Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК – МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ

Смирнова Д.В. 1
1 Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС)
В статье составлен аналитический обзор миграционной ситуации, а также говорится о реализации государственной политики в сфере миграции в Дальневосточном федеральном округе. Определены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики в Российской Федерации в целом и в частности в ДФО. Говорится о взаимодействии органов исполнительной власти с религиозными и общественными организациями, а также с национальными диаспорами. Показана взаимосвязь мигрантов и их влияние на социокультурное развитие округа. Проведенный анализ миграционной ситуации в Дальневосточном регионе позволил грамотно изложить проблемы, связанные с мигрантами, и предложить некоторые методы решения данной проблемы. Исследованы причины оттока постоянного населения, а также описаны причины привлекательности ДФО для прибывающих иностранных граждан, ищущих работу.
миграционная ситуация
иностранные граждане
демография
государственная политика
Дальневосточный федеральный округ
1. Ислам на Дальнем Востоке. Проблемы и перспективы // Мусульманский форум, (Хабаровск, 5 сентября 2015 г.).
2. Информационно-правовой портал Гарант.ru // Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.)13 июня 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: garant.ru (дата обращения: 17.05.2015 г.).
3. Информационно-статистический обзор рассмотренных в мае 2015 года обращений граждан, организаций и общественных объединений, адресованных Президенту Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL:http://letters.kremlin.ru/media/letters/digests/41d55cb8e0e356bd2954.pdf(дата обращения: 17.05.2015 г.).
4. Мотрич Е. Л., д.э.н., ведущий научный сотрудник, зав сектором народонаселения, занятости и социальных проблем Института экономических исследований ДВО РАН Хабаровск, Хабаровский край, Россия // Демографические и миграционные процессы на Дальнем Востоке (Исследование проведено в рамках РФФИ № 08-90-2890; исследовательских проектов ДВО РАН № 09-Ш-А-10-546 и № 09-1-П28-02.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://dvforum.ru/doklads/s5_Motrich.pdf (дата обращения: 20.04.2015 г.).
5. Официальный сайт Духовного управления мусульман РФ «Мусульмане России» // Духовное управление мусульман Дальнего Востока в составе ЦДУМ России, Калиль Кабдулвахитов от 24 октября 2011 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://dumrf.ru/common/org/1409 (дата обращения: 20.05.2015 г.).
6. Официальный сайт Министерства РФ по развитию ДВ // межведомственное оперативное совещание // из Доклада заместителя начальника управления генеральной прокуратуры РФ в ДФО Дмитрия Рычагова от 9 октября 2013 [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/?ELEMENT_ID=2285(дата обращения: 20.05.2015 г.).
7. Официальный сайт московского Патриархата // Русская Православная церковь // Начинается сотрудничество между Сахалинской епархией и Региональным духовным управлением мусульман Дальнего Востока от 27 февраля 2007 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/203766.html(дата обращения: 21.05.2015 г.).
8. Официальный сайт УФМС России по Хабаровскому краю // Федеральный закон от 20.04.2014 N 74-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://ufms-khb.ru/node/960 (дата обращения 25.05.2015) 13.08.2014.
9. Официальный сайт ФМС России // Аналитический обзор о рассмотрении обращений граждан и организаций в системе ФМС России по итогам 2014 года от 13 февраля 2015 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.fms.gov.ru/treatment/review_of_citizens/obzor_2014/index.php (дата обращения: 18.05.2015 г.).
10. Официальный сайт ФМС России // Доклад на тему «об итогах регионального совещания начальников территориальных органов ФМС России, расположенных в субъектах Дальневосточного федерального округа», под председательством заместителя директора ФМС России С.П. Калюжного от 29 июня 2012 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.fms.gov.ru/press/news/news_detail.php?ID=53105(дата обращения: 20.04.2015 г.).
11. Официальный сайт ФМС России // Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации от 13 декабря 2011 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL:http://www.fms.gov.ru/documentation/865/details/49505/(дата обращения: 18.04.2015 г.).
12. Официальный сайт ФМС России // Обзор о работе с обращениями граждан и организаций за 2010 год от11 марта 2013 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.fms.gov.ru/treatment/review_of_citizens/obzor_2010/(дата обращения: 18.04.2015 г.).
13. Портал Президента РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kremlin.ru/(дата обращения: 17.05.2015 г.).

Всем известно, что вопросы миграции с каждым днем становятся все более актуальными и насущными. Миграционная тематика становится предметом обсуждений на самом высоком государственном и межгосударственном уровнях, настойчиво выдвигаясь на передний план. Президент Российской Федерации в одном из своих ежегодных посланий отметил, что «в XXI веке вектор развития России - это развитие на восток. Сибирь и Дальний Восток - наш колоссальный потенциал. Это возможность занять достойное место в АТР - самом энергично и динамично развивающемся регионе мира» [13].

Такое пристальное внимание демографии региона уделяется неспроста. Дальний Восток - самый депопулирующий регион страны: за последние 20 лет демографические потери составили почти 2 млн человек, или пятую часть населения округа. Миграционный отток постоянного населения, преимущественно направленный на выезд в другие регионы страны, продолжает сохраняться и сейчас [4]. Сложилась демографическая ситуация, которая представляет угрозу национальной безопасности России, становится тормозом для его социально-экономического развития.

Внешняя миграция для Дальневосточного региона в целом до середины 80-х годов 20-го века выступала важным элементом демографического развития. Государство централизованно решало проблемы привлечения и закрепления населения на Востоке страны, формируя способность и возможность миграционных перемещений жителей других регионов страны. Но процессы реформирования общества в постсоветский период оказали разрушительное воздействие на формирование населения в субъектах Дальневосточного региона [1].

В отношении Дальнего Востока миграционная проблематика долгое время фокусировалась главным образом на решении вопросов незаконной китайской миграции, и в меньшей степени - на проблеме приживаемости населения и сохранении его численного состава, хотя последняя имеет такое же важное значение для дальнейшего развития региона в частности, и для всей России в целом.

В период 1991-2010 годов Дальний Восток потерял 1780 тыс. чел., или 22,1 % собственного населения (более чем каждого пятого жителя), в том числе 225,5 тыс. чел (12,7 %) составила естественная убыль и 1554,5 (87,3 %) - миграционный отток. Максимальная численность населения - 8064 тыс. чел. - была в 1991 году, а на начало 2011 года на Дальнем Востоке проживало 6284 тыс. чел. За последующие три года (2011-2013 годы) численность населения уменьшилась еще на 58 тыс. человек и на 1 января 2014 года оценка численности населения в регионе составляла 6226 тыс. чел. Таким образом, за годы общественных преобразований на Дальнем Востоке стало меньше населения на 1838 тыс. чел. [4].

Очевидно, что назрела необходимость значительно повысить качество миграционной политики государства. Нелегальная иммиграция никогда и нигде не может быть исключена полностью, но она должна быть минимизирована. В своем Послании Президент страны отмечал, что в складывающейся ситуации считает обоснованным и необходимым ужесточить наказания за незаконную миграцию, за нарушения в сфере регистрационного учёта [13]. Вместе с тем простое механическое ужесточение миграционной политики не даст результата. Во многих странах такое ужесточение приводит лишь к увеличению доли нелегальной миграции. Критерий миграционной политики заключается не в ее жесткости, а в ее эффективности.

И конкретные шаги в этом направлении были сделаны. 13 июня 2012 года Президентом Российской Федерации утверждена Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [2], которой определены цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.

Особый акцент в этом документе сделан на приоритетное развитие районов Сибири и Дальнего Востока, создание условий для переселения на постоянное место жительства в Россию соотечественников, эмигрантов и отдельных категорий иностранных граждан. Результатом реализации этой политики должен стать миграционный приток населения в Дальневосточные регионы к 2025 году.

Концепция признает, что привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями российской экономики является необходимым условием для её развития. При этом признается и проблема перенасыщения российского рынка труда мигрантами с низкими профессиональными качествами, без специальности и стажа, не владеющими либо слабо владеющими русским языком [6].

В связи с этим в перечень задач государственной миграционной политики Российской Федерации входит разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы и противодействие незаконной миграции [2].

Основным направлением реализации государственной миграционной политики на данном, первом этапе, является совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере миграции. Правительством Российской Федерации в этих целях уже принято 27 федеральных законов [9].

На фоне негативной демографической ситуации в регионе наблюдается тенденция увеличения количества иностранных граждан, въезжающих через пункты пропуска Государственной границы России, расположенные в Дальневосточном федеральном округе, временно пребывающих и проживающих на его территории [1].

За 2014 год в пограничных пунктах пропуска, расположенных
на территории субъектов ДФО, въехало более 700 тыс. иностранных граждан (+10 % к уровню 2013 года) [12]. Для правильного понимания хочется отметить, что статистика по миграционному учету приводится по количеству фактов въезда и постановки на учет, а не по количеству физических лиц, так как один отдельно взятый гражданин может неоднократно пересекать границу и быть поставленным на миграционный учет.

Конечно же, центром притяжения иммиграционных потоков в Дальневосточном федеральном округе является Приморский край, который, располагаясь на юге Дальнего Востока России, гранича на суше с Китайской Народной Республикой и КНДР, на море - с Японией, имея относительно развитую транспортную инфраструктуру и наибольшее количество пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, держит первенство по всем основным миграционным показателям. Так, почти 60 % (более 400 тыс. чел.) всех въехавших в округ иностранцев пересекли Государственную границу в пунктах пропуска Приморского края [6].

На втором месте - Амурская область (150 тыс. чел. или 22 %). Таким образом, через названные субъекты в округ пребывает более 80 % всех иностранных граждан. Далее следует Хабаровский край (42 тыс. чел.), Еврейская автономная область (28 тыс. чел.) с долями 6 % и 4 % соответственно. В Чукотский автономный округ и Магаданскую область напрямую въезжает незначительное количество иностранных граждан [10].

Для сравнения, объем въезжающих иностранных граждан в сравнении с 2010 годом вырос на четверть (или 137 тыс. чел. в абсолютном выражении), а в сравнении с 2005 годом - почти вдвое [3].

В текущем году мы также наблюдаем некоторый рост в 3,5 % количества иностранных граждан, пересекающих государственную границу в пунктах пропуска Дальневосточного округа, зарегистрировано более 180 тыс. таких фактов [6].

Ввиду особенностей геополитического расположения основным «поставщиком» мигрантов в субъекты Дальневосточного федерального округа всегда являлась Китайская Народная Республика.

Около 70 % въезжающих к нам иностранных граждан от общего количества приходится на граждан КНР [1]. Однако это не означает, что в дальневосточных территориях граждан КНР абсолютное большинство. Дело в их высокой мобильности и наличии общей государственной границы, которую они многократно пересекают.

Напротив, в течение последнего десятка лет вектор количества прибывающих иностранных граждан неуклонно смещается в сторону граждан бывших союзных республик, доля которых в общей структуре миграции с каждым годом возрастает. В 2011 году впервые возникла ситуация, когда количество граждан безвизового въезда, поставленных на миграционный учет, превысило граждан КНР. Основной причиной данного процесса явилось введение в 2010 году института «патента», что позволило вывести из тени иностранных граждан безвизового въезда, работавших у физических лиц, и «легализоваться» части из них. Одновременно был существенно упрощен порядок постановки на миграционный учет иностранных граждан данной категории.

В настоящее время доля граждан СНГ достигла 47 %, тогда как доля граждан КНР снизилась до 34 % [6].

За прошедший год на миграционный учет по месту пребывания было поставлено более 697 тысяч иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 11 % больше, чем в 2013 году [6]. Наибольшая часть (38 %) иностранных граждан поставлена на миграционный учет в Приморском крае - 270 тыс. человек, 19 % зарегистрировали свое пребывание в Хабаровском крае, примерно по 11 % - в Сахалинской и Амурской областях, Республике Саха (Якутия).

На начало года на миграционном учете состояло 315 тыс. человек (+18 %), в том числе граждан стран-участниц СНГ - 206 тыс. человек (+12 %) (таблица 1). Численность граждан КНР - 39616(-9 %). Доля граждан государств Содружества в общей структуре стоящих на миграционном учете иностранных граждан в округе составляет 65 %, граждан КНР - 12,5 %. На учете по месту пребывания значилось 294 тыс. иностранных граждан [6].

Таблица 1

Состоит на миграционном учете ИГ и ЛБГ в ДФО на 31 декабря 2014 года

 

Страна

Цель поездки

частная

деловая

туристическая

учеба

работа по найму

прочие

всего

Азербайджан

2109

159

22

88

3989

293

6660

Армения

3780

120

33

94

14585

274

18886

Кыргызстан

5817

282

22

191

29551

556

36419

КНР

477

11661

2391

1636

22485

663

39313

КНДР

52

78

23

31

15546

179

15908

Республика Корея

333

5

875

161

1064

208

3220

США

202

600

564

29

2182

872

4449

Таджикистан

3010

175

16

253

17493

326

18162

Узбекистан

11885

2751

61

274

65177

589

80737

Украина

11203

723

165

210

14045

6310

32656

Япония

148

499

671

79

323

646

2381

Прочие

4074

4750

757

577

16778

3344

34981

Всего

43090

21803

7778

3623

203218

14260

293772

Наибольшее представительство из числа стран СНГ за гражданами Узбекистана - 80700 человек (28 %), Кыргызстана - 36400 (более 12 %), Украины - 32700 (11 %), Армении - 18900 (6,5 %), Таджикистана - 18200 (6 %) человек.

В большинстве случаев граждане прибыли в Российскую Федерацию с целью осуществления трудовой деятельности - более 200 тыс. чел. или 70 %. За несколько последних лет доля иностранных граждан, заявивших целью своего визита работу, выросла вдвое.

По месту жительства в ДФО состояло на регистрационном учете
почти 22 тыс. иностранных граждан и лиц без гражданства, то есть лиц, имеющих разрешения на временное проживание или вид на жительство. Наибольшее количество такой категории иностранных граждан в Республике Саха (Якутия) - 4500 чел. (21 % от окружного значения), в Приморском крае - более 4 тыс. чел. (или 19 %), Хабаровском крае - 3300 чел. (15 %), Амурской области - 2400 чел. (11 %) [6].

В структуре граждан данной категории также преобладают «безвизовики» (89 %). Более 23 % всех зарегистрированных - граждане Украины (5300), затем по убыванию граждане Узбекистана (22 %), Армении (12 %), Азербайджана (7 %).

Увеличивается и количество иностранных граждан, оформляющих документы на временное и постоянное проживание в Российской Федерации. Так, в текущем году иностранным гражданам оформлено более 5,5 тыс. разрешений на временное проживание в Российской Федерации, что выше АППГ на 69 % [8]. В первую очередь, рост их обусловлен заинтересованностью в участии в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, дающей возможность в приоритетном порядке приобрести гражданство Российской Федерации и другие преференции, предусмотренные программой [7]. Кроме того, указанный статус позволяет осуществлять трудовую деятельность без получения иных разрешений.

Обладателями видов на жительство стали почти 1,5 тыс. иностранных граждан (рост 40 %), приобрели гражданство Российской Федерации 2150 человек (рост 48 %) [5].

Как уже было отмечено, в соответствии с Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации законодательство нашей страны в этой области весьма активно совершенствуется. В текущем году вступили в силу очередные «новеллы», затрагивающие все категории иностранных работников.

В первую очередь на масштабы трудовой миграции влияет ряд таких факторов, как то, что по сравнению с другими странами СНГ Россия сохраняет более прочное экономическое положение, более высокий уровень жизни, что делает её рынок труда привлекательным для иностранных граждан. Невысокий уровень жизни населения в странах исхода толкает людей на любые заработки, в том числе готовность работать без оформления трудового договора и социальных гарантий, за низкую заработную плату.

Что касается самих трудовых мигрантов, то проблемы их пребывания и осуществления трудовой деятельности носят, на наш взгляд, преимущественно социально-бытовой характер. Большинство молодых людей из стран постсоветского пространства выросли и сформировались в сложных условиях, в период экономической нестабильности в государствах своего проживания, имеют невысокий уровень образования, а профессий и стажа работы зачастую не имеют вовсе. Как следствие, не владеют или слабо владеют русским языком, а правовая грамотность практически полностью отсутствует, тем более российского законодательства. К сожалению, было замечено, что сами мигранты не очень-то стремятся к повышению уровня своих знаний как русского языка, так и истории, культуры России и её законодательства. Так, созданные в 2013-2014 годах в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, Духовным управлением мусульман Дальнего Востока, национальными диаспорами, бесплатные адаптационные курсы для мигрантов показали их крайне невысокую востребованность [5].

В этой связи особую важность имеют вступившие с 1 января 2015 года в силу изменения в федеральном законодательстве, обязавшие иностранных граждан, желающих проживать и работать в России, подтверждать владение русским языком, знание истории России и основ законодательства нашей страны [11]. Кроме того, установлен новый порядок привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности на территории России.

Вступление в силу новых требований ожидаемо снизило количество иностранных граждан, получивших документы на право осуществления трудовой деятельности. Так, за четыре месяца 2015 года в округе их было выдано 26900 разрешительных документов (патентов - 16000, РНР - 10900), тогда как в аналогичном периоде прошедшего года - почти 49 тысяч (патентов -18600, РНР - 30200). Как видно, общее снижение составило почти 2 раза [6].

Между тем можно говорить, что «переходный адаптационный период» заканчивается, и в настоящее время наблюдается активизация обращений иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию с рабочей целью. За четыре месяца текущего года с заявлением на оформление патента обратилась почти 21 тыс. иностранных граждан, 14 тысяч (или 66 %) из них представили сертификаты о прохождении комплексного тестирования.

В заключение, хочется отметить, что конечно есть и проблемные вопросы. Территориальными органами Федеральной миграционной службы, расположенными в Дальневосточном федеральном округе, в год выявляется почти 60 тысяч административных правонарушений, связанных с пребыванием, проживанием и осуществлением трудовой деятельности иностранных граждан [6]. Но, несмотря на все сложности, комплексный подход к решению проблем, связанных с реализацией миграционной политики в регионе и эффективное взаимодействие органов исполнительной власти как между собой, так и с религиозными и общественными организациями, национальными диаспорами, позволяет сохранить миграционную ситуацию в регионе под контролем и не допустить ее негативного влияния на политическую, экономическую и социальную обстановку.

Рецензенты:

Спасский Е.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Социологии, философии и права» Дальневосточного государственного университета путей сообщения, г. Хабаровск;

Шишмаков В.Т., д.э.н., профессор кафедры «Менеджмент» ДВГУПС, г. Хабаровск.


Библиографическая ссылка

Смирнова Д.В. ДАЛЬНИЙ ВОСТОК – МИГРАЦИОННЫЕ ПОТОКИ И ПРОБЛЕМЫ СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20246 (дата обращения: 12.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674