентов позволил выявить:
- недостаточные знания по теории и технологии этнокультурного образования всех участников;
- слабый уровень их умений проектирования этнокультурной образовательной среды;
- отсутствие у студентов опыта моделирования и конструирования образовательно-воспитательного процесса;
- формальное проектирование некоторыми национальными общественными объединениями своей деятельности, отсутствие системы работы с детьми;
- слабые знания педагогов в области педагогического и стратегического (инновационного) менеджмента;
- неготовность взрослых членов групп к исследовательской деятельности и др.
В связи с этим в гимназии развернулась система обучающих семинаров, были организованы публичные лекции научного руководителя, дискуссии, деловые игры по теме «Этнокультурное образование учащихся и населения в условиях малого города», где была предоставлена возможность адаптировать новые этнокультурные технологии к местным условиям и обсудить их.
Вначале участники исследовательской работы ознакомились с заимствованными извне инновационными педагогическими технологиями, а в дальнейшем пришли к осознанию развития собственного инновационного педагогического мышления, т.к. принципиальным его достоинством является возможность творчески разрешать бесконечное число педагогических ситуаций, в то время как любая заимствованная концепция ограничена областью задач, для которых она была разработана.
Ими был проведен анализ внутренних и внешних проблем и факторов, влияющих на создание и развитие этнокультурной образовательной среды, выбор технологий и механизмов развития среды в соответствии с социальным заказом и целью проекта. Были разработаны мини-проекты по всем стратегическим направлениям образовательной системы с учетом возрастных особенностей по ступеням обучения, продумана система партнерских отношений гимназии с отдельными социальными институтами городского и республиканского образовательного пространства, осуществлена апробация новых технологий повышения квалификации педагогов: лекции ученых ЕИ КФУ по актуальным проблемам современного образования и развития национальных культур, инновационного менеджмента в образовании, совместные организационно-деятельностные игры учителей, школьников и студентов по поиску инновационных идей по обновлению этнокультурной деятельности гимназии, организация и проведение научных конференций разного уровня, в т.ч. республиканской по проблеме исследовательского проекта, организация учебно- и научно-исследовательской работы будущих учителей по проблеме проекта и т.д.
Совместными усилиями учителей гимназии, преподавателей и студентов ЕИ КФУ было установлено, что процесс совершенствования национально-регионального компонента содержания образования в современных условиях должен развиваться в двух основных направлениях:
а) преемственность программ национально-регионального компонента в дошкольных, общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования;
б) гармонизация баланса федеральных и национально-региональных ценностей, ориентация на развитие диалога культур и идею общероссийской идентичности.
В связи с этим в гимназии разработан новый проект, главной целью которого является создание развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных особенностей, которая направлена на формирование поликультурной личности, обладающей знаниями своей национальной культуры, культуры народов совместного проживания, российской и мировой культур, формирование гражданина - патриота Елабужского муниципального района, Республики Татарстан, Российской Федерации.
На 1 этапе (2013-2014 гг.) были разработаны модель выпускника гимназии (сферы культурного самоопределения) и на ее основе перечни этнокультурных компетенций по учебным дисциплинам на всех уровнях образования. Пересмотрено содержание учебных программ, приведено в соответствие с требованиями ФГОС и этнокультурных компетенций. Осуществлен подбор и разработка материалов для образовательной части НРК по всем предметам. Определены актуальные ценности гимназии как центра этнокультурного образования населения.
Проведен анализ состояния воспитательной системы по вопросам: а) содержания НРК в воспитательной системе; б) эффективности использования форм и методов воспитательного процесса с учетом национально-региональных особенностей; г) диагностики результативности воспитательной системы гимназии, направленной на формирование и развитие этнокультурной личности. Спроектирована воспитательная система на основе идеи формирования саморазвивающейся культурной личности елабужанина, усвоившего компетенции на уровне ФГОС, готового и способного интегрироваться в елабужское, республиканское, российское и мировое сообщество.
В результате совместной творческой работы определились основные направления этнокультурного образования учащихся. Гимназия как открытая социально-педагогическая система (социально-досуговый центр) реализует ряд проектов по созданию единого коммуникационно-образовательного пространства на основе инновационных форм партнерства с национальными общественными объединениями, этнокультурными и религиозными организациями: а) апробированы образовательные программы новых дисциплин по теме исследования (специальные занятия в дошкольных учреждениях, элективные курсы и факультативы в гимназии, спецкурсы в вузе по подготовке будущих учителей к проектированию этнокультурной образовательной среды; б) успешно функционирует программа «Возрождение»; в) создается Центр духовно-нравственной культуры; г) организована исследовательская деятельности учащихся по изучению национальных традиций, обычаев и обрядов, истории и культуры народов Поволжья; д) работает музей местного поэта Фазыла Шаеха; е) создан музей города-побратима Сафранболу (Турция), ежегодно совершается поездка учащихся в Турцию; ё) в гимназию перешел литературно-музыкальный клуб местных поэтов, писателей и композиторов «Чулман» и начал работу по развитию одаренности учащихся и студентов, предрасположенных к литературному творчеству; реализуется совместный план деятельности с местными национальными общинами.
На 2 этапе (2014-2015 гг.) на основе экспертизы рабочих программ этнокультурных компетенций идет сбор, обработка и апробация материалов по НРК по всем учебным дисциплинам. К началу следующего учебного года планируется выпуск методических пособий по созданию развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных особенностей. Результаты исследовательской деятельности обсуждаются на студенческой учебно-исследовательской конференции института, научно-практических конференциях гимназии, города и региона.
3 этап (2015-2016 гг.) посвящен созданию при гимназии городского центра духовно-нравственной культуры, обеспечивающего преемственность HPK в непрерывном образовательном процессе (образовательных и этнокультурных общественных организаций).
Составной частью проекта является привлечение будущих учителей к этнокультурной образовательно-воспитательной работе с учащимися. Студенты ЕИ КФУ являются постоянными помощниками детей в написании научных работ по проблемам развития национальных культур, в подготовке и проведении научных конференций, тематических вечеров, конкурсов, находят в этом радость и удовлетворение. Такая работа студентов в условиях современного вуза дает опережающее получение будущими специалистами целостной системы знаний о механизмах проектирования и реализации образовательных и воспитательных программ, учит их моделировать и разрешать ситуации по оказанию учащимся научно-методической поддержки.
Совместная деятельность ЕИ КФУ и гимназии показывает, что этнокультурное образование нуждается в научно-методическом сопровождении, а сотрудничество образовательных учреждений и института в этом плане открывает большие возможности использования колоссального культурно-исторического и духовного капитала, ждущего своего приложения. Участие будущих учителей в совместной исследовательской и научно-методической деятельности образовательного учреждения позволяет обеспечить их эффективную подготовку к проектированию этнокультурной образовательной среды.
Рецензенты:
Валеева Р.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и социальной педагогики Института педагогики и психологии ФГАУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;
Мухаметшин А.Г., д.п.н, профессор кафедры педагогики и психологии ВГБОУ ВПО «Набережно-Челнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г. Набережные Челны.
Библиографическая ссылка
Тазиев С.Ф. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДВУЗА И ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20312 (дата обращения: 17.05.2025).