Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Гаевая М.М. 1
1 ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В статье рассмотрены подходы к толкованию экономической категории «деловая активность», проведено изучение ее сущности и проявлений в хозяйственной деятельности предприятия, что позволяет рассмотреть особенности функционирования промышленного предприятия в рыночной среде. Проведено исследование системы внутренних и внешних факторов формирования деловой активности, приобретающих особую важность для совершенствования инструментария управления деловой активностью промышленного предприятия. Выявлен и обоснован тот факт, что все итоговые показатели деловой активности являются следствиями приложения гуманитарного капитала предприятия. Проведен анализ и обобщение особенностей финансово-хозяйственной деятельности, определен характер их влияния на деловую активность компаний производственной сферы. Выявлены характеристики данной экономической категории, имеющие особое значение в системе управления промышленным предприятием, функционирующим в современной рыночной среде. Составлена и обоснована авторская процедура формирования деловой активности, а также структурирована классификация факторов внешней среды, оказывающих воздействие на протекание бизнес-процессов, следствием чего является получение результатов деловой активности и проявление их в виде продукции, услуг.
формирование деловой активности
управление деловой активностью
классификация факторов
внешние факторы
внутренние факторы
внутрифирменная результативность
хозяйственная деятельность
рыночная среда
человеческий капитал
экономическое содержание
сущность деловой активности
деловая активность
1. Вовлечение в экономический оборот интеллектуального потенциала российских предприятий / НБК-групп. – Москва, 2012. – 18 с.
2. Волочков А. А. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факты) / А. А. Волочков // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24, №3. – С. 22-31.
3. Оценка и механизм повышения деловой активности хозяйствующего субъекта / А. С. Левченко, А. А. Рудычев, И. А. Кузнецова [и др.]. – Белгород : Изд-во БГТУ, 2014. – 139 с.
4. Межуева Е. Н. Теоретические аспекты управления активностью персонала промышленного предприятия / Е. Н. Межуева // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2011. – №5. – С. 97-100.
5. Наконечная Т. В. Организационно-экономическая сущность управления деловой активностью [Электронный ресурс] / Т. В. Наконечная // Управление экономическими системами.– 2013. – № 9. – Режим доступа: http://www.uecs.ru/makroekonomika/item/2365-2013-09-24-08-34-09.
6. Реутов Е. В. Недоверие как социальная проблема: масштабы и проявления / Е. В. Реутов, М. Н. Реутова // Власть. – 2013. – №6. – С. 138-142.
7. Тумилевич Е. Н. Факторы и формы развития малого предпринимательства в регионе / Е. Н. Тумилевич // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Экономика и право. – 2012. – №1. – С.32-42.
8. Фатыхов Р. Р. Формирование деловой активности промышленного предприятия[Текст]:на примере химической отрасли Республики Татарстан : дис. … канд. экон. наук : 08.00.05 / Р. Р. Фатыхов ; [место защиты: Казан.финансово-эконом. ин-т]. – Казань, 2009. – 214 с.
Деловая активность раскрывается во всех сферах хозяйственной деятельности человека. На уровне государства она служит индикатором экономических ожиданий представителей бизнес-сообщества. Предприятиям деловая активность позволяет реализовывать потенциал роста и достижения рыночного лидерства, воплощать планы стратегического развития.

Проблема исследования деловой активности промышленных предприятий не находит должного отражения в отечественной и зарубежной литературе. В то же время современная модернизация российской экономики, курс на импортозамещение, создание высокопроизводительных рабочих мест требуют интенсивного развития производственного сектора. Поэтому потребность в разработке эффективных инструментов управления промышленным предприятием, к которым относится деловая активность, является актуальной теоретической и практической проблемой.

Целью исследования является разработка теоретических и методологических подходов к формированию деловой активности предприятия под влиянием ряда факторов.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: исследовать природу, сущность и экономическое содержание деловой активности предприятия и обосновать факторы формирования деловой активности предприятия.

Деловая активность – это характеристика, прежде всего, качества управления, и, следовательно, человеческого фактора. Именно личностные черты высшего руководителя и его первых заместителей определяют степень деловой активности и успех предприятия.

На человеческий капитал не распространяется право собственности, в отличие от материальных и нематериальных ресурсов, находящихся во владении предприятия. Ценность важнейшего актива –сотрудников компании – можно отразить в балансе лишь косвенно, в составе гудвила. Кредиторская задолженность по заработной плате и расходы на оплату труда дают лишь денежную оценку стоимости привлечения рабочей силы, тогда как реальная ценность человеческого капитала воплощается в ценности продуктов труда, созданных работниками.

Человек, его профессиональные знания, навыки и опыт формируют основу организации – человеческий капитал. Творческие разработки сотрудников, зарегистрированные в виде авторских прав, лицензий, патентов и др., создают интеллектуальный капитал предприятия. Под воздействием факторов внешней среды протекают бизнес-процессы, на выходе которых создаются результаты деловой активности – продукция, работы, услуги.

При этом важно отметить, что если деловую активность рассматривать как процесс (хозяйственную деятельность), то результатом деловой активности будут результаты хозяйственной деятельности независимо от их содержания (прибыль/убыток, производительно/непроизводительно и т.д.).

Если деловую активность рассматривать как характеристику процесса, то результатом деловой активности будет качество результатов хозяйственных операций предприятия. Иными словами, деловая активность определяет, насколько хороши итоги работы предприятия: с точки зрения динамики, степени достижения плановых показателей, в сравнении с конкурентами или другими предприятиями отрасли и т.д. (рис. 1).

 

 

Рис. 1. Схема процесса формирования деловой активности предприятия

Источник: составлено автором

Результаты анализа деловой активности предприятия не только служат важным средством управленческого менеджмента. Деловая активность является действенным каналом продвижения предприятия на рынке. Показатели деловой активности формируют мнение контрагентов при налаживании партнерских отношений. Реализация внутренней функции деловой активности в ее внешних проявлениях заключается в создании непрерывного цикла превращения предприимчивости и умелого управления предприятием в материальные и нематериальные результаты хозяйственной деятельности с дальнейшей трансформацией в накопление делового, экономического, финансового потенциала.

Изучение подходов к интерпретации понятия «деловая активность», исследование ее сущности и проявлений в хозяйственной деятельности предприятия позволяет сформулировать авторское понимание данной экономической категории.

Деловая активность – это:

1) хозяйственная деятельность предприятия, связанная со стремлением максимально эффективно использовать ресурсы в соответствии со стратегическими целями организации; 2) свойство хозяйственной деятельности, внутрифирменная результативность, которая достигается за счет управленческих воздействий и проявляется в интенсивности, скорости и эффективности использования имеющихся ресурсов.

Более глубокое понимание сущности деловой активности промышленного предприятия предполагает рассмотрение особенностей его функционирования в рыночной среде. Главной чертой, которая отличает промышленное предприятие от торгового или предприятия сферы услуг, является наличие стадии производства материальных благ. В связи с этим можно выделить следующие характеристики, общие для всех промышленных предприятий:

– относительно большая доля основных средств в активах;

– зависимость финансовых результатов от технологических факторов производства;

– прямая зависимость от колебаний конъюнктуры на сырьевых рынках;

– необходимость оптимизации логистических и учетных процессов не только при закупке производственных запасов и реализации готовой продукции, но и в процессе внутрипроизводственного управления запасами;

– на «выход» из системы – произведенный продукт – влияют не только внешние или рыночные факторы, но и внутренние условия производственного бизнес-процесса;

– в состав финансового цикла промышленного предприятия входят и стадия снабжения, и стадия реализации, что усложняет процесс бюджетирования и обуславливает важнейшую роль производственного (внутреннего, управленческого) планирования и учета.

Анализ указанных особенностей позволяет определить характер их влияния на деловую активность промышленного предприятия.

1. Низкая маневренность капитала, «обездвиженный» баланс и низкая способность к переливу капитала ограничивают круг экстренных управленческих мер в случае наступления неблагоприятной обстановки на внешнем рынке.

2. Привязка инвестиционного цикла промышленного предприятия к выпуску конкретной продукции.

3. Управление деловой активностью посредством оптимизации финансово-эксплуатационного цикла включает сокращение времени изготовления изделия путем рационализации техники, технологии и организации производства, в т.ч. уменьшение продолжительности хранения незавершенного производства.

4. При выборе рычагов влияния на деловую активность с помощью управления финансовым циклом следует учитывать финансовое состояние промышленной организации.

На основе анализа и обобщения особенностей финансово-хозяйственной деятельности и их влияния на деловую активность компаний производственной сферы можно сделать вывод, что деловая активность промышленного предприятия – это:

1) хозяйственная деятельность, направленная на максимально эффективное использование ресурсов для достижения наивысшей степени конкурентоспособности и устойчивости экономического развития;

2) внутрифирменная результативность производственно-сбытовых процессов, которая проявляется в интенсивности, скорости и эффективности использования имеющихся ресурсов.

Формирование деловой активности представляет собой сложный процесс, на который оказывает влияние широкий спектр внутренних и внешних факторов. Исследование системы факторов формирования деловой активности приобретает особую важность для совершенствования инструментария управления деловой активностью промышленного предприятия.

Для объективного анализа деловой активности необходимо классифицировать движущие силы ее колебаний. Авторская классификация факторов деловой активности представлена на рис. 2. Традиционно факторы группируют по следующим критериям: по способу и характеру воздействия на деловую активность, по источнику возникновения, по территориальному охвату, по возможности точного измерения, содержанию и субъекту возникновения. На наш взгляд, наряду с перечисленными общепринятыми признаками можно добавить следующие группы факторов: по частоте колебаний значений или уровней факторов – устойчивые, неустойчивые и «плавающие»; по форме – материальные и нематериальные; по степени формальности – формальные и неформальные факторы.


 

Рис. 2. Классификация факторов деловой активности промышленного предприятия


По способу воздействия на деловую активность различают прямые и косвенные факторы. Прямыми называются те, которые определяют непосредственно физическую способность к увеличению деловой активности. Косвенные факторы могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. Поэтому по характеру воздействия на деловую активность выделяют стимулирующие (благоприятные) и дестимулирующие (неблагоприятные) факторы.

По источнику возникновения различают факторы мега-, макро-, мезо-, микро- и нано-среды. По территориальному охвату выделяют федеральные, региональные областные, муниципальные, локальные факторы деловой активности. По содержанию факторы деловой активности предприятия делятся на экономические, финансовые, инвестиционные, инновационные, социальные, нормативно-правовые, институциональные, организационно-управленческие, геополитические, природно-климатические, демографические, экологические, этические и т.д. По возможности точного измерения факторы можно разделить на легко измеряемые (количественные) и сложно поддающиеся точной оценке (качественные). По субъекту, решения которого влияют на деловую активность предприятия, различают факторы, зависящие от: государства, собственников и руководителей предприятия, покупателей, поставщиков, общества.

Выделение групп материальных и нематериальных и формальных и неформальных факторов связано с повышением  роли нематериальной составляющей в общественном воспроизводстве, распределении и обмене. Деловой имидж и репутация – это нематериальные активы, ценность которых заключается в возможности их трансформации в материальные блага за счет реализации кредита доверия со стороны внешних и внутренних агентов (целевой аудитории) промышленной компании. Положительный образ, высокий статус промышленного предприятия в глазах общественности и бизнес-сообщества требуют долгосрочного периода формирования. С момента отмены золотовалютного стандарта
в 30-е гг. прошлого века вся хрупкая архитектоника финансового и экономического мира зиждется на категории доверия. По данным социологических исследований, 61% населения Белгородской области считает доверие необходимым условием развития общества [7].

Таким образом, можно сделать вывод, что неформальные отношения становятся важнее формальных Ожидаемый рост вовлечения в официальный экономический оборот результатов интеллектуальной работы, с одной стороны, и усиление роли доверия в партнерских отношениях, с другой, обуславливают необходимость выделения и исследования материальных и нематериальных, формальных и неформальных факторов деловой активности промышленного предприятия.

Рецензенты:

Рудычев А.А., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономика организации производства  БГТУ им. В.Г. Шухова, г. Белгород.

Слинкова О.К., д.э.н., профессор, декан факультета бизнеса и сервиса  НИУ «БелГУ»,             г. Белгород.


Библиографическая ссылка

Гаевая М.М. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20274 (дата обращения: 05.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074