Поскольку управление закупочной деятельностью является одним из важнейших инструментов регулирования экономики, цель которого - повышение качества обеспечения государственных нужд, то задача определения показателей эффективности требует скорейшего решения. Необходима разработка комплексной модели оценки управленческих механизмов, основанной на использовании совокупности количественных, абсолютных стоимостных, социальных показателей.
В основе оценки эффективности лежат, прежде всего, такие показатели, как эффективность расходов в рамках реализации государственной закупочной политики (ценовой показатель), показатель качества приобретаемой продукции, а также показатель общественной полезности и степени удовлетворения публичных потребностей. В случае оптимального соотношения перечисленных показателей степень эффективности будет наиболее высокой.
Г.В. Дёгтев, рассматривая опыт передовых стран мира, выделяет тенденции эффективного управления госзакупками [2]. Рассмотрим их подробнее.
Управление госзакупками направлено на эффективное удовлетворение публичных потребностей в товарах, работах, услугах. Органы публичного управления, как и коммерческие организации, во главу угла ставят параметр эффективности. Эффективность реализации государственной закупочной политики должна оцениваться по степени удовлетворения потребностей всех субъектов: заказчик (органы публичного управления) - участник (бизнес-структуры) - общество (получатели товаров, работ, услуг). У каждого звена различная заинтересованность.
Определим, что является эффективностью для каждого субъекта в рамках управления госзакупками:
- для заказчика - закупка требуемых товаров, работ, услуг за наиболее низкую цену в запланированный временной промежуток;
- для участника - поставки имеющихся товаров, работ, услуг за наиболее высокую цену при минимальных сопутствующих издержках;
- для общества - максимальное, своевременное удовлетворение потребностей в товарах, работах, услугах [3, c. 71].
Поскольку в рамках управления госзакупками осуществляется выбор субъекта предпринимательства, который наилучшим образом способен удовлетворить публичную потребность, неотъемлемым условием эффективных закупок является принцип состязательности. Развитие конкуренции возможно при участии в торгах максимального количества потенциальных поставщиков. Основой добросовестной конкуренции является применение инструментария повышения транспарентности информации о реализации государственной закупочной политики, а также развитое информационное обеспечение. Данное положение особо значимо при развитии управления закупками малого объёма.
Органы публичного управления через реализацию государственной закупочной политики должны оказывать поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства. В этих целях информация о проведении закупок в России в обязательном порядке публикуется на официальном сайте.
Анализ эффективности необходимо проводить с точки зрения деятельности управляющей и состояния управляемой систем (И.П. Гладилина, 2014).
В связи с наличием различных инструментов определения бизнес-структур в качестве участников реализации государственной закупочной политики представляется целесообразным использовать различные методики оценки эффективности. В настоящее время специалисты первоочередное внимание уделяют экономической эффективности, т.е. соотношению полученного результата с затратами, понесёнными на достижение данного результата. Наша точка зрения заключается в необходимости интеграции экономической и социальной эффективности [1].
Одной из ведущих групп показателей эффективности реализации государственной закупочной политики, с точки зрения деятельности управляющей системы, является экономическая целесообразность. Данная группа показателей определяющая, поскольку отражает одну из приоритетных задач реализации государственной закупочной политики - повышение качества публичных услуг при минимизации расходов бюджетных средств. Экономическую эффективность можно оценить только с помощью комплекса показателей, например:
- экономия бюджетных средств;
- приобретение товаров, работ и услуг более высокого качества за те же деньги;
- приобретение товаров, работ и услуг на более выгодных условиях, чем для обычного покупателя (сокращение сроков поставки, оплата без аванса, рассрочка платежа, более длительный срок гарантийного обслуживания, дополнительные сервисные услуги и т.д.);
- приобретение товаров, работ и услуг с более низкой стоимостью владения (эксплуатации, использования);
- различного рода сопутствующие эффекты (снижение уровня коррупции, повышение транспарентности рынков, улучшение деловой репутации и инвестиционной привлекательности и др.).
Для достижения максимально прозрачной и эффективной системы закупок города Москвы Департаментом города Москвы по конкурентной политике при поддержке Правительства Москвы реализованы системные решения и внедрены эффективные практики, позволившие Москве стать сегодня мегаполисом современных закупочных практик.
Москва является лидером в Национальном рейтинге Государственных заказчиков регионального уровня прозрачности закупок со статусом «Гарантированная прозрачность» и суммой баллов, равной 1648, при этом уступая только Управлению делами Президента Российской Федерации с 1720 баллами, но при этом находящемуся в рейтинге «Государственные заказчики федерального уровня» [5].
Представляя Россию в Рейтинге благоприятности деловой среды Doing Business, она обеспечила переход России со 120-го места в 2011 году на 92-е место в 2014 году (то есть на 28 позиций за два года) [5].
Ещёв 2013 году в Москве реализован пилотный проект по формированию контрактной системы, позволивший ещё на стадии разработки законопроекта о контрактной системе (действующего в настоящее время Закона № 44-ФЗ) внедрить более 70% новаций, заложенных в данном законопроекте:
- был осуществлён переход от краткосрочного к среднесрочному планированию размещения госзаказа;
- введена двухуровневая система торгов (заказы 1-го и 2-го уровней);
- внедрена трёхуровневая система согласования заявленных потребностей (рабочие группы Главных распорядителей бюджетных средств, Межведомственная рабочая группа, мэр Москвы), позволившие обеспечить контроль за обоснованностью цен для 95% объёма госзаказа;
- усилен контроль за исполнением подрядчиками контрактных обязательств;
- полностью апробирована и используется в работе инновационная кадровая политика, включающая в себя систему подготовки, обязательную ротацию кадров и тестирование чиновников на полиграфе;
- введена обязательная экспертиза начальной (максимальной) цены контракта специально отобранными Департаментом экономической политики города Москвы экспертными организациями (при величине НМЦ более 20 млн руб.);
- внедрена система использования типовых контрактов (шаблонов), размещённых на портале «Единая автоматизированная информационная система торгов города Москвы» (ЕАИСТ);
- разработана и используется на практике система типовых технических заданий по отдельным видам работ и услуг, сформированы и апробированы единые требования к материалам, используемым при выполнении работ и оказании услуг (форма 2);
- разработан и внедрён Добровольный реестр банковских гарантий.
Для развития управления закупками малого объёма чрезвычайно актуальна информационная доступность.
В целях автоматизации процессов закупок в Москве создана и эффективно используется Единая автоматизированная система торгов города Москвы (ЕАИСТ).
Прорывным решением по развитию ЕАИСТ является создание Портала поставщиков (при закупках малого объёма), представляющего собой новую методологию и технологию взаимодействия государства и бизнеса и обеспечивающего:
- размещение оферт прямыми производителями товаров;
- рассылку приглашений на профильные торги по классификатору;
- предупреждение заказчиков о наличии поставщика в Реестре недобросовестных поставщиков;
- контроль завышения цен в офертах и предупреждение заказчиков по результатам контроля;
- заключение договоров в электронном виде и иные сервисы.
В соответствии с распоряжением Правительства Москвы от 30.01.2013 № 42-РП с 25 февраля 2013 года началась реализация пилотного проекта по использованию подсистемы ЕАИСТ «Портал поставщиков» при закупках малого объёма (до 400 тыс. руб.).
В пилотном проекте приняли участие более 3500 учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы. Было зарегистрировано около 6 тыс. поставщиков, размещено почти 150 тыс. оферт, заключено более 50 тыс. договоров на общую сумму более 3 млрд рублей.
Создание Портала поставщиков вызвало взрывной интерес у малого и среднего бизнеса и позволило в 2013 году заключить более 200 тысяч контрактов общей стоимостью 13,1 млрд руб., причём 50% от их объёма составили закупки у субъектов малого предпринимательства.
«Портал поставщиков» обогнал по количеству поставщиков товаров и услуг крупнейшую московскую торговую интернет-площадку «Яндекс.Маркет». В настоящее время в московском сегменте сервиса «Яндекс.Маркет» зарегистрировано порядка17,5 тыс.поставщиков, а на «Портале поставщиков» - порядка 34 тыс.
Развитие«Портала поставщиков» ведётся в нескольких направлениях, привлекая поставщиков (без административного принуждения) посредством внедрения удобных сервисов, таких как:
- подписка на торги по определённым группам товаров или заказчикам;
- информирование заказчика о снижении цены на определённые товары;
- производственный календарь поставщика;
- электронный документооборот с заказчиком;
- электронный магазин;
- внедрение автоматизированного формирования платёжных документов;
- передача платёжных документов в казначейские органы с помощью системы «Банк - Клиент»;
- расширенная система статистики и т.д.
Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.
Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.
Библиографическая ссылка
Пронин Д.С. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЗАКУПКАМИ МАЛОГО ОБЪЁМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20241 (дата обращения: 11.09.2024).