Повышению мотивации студентов к обучению и готовности осуществлять трудовые функции учителя, формированию у них профессионально необходимых компетенций способствуют широко используемые в проекте инновационные технологии, среди которых -наиболее популярная в педагогическом образовании case-study. По замечанию О.Г. Смоляниновой, кейс - не просто правдивое описание событий, а «единый информационный комплекс» [8], позволяющий понять ситуацию. «Грамотно изготовленный кейс провоцирует дискуссию, привязывая студентов к реальным фактам, позволяет промоделировать реальную проблему, с которой в дальнейшем придется столкнуться на практике. Кроме того, кейсы развивают аналитические, исследовательские, коммуникативные навыки, вырабатывают умения анализировать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие решения» [8].
При реализации проекта будущие педагоги имеют возможность во время учебной практики наблюдать воочию процесс обучения младших школьников, осмыслять его результаты, соотносить их с требованиями ФГОС начального общего образования и ожиданиями учителя. Кейс-метод и предполагает описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и которая содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. «Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение» [5]. Решение кейсовых заданий способствует формированию у студентов ключевых компетенций [2], «готовности будущего педагога к решению профессиональных задач разного уровня сложности в динамических условиях профессиональной деятельности в сфере образования» [3]. Кейсовые задания, разработанные на основе конкретной реальной ситуации, которую студенты наблюдали во время практики, могут стать средством развития «у будущих учителей способностей к выявлению и идентификации педагогических проблем, принятию профессиональных решений, оценке их эффективности, видению альтернатив, прогнозированию дальнейшего хода развития ситуации, извлечению уроков из предыдущего опыта» [10]. Решение кейсовых заданий способствует «включению в профессиональную деятельность» будущих педагогов и может быть оценено как «ответственный этап профессионального становления молодого учителя» [4].
Так, во время учебной практики, наблюдая за работой учителя, принимая участие в проверке домашних заданий, в организации внеклассной работы, студенты были задействованы в подготовке учеников 3 класса к изучению сказок зарубежных писателей. Ребята прочитали дома известную французскую сказку «Красавица и чудовище», а затем написали отзывы о прочитанном.
В кейсе представлены сочинения Кристины Ж., Алексея М., Максима З., Виктории П., составляющие наиболее важную его часть и позволяющие определить, какие универсальные учебные действия у учащихся сформированы хорошо, а какие - недостаточно. Сочинения третьеклассников приводятся с незначительной корректировкой орфографии, синтаксиса, лексики.
Кристина Ж.: «Мы недавно читали французскую сказку «Красавица и чудовище». У меня сложилось двоякое впечатление: сказка мне и понравилась и не очень.
Я бы написала так: «Жила-была богатая семья. У купца было шесть детей: три дочери и три сына. Младшую дочь звали Красавица. Две старшие сестры ее не любили.
Ехал купец с базара домой и увидел розовый куст. Сорвал он одну розу, и вдруг ветер поднялся. Вышло из кустов чудовище и сказало купцу, чтобы тот сказал младшей дочери, что она должна завтра же прийти к кусту. Красавица пришла. Из куста вышел король и предложил ей свою руку и сердце. Красавица согласилась, и жили они долго и счастливо".
Мне понравилась Красавица тем, что она была добрая, всеми любимая, наводила в доме порядок»
Алексей М.: «Мне понравилась сказка, потому что в ней интересно рассказывается о том, какое было чудовище, как оно играло, как относилось к купеческим дочкам, как потом оно превратилось в принца.
Если бы такие чудовища были бы на нашей планете, то я бы их всех убил, даже если они были бы гигантами. Пусть знают, как губить людей.
Красавица мне понравилась, потому что она была спокойная и всегда помогала отцу. Ее сестры не любили Красавицу».
Максим З.: «Я прочитал французскую сказку "Красавица и чудовище". Мне понравилось чудовище. Зверь был и добрый и злой. Я бы сделал его злым. Мне очень понравились купец и Красавица. Они были добрыми.
Я бы изменил сказку. Я бы сделал так, чтобы одна из старших дочек поехала к чудовищу. И когда чудовище умирало бы, то она сказала ему: "Я любила тебя только из-за богатства. А теперь я уезжаю".
Я бы убрал из сказки фею и рассказ о том, как купец роздал долги и стал бедным. Я задаюсь вопросом о том, почему чудовище дало купцу сундук. В остальном сказка очень хорошая».
Виктория П.: «Однажды я прочитала сказку "Красавица и чудовище". Мне понравилось, что красавица и чудовище поженились. Когда красавица согласилась стать женой Чудовища, то оно превратилось в прекрасного принца.
В целом мне сказка понравилась, но был момент, который бы я изменила. Мне не понравилось, что Чудовище стало умирать. Было его жалко. Я бы сделала так, чтобы Чудовище не умирало, а скучало, потому что Красавица не возвращалась. Сказка очень интересная, особенно мне понравилась Красавица: она добрая, нежная, заботливая, и у нее доброе сердце. Спасибо автору за то, что он написал эту сказку!»
В кейсе содержится описание контекста ситуации (время, место, характеристика действия, его участников). Определен следующий контекст сочинений 3-классников: «Учащиеся занимаются по программе начального общего образования "Гармония", по учебнику Кубасовой О.В. Литературное чтение. Сказку "Красавица и чудовище" 3-классники изучают по теме "Любовь волшебная страна" (урок № 116-117 в тематическом планировании). Сочинения написаны после самостоятельного чтения сказки ребятами дома.
Студентам в кейсе предлагаются следующие вопросы и задания:
- На основании сочинений 3-классников укажите, какие УУД успешно формируются у младших школьников.
- Проанализируйте сочинения учащихся с точки зрения адекватности оценки системы персонажей сказки "Красавица и Чудовище".
- Основываясь на сочинениях 3-классников, укажите, какие важнейшие характеристики персонажей (купца, чудовища, доброй феи и др.) не были замечены учащимися.
- Определите отраженные в сказке "Красавица и чудовище" ситуации нравственного выбора, в которых оказываются различные персонажи сказки. Разработайте конспект урока, в котором основное внимание уделите проектированию ситуаций и событий , развивающих эмоционально-нравственную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации младшего школьника).
В качестве приложения в кейсе представлены следующие материалы, которые должны помочь студентам справиться с заданием:
1. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся [7];
2. Кубасова О.В. Формирования универсальных учебных действий средствами предмета «Литературное чтение» [6];
3. Сказка «Красавица и чудовище».
Итак, студенты, проанализировав сочинения, должны решить, в какой степени сформированы у 3-классников УУД, насколько полно ребята восприняли художественно выраженную идею сказки, в какой степени адекватными были эмоциональные переживания школьников, вызванные чтением сказки. Т.о. представленная в кейсе проблема имеет комплексный характер.
Присутствие на уроках чтения и анализ сочинений третьеклассников позволил студентам определить успешно формируемые универсальные учебные действия. Характеризуя личностные качества учащихся, будущие педагоги указывали на их положительную мотивацию к урокам литературного чтения и к чтению книг: детям нравится читать, они с удовольствием идут на урок чтения. У 3-классников ярко выражена потребность в нравственно-эстетической ориентации в прочитанном (в качестве базисных ценностей школьники указывают благодарность и честность купца, доброту героини, ее милосердие и честность, осознание ею дочернего долга и др.), они пытаются формулировать идею сказки, самоопределиться в отношении к персонажам произведения (Кристина Ж.: «У меня сложилось двоякое впечатление: сказка мне и понравилась и не очень»; Максим З.: «Мне понравилось чудовище. Зверь был и добрый, и злой» и т.д.).
При выполнении этого задания 3-классники проявили такие регулятивные УУД, как способность понимать учебное задание, осуществлять последовательность действий в соответствии с указанием учителя (дать оценку сказке: указать, что понравилось и что не понравилось) и др.
Наиболее полно будущие учителя начальных классов охарактеризовали формируемые у 3-классников познавательные УУД, к которым студенты отнесли способность учеников понимать прочитанное, устанавливать логическую причинно-следственную связь событий и действий героев, сравнивать их, обосновывать свои утверждения и т.д.
Анализируемые сочинения позволили студентам говорить и о коммуникативных УУД младших школьников: способности ребят выражать свою точку зрения, аргументировать высказывания.
Выполняя кейсовое задание, студенты обратили внимание на отзыв Алексея М., который отметил, что сказка ему понравилась («... в ней интересно рассказывается о том, какое было чудовище, как оно играло, как относилось к купеческим дочкам, как потом оно превратилось в принца»). Но пытаясь определиться в своем отношении к чудовищу, мальчик продемонстрировал одностороннюю оценку персонажа («Если бы такие чудовища были бы на нашей планете, то я бы их всех убил, даже если они были бы гигантами. Пусть знают, как губить людей»). Алексей М. не понял мотивы действия чудовища: пока этот персонаж одаривал своих гостей - они были в безопасности. Как только купец без разрешения хозяина сорвал розу, чудовище решает его наказать. Ученик не обратил внимания и на то, что принц был превращен в чудовище злой феей, т.е. он был ее противником, а значит, ему должно сочувствовать.
Уроки литературного чтения более эффективно, чем какие-либо другие, позволяют успешно «формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру средствами предметного содержания» [1]. Так, отзыв Максима З. свидетельствует о том, что ребенок почувствовал сложность образа чудовища («Зверь был и добрый и злой») и решил сделать его однозначным («Я бы сделал его злым»), опираясь, очевидно, на угрозы чудовища купцу. Мальчику легче определить свое отношение к более однозначному персонажу, которого он за жестокосердное отношение наказывает, дав ему в невесты одну из старших дочек, не способных испытывать искреннее чувство.
Размышляя о том, как привлечь внимание ребят к тем характеристикам персонажей, которые не были замечены детьми, студенты предлагали использовать на уроке творческие пересказы фрагментов сказки с изменением лица рассказчика. Например, при пересказе первого фрагмента от лица купца можно попросить ученика не только сообщать о происшедших событиях, но и объяснять мотивы действия купца (описать отношение дочерей к нему; объяснить, почему он разорился; описать его радость по поводу его найденного корабля; предположить, какие чувства он испытывал от возможности отдать долги; что он почувствовал, когда остался без денег и т.д.). Возможно, такой пересказ позволит ребятам увидеть в купце не только честного человека, но и героя, для которого характерна верность купеческому слову.
Для выявления характерных черт персонажей можно использовать и привычное для младших школьников инсценирование, но усложнить его комментированием от лица автора или самого персонажа в виде «реплики в сторону» («реплики в зал»), открывающей истинные чувства этого персонажа, его отношение к другим действующим лицам [9]. Например, «пояснения» чудовища, награждающего купца сундуком золота (за честность, за правдивость, за стремление отдать долги во что бы то ни стало, за нежелание лгать и др.), по предположению студентов, позволят ребятам не только понять этот поступок чудовища, но одновременно увидеть в этом персонаже привлекательные качества (готовность за добро платить добром, желание помочь обедневшему честному человеку и др.). Интересны будут комментарии к поведению старших дочерей купца, сделанные от их лица школьниками.
После указанной творческой работы студенты планируют предложить школьникам подумать о том, как бы они сами поступили, если бы оказались на месте героев французской сказки, как бы они вели себя в аналогичной жизненной ситуации (надо было отдать долг; завидовал другому человеку и т.д.).
При решении кейсового задания будущие педагоги не только извлекли из французской сказки информацию о ценностных ориентирах героев, но и проектировали условия проявления эмоций и ценностных ориентиров 3-классников, разработав конспекты урока. Кейсовые задания подобного типа позволяют студентам увидеть в анализе художественного произведения не просто учебное действие, но богатый жизненный материал, позволяющий педагогу формировать мировоззрение ученика, его эмоционально-ценностное отношение к миру и окружающим людям.
Статья подготовлена в рамках работ по Госконтракту №05.043.12.0031 от 18.06.2014г. по разработке программ подготовки будущих педагогов по прикладному бакалавриату.
Рецензенты:
Фуряева Т.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск;
Немировский В.Г., д.соц.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Зырянова О.Н., Бахор Т.А., Колокольникова З.У., Мамаева С.В., Шмульская Л.С., Коршунова В.В. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (РАБОТА С КЕЙСАМИ) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20259 (дата обращения: 17.05.2025).