Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАЛЕКТИКА САКРАЛЬНОГО И ПРОФАННОГО В АРКАИМСКОМ МИФЕ

Лобанкова И.П. 1
1 ФГБОУ ВО "Уфимский государственный университет экономики и сервиса"
Диалектика сакрального и профанногов мифологическом сознании выявляет возможность познания сакрального, т.к. сакральное посредством иерофании способно проявляться в мире. Сакральное – атрибут культуры, архетип начала времен, причастный акту космогонии, превращению хаоса в космос, имеющий трансцендентный источник. Жертвоприношение – это связь между сакральным и профанным посредством жертвы. Жертва передаётсакральность из религиозного мира в профанный и наоборот.Жертвоприношения животных на аркаимских некрополях и проведение совместной ритуальной трапезы – это способ выражения социальных отношений. Обряд на площади городищапереносит человека в самое начало, где он вместе с богами совершает акт творения Вселенной. Так, в аркаимском мифе сакральное проявлено через знаковые формы, символы организации пространства и ритуал, регламентирующий отношения между сакральной и профанной сферами культуры.
традиция.
ритуал
символ
миф
трансцендентное
профанное
сакральное
культура
1. Армстронг К. Краткая история мифа. – М.: Открытый мир, 2005. – 128 с.
2. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австалии 1912. / http://sbiblio.com/biblio/archive/durkgeym_elementarnie/
3. Захарян Т.Б. Сакральный символ в языке религии: автореф. дисс. …канд. филос. наук: 09.00.13.– Екатеринбург, 2006.
4. Зданович Г.Б. Могила Учителя или образ горы в культуре «Страны городов» //Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала– Челябинск, 2004.– С. 75-86.
5. Зданович Г.Б.,БатанинаИ.М. «Страна городов» – укрепленные поселения эпохи бронзы XVIII-XVI в. до н.э. на Южном Урале // Аркаим. – Челябинск, 1995.– С. 54-62.
6. Зданович Д.Г. Синташтинское общество: социальные основы «квазигородской» культуры Южного Зауралья эпохи средней бронзы.– Челябинск: Изд.ЧелГУ, 1997. – 93 с.
7. Зданович Д.Г. Жертвоприношения животных в погребальном обряде населения степного Зауралья эпохи средней бронзы: автореф.дис…канд. ист. наук. – Екатеринбург, 2005.
8. Кузьмина Е.Е. Арии – путь на юг. – М.: Летний сад, 2008. – 558 с.
9. Куприянова Е.В. Мир синташтинской культуры: мужчины, женщины, дети /Аркаим. По страницам древней истории Южного Урала.– Челябинск, 2004.– С 117-126.
10. Лобанкова И.П. Опыт реконструкции протогорода на примере историко-археологического памятника Аркаим:дис... канд. культурологии.– Екатеринбург, 2009.
11. Мосс Марсель.Социальные функции священного: избранные произведения / пер. с франц. под общей ред. Утехина И.В. – СПб.: Евразия, 2000. – 448 с.
12. Медведев А.В. Сакральное как причастность к абсолютному / РФО Межвуз. центр образ. Уральск. гос. ун-т им. А.М. Горького. Вып. 13. – Екатеринбург, 1999.
13. Отто Р. Священное: Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / пер. А.М.Руткевича. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2008. –272 с.
14. Пивоваров Д.В. Философия религии. Курслекций. –М., 2001. – 182 с.
15. Топоров В.Н. Фарн// Мифы народов мира. В 2 т. – М.: Сов. энц., 1991. Т. II. –С. 557.
16. Элиаде М. Священное и мирское/ пер. с фр. Н.К. Гарбовского. – М.: МГУ, 1994.
17. ЭлиадеМ. Аспекты мифа/ пер. с фр. В.Большакова. – М.: Инвест-ППП, 1996.

Сакральное (лат. sacrum) - священное, святое, божественное, трансцендентное, почитаемое, охраняемое, культ, поклонение высшим идеалам, первичное бытие; профанное - обыденное, мирское. Сакрализация -придание сверхъестественной силы идеалам, почитание.

Теологическое понимание сакрального: сакральное - производное от Бога. Основатель феноменологии религии Р.Оттосчитает, что сакральное - совершенно Иное. Ему присущи трансцендентность, духовность, совершенство, самодостаточность, вечность, целостность, иррациональность, высшая ценность. Священное недоступно рациональномуосмыслению, не сведено к моральному, включает некий избыток - нуминозное(лат. numen - божественное начало) - трансцендентное божество, грозный, сверхмощный объект, повергающий в трепет. Чувство священного изначально, амбивалентно. Сакральное -укорененность человека в Боге, зависимость от него. Оно притягивает, вызываячувство страха, трепета. Аспекты нуминозного: 1) чувство тварности, 2) тайна, повергающая в трепет, 3) восхищение, 4) безусловная ценность. Трепетная тайна включает величие и энергийность. Отто придал понятию священное метафизический смысл трансцендентного бытия.

Согласно Отто[13], горы, Луна, Солнце становятся «богами» лишь там, где к ним применяется категория нуминозного при воздействии на них нуминозными средствами (магией), при понимании их действий как нуминозных. Природные вещи вступают в преддверие религии, когда они не «помыслены как одушевленные», но «нуминозно почувствованы», чтобы в дальнейшем стать природными божествами, объектами религии.

Всё это - преддверие религиозного чувства, первого самоизливаниянуминозного. Самостоятельным нуминозное становится с появлением идеи «духа», демона (еще без различения «добрых и злых» демонов). Они еще не «сформированы мифом», не «развились из природных божеств», не «произросли из душ», но эти numina могущественных сил почитаются. Они - чистые объективации самого нуминозного чувства. Они возникают не из массовой фантазии, но являются видениями профетических натур. Ибо к этим numina всегда имеет отношение Kahin- первобытная и первоначальная форма пророка. Только им numen переживается в своей изначальности. И лишь там, где было «откровение», возник культ.

На это указывают термины, означавшие первоначальный трепет перед лицом «благородной призрачности», затем они стали обозначать самые низкие и наивысшие формы ужаса. Это «асура» в санскрите. Позже в хинди это выражение для призрака-привидения-демона низшего разряда. Но в древнейшие времена это имя самого возвышенного богаРигведы, ужасающе высокого Варуны. В Персии Ахурамазда - имя единственного бога.

М.Элиаде[16, с.38] уделяет внимание сакральному в синкретической, первоначальной форме, нейтральной добру и злу, обращаясь к невербализованным компонентам сакрального. Рассмотрев диалектику сакрального и профанного (профанное посредством иерофании становится сакральным, сакральное десакрализуясь-профанным), Элиадевыявил возможность познания сакрального, т.к. сакральное черезиерофаниюспособно проявляться в мире. Элиаде связал сакральное с мифологическим временем, профанное- с историей, временной необратимостью, которое уничтожается в мифическом времени. Архетипначала времен -сакральное, имеющее сверхъестественныйтрансцендентный источник.

Согласно Элиаде, «миф излагает сакральную историю, повествует о событии, произошедшем в достопамятные времена «начала всех начал». Миф рассказывает, каким образом воплотиласьреальность, благодаря подвигам сверхъестественных существ. Это всегда рассказ о «творении», в мифе мы стоим у истоков существования «чего-то». Миф говорит только о происшедшем реально, о том, что себя в полной мере проявило»[17, с. 21].

М. Элиаде описывает структуру и функции мифа в первобытных обществах:

1) миф составляет историю подвигов сверхъестественных существ;

2) сказание представляется как абсолютно истинное (т.к. относится к реальному миру) и как сакральное (т.к. это результат творческой деятельности сверхъестественных существ);

3) миф имеет отношение к «созданию», он рассказывает, как что-то явилось в мир, как возникли формы поведения, трудовые навыки; поэтому миф - парадигма актам поведения;

4) познавая миф, человек познает «происхождение» вещей, что позволяет овладеть и манипулировать ими; речь идет о познании, которое «переживается» ритуально, во время ритуального воспроизведения мифа или в ходе обряда (которому он служит основанием);

5) миф «проживается» аудиторией, которая захвачена священной и вдохновляющей мощью воссозданных в памяти и реактуализированных событий[17, с. 27-28].

Мифическое время -сакральное время творения, космогония, превращение хаоса в космос. Первообраз, возникший в мифическое время - образец, имитируемый ритуалом. Ритуал реальное превращает в сакральное, т.к. для истинности существования необходимо соответствие первообразу. «Сакральное: 1) противопоставлено мирскому, 2) проявляется благодаря иерофании, 3) могущественно и всевластно, то есть действенно, 4) «реальное в его совершенстве источник жизни и плодородия» [12 с. 20]. По Элиаде, человек в профанном мире не может обойтись без священного, отсюда необходимость сакрального в культуре. А.В. Медведев отмечает:«сакральное - атрибут культуры, ее имманентное свойство»[12, с. 40]

Философско-социальноетолкование сакрального. Э. Дюркгейм [2] считает, что сакральное - естественноисторическая основа и социальная сущность бытия противостоит эгоистическому существованию. Священное - знак социального поведения, сущностная характеристика религии. Сакральное создано обществом. Религия сакрализует социальные связи. Символ сакрализации - освящение- мирское обретает трансцендентный смысл.

Д.В.Пивоваров[14] приводит систему сакрализации: а) священные идеи (идеология); б) психологические средства убеждения в безусловной истинности идей; в) знаковые формы воплощения святынь, сакраментальных и враждебных символов; г) особая организация; д) практические действия, обряды и церемонии (культ). Если объект сакрализован, то в его реальность верят сильнее, нежели в эмпирически данные вещи. Сакральное чувство цельно.

Т.Б.Захарян считает, что «в мифологическом культе символы - сакрализованные знаки - посредники между человеком и Абсолютом, мистическая связь между сакральным и профанным.Священные предметы - знаки могущества передают энергию святынь и сходны с сакральными архетипами. В мифе сакрализованы боги и базовые идеалы социума. Символ в мифе - абсолютная тайна, он связан с сакральными идеалами, требует вживания, это сакральный знак Абсолюта, диалог с Богом, через него дана трансцендентная реальность, в нём сакрализованы созидательные и разрушительные силы.Связь с Абсолютом достигается через культ и символы ритуала (пространство, архитектура, культовые предметы, одежда). Символы, соединяя сакральный и профанный миры, помогают преодолеть хаос[3].

По К.Армстронгу[1, с. 11-13]в основе мифа пять принципов: 1) опыт столкновения со смертью, страх исчезновения; 2) жертвенный ритуал откупающий от смерти; 3) ритуал на пороге перехода; 4) правила поведения, обеспечивающие возвращение; 5) иная реальность.

Частью религиозной обрядности традиционного общества, раскрывающей аспекты духовной культуры социума, являются жертвоприношения. А. Юбер и М.Мосс[11, с. 96-103] в работе о жертвоприношении  рассматривают понятия «сакральное» и «профанное».

Жертвоприношение - условие существования богов, их пища, бессмертная материя, за счет которой боги живут. Понятия принесения жертвы богу и жертвоприношение бога возникли одновременно. В индоиранском обряде -жертвоприношение бога Сомы (в Ригведе) / Хаомы (в Авесте) -«царя растений», приносимого в жертву весной, или Пуруши (в Ригведе), из него возникают боги, люди, животные, Солнце, Луна -из смерти извлекается жизнь.

Теология объяснила творение мира, отделение стихий от хаоса, ежегодное оживание природы космогоническим мифом о жертвоприношении демиурга.

Жертвоприношение - связь между сакральным и профанным через жертву. Дух, вышедший из жертвы, возносит обет к богам, откупая жертвователя от их гнева. Жертвователь отдает богам их долю и вкушает остатки мяса сакрального животного. Жертва - источник энергии. Освобожденная душа жертвенного животного подпитывает вечную жизнь его вида.

Жертвоприношение -посвящение. Жертва - посредник между профаном, вступающим в отношения с богом и сакральными силами, контакт с которыми для непосвященного опасен. Жертва гибнет, выкупая жертвователя.Жертвователь, принося дары через посредника, вступает в контакт с сакральными предметами и становится сакральным. Жертвоприношение - отречение, жертвователь, отдавая, сохраняет себя, откупаясь от ошибок. В религии отречение - долг: боги требуют жертвы. Жертвоприношение - сделка и долг. Бескорыстие и выгода в форме договора. Профаны пополняют сакральное. Жертва сближает жертвователя и бога.Жертвоприношение и сакральные объекты социальны. В жертвоприношении отказ от собственности поддерживает идеальное существование, восстанавливая равновесие. Отдавая часть вещей, сохраняют общественную норму. Дома окружают защитным кругом святости.

КультурапротогородаАркаим в диалектике сакрального ипрофанного

Аркаим - протогород Зауральской степной цивилизации эпохи бронзы (XXI-XVIII в. до н.э). Основа планировки - два кольца оборонительных сооружений из грунта, сырцовых блоков, дерева, круговая улица, в центре площадь, четыре входа ориентированы по сторонам света. На Южном Урале два десяткатаких протогородов. Территория их распространения названа «Страна городов».Этосинташтинскаяархеологическаякультура, ее признаки: городища овальной, круглой, прямоугольной форм с фортификацией, курганные могильники, отражающие социальную стратификацию общества, захоронение колесниц, лошадей, металлургия бронзы[5, с. 54]. Исследователи (Генинг В.Ф, Кузьмина Е.Е., Смирнов К.Ф., Зданович Г.Б., Пьянков И.В., Стеблин-Каменский И.М., Бойс М., Елизаренкова Т.Я., Иванов Вяч. Вс, AnthonyD.W., Parpola А., Jones-Bley К.) связывают эту культуру с ранними индоиранцами- степными скотоводами эпохи бронзы и локализуют ихпрародину в степях Зауралья.

Согласно Е.Е.Кузьминой, реконструировавшей культуру ариев (индоиранской ветви индоевропейцев) на основе анализа текстов Ригведы, Атхарваведы, Шатапатха-Брахманы, Авесты «сопоставление индоиранских источников с археологическими культурами Древнего мира II тыс. до н.э. позволяет считать наиболее вероятными предками ариев создателей памятников Синташта - Аркаим на Урале XXI-XVIII в. до н.э.» [8, с. 4].

Мифологический континуум Аркаима способствовал социокультурной целостности общности. Мифотворческое воображение, основанное на осознании себя частью космоса, вносило символические структуры в реальность, воплощая в моделях городов, могильников, очагов свое представление о мире. Картина мира построена в виде реальной модели, и человек жил в ее космических кругах и квадратах (индоиранские аналогии в архитектурно-планировочном решении городища Аркаим- гипотетическом архетипе индоиранской вары, мандалы, колеса со спицами - космической модели, с которой человек взаимодействовал через ритуал, производство предметов быта, украшений, архитектуры, формы которой несли семантическую нагрузку; параллели между аркаимским мифом и индоиранскими мифами Ригведы и Авесты - культы коня, колесницы, огня, предков; соблюдение рита ведийского закона цикличности космических явлений, ритуала; металлургия - ритуальное действо; идея центричности в плане городища и индоиранской модели мира) [10].Об обрядах поклонения огню, солнцу можно судить по прокалам огня в храмово-погребальном комплексе Большого Синташтинского кургана, на городской площади; солярным свастическим знакам-символам в плане городища, орнаментах на предметах обихода, украшениях, керамике; жертвоприношениям богу Агни на дне колодца-печи - модели мира; ритуальному сожжению города.

Любое понятие у древних предстает в абстрактном и конкретном аспектах, в диалектике сакрального и профанного. В центре площади Аркаима, ориентированной на северо-восток (в Ригведе это направление связано с богами), выявлены следы прокалов от огня, горящего в ритуальные праздники. Площадь -место социальных контактов, ритуальных действ, центр, прорыв уровней, сакральное пространство, где происходит иерофания, проявляются образы, идущие с Неба. Профанное пространство площади посредством иерофании становится сакральным. Связь между Небом и Землей используется для жертвоприношений богам. Аркаимцы, как и ведические, и авестийские арии - огнепоклонники. Агни - посредник между людьми и богами,«доставляет» жертвы богам. Идея возможности общения с Небом обозначается центральным столбом жилища, спроецированным в Центр Мира. Жертвенник и дом делают возможным прорыв уровня, восхождение на Небо. Стремление определить место жизни в центре мира характерно для любого локального сообщества: чтобы обрести устойчивость, место должно быть спроецировано на Центр Мира - сакрализованный символ мистической связи между сакральным и профанным, человеком и Абсолютом.

Согласно Г.Б. Здановичу, «зафиксированные на ярусных уступах погребально-храмового комплекса Синташты мощные прокалы - следы огня, горевшего длительное время в дни ритуальных праздников, остатки вертикально поставленных столбов вписываются в мифологему горы - огненного начала, древа жизни. Огонь - ведийский бог Агни - посредник между людьми и богами приводит богов на жертвоприношение. Жертвенный огонь и жертвенный столб - священное место, центр - опора вселенной, мировое древо, место первотворения - черты мировоззрения архаических культур. Обряд, совершаемый в священном месте у жертвенного столба, освобождает человека от времени и переносит его в самое начало, где он вместе с богами совершает акт творения Вселенной. Курган храмового комплекса размещением в пространстве, архитектурным решением, следами культовых действий (столбы, прокалы) заключает культурный текст. Курган - образ горы объединяет миры небесный, земной, подземный, это ось вселенной, через неё проходит константа циклического времени, нуждающегося в новых актах творения и умирания» [4, с.80-81].

Так, в Аркаиме действенна универсальная символика центра, варьирующая элементы мифопоэтических категорий творений мира: мировой горы, древа, оси, священного города -сакральная связь cтрансцендентным миром и высшими ценностями.

В погребальном обряде синташтинской культуры- индоиранские аналогии: ритуал с избыточным жертвоприношением животных - это стремление защитить умершего от врага (курган-гора -гарант незыблемости вселенского порядка; культовые предметы; колесницы - символ солнца; костяки лошадей, их каменные фигурки - проводники человека в потусторонний мир; погребальные сосуды - вместилище космических подземных вод с корнями мирового древа, гора, которую пробил Индра, выпуская воды); «сезонные обряды почитания предков - «богослужение» в процессе трапезы из забитых животных сопровождаемой декламацией гимнов в погребальных комплексах: прокалы от ритуального огня в Большом Синташтинском кургане, связанном с почитанием огня, предков; поминально-родовые жертвенники на южной стороне могильника Аркаим сооружены в весенний период - «страна предков» аркаимцев и царство мертвых Ямы в Ригведе находились на юге. В погребальном обряде - идеализируемая, эстетизированная действительность» [6, с.23]. В погребениях театрализованное восприятие мира: «телу умершего, погребальному инвентарю, жертвенным животным, как участникам спектакля, придавалось положение, имеющее символическое значение. Погребальный обряд отражает идеальную сторону социальных отношений» [9, с.117].

Согласно Д.Г. Здановичу[7], жертвоприношение животных - обязательная черта синташтинского погребального обряда. На одного погребенного - не менее пяти жертвенных животных (лошадь, рогатый скот). В жертвоприношении доминируют здоровые самки в возрасте активной репродукции, жеребцы и детеныши животных. Три типа жертвенных комплексов: 1) сопроводительные - внутри могильных ям одновременно с человеческим захоронением;2) «прощально-поминальные» - в ямках на погребальной площадке, в надмогильных насыпях, связаны с конкретными могилами; 3) жертвенники,обращенные к «предкам» или хтоническому божеству, связанному с культом предков -в крупных ямах в южной части могильника  - через обряд поддержание связимежду умершими и живыми.

Тема ритуала жертвоприношения животных в синташтинском погребальном обряде сопоставима с архаическими слоями концепта «фарн» иранцев. Иранский «фарн» (др.иран. hvarnah) - солнечное, сакральное, державное начало, божественный огонь, благодатная божественная сущность, судьба; воплощается в богатстве, детях, скоте, здоровье (15,с.557).

Д.Г.Зданович[7] моделирует предметные смыслы синташтинского фарна - плодородие, изобилие, размножение. Общий элемент обрядов жертвоприношения на некрополях- проведение совместной ритуальной трапезы - способ выражения социальных отношений. Это и трапезы с «участием» божеств и умерших. Тема пищи и трапезы - один из аспектов темы размножения и плодородия. Темы обряда - брак, материнство, близнечная, колесничная тема, допускающая космологические, символические, транспортные, военно-ритуальные толкования. Жертвоприношению могли придавать космогоническое значение(как вРигведе).

Заключение

Так, варкаимском мифе сакральное проявлено через знаковые формы, символы организации пространства и ритуал, регламентирующий отношения между сакральной и профанной сферами культуры.Профанное посредством иерофании становится сакральным, сакральное, десакрализуясь, -профанным.Вдревности сущность вещей отождествляли с происхождением. Аркаим - культурный символ, имеющий сакральную силу мифологических символов с архетипическим содержанием, отражающим представления о сущности вещей, явлений и процессов земного, социального и небесного, сверхъестественного характера, превратился в загадку, разгадывание её погружает во внутреннюю жизнь аркаимской культуры.

Рецензенты:

Вильданов У.С., д.ф.н., профессор, заведующий кафедрой социальной работы ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Уфа;

Зарипов А.Я., д.ф.н.,профессор кафедры философии ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа.


Библиографическая ссылка

Лобанкова И.П. ДИАЛЕКТИКА САКРАЛЬНОГО И ПРОФАННОГО В АРКАИМСКОМ МИФЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20269 (дата обращения: 08.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674