На этапе нахождения в стационаре реабилитацией больного занимается группа квалифицированных специалистов: врачей, массажистов, специалистов по ЛФК, физиотерапевтов. После выписки из стационара продолжение полноценной реабилитации является затруднительным в силу объективных причин: отсутствия отлаженной системы реабилитации после выписки из стационара; недостаточного количества учреждений, осуществляющих мероприятия по восстановлению больных; отсутствия необходимого количества специалистов по реабилитации. Кроме этого, процесс реабилитации больных, получивших травмы позвоночника с повреждением спинного мозга, характеризуется длительностью от 2-3 месяцев до нескольких лет, что требует значительных экономических затрат на проведение реабилитационных мероприятий. Для решения проблемы, связанной с организацией реабилитации больных после выписки из стационара, предлагается осуществление самостоятельных занятий на основе персонального тренинга в домашних условиях.
Цель исследования
Разработка программы двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга после выписки из стационара.
Методы исследования
Нами применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; изучение опыта работы инструктора-методиста ЛФК по теме исследования; опрос больных; педагогическое наблюдение за процессом физической реабилитации; антропометрические измерения; медико-биологические; биохимические методы исследования; педагогическое тестирование; педагогический эксперимент; психофизиологическое тестирование; методы математической статистики.
Двигательная самореабилитация должна обеспечить восстановление должного психофизиологического состояния и уровня физического развития больного, а также отражать теоретико-методическую и физическую подготовленность. Для реализации поставленных задач исследования занятия с больными проводилось по разработанной нами программе «Обучение двигательной самореабилитации больных при травмах позвоночника в грудном и поясничном отделах с повреждением спинного мозга после выписки из стационара на основе персонального тренинга» (табл. 1).
Программа представлена как краткое изложение содержания обучения больного предстоящим действиям самореабилитации в процессе индивидуальных, теоретических, методических и практических занятий с учетом силовых и координационных способностей парализованных нижних конечностей, степени развития групп мышц, участвующих в вертикализации, а также с учетом объема и интенсивности физической нагрузки.
При составлении программы двигательной самореабилитации на основе персонального тренинга необходимо учитывать следующие индивидуальные особенности больного: возраст, тяжесть травмы позвоночника с повреждением спинного мозга, вторичные нарушения деятельности органов и систем организма, способность выполнения физических упражнений и приемов лечебного самомассажа, а также давность полученной травмы и уровень физической подготовленности больного.
Таблица 1
Программа индивидуальных занятий по двигательной самореабилитации больных после выписки из стационара
№ п/п
|
Наименование занятий |
Всего (часов)
|
Периоды реабилитации (этапы) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|||
I |
Теоретические (беседы) |
20 |
10 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
II |
Методические |
10 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
III |
Практические |
156 |
13 |
13 |
26 |
26 |
26 |
52 |
IV |
Контрольные |
10 |
5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Теория (опрос) |
7 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Методика (компьютерный тест, опрос, пробы) |
7 |
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Практика (тесты) |
8 |
2 |
2 |
|
2 |
|
2 |
|
Итого |
218 |
39 |
21 |
32 |
34 |
32 |
60 |
Теоретические индивидуальные занятия с больным и его близкими проводятся на начальном этапе реализации программы двигательной самореабилитации и включают в себя сведения об изменениях, происходящих в организме больного, применение методов контроля и самоконтроля в процессе проведения занятий, организацию здорового стиля жизни больного, возможные реакции организма на физическую нагрузку, а также особенности коррекции содержания занятий при ухудшении функционального состояния больного и правила ведения дневника самоконтроля.
Методические занятия проводятся после теоретических, задачами методических занятий являются: ознакомление с особенностями выполнения комплексов физических упражнений разной направленности, самомассажа, гидропроцедур и разработка специального питания.
Практические занятия реализуются после теоретических и методических занятий.
Распределение двигательной нагрузки в зависимости от сохранившихся двигательных возможностей больного в течение недельного цикла планируется в трех вариантах.
Первый вариант. При способности к перемещению без посторонней помощи и возможности выполнения самообслуживания применяется следующая организация занятий больных.
Занятия проводятся 3 раза в неделю. Лечебная гимнастика в сочетании с самомассажем и гидропроцедурами осуществляется в следующей последовательности:
- прогревание соответствующего сегмента позвоночника;
- массаж спины;
- прогревание парализованной конечности;
- выполнение массажа здоровой конечности;
- выполнение массажа парализованной конечности;
- выполнение лечебной гимнастики;
- комплекс физических упражнений, направленный на формирование и закрепление навыка правильной осанки;
- комплекс физических упражнений, направленный на восстановление координации движений;
- комплекс физических упражнений, направленный на восстановление утраченных функций пораженной руки.
Направленность физических упражнений в процессе тренировочных занятий в течение недели распределяется следующим образом:
Понедельник: мышцы ног + мышцы пресса;
Среда: мышцы рук;
Пятница: мышцы спины.
Второй вариант. Последовательность выполнения комплексов физических упражнений лечебной гимнастики данного варианта предназначена для организации занятий больных трудоспособного возраста, которые имеют значительные ограничения в передвижении (используют инвалидную коляску). В данном случае занятия проводятся ежедневно.
Ежедневная последовательность выполнения комплексов лечебной гимнастики в сочетании с самомассажем и гидропоцедурами включает:
1) самомассаж груди и живота;
2) дыхательные упражнения;
3) прогревание соответствующего сегмента позвоночника и верхних конечностей (при наличии вялого паралича верхних конечностей);
4) массаж спины и верхних конечностей;
5) выполнение активных физических упражнений для укрепления мышечного корсета и увеличения подвижности позвоночника;
6) дыхательные упражнения;
7) прогревание соответствующего сегмента позвоночника и нижних конечностей;
8) выполнение самомассажа спины;
9) выполнение самомассажа нижних конечностей;
10) выполнение пассивных упражнений (для сохранения эффекта после выполнения самомассажа и пассивных упражнений необходимо надеть на больного теплые шерстяные или хлопковые штаны и носки);
11) дыхательные упражнения за 1-2 ч до сна.
Кроме вышеуказанных мероприятий, больному, в течение дня необходимо лежать на боку и животе [5].
Третий вариант занятия предназначен для больных пожилого возраста. Реабилитационные мероприятия осуществляются аналогично алгоритму занятий больных трудоспособного возраста, но с важным дополнением трудотерапией.
На ранних этапах двигательной самореабилитации у лиц пожилого возраста трудотерапия носит психологический характер [1]. Продолжительность занятий трудотерапией возрастает от 2-3 до 10-15 мин 2-3 раза в день. Не допускается значительное утомление при проведении трудотерапии [1]. Абсолютные противопоказания к трудотерапии - острое лихорадочное состояние [2].
Также значительное место отводится физическим упражнениям с сопротивлением. Это связано с тем, что одним из серьезных последствий травмы позвоночника является развитие остеопороза. Остеопороз - заболевание, при котором минеральная плотность костной ткани снижается, тем самым повышается риск переломов костей [2].
Применение силовых упражнений показано при остеопорозе, а физические упражнения с сопротивлением являются фундаментальной частью программы при его лечении [2]. Занятия по разработанной программе предполагали не только восстановление утраченных функций, но и возвращение испытуемого в социальную среду через подготовку и участие в силовых видах спорта [6].
Результаты исследования и их обсуждение
С целью проверки эффективности разработанной программы двигательной самореабилитации проведен формирующий эксперимент. В опытно-экспериментальном исследовании приняли участие 79 человек от 40 до 73 лет, которые имели I или II группу инвалидности. У 60% испытуемых причиной развития заболевания являлись различные травмы, преимущественно дорожно-транспортные, и падение с высоты. У 30% - кисты различной этиологии. В остальных случаях причинами заболевания были процессы сосудистой этиологии в области позвоночника (время с момента получения травмы не больше 4 месяцев). Больные были разделены на контрольную группу (в ее состав вошли больные с периферическим параличом нижних конечностей (39 человек), занятия с ними проводились на основе комплекса рекомендаций, выдаваемых больным при выписке из стационара) и экспериментальную группу (40 человек, занятия в данной группе проводились по разработанной нами методике двигательной самореабилитации).
Как видно из приведенных выше данных, состав обследуемой группы был неоднородным в клиническом и возрастном аспектах, что, естественно, сказывалось на методике организации исследования и его результатах.
Оценивание результатов эксперимента осуществлялось по показателям, характеризующим психофизиологическое состояние (физическое развитие, психоэмоциональное состояние и результаты биохимических исследований крови), физическое здоровье, работоспособность и физическую подготовленность больных. К концу исследования в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика по всем показателям, а в контрольной - их незначительное улучшение или ухудшение.
Исследования показали, что до начала эксперимента большинство таких показателей у больных экспериментальной и контрольной групп существенно не отличалось (p>0,05). К концу эксперимента произошли явные изменения в показателях антропометрии и функциональной подготовленности. Наибольший прирост результатов наблюдается в показателях экспериментальной группы, характеризующих силу мышц поврежденных нижних конечностей (более 200%).
Эффективность занятий по разработанной программе двигательной самореабилитации подтверждают результаты биохимических исследований крови. В начале эксперимента количество больных с уровнем гемоглобина в крови выше 100 г/л в контрольной и экспериментальной группах составило более половины. По окончании эксперимента в контрольной группе уровень гемоглобина выше 100 г/л был у 75%, а в экспериментальной - у 100% больных. В начале занятий уровень мочевины в крови выше нормы выявлен у большинства испытуемых. При завершении занятий в экспериментальной группе количество больных с уровнем мочевины выше нормы составило 2,5%, в контрольной - 45%. Эти данные подтверждают эффективность, предложенной нами методики двигательной самореабилитации.
Для определения психологического состояния больных применялись следующие информативные тесты: для определения самооценки тревожности - шкала оценки уровня реактивной и личной тревожности (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин), тест Люшера - для определения психоэмоционального состояния.
К концу исследования результаты в экспериментальной группе значительно улучшились. Если вначале уровень тревожности оценивался как высокий, то к концу эксперимента тревожность определялась как умеренная и составила 41,43 и 39,45 балла соответственно в экспериментальной и контрольной группах при норме 31-45 баллов. Отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания.
Также проводили исследование психоэмоционального состояния больных с помощью теста Люшера. После окончания эксперимента в контрольной группе преобладал пессимистический настрой, а в экспериментальной группе больные стали ощущать себя более уверенными, стали ставить перед собой цели на перспективу, стремиться к преодолению болезни.
Позитивные сдвиги произошли в показателях физической работоспособности. Исходные низкие показатели обосновываются длительной гиподинамией вследствие полученной травмы, а также последствиями паралича нижних конечностей. К концу эксперимента в обеих группах при выполнении теста «Подъем туловища до угла 90° от поверхности пола» наблюдалась положительная динамика по всем исследуемым показателям. В экспериментальной группе произошли более значительные изменения в исследуемых показателях (до 195,47%). В контрольной группе прирост значительно меньше, но тоже имеет положительную динамику (29,17 %). Результаты выполнения теста «Ползание на животе» также имеют положительную динамику: в экспериментальной группе до 41,88%, в контрольной - незначительное улучшение до 8,12%.
Выводы
Таким образом, занятия по предложенной программе двигательной самореабилитации способствовали нормализации деятельности внутренних органов и систем, восстановлению утраченных функций организма, улучшению психологического состояния больных. Больные стали строить планы на будущее, у них появилась уверенность в успехе реабилитационных мероприятий.
Рецензенты:
Бобылев Б.Г., д.п.н, профессор ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс» , г. Орёл;
Макеева В.С., д.п.н, профессор, заведующая кафедрой «Туризм, рекреация и спорт» ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс», г. Орёл.
Библиографическая ссылка
Штоколок В.С., Ямалетдинова Г.А. ПРОГРАММА ДВИГАТЕЛЬНОЙ САМОРЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ПРИ ТРАВМАХ ПОЗВОНОЧНИКА И СПИННОГО МОЗГА С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТА И ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20301 (дата обращения: 02.04.2025).