Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ

Койчуева А.С. 1 Семенова А.А. 1
1 Карачаево-Черкесский Государственный университет им. У. Д. Алиева
В статье рассматриваются основные пути эффективного взаимодействия школы и семьи для решения проблемы формирования у детей устойчивых нравственных ценностей, в числе которых разработанные педагогические условия и модель, а также разработанный критериальный аппарат, в котором выделены основные критерии формирования семейных нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы (интеллектуально-познавательный,мотивационно-потребностный,эмоционально-ценностный,деятельностно-практический). В работе рассматривается роль спецкурса «Нравственные ценности в современном обществе» (национально-региональный компонент), который по результатам исследования оптимизировал процесс взаимодействия школы и семьи в формировании нравственных ценностей.
критерии и показатели сформированности нравственных ценностей
опытно-экспериментальная работа
взаимодействие семьи и школы
семейные нравственные ценности
формирование ценностей
ценности
1. Азимова Н.Э. Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения [Текст] / Н. Э. Азимова // Молодой ученый. – 2011. – № 5, Т.2. – С. 117-118.
2. Антилогова Л.Н. Психологические механизмы развития нравственного сознания личности: автореф.дисс... д-ра психол.наук: 19.00.01 /Новосиб. гос. пед. ун-т [Текст] / Л.Н.Антилогова. – Новосибирск, 1999. – 43с.
3. Аплетаев М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения: Монография [Текст] / М.Н.Аплетаев. – Омск: Изд-во Омского гос.пед. ин-та, 1998. – 256с.
4. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в условиях модернизации. – Ростов н/Д., 2002.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2009.
6. Шемшурина А.И. Смысложизненные аспекты нравственно-этического воспитания в современной школе [Текст] / А.И.Шемшурина // Этическое воспитание. – 2004. – № 1. – С. 13-19.
7.Щуркова Н.Е. За гранью урока (о внеклассной работе со школьниками) [Текст]/ Н.Е.Щуркова. – М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. – 192с.

В российском обществе все более явно прослеживаются такие явления, как снижение ориентации на нравственные ценности,   ценностная аномия,  отход от нравственных норм, декларируемых народной педагогикой, которые ряд ученых считают проявлением «системного духовного кризиса» (В.В. Абраменкова, В.А.Беляева, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, А.В.Кирьякова, А.С.Койчуева, Н.В. Маслов, В.М. Меньшиков,  Н.Д. Никандров,   В. И. Слободчиков,  В. Ю. Троицкий и др.).  Среди значительной части учащихся общеобразовательных школ обостряются межличностные конфликты, основанные на низкой нравственной культуре  подростков, проявляются бездуховность, жестокость, нивелируются сущность таких  понятий, как  доброта, человечность,  справедливость, милосердие, чуткость,  теряется значимость таких нравственных категорий, как долг, ответственность, сострадание и др., наблюдается асоциальное поведение, связанное с недостаточным развитием нравственных чувств, нравственного сознания, воли [2;4;7].

Несмотря на то, что в педагогической практике обоснованы педагогические условия нравственного воспитания и актуализации нравственных поступков школьников (И.С. Марьенко, Е.В. Фадич, М.И.Шилова, Н.Е. Щуркова,), обоснованы теоретические предпосылки формирования ценностных ориентаций в учебно-воспитательном процессе школы (З.И.Васильева, А.В.Кирьякова, А.С.Койчуева, Л.Ф.Михальцова), изучены вопросы формирования нравственных потребностей личности (Г.П.Мусаелян, И.Ю.Хитарова). Проблема формирования нравственных ценностей и многие другие вопросы нравственного воспитания нуждаются в осмыслении, переработке методов ценностно ориентированной работы  и применении новых  воспитательных педагогических технологий[2;3;4;6;7].

В этом направлении в отечественной педагогике делается многое - определены теоретико-методологические предпосылки и основные подходы, в числе которых - аксиологический, личностно-деятельностный,персонологический, системный, личностно-ориентированный, культурологический, антропологический, фамилистический, этнопедагогический. Нормативно правовой и методологической основой программы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся  в системе общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», отражение  идей  нравственного обновления в новых образовательных стандартах, в Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России и др.[5].

Исследование современной педагогической практики свидетельствует о том, что большинство родителей и педагогов в настоящее время испытывают затруднения в поиске эффективных путей взаимодействия школы и семьи для  решения проблемы формирования у детей устойчивых  нравственных ценностей, обеспечивающих жизнеспособность современного общества.

 Особенно остро стоит проблема формирования нравственных ценностей у старшеклассников, над которой работают все воспитательные институты российского государства, проводятся теоретические исследования, вводятся новые средства и методы работы с молодёжью.

     Вместе с тем, проблема формирования нравственных ценностей наталкивается на ряд сложностей, которые вытекают из противоречий, наблюдающихся в современном российском  обществе,  главной из которых является необходимость организации процесса нравственного воспитания во взаимодействии  семьи и школы  на основе семейных и общественных  нравственных ценностей и  недостаточной работой  социальных институтов по   реализации этой задачи .

С учетом необходимости разрешения противоречий осуществлен выбор темы настоящего исследования «Педагогические условия формирования  нравственных ценностей у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы», проблема которого сформулирована следующим образом: определение совокупности педагогических условий, обеспечивающих успешность процесса  формирования нравственных ценностей у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы.

Решение данной проблемы составляет цель исследования:теоретически обосновать концепцию формирования у старшеклассников нравственных ценностей в процессе взаимодействия семьи и школы и выявить педагогические условия ее реализации.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели и гипотезы были сформулированы следующие задачи исследования:

1.Определить сущность, теоретико-методологические основы формирования у старшеклассников нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы.

2.Раскрыть воспитательную сущность семейных нравственных ценностей и особенности их формирования в семье и школе.

3. Обосновать концепцию формирования нравственных ценностей старшеклассников и на её основе разработать  интегративную  модель взаимодействия семьи и школы по формированию у старшеклассников нравственных ценностей, в которой представлены закономерности, принципы, функции, этапы формирования и  компоненты: ценностно-целевой,  критериально-оценочный, организационно-содержательный,  результативный.

4.Разработать   педагогические условия оптимизации  формирования у старшеклассников нравственных ценностей в процессе взаимодействия семьи и школы.

Таким образом, основными педагогическими условиями эффективного формирования у старшеклассников семейных и социально значимых нравственных ценностей при взаимодействии семьи и школы в контексте системного, аксиологического, личностно-деятельностного, культурологического, антропологического и фамилистического подходов являются следующие: 

- создание единого воспитательного пространства, использование педагогами и родителями знаний о нравственных ценностях и приобщение к ним в ходе обучения и воспитания в семье и школе;    

-создание условий для родительского всеобуча (опережающего педагогического просвещения родителей  по формированию у старшеклассников нравственных семейных и социально значимых ценностей);

-формирование нравственных ценностей в ходе взаимосвязанной деятельности семьи и школы, разработка технологии «Нравственные    требования к личности  старшеклассника в современной социокультурной ситуации» (включение старшеклассников в исследовательскую деятельность по изучению  нравственных ценностей,  волонтерскую работу, обеспечивающую преемственность этнических традиций взаимопомощи, милосердия, покровительства и помощи старым, больным, беспомощным, сиротам и др.);

-разработка концепции и модели формирования нравственных ценностей с участием родителей, учителей, семьи, педагогического коллектива, коллектива учащихся школы в ходе взаимодействия семьи и школы;

 -определение критериев, показателей, уровней  сформированности у старшеклассников нравственных ценностей;

-анализ результатов опытно-экспериментальной работы и их интерпретация.

Эффективными средством   формирования у старшеклассников нравственных ценностей является совокупность традиционных и инновационных форм, их интеграция в процессе воспитательной деятельности семьи и школы[6].

На основе разработанной Концепции нами была разработана структурная модель формирования   нравственных ценностей  личности на основе взаимодействия семьи и школы.

Модель  включает такие составляющие, как целевая, содержательная, процессуальная, оценочно-результативная, каждая из которых является основойопытно-экспериментальной работы и определяет этапы формирования   нравственных ценностей  личности на основе взаимодействия семьи и школы. Выделение критериев типологических групп с различным уровнем нравственной позиции является существенным для рассмотрения путей оптимизации освоения нравственных ценностей школьной молодежью во внеучебной и внеклассной работе. Нами был разработан критериальный аппарат, в котором  выделены   основные  критерии формирования семейных нравственных ценностей во взаимодействии семьи и школы -интеллектуально-познавательный, мотивационно-потребностный, эмоционально-ценностный,  деятельностно-практический.

На первом этапе реализации модели (первый год обучения) накопление знаний о нравственных ценностях  осуществлялось в ходе реализации  авторского курса «Нравственные ценности в  современном обществе», включающего 36 занятий, частота проведения которых составляла 1 раз в неделю.

Второй этап реализации модели предполагал запуск  программы формирования  нравственных ценностей на основе взаимодействия семьи и школы в учебной и внеучебной деятельности. Она состояла как в обучении, так и в расширении общественно-полезных видов деятельности и предполагало  общение старшеклассников  с подопечными Дома ребенка и других социальных учреждений, ожидающими понимания, соучастия, сопереживания, общения, что вызывало со стороны учащихся  проявление эмпатии и сердечного отношения. Тем самым происходило эмоциональное изменение духовно-нравственного состояния. Эти же позитивные изменения  происходили в процессе работы дискуссионного клуба, тематика заседаний которого включала вопросы воспитания, развития человека, его отношений с миром и людьми.

На заключительном,  третьем этапе реализации модели была продолжена работа старшеклассников по совместному участию семьи и школы  в социальных акциях, что влияло на ориентацию  на базовые национальные  нравственные ценности.

Изучение  курса «Нравственные ценности в  современном обществе» (национально-региональный компонент) имело целью теоретико-практическое обобщение накопленного в процессе опыта социальной эмпатии.

На этапе формирующего эксперимента были проведены два среза: промежуточный и итоговый. По их результатам отмечено, что педагогическая технология «Нравственные    требования к личности  старшеклассника в современной социокультурной ситуации»  входила как составная часть   в содержание факультативного  курса   «Нравственные ценности в  современном обществе» и прошла апробацию   в опытно- экспериментальной работе, которая предусматривала  ряд инноваций в  интегрированной воспитательной работе семьи и школы.  

Занятия со старшеклассниками согласно рекомендациям учёных  были организованы   как  в традиционной форме,   так и с использованием нетрадиционных  форм работы, например, в форме тренинга с использованием игровых ситуаций, проблемных заданий и упражнений с учётом моральных требований современного общества и  этноса, уроков  по  взаимодействию с родителями, помогающим  в  «погружения в атмосферу этноса»,   уроков-тренингов по  использованию  основ нравственной  и  соционормативной культуры,КТД, фестивалей, диспутов, конференций,  викторин, праздников  культуры  народов мира  и т.д.

Основными критериями являются:   интеллектуально-познавательный, мотивационно-потребностный, эмоционально-ценностный, деятельностно-практический, а показателями сформированности у старшеклассников нравственных ценностей являются следующие: сформированность знаний о ценностях, наличие мотивов, потребностей в их познании, позитивное  отношение  к нравственным ценностям, руководство ими в процессе жизнедеятельности в современном социуме, приобщение к нравственным ценностям семьи, рода, народа, общества с  формированием ценностных ориентаций на личностные и социально значимые нравственные ценности, стремлением к национальному воспитательному идеалу, что обеспечивает успешность их готовности к  жизни, гражданским обязанностям.

Введение новых форм работы основывалось на том, что новая педагогическая технология  - это комплекс новых систематизированных, научно-теоретически и методически основанных форм, способов и средств процесса образования и воспитания. При сообразности смысла, формы, способа и средства обеспечивается целостность цели, задачи, деятельности и педагогического результата[1,c.117-118].

Большую роль  в оптимизации нравственных ценностей  сыграло  оперативное управление экспериментом, направленное на  формирование учителями-предметниками, классными руководителями, воспитателями и родителями   нравственных ценностей у старшеклассников в ходе взаимосвязанной деятельности - праздников,  вечеров,  «погружений  в атмосферу этнической и  российской культуры», викторин  на знание персоналий из российской истории, покрывших себя славой в служении Отечеству, тематических вечеров «Мораль и этика», «Нравственные основы российского общества: Кодексы чести», а также   праздников этнической  культуры,этноэтикета, бесед-интервью «Что тебе нравится в этических традициях  твоего народа ?»  и др. 

   Учитывая, что внутренняя позиция личности обнажается в поведении, мы проводили наблюдения за поведением старшеклассников. Следуя указанным рекомендациям, мы использовали  эффективный способ диагностики поведения - метод воспитывающих ситуаций. Он позволяет в единстве решать две задачи: диагностировать уровень развития требуемых качеств и воспитывать эти качества. Воспитывающая ситуация - это естественная или преднамеренно созданная обстановка, в которой воспитанник вынужден действовать и в своих действиях обнаружить уровень сформированности у него определенных качеств. Естественными ситуациями полна повседневная жизнь на уроках, переменах, в столовой, школьном дворе и т.д.Результаты этих наблюдений мы отмечали согласно критериальной шкале по показателям.Регистрация результатов диагностики  осуществлялась по   шестибалльной  шкале: +1 (готовность к положительным проявлениям); + 2 (устремленность к положительным действиям); +3 (устойчивость, активность при совершении положительных действий); 0 (нейтральная позиция); - 1 (готовность к отрицательным проявлениям); - 2 (устремленность к отрицательным действиям); - 3 (антиобщественное поведение).

 Согласно результатам, старшеклассники были распределены  по следующим  уровнямсформированности нравственных ценностей  личности - высокий, достаточный,  тревожный,  критический.В показатели входило наличие знаний о нравственных ценностях, сформированность нравственного сознания, следование  нравственным  требованиям, декларированными  этими ценностями  в  поведении,  активность  старшеклассников  во внеучебной работе  (акциях, мероприятиях). 

Что касается совместной деятельности, то  включение старшеклассников в разные виды работы, в т.ч.волонтерскую деятельность, происходило во время   совместных с родителями  социально значимых акций, работы с подшефными школами для детей-сирот, благотворительных мероприятий, обеспечивающих  преемственность этнических традиций взаимопомощи, милосердия, покровительства и помощи старым, больным, беспомощным, сиротам, в которых принимали участие  как учителя, так и родители. 

 Также  старшеклассники привлекались к участию  в научно-исследовательской деятельности по изучению культурно-исторического наследия, в частности, нравственных ценностей в семьях, имеющих представителей старшего поколения - для записи рассказов о высоконравственных поступках, героизме и патриотизме народа, нравственных  основах морально-этических традиций и т.д.  Впоследствии все эти материалы передавались в школьный музей, использовались для классных часов, этических бесед, диспутов,  встреч с  писателями и  поэтами.

Выводы. Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что использование совокупности педагогических условий формирования нравственных ценностей  на основе взаимодействия семьи и школы показали свою состоятельность, т.к. в таком  разрезе   осуществляется более глубокая форма взаимосвязи содержательных компонентов воспитательного процесса, который  формирует нравственные ценности старшеклассников, такие, как честь, совесть, эмпатия, милосердие, любовь к членам семьи, уважение  к старшим, патриотизм, интернационализм и др., что повышает  готовность к исполнению общественного нравственного императива и моральных требований современного российского общества. Большую роль в оптимизации этого процесса сыграло введение в содержание национально-регионального компонента спецкурса  «Нравственные ценности в  современном обществе», использование инновационных форм обучения и воспитания, педагогической технологии формирования у старшеклассников нравственных ценностей, основанной  на интеграции традиционных и инновационных форм и методов воспитания во взаимодействии семьи и школы, использование этих знаний при организации внеучебной и внеклассной работы.Изучение учащимися содержания  нравственных ценностей и этнокультурных  народных традиций с целью  ориентации  на базовые национальные  нравственные ценности привело к положительным результатам, что видно из следующего: число старшеклассников  по  уровнямсформированности нравственных ценностей  личности до эксперимента составляло:высокий(приближающийся к идеальному) - 18,95%; достаточный   уровень - 34,27%;  тревожный    уровень - 27,41%;  критический   уровень  - 19,35% ; после него - 31,45% %;  49,19  %;   10,48 % % и 8,87 % соответственно, что показывает положительную динамику их развития.

 

Рецензенты:

Гурина И.А., д.п.н., профессор,профессор кафедры ЭАТ Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, г.Черкесск;

Батчаева Х.Х., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики и педагогических технологий, Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, г. Карачаевск.

 

 

 


Библиографическая ссылка

Койчуева А.С., Семенова А.А. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕМЕЙНЫХ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20267 (дата обращения: 19.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074