Всем известно, что вопросы миграции с каждым днем становятся все более актуальными и насущными. Миграционная тематика становится предметом обсуждений на самом высоком государственном и межгосударственном уровнях, настойчиво выдвигаясь на передний план. Президент Российской Федерации в одном из своих ежегодных посланий отметил, что «в XXI веке вектор развития России - это развитие на восток. Сибирь и Дальний Восток - наш колоссальный потенциал. Это возможность занять достойное место в АТР - самом энергично и динамично развивающемся регионе мира» [13].
Такое пристальное внимание демографии региона уделяется неспроста. Дальний Восток - самый депопулирующий регион страны: за последние 20 лет демографические потери составили почти 2 млн человек, или пятую часть населения округа. Миграционный отток постоянного населения, преимущественно направленный на выезд в другие регионы страны, продолжает сохраняться и сейчас [4]. Сложилась демографическая ситуация, которая представляет угрозу национальной безопасности России, становится тормозом для его социально-экономического развития.
Внешняя миграция для Дальневосточного региона в целом до середины 80-х годов 20-го века выступала важным элементом демографического развития. Государство централизованно решало проблемы привлечения и закрепления населения на Востоке страны, формируя способность и возможность миграционных перемещений жителей других регионов страны. Но процессы реформирования общества в постсоветский период оказали разрушительное воздействие на формирование населения в субъектах Дальневосточного региона [1].
В отношении Дальнего Востока миграционная проблематика долгое время фокусировалась главным образом на решении вопросов незаконной китайской миграции, и в меньшей степени - на проблеме приживаемости населения и сохранении его численного состава, хотя последняя имеет такое же важное значение для дальнейшего развития региона в частности, и для всей России в целом.
В период 1991-2010 годов Дальний Восток потерял 1780 тыс. чел., или 22,1 % собственного населения (более чем каждого пятого жителя), в том числе 225,5 тыс. чел (12,7 %) составила естественная убыль и 1554,5 (87,3 %) - миграционный отток. Максимальная численность населения - 8064 тыс. чел. - была в 1991 году, а на начало 2011 года на Дальнем Востоке проживало 6284 тыс. чел. За последующие три года (2011-2013 годы) численность населения уменьшилась еще на 58 тыс. человек и на 1 января 2014 года оценка численности населения в регионе составляла 6226 тыс. чел. Таким образом, за годы общественных преобразований на Дальнем Востоке стало меньше населения на 1838 тыс. чел. [4].
Очевидно, что назрела необходимость значительно повысить качество миграционной политики государства. Нелегальная иммиграция никогда и нигде не может быть исключена полностью, но она должна быть минимизирована. В своем Послании Президент страны отмечал, что в складывающейся ситуации считает обоснованным и необходимым ужесточить наказания за незаконную миграцию, за нарушения в сфере регистрационного учёта [13]. Вместе с тем простое механическое ужесточение миграционной политики не даст результата. Во многих странах такое ужесточение приводит лишь к увеличению доли нелегальной миграции. Критерий миграционной политики заключается не в ее жесткости, а в ее эффективности.
И конкретные шаги в этом направлении были сделаны. 13 июня 2012 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2], которой определены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.
Особый акцент в этом документе сделан на приоритетное развитие районов Сибири и Дальнего Востока, создание условий для переселения на постоянное место жительства в Россию соотечественников, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан. Результатом реализации этой политики должен стать миграционный приток населения в Дальневосточные регионы к 2025 году.
Концепция признает, что привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями российской экономики является необходимым условием для её развития. При этом признается и проблема перенасыщения российского рынка труда мигрантами с низкими профессиональными качествами, без специальности и стажа, не владеющими либо слабо владеющими русским языком [6].
В связи с этим в перечень задач государственной миграционной политики Российской Федерации входит разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы и противодействие незаконной миграции [2].
Основным направлением реализации государственной миграционной политики на данном, первом этапе, является совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции. Правительством Российской Федерации в этих целях уже принято 27 федеральных законов [9].
На фоне негативной демографической ситуации в регионе наблюдается тенденция увеличения количества иностранных граждан, въезжающих через пункты пропуска Государственной границы России, расположенные в Дальневосточном федеральном округе, временно пребывающих и проживающих на его территории [1].
За 2014 год в пограничных пунктах пропуска, расположенных
на территории субъектов ДФО, въехало более 700 тыс. иностранных граждан (+10 % к уровню 2013 года) [12]. Для правильного понимания хочется отметить, что статистика по миграционному учету приводится по количеству фактов въезда и постановки на учет, а не по количеству физических лиц, так как один отдельно взятый гражданин может неоднократно пересекать границу и быть поставленным на миграционный учет.
Конечно же, центром притяжения иммиграционных потоков в Дальневосточном федеральном округе является Приморский край, который, располагаясь на юге Дальнего Востока России, гранича на суше с Китайской Народной Республикой и КНДР, на море - с Японией, имея относительно развитую транспортную инфраструктуру и наибольшее количество пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, держит первенство по всем основным миграционным показателям. Так, почти 60 % (более 400 тыс. чел.) всех въехавших в округ иностранцев пересекли Государственную границу в пунктах пропуска Приморского края [6].
На втором месте - Амурская область (150 тыс. чел. или 22 %). Таким образом, через названные субъекты в округ пребывает более 80 % всех иностранных граждан. Далее следует Хабаровский край (42 тыс. чел.), Еврейская автономная область (28 тыс. чел.) с долями 6 % и 4 % соответственно. В Чукотский автономный округ и Магаданскую область напрямую въезжает незначительное количество иностранных граждан [10].
Для сравнения, объем въезжающих иностранных граждан в сравнении с 2010 годом вырос на четверть (или 137 тыс. чел. в абсолютном выражении), а в сравнении с 2005 годом - почти вдвое [3].
В текущем году мы также наблюдаем некоторый рост в 3,5 % количества иностранных граждан, пересекающих государственную границу в пунктах пропуска Дальневосточного округа, зарегистрировано более 180 тыс. таких фактов [6].
Ввиду особенностей геополитического расположения основным «поставщиком» мигрантов в субъекты Дальневосточного федерального округа всегда являлась Китайская Народная Республика.
Около 70 % въезжающих к нам иностранных граждан от общего количества приходится на граждан КНР [1]. Однако это не означает, что в дальневосточных территориях граждан КНР абсолютное большинство. Дело в их высокой мобильности и наличии общей государственной границы, которую они многократно пересекают.
Напротив, в течение последнего десятка лет вектор количества прибывающих иностранных граждан неуклонно смещается в сторону граждан бывших союзных республик, доля которых в общей структуре миграции с каждым годом возрастает. В 2011 году впервые возникла ситуация, когда количество граждан безвизового въезда, поставленных на миграционный учет, превысило граждан КНР. Основной причиной данного процесса явилось введение в 2010 году института «патента», что позволило вывести из тени иностранных граждан безвизового въезда, работавших у физических лиц, и «легализоваться» части из них. Одновременно был существенно упрощен порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан данной категории.
В настоящее время доля граждан СНГ достигла 47 %, тогда как доля граждан КНР снизилась до 34 % [6].
За прошедший год на миграционный учет по месту пребывания было поставлено более 697 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 11 % больше, чем в 2013 году [6]. Наибольшая часть (38 %) иностранных граждан поставлена на миграционный учет в Приморском крае - 270 тыс. человек, 19 % зарегистрировали свое пребывание в Хабаровском крае, примерно по 11 % - в Сахалинской и Амурской областях, Республике Саха (Якутия).
На начало года на миграционном учете состояло 315 тыс. человек (+18 %), в том числе граждан стран-участниц СНГ - 206 тыс. человек (+12 %) (таблица 1). Численность граждан КНР - 39616(-9 %). Доля граждан государств Содружества в общей структуре стоящих на миграционном учете иностранных граждан в округе составляет 65 %, граждан КНР - 12,5 %. На учете по месту пребывания значилось 294 тыс. иностранных граждан [6].
Таблица 1
Состоит на миграционном учете ИГ и ЛБГ в ДФО на 31 декабря 2014 года
Страна |
Цель поездки |
||||||
частная |
деловая |
туристическая |
учеба |
работа по найму |
прочие |
всего |
|
Азербайджан |
2109 |
159 |
22 |
88 |
3989 |
293 |
6660 |
Армения |
3780 |
120 |
33 |
94 |
14585 |
274 |
18886 |
Кыргызстан |
5817 |
282 |
22 |
191 |
29551 |
556 |
36419 |
КНР |
477 |
11661 |
2391 |
1636 |
22485 |
663 |
39313 |
КНДР |
52 |
78 |
23 |
31 |
15546 |
179 |
15908 |
Республика Корея |
333 |
5 |
875 |
161 |
1064 |
208 |
3220 |
США |
202 |
600 |
564 |
29 |
2182 |
872 |
4449 |
Таджикистан |
3010 |
175 |
16 |
253 |
17493 |
326 |
18162 |
Узбекистан |
11885 |
2751 |
61 |
274 |
65177 |
589 |
80737 |
Украина |
11203 |
723 |
165 |
210 |
14045 |
6310 |
32656 |
Япония |
148 |
499 |
671 |
79 |
323 |
646 |
2381 |
Прочие |
4074 |
4750 |
757 |
577 |
16778 |
3344 |
34981 |
Всего |
43090 |
21803 |
7778 |
3623 |
203218 |
14260 |
293772 |
Наибольшее представительство из числа стран СНГ за гражданами Узбекистана - 80700 человек (28 %), Кыргызстана - 36400 (более 12 %), Украины - 32700 (11 %), Армении - 18900 (6,5 %), Таджикистана - 18200 (6 %) человек.
В большинстве случаев граждане прибыли в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности - более 200 тыс. чел. или 70 %. За несколько последних лет доля иностранных граждан, заявивших целью своего визита работу, выросла вдвое.
По месту жительства в ДФО состояло на регистрационном учете
почти 22 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, то есть лиц, имеющих разрешения на временное проживание или вид на жительство. Наибольшее количество такой категории иностранных граждан в Республике Саха (Якутия) - 4500 чел. (21 % от окружного значения), в Приморском крае - более 4 тыс. чел. (или 19 %), Хабаровском крае - 3300 чел. (15 %), Амурской области - 2400 чел. (11 %) [6].
В структуре граждан данной категории также преобладают «безвизовики» (89 %). Более 23 % всех зарегистрированных - граждане Украины (5300), затем по убыванию граждане Узбекистана (22 %), Армении (12 %), Азербайджана (7 %).
Увеличивается и количество иностранных граждан, оформляющих документы на временное и постоянное проживание в Российской Федерации. Так, в текущем году иностранным гражданам оформлено более 5,5 тыс. разрешений на временное проживание в Российской Федерации, что выше АППГ на 69 % [8]. В первую очередь, рост их обусловлен заинтересованностью в участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, дающей возможность в приоритетном порядке приобрести гражданство Российской Федерации и другие преференции, предусмотренные программой [7]. Кроме того, указанный статус позволяет осуществлять трудовую деятельность без получения иных разрешений.
Обладателями видов на жительство стали почти 1,5 тыс. иностранных граждан (рост 40 %), приобрели гражданство Российской Федерации 2150 человек (рост 48 %) [5].
Как уже было отмечено, в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации законодательство нашей страны в этой области весьма активно совершенствуется. В текущем году вступили в силу очередные «новеллы», затрагивающие все категории иностранных работников.
В первую очередь на масштабы трудовой миграции влияет ряд таких факторов, как то, что по сравнению с другими странами СНГ Россия сохраняет более прочное экономическое положение, более высокий уровень жизни, что делает её рынок труда привлекательным для иностранных граждан. Невысокий уровень жизни населения в странах исхода толкает людей на любые заработки, в том числе готовность работать без оформления трудового договора и социальных гарантий, за низкую заработную плату.
Что касается самих трудовых мигрантов, то проблемы их пребывания и осуществления трудовой деятельности носят, на наш взгляд, преимущественно социально-бытовой характер. Большинство молодых людей из стран постсоветского пространства выросли и сформировались в сложных условиях, в период экономической нестабильности в государствах своего проживания, имеют невысокий уровень образования, а профессий и стажа работы зачастую не имеют вовсе. Как следствие, не владеют или слабо владеют русским языком, а правовая грамотность практически полностью отсутствует, тем более российского законодательства. К сожалению, было замечено, что сами мигранты не очень-то стремятся к повышению уровня своих знаний как русского языка, так и истории, культуры России и её законодательства. Так, созданные в 2013-2014 годах в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, Духовным управлением мусульман Дальнего Востока, национальными диаспорами, бесплатные адаптационные курсы для мигрантов показали их крайне невысокую востребованность [5].
В этой связи особую важность имеют вступившие с 1 января 2015 года в силу изменения в федеральном законодательстве, обязавшие иностранных граждан, желающих проживать и работать в России, подтверждать владение русским языком, знание истории России и основ законодательства нашей страны [11]. Кроме того, установлен новый порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России.
Вступление в силу новых требований ожидаемо снизило количество иностранных граждан, получивших документы на право осуществления трудовой деятельности. Так, за четыре месяца 2015 года в округе их было выдано 26900 разрешительных документов (патентов - 16000, РНР - 10900), тогда как в аналогичном периоде прошедшего года - почти 49 тысяч (патентов -18600, РНР - 30200). Как видно, общее снижение составило почти 2 раза [6].
Между тем можно говорить, что «переходный адаптационный период» заканчивается, и в настоящее время наблюдается активизация обращений иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с рабочей целью. За четыре месяца текущего года с заявлением на оформление патента обратилась почти 21 тыс. иностранных граждан, 14 тысяч (или 66 %) из них представили сертификаты о прохождении комплексного тестирования.
В заключение, хочется отметить, что конечно есть и проблемные вопросы. Территориальными органами Федеральной миграционной службы, расположенными в Дальневосточном федеральном округе, в год выявляется почти 60 тысяч административных правонарушений, связанных с пребыванием, проживанием и осуществлением трудовой деятельности иностранных граждан [6]. Но, несмотря на все сложности, комплексный подход к решению проблем, связанных с реализацией миграционной политики в регионе и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти как между собой, так и с религиозными и общественными организациями, национальными диаспорами, позволяет сохранить миграционную ситуацию в регионе под контролем и не допустить ее негативного влияния на политическую, экономическую и социальную обстановку.
Рецензенты:
Спасский Е.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Социологии, философии и права» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск;
Шишмаков В.Т., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент» ДВГУПС, г. Хабаровск.
Библиографическая ссылка
Смирнова Д.В. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК – МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20246 (дата обращения: 12.10.2024).