Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ МАЛОГО ОБЪЁМА

Пронин Д.С. 1
1 Московский городской университет управления Правительства Москвы
В данной статье рассмотрены организационно-методические способы развития управления закупками малого объёма. Проанализирована эффективность реализации государственной закупочной политики. Проведён анализ осуществления порядка управления закупками малого объёма. Осуществлено рассмотрение процесса становления управления и контроля закупками малого объёма в городе Москве с применением инновационного продукта Департамента города Москвы по конкурентной политике «Портал поставщиков». Рассмотрена эффективность внедрения портала, трудности на начальном этапе становления, проведён анализ работы портала за время существования, рассмотрены пути дальнейшего развития и совершенствования. Организационно-методические способы развития управления закупками малого объёма предусматривают интеграцию экономической и социальной эффективности закупочной деятельности. Участие в закупках субъектов малого предпринимательства – одна из основных задач контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, что находит отражение в развитии закупок малого объёма.
«Портал поставщиков».
экономическая и социальная эффективность
закупки малого объёма
1. Гладилина И.П. Методы исследований в закупках. – М., 2014.
2. Дёгтев Г.В. Международный опыт государственных закупок // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.
3. Ковалёв А.М. Рынок государственных закупок как действенный инструмент государственного регулирования экономики страны // Финансы и кредит. - 2012. - № 20 (500). – С. 71.
4. Проект «Национальный Рейтинг Прозрачности Закупок» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://nrpz.ru/raiting2013.hetml#cjntent-inner.
5. Проект Doing Business (Рейтинг благоприятности деловой среды) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russian.doingbussiness.org/rankings.

Одним из основополагающих принципов реализации государственной закупочной политики является принцип повышения эффективности. В настоящее время прослеживается тенденция развития теневых отношений, недостаточного уровня качества удовлетворения запросов общества. Существующая институциональная модель управления государственными закупками не в полной мере обеспечивает на практике воспроизводство необходимых экономических и социальных эффектов, уделяя основное внимание экономическим. Проблемы низкого качества управления закупками требуют глубокой проработки и оценки необходимого уровня эффективности инструментария с целью совершенствования экономических и социальных отношений в бюджетной сфере. Основой управления в рамках реализации государственной закупочной политики является наличие показателей эффективности, методик их расчёта и способов влияния на динамику роста эффективности.

Поскольку управление закупочной деятельностью является одним из важнейших инструментов регулирования экономики, цель которого - повышение качества обеспечения государственных нужд, то задача определения показателей эффективности требует скорейшего решения. Необходима разработка комплексной модели оценки управленческих механизмов, основанной на использовании совокупности количественных, абсолютных стоимостных, социальных показателей.

В основе оценки эффективности лежат, прежде всего, такие показатели, как эффективность расходов в рамках реализации государственной закупочной политики (ценовой показатель), показатель качества приобретаемой продукции, а также показатель общественной полезности и степени удовлетворения публичных потребностей. В случае оптимального соотношения перечисленных показателей степень эффективности будет наиболее высокой.

Г.В. Дёгтев, рассматривая опыт передовых стран мира, выделяет тенденции эффективного управления госзакупками [2]. Рассмотрим их подробнее.

Управление госзакупками направлено на эффективное удовлетворение публичных потребностей в товарах, работах, услугах. Органы публичного управления, как и коммерческие организации, во главу угла ставят параметр эффективности. Эффективность реализации государственной закупочной политики должна оцениваться по степени удовлетворения потребностей всех субъектов: заказчик (органы публичного управления) - участник (бизнес-структуры) - общество (получатели товаров, работ, услуг). У каждого звена различная заинтересованность.

Определим, что является эффективностью для каждого субъекта в рамках управления госзакупками:

  • для заказчика - закупка требуемых товаров, работ, услуг за наиболее низкую цену в запланированный временной промежуток;
  • для участника - поставки имеющихся товаров, работ, услуг за наиболее высокую цену при минимальных сопутствующих издержках;
  • для общества - максимальное, своевременное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах [3, c. 71].

Поскольку в рамках управления госзакупками осуществляется выбор субъекта предпринимательства, который наилучшим образом способен удовлетворить публичную потребность, неотъемлемым условием эффективных закупок является принцип состязательности. Развитие конкуренции возможно при участии в торгах максимального количества потенциальных поставщиков. Основой добросовестной конкуренции является применение инструментария повышения транспарентности информации о реализации государственной закупочной политики, а также развитое информационное обеспечение.  Данное положение особо значимо при развитии управления закупками малого объёма.

Органы публичного управления через реализацию государственной закупочной политики должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. В этих целях информация о проведении закупок в России в обязательном порядке публикуется на официальном сайте.

Анализ эффективности необходимо проводить с точки зрения деятельности управляющей и состояния управляемой систем (И.П. Гладилина, 2014).

В связи с наличием различных инструментов определения бизнес-структур в качестве участников реализации государственной закупочной политики представляется целесообразным использовать различные методики оценки эффективности. В настоящее время специалисты первоочередное внимание уделяют экономической эффективности, т.е. соотношению полученного результата с затратами, понесёнными на достижение данного результата. Наша точка зрения заключается в необходимости интеграции экономической и социальной эффективности [1].

Одной из ведущих групп показателей эффективности реализации государственной закупочной политики, с точки зрения деятельности управляющей системы, является экономическая целесообразность. Данная группа показателей определяющая, поскольку отражает одну из приоритетных задач реализации государственной закупочной политики - повышение качества публичных услуг при минимизации расходов бюджетных средств. Экономическую эффективность можно оценить только с помощью комплекса показателей, например:

  • экономия бюджетных средств;
  • приобретение товаров, работ и услуг более высокого качества за те же деньги;
  • приобретение товаров, работ и услуг на более выгодных условиях, чем для обычного покупателя (сокращение сроков поставки, оплата без аванса, рассрочка платежа, более длительный срок гарантийного обслуживания, дополнительные сервисные услуги и т.д.);
  • приобретение товаров, работ и услуг с более низкой стоимостью владения (эксплуатации, использования);
  • различного рода сопутствующие эффекты (снижение уровня коррупции, повышение транспарентности рынков, улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности и др.).

Для достижения максимально прозрачной и эффективной системы закупок города Москвы Департаментом города Москвы по конкурентной политике при поддержке Правительства Москвы реализованы системные решения и внедрены эффективные практики, позволившие Москве стать сегодня мегаполисом современных закупочных практик.

Москва является лидером в Национальном рейтинге Государственных заказчиков регионального уровня прозрачности закупок со статусом «Гарантированная прозрачность» и суммой баллов, равной 1648, при этом уступая только Управлению делами Президента Российской Федерации с 1720 баллами, но при этом находящемуся в рейтинге «Государственные заказчики федерального уровня» [5].

Представляя Россию в Рейтинге благоприятности деловой среды Doing Business, она обеспечила переход России со 120-го места в 2011 году на 92-е место в 2014 году (то есть на 28 позиций за два года) [5].

Ещёв 2013 году в Москве реализован пилотный проект по формированию контрактной системы, позволивший ещё на стадии разработки законопроекта о контрактной системе (действующего в настоящее время Закона № 44-ФЗ) внедрить более 70% новаций, заложенных в данном законопроекте:

  • был осуществлён переход от краткосрочного к среднесрочному планированию размещения госзаказа;
  • введена двухуровневая система торгов (заказы 1-го и 2-го уровней);
  • внедрена трёхуровневая система согласования заявленных потребностей (рабочие группы Главных распорядителей бюджетных средств, Межведомственная рабочая группа, мэр Москвы), позволившие обеспечить контроль за обоснованностью цен для 95% объёма госзаказа;
  • усилен контроль за исполнением подрядчиками контрактных обязательств;
  • полностью апробирована и используется в работе инновационная кадровая политика, включающая в себя систему подготовки, обязательную ротацию кадров и тестирование чиновников на полиграфе;
  • введена обязательная экспертиза начальной (максимальной) цены контракта специально отобранными Департаментом экономической политики города Москвы экспертными организациями (при величине НМЦ более 20 млн руб.);
  • внедрена система использования типовых контрактов (шаблонов), размещённых на портале «Единая автоматизированная информационная система торгов города Москвы» (ЕАИСТ);
  • разработана и используется на практике система типовых технических заданий по отдельным видам работ и услуг, сформированы и апробированы единые требования к материалам, используемым при выполнении работ и оказании услуг (форма 2);
  • разработан и внедрён Добровольный реестр банковских гарантий.

Для развития управления закупками малого объёма чрезвычайно актуальна информационная доступность.

В целях автоматизации процессов закупок в Москве создана и эффективно используется Единая автоматизированная система торгов города Москвы (ЕАИСТ).

Прорывным решением по развитию ЕАИСТ является создание Портала поставщиков (при закупках малого объёма), представляющего собой новую методологию и технологию взаимодействия государства и бизнеса и обеспечивающего:

  • размещение оферт прямыми производителями товаров;
  • рассылку приглашений на профильные торги по классификатору;
  • предупреждение заказчиков о наличии поставщика в Реестре недобросовестных поставщиков;
  • контроль завышения цен в офертах и предупреждение заказчиков по результатам контроля;
  • заключение договоров в электронном виде и иные сервисы.

В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 30.01.2013 № 42-РП с 25 февраля 2013 года началась реализация пилотного проекта по использованию подсистемы ЕАИСТ «Портал поставщиков» при закупках малого объёма (до 400 тыс. руб.).

В пилотном проекте приняли участие более 3500 учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Было зарегистрировано около 6 тыс. поставщиков, размещено почти 150 тыс. оферт, заключено более 50 тыс. договоров на общую сумму более 3 млрд рублей.

Создание Портала поставщиков вызвало взрывной интерес у малого и среднего бизнеса и позволило в 2013 году заключить более 200 тысяч контрактов общей стоимостью 13,1 млрд руб., причём 50% от их объёма составили закупки у субъектов малого предпринимательства.

«Портал поставщиков» обогнал по количеству поставщиков товаров и услуг крупнейшую московскую торговую интернет-площадку «Яндекс.Маркет». В настоящее время в московском сегменте сервиса «Яндекс.Маркет» зарегистрировано порядка17,5 тыс.поставщиков, а на «Портале поставщиков» - порядка 34 тыс.

Развитие«Портала поставщиков» ведётся в нескольких направлениях, привлекая поставщиков (без административного принуждения) посредством внедрения удобных сервисов, таких как:

  • подписка на торги по определённым группам товаров или заказчикам;
  • информирование заказчика о снижении цены на определённые товары;
  • производственный календарь поставщика;
  • электронный документооборот с заказчиком;
  • электронный магазин;
  • внедрение автоматизированного формирования платёжных документов;
  • передача платёжных документов в казначейские органы с помощью системы «Банк - Клиент»;
  • расширенная система статистики и т.д.
Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.

 


Библиографическая ссылка

Пронин Д.С. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ МАЛОГО ОБЪЁМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20241 (дата обращения: 07.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074