Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИНЫ

Кочисов В.К. 1 Цоколаева К.К. 1 Пухаева О.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» (СОГУ)
Сегодня общепризнанной проблемой современных индустриально развитых обществ является сложность совмещения женщиной семейной жизни и профессиональной деятельности. Ведущая мотивация работы женщины – материальное обеспечение, способствует росту внутренней конфликтности работающей женщины. Ведь основой деятельности работающей женщины стоит интеллектуальное развитие, расширение кругозора, общей культуры, соответственно она стремится к достижению жизненной мудрости. Проявляя потребность к достижениям в профессиональной сфере, женщина зачастую отодвигает на второй план семью, и в частности ребенка. Профессиональная деятельность занимает большую часть времени, в связи с чем появляется неудовлетворенность ролью хозяйки, работающая мать чувствует себя жертвой обстоятельств, возникают частые семейные конфликты. Выход из данных обстоятельств женщина находит в профессиональных отношениях, в общении с друзьями.
личностная сфера
семейная жизнь
материнство
конфликтная ситуация
профессиональная деятельность
1. Гогицаева О.У., Темирова М.М. Проблемы возрастных отношений в семье [Электронный ресурс] Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4; URL: http://www.eduherald.ru/121-11905 (дата обращения: 05.12.2014).
2. Гогицаева О.У. Семья – духовно-нравственная основа личности // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Научные материалы. – Москва, 2012. – С. 133-134.
3. Гогицаева О.У. Исследование ценностных ориентаций личности: ретроспективный аспект // Актуальные проблемы психолого-педагогического образования. Материалы международной научно-практической конференции. – Владикавказ, 2011. – С. 70-77.
4. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Межпоколенные отношения как основа развития общества // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы. – Санкт-Петербург, 2012. – С. 28-30.
5. Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Психолого-педагогический подход к изучению культурной идентичности личности // «Человек, субъект, личность в современной психологии». Материалы Международной конференции, посвященной 80‐летию А.В. Брушлинского. Т. 1. Отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. – М.: Изд‐во «Институт психологии РАН», 2013. – С. 106-109.
6.Кочисов В.К., Гогицаева О.У. Психосоциальная работа с семьей: гендерный аспект //Второй международный конгресс по педагогическим, психологическим и социокультурным аспектам поведенческих проблем и делинквентности детей и подростков. – Пермь, 2010. – С. 75-76.
7. Либина А. Психология современной женщины. – М.: Изд-во ЭКСМО, 2003. – 816 с.
8. Мать, ребенок, семья: современные проблемы / под ред. Авдеева Н. И. – СПб., 2000. – 110 с.
Материнство - одна из основных женских ролей. Общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявление материнского отношения. Понятие «нормы материнского отношения» не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется со временем.

На данный момент общепризнанной проблемой современных индустриально развитых обществ является сложность совмещения семейной жизни и профессиональной деятельности [1]. Ведущая мотивация работы женщины - материальное обеспечение, способствует росту внутренней конфликтности работающей женщины. Снижение конфликта работающей женщины возможно через структурные изменения в семейной системе.

Существуют факторы, детерминирующие высокую и низкую степень внутреннего конфликта женщины. Условно все факторы были разделены на три группы:

1. Количественно-ситуационные: число ролей, в выполнение которых включена женщина, профессиональный статус и др.

2. Личностные характеристики: поло-ролевые характеристики, уровень самооценки, удовлетворенность работой, локус контроля и др. [1].

3. Ценностно-нормативные ориентации: общие личностные установки, цели, ценностные ориентации, мотивация профессиональной деятельности.

Тем самым изобилие и разнообразие материнских жалоб дают богатый материал для психологического анализа типичного рода трудностей в отношениях матери со своим ребенком.

Объект исследования: процесс совмещения семейной жизни женщины и профессиональной деятельности.

Предмет: особенности развития личностной сферы женщины.

Гипотеза: процесс развития личностной сферы женщины будет оптимальным при условии мотивации работающей жизни.

Для проведения исследования влияния профессиональной деятельности на развитие отношений матери и ребенка использованы следующие методики:

1. Методика «УСК», адаптированная Е. Ф. Бажиной, С. А. Голынкиной, А. М. Эткиндом.

2. Методика диагностики родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина.

3. Методика PARI Е. Шеффера и Р. Белла (Т. В. Нещерет).

4. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Выборку составили женщины в возрасте от 25 до 34 лет в количестве 60 человек, из них 35 работающих матерей и 25 неработающих, проживающие в г. Владикавказ.

В психологии материнство рассматривается с двух основных позиций: материнство как обеспечение условий для развития ребенка, и материнство как часть личностной сферы женщины. Мы обратим внимание на особенности развития личностной сферы женщины, основными составляющими которой являются личностный рост, гармонизация духовной и физической сфер [2].

Интересным, по нашему мнению, является то, что в группе неработающих женщин показатель общей интернальности выше, чем в группе работающих.

Показатель общей интернальности в группе работающих женщин определяется интернальностью в области производственных отношений, интернальностью в сфере межличностных отношений и интернальностью в области достижений. Т.о. работающие матери считают свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности в складывающейся системе отношений. Они считают себя способными контролировать формальные и неформальные отношения, которые большей частью ограничены рамками производственных. В области неудач работающие матери склонны приписывать ответственность другим [3].

Высокий показатель общей интернальности в группе неработающих женщин зависит от интернальности в области неудач, интернальности в сфере семейных отношений и интернальности в области здоровья. Показатель интернальности в области достижений высок и коррелирует с чрезвычайным вмешательством матери во внутренний мир ребенка и подавлением его воли. Мы можем отметить, что неработающие матери берут на себя ответственность за события, происходящие в их семейной жизни, и проявляют склонность обвинять себя в возникающих неудачах. Матери считают себя во многом ответственными за свое здоровье и здоровье своих детей.

В группе работающих матерей преобладают следующие стили отношения матери и ребенка - это симбиоз, маленький неудачник и авторитарная гиперсоциализация. В целом мы наблюдаем двоякую ситуацию: с одной стороны, матери предъявляют завышенные требования к ребенку, стремятся инфантилизировать его, приписать личную и социальную несостоятельность. С другой стороны, стремятся построить симбиотические отношения с ребенком, основанные на стремлении оградить его от трудностей и неприятностей жизни, удовлетворить все его потребности. Данный тип отношений является обратной стороной возникающего чувства вины как неотъемлемой части отношений работающей матери и ребенка [5]. В группе работающих женщин показатель симбиотических отношений выше в силу стремления матерей качественно наполнить небольшой отрезок времени, проводимого с ребенком.

В группе неработающих матерей преобладают две формы отношений: симбиоз и кооперация. Матери стремятся удовлетворять потребности детей, ограждать их от трудностей, при этом подходят рационально к данной ситуации. При кооперативном стиле отношений неработающие матери заинтересованы в планах и делах ребенка, стараются во всем помочь ему. Матери высоко оценивают интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывая чувство гордости за него. Они насыщают среду, взаимодействуя с ребенком, но, тем не менее, излишне проявляя инициативу, снижают самостоятельность ребенка. Корреляционный анализ показал, что стиль отношений кооперация связан со стремлением к благосостоянию, счастью других людей, при этом снижается раздражительность матери в семейных отношениях.

Проводя сравнительную характеристику двух групп, можно прийти к выводу, что в группе работающих матерей выше неудовлетворенность семейной ролью и излишняя концентрация на ребенке, которая в данном случае является компенсацией их занятости. В семьях работающих женщин проявляется своеобразная картина взаимоотношений. Стремление работающей матери стимулировать внутренний ресурс ребенка, управлять его действиями велико. В достижении нужного результата мать может оказывать на ребенка психологическое давление, будучи недостаточно чувствительной к его эмоциональному состоянию. Работающая мать раздражительна, что объясняется сложностью совмещения предъявляемых к ней противоречивых требований. Семейные конфликты обратно коррелируют с подавлением агрессивности [8]. Работающие женщины доминируют в семье, проявляют высокую активность, стремятся подчинить определенному порядку деятельность ребенка, при этом они ведут активную жизнь, неудовлетворенны ролью хозяйки, испытывая ощущение самопожертвования. Работающие матери не проявляют излишней строгости по отношению к ребенку, стремятся насытить и компенсировать свое своевременное отсутствие.

Неработающие матери по ряду показателей проявляют чрезмерную заботу о ребенке и благополучии семьи. Они центрированы на ребенке, опасаются обидеть ребенка, снижая его самостоятельность. Вспышки агрессивного поведения редки, т.к. в большинстве случаев неудовлетворенность своим положением перетекает во внутренний конфликт. Так как мать и ребенок много времени проводят вместе, то это приводит к чрезвычайному вмешательству в мир ребенка, мать растворяется в ребенке, требуя от него того же [7]. Неработающие женщины проявляют высокую несамостоятельность, нерешительность, неуверенность в своих возможностях.

Сравнивая данные по группам, мы видим, что среди предпочитаемых терминальных ценностей в обеих группах преобладают: здоровье, любовь, материально обеспеченная жизнь и счастливая семейная жизнь. Но в группе неработающих матерей процент реализации ценности счастливой семейной жизни выше (81,8\54,9).

Существуют качественные различия предпочитаемых терминальных ценностей:

  • в группе работающих женщин - это активная деятельная жизнь (86,5 %), интересная работа (82,6 %), т.е. ценности профессиональной самореализации.
  • в группе неработающих женщин - это жизненная мудрость (74,2 %), которая относится к пассивным ценностям, и наличие друзей (90 %), которая относится к ценности межличностных отношений.

Из предпочитаемых инструментальных ценностей общими для обеих групп являются исполнительность и чувство долга. Для работающих матерей предпочитаемыми являются - аккуратность, независимость, образованность и чуткость (64,5 %). Для неработающих матерей - воспитанность, жизнерадостность, терпимость и честность. Для неработающих матерей образованность является дефицитарной ценностью, имеющей высокий процент реализации (отвергаемая).

Важным показателем для нас является сравнительная характеристика двух групп матерей. В целом поведение работающих матерей отличается тем, что важным фактором организации их жизни является производственная деятельность, которая способствует тому, что мать занимает лидирующую позицию в семье. Производственные отношения работающие матери подменяют межличностными, при этом мы видим большую долю ограниченности межличностных отношений рамками производственных. Имея широкий круг обязанностей, работающие женщины часто не справляются с ними, в связи с этим они не считают свою жизнь продуктивной.

В основе деятельности работающей женщины стоит интеллектуальное развитие, расширение кругозора, общей культуры, соответственно она стремится к достижению жизненной мудрости. Проявляя потребность к достижениям в профессиональной сфере, мать отодвигает на второй план семью и в частности ребенка. Профессиональная деятельность занимает большую часть времени, в связи с чем появляется неудовлетворенность ролью хозяйки, при этом работающая мать чувствует себя жертвой обстоятельств, в связи с чем возникают частые семейные конфликты. Выход из данных обстоятельств женщина находит в профессиональных отношениях, в общении с друзьями. Работающая мать излишне раздражительна, что объясняется сложностью совмещения предъявляемых к ней противоречивых требований. Возникающую при этом агрессивность мать выплескивает в семье. Неотъемлемым индикатором семейных отношений являются частые семейные конфликты, которые перерастают в яркие вспышки агрессии. Работающая мать воспринимает ребенка скорее как партнера, при этом проявляя различные стили отношений. Симбиотический стиль отношений с ребенком  предполагает, что все неудачи  в отношениях склонны приписывать обстоятельствам, а отнюдь не себе. Они проявляют чрезмерную заботу о ребенке, которая является результатом чувства вины за бессмысленно потерянное время и длительную разлуку [6].

Женщины, проявляющие авторитарную гиперсоциализацию, предъявляют высокие запросы ребенку, стремятся проникнуть в его внутренний мир и полностью его контролировать, подавить волю. При этом они не удовлетворены такой семейной жизнью и стремятся повысить свое благосостояние и развитие. Также большая часть женщин воспринимает своего ребенка как «маленького неудачника» [4].

Способность работающей женщины получать эмоциональное удовлетворение от реализации семейных и профессиональных ролей, а также согласованность между ценностно-эмоциональным и поведенческим выбором являются ключевыми факторами, способствующими снижению чувства внутренней конфликтности. Отношения матери и ребенка являются насыщенными, интенсивными, но профессиональная деятельность представляет их в несколько искореженном внешнем виде. Мать перекладывает все свои ожидания и опасения на ребенка, тем самым нарушая ход его развития. В результате мы можем говорить об отчуждении, как неотъемлемом феномене детско-родительских отношений. Это ведет к неполноте, ограниченности «Я ребенка». Отчуждение препятствует становлению субъективности ребенка. Ребенок испытывает негативные чувства по отношению к матери, закрывается от нее, при этом в одиночестве становится более самостоятельным [3].

В результате профессиональной деятельности у работающей матери складывается неправильный, обобщенный образ ребенка. Такая ситуация мешает реальному восприятию ребенка, его эмоционального состояния и блокирует отношение к нему как к личности. Следовательно, активность матери в такой ситуации является неадекватной. Матери, склонные к сверхкомпенсирующему поведению, могут верить, что они действуют в интересах ребенка, а на самом деле их поведение свидетельствует о пренебрежении к развитию независимости их ребенка. Сверхопекая детей, матери передают им свой страх, напряжение. Наряду с гиперопекой проявляется сверхснисходительность по отношению к ребенку. Таким образом, в процессе воспитания ребенка работающая мать испытывает чувство вины. Однако может быть и так, что мать отстраняется от ребенка ввиду занятости и ребенок страдает от дефицита внимания и заботы. Работающие матери склонны перекладывать все свои ожидания и опасения на ребенка, забывая о том, что он еще мал и не в силах нести возложенную на него ответственность. В результате мы можем говорить о возможности возникновения отчуждения, как неотъемлемого аспекта отношений матери и ребенка. Ребенок получает негативные эмоции в отношении с матерью, закрывается от нее, при этом, находясь вдали от матери, становится более самостоятельным, копирует ее стиль поведения. Дети работающих матерей склонны предъявлять завышенные требования к себе и окружающим.

Несколько иную позицию занимают неработающие матери. Они имеют широкие взгляды на жизнь, считают себя способными контролировать большинство значимых событий в их жизни, предполагают, что основой формирования женской мудрости является семья. Они чувствуют себя виновными в неприятностях, происходящих в их семейной жизни, и в полной мере несут за это ответственность. Возлагая на себя множество семейных обязанностей, мать остро чувствует свою несостоятельность, зависимость от семьи, самопожертвование своей профессиональной ролью. Женщина становится раздражительной, переживает неудачи во внутреннем плане, при этом возникает сложность вербализации, агрессивность, которая подавляется путем тяжелых усилий и приводит к сложным внутренним конфликтам.

Свои достижения матери видят в том, что полностью сосредоточены на ребенке, стремятся ускорить его развитие, воспитать гармоничную личность. Эта позиция оказывает обратный эффект, так как порой ведет к подавлению воли ребенка, снижению его активности и самостоятельности. В данном случае можно отметить максимальную представленность личностного начала в отношении к ребенку, высокую чувствительность к его эмоциональному состоянию, преобладание содействующего стиля в воспитании. Совместное отношение матери и ребенка характеризуется максимальным подстраиванием на позитивном эмоциональном фоне. Однако чрезмерная материнская активность порой блокирует инициативу ребенка. Таким образом, очевидной становится проблема зависимости: мать проявляет чрезмерную зависимость от ребенка и усиливает его зависимость от нее.

В группе неработающих женщин проявляется такой стиль детско-родительских отношений, как кооперация, которая воспитывает у ребенка стремление понять других, заботится о других. Ребенок становится более чутким. У ребенка снижается раздражительность. Ребенок становится честным, искренним и правдивым.

Симбиотические отношения развивают у ребенка рационализм, трудолюбие, интерес к окружающим вещам. В данном случае  женщина проявляет сверхавторитет в рамках семьи, не имея возможности реализации в рамках профессиональной деятельности. Межличностные отношения неработающей женщины ограничены рамками семьи и подразумевают возможность познания, творчества.

Матери воспринимают ребенка таким, какой он есть, и не стремятся сделать из него совершенного. Чрезвычайно вмешиваясь в мир ребенка, мать проявляет заботу о его благополучии и своевременном удовлетворении потребностей. Мать много времени проводит с ребенком и винит себя в его неудачах. Как мы уже говорили, в ряду проблем женщина винит себя, это касается как физического, так и психического здоровья. При этом она чувствует свою ответственность остро. Рациональный подход к действиям помогает снизить раздражительность в семейных отношениях и снизить конфликты с ребенком. Чрезмерная забота матери носит рациональный характер и направлена на развитие ребенка, в заботе мать находит оптимальный подход к ребенку, в чем проявляется жизненная мудрость. Мать уклоняется от конфликта с ребенком, создавая благоприятную среду развития. Мать проявляет чрезмерную активность в отношении с ребенком, в связи с чем становится актуальной проблема зависимости: мать проявляет чрезмерную зависимость от ребенка и усиливает его зависимость от нее. Такие отношения не могут привести к позитивному развитию обеих сторон.

Рассмотрев основные особенности работающих и неработающих матерей, мы можем сказать, что профессиональная деятельность оказывает значимое влияние на отношения матери и ребенка и внешне искажает их.

Рецензенты:

Джиоева А.Р., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ;

Дзарасов А.А., д.и.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Кочисов В.К., Цоколаева К.К., Пухаева О.А. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИНЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20257 (дата обращения: 07.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074