Актуальность проблемы участия студенческого самоуправления в организации спортивных и физкультурно-рекреативных мероприятий обусловлена, с одной стороны, социально-экономическими изменениями и научно-техническими достижениями в обществе, а с другой - ухудшением здоровья студентов в связи с малой их двигательной активностью. Быть здоровым в технологическом и мультимедийном обществе - это важнейший вопрос нашего времени.
Цель данной статьи - выяснить, какие меры предпринимаются в вузах Германии, в частности в рамках студенческого самоуправления, для увеличения физической активности студентов, привлечения их к спортивному и здоровому образу жизни.
Методы исследования: сравнительный анализ опыта работы студенческого самоуправления отечественных и зарубежных вузов, изучение фактологического материала, представленного на ведущих сайтах вузов России и Германии по исследуемой проблеме, результатов психолого-педагогических исследований.
Результаты и их обсуждение. Нельзя не согласиться с Г.С. Синенко, что одним из эффективных путей обращения молодежи к здоровому и социально полезному образу жизни является физкультурно-рекреативная деятельность, которая организуется для решения комплекса социальных задач по формированию, изменению, сохранению и восстановлению определенных параметров физического состояния, психических качеств и способностей, удовлетворению познавательных интересов, организации отдыха, развлечения и общения. Рекреативно-оздоровительная деятельность определяет многообразие связанных с ней ценностей, ее огромный социализирующий и воспитательный потенциал, способность выполнять разнообразные социокультурные функции [5, с. 3].
Термин «рекреация» латинского происхождения, означает «восстановление». В толковых, энциклопедических словарях определяется как отдых, восстановление сил человека; помещение для отдыха в учебных заведениях. Концепты «рекреативно-оздоровительная» и «физкультурно-рекреативная деятельность» активно дискутируются в научных кругах отечественных (А.В. Воронков, Т.В. Ганьшина, И.Н. Никулин, Т.А. Мартиросова, Г.С. Синенко, Л.В. Шапкова и др.) и зарубежных (H. Altenberg, H.P. Brandl-Bredenbeck, S. Kirsch - Institut für Sportwissenschaft / Universität Leipzig; W. Buskies, M. Kurscheidt - Institut für Sportwissenschaft / Universität Bayreuth; A. Schaper - J. Gutenberg-Universität Mainz и др.) ученых, на страницах рецензируемых журналов.
Большую ценность представляет изучение положительного опыта участия студенческого самоуправления в организации спортивных и физкультурно-рекреативных мероприятий в зарубежных странах, в частности Германии.
На развитие массового спорта и организацию оздоровительных мероприятий для студенческой молодежи в свободное время в ФРГ направлена политика министерств соответствующего профиля.
Оказание помощи в развитии массового спорта и физкультурно-рекреативных занятий в свободное время - задача правительств земель, спортивных организаций, общин земель Германии. Главные направления - финансирование строительства спортивных сооружений и развитие спорта в школах и вузах [3, с.425].
Статья посвящена анализу спортивных и физкультурно-рекреативных мероприятий, проводимых органами вузовского управления и органами студенческого самоуправления в ФРГ. Студенты не только осваивают учебно-профессиональные программы, но и решают многие жизненно важные проблемы студенческой молодежи вуза.
Для эффективного развития спортивной и физкультурно-рекреативной деятельности в вузах разрабатываются программы, направленные на развитие спорта и поддержание здоровья преподавателей и студентов. В настоящее время в арсенале вузов ФРГ имеются современные спортивные сооружения, спортивный инвентарь, финансовые средства для развития спорта и физкультурно-рекреативных мероприятий, спортивный сервис.
Анализ программ спортивной тематики, представленных на сайтах вузов Германии, показывает, что их содержание можно классифицировать по двум направлениям: а) развитие профессионального спорта в целом; б) развитие спортивных, здоровьеориентированных проектов.
В настоящее время молодые люди не всегда справляются с высокими требованиями, предъявляемыми к подготовке будущих специалистов, что влечет за собой стрессы и психофизические нагрузки. Какие конкретно, выяснили ученые Геттингского университета, проведя исследование в Институте спорта. Целью их исследования было выяснение значения спорта при преодолении учебных нагрузок. В результате исследования они пришли к выводу, что студенты - бакалавры и магистры - в современных условиях обучения часто жалуются на здоровье: головную, спинную боль, нервозность, усталость, трудность концентрации внимания, сонливость.
Увеличение числа предметов, объема учебного материала ограничивает возможности студентов для занятий спортом. Главная задача - научить студентов правильно распределять свой рабочий день, чтобы найти время на спортивные занятия для восстановления и поддержания здоровья [7].
В условиях существующей объективной необходимости в изучении и применении зарубежного опыта у нас вызывает интерес организация спортивных и физкультурно-рекреативных мероприятий в рамках студенческого самоуправления в вузах Германии.
Одним из важных направлений деятельности студенческого самоуправления является развитие спорта и поддержание интереса к здоровому образу жизни среди студенчества. Разработкой и координацией спортивных мероприятий занимаются студенческие отделы по спорту, которые организуют различные спортивные мероприятия, фестивали, турниры, секции [1, с. 113].
В качестве примера рассмотрим деятельность органов студенческого самоуправления, отвечающих за спортивную работу в техническом университете Дрездена. В структуре университета имеется университетский Центр по спорту. Центром разрабатывается программа, включающая следующую информацию: список видов спорта от «А до Я»; график работы спортивных и физкультурно-рекреативных секций, которые ориентированы на сотрудников и преподавателей вуза, студентов, гостей. Секции включают различные спортивные предложения.
Следует отменить, что отдел по спорту в составе студенческого самоуправления является связующим звеном между студентами университета и университетским Центром по спорту. Он помогает Центру в организации и проведении спортивных и здоровьеориентированных мероприятий и соревнований. Участие представителей студенческого отдела по спорту в заседаниях факультетских советов, конференциях, посвященных спортивной тематике, и общем собрании немецкого всеобщего вузовского спортивного союза позволяет студентам быть в курсе спортивных событий, знакомиться с документами и программами [8, 9].
Каждый университет, стремясь привлечь студентов к здоровому образу жизни, создает так называемый Allgemeiner Hochschulsport - всеобщий отдел по спорту, объединяющий докторов наук, преподавателей спортивных дисциплин, менеджеров и представителей студенческого самоуправления [8, 9]. Отдел по спорту и студенческое самоуправление в партнерстве с различными фирмами и предприятиями информационно и финансово поддерживают спортсменов из числа студентов на национальных и международных соревнованиях.
Для занятий спортом и физкультурой для студентов вузов Германии создаются специальные условия: индивидуальный подход квалифицированных тренеров; дружелюбная и спокойная атмосфера; фиксированная абонентская плата; удобный график занятий и тренировок в спортивных клубах; своевременное информирование студентов; открытый финансовый отчет.
Важную роль в организации работы спортивного и физкультурно-рекреативного сектора вузов в ФРГ играет Ведомство по делам студентов при участии представителей органов студенческого самоуправления. Круг вопросов совместной деятельности указанных органов предполагает планирование и проведение спортивной и физкультурно-рекреативной деятельности (например, организацию игр для снятия нервно-эмоционального напряжения в течение учебного дня) [6].
Для сравнения с зарубежным опытом организации спортивных и физкультурно-рекреативных мероприятий рассмотрим практику участия представителей студенческого самоуправления в отечественных вузах, в частности в Белгородском государственном национальном исследовательском университете (НИУ «БелГУ»). Студенческий спортивный клуб, входящий в структуру Союза студентов НИУ «БелГУ», организовывает физкультурные и спортивные мероприятия всех институтов и факультетов университета. Основные задачи спортивного клуба: вовлечение студенческой молодежи в систематические занятия физической культурой и спортом; воспитание физических и морально-волевых качеств, укрепление здоровья и снижение заболеваемости, повышение уровня профессиональной готовности, социальной активности всех студентов университета; организация и проведение массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий; создание спортивных любительских объединений, секций и команд по видам спорта; участие в городских, областных соревнованиях, проведение спартакиад и первенств факультетов (институтов) по отдельным видам спорта; пропаганда физической культуры и спорта, здорового образа жизни студентов. Спортивный клуб осуществляет свою деятельность в непосредственном контакте с руководством вуза и спортивными обществами города [2].
Заключение. Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что и зарубежные, и отечественные органы студенческого самоуправления поддерживают контакты с учреждениями по спорту, сотрудничают со спортивными клубами на вузовском, региональном, международном уровнях.
Изучение положительного опыта работы органов студенческого самоуправления зарубежных и отечественных вузов позволяет выделить основные аспекты их спортивной и физкультурно-рекреативной деятельности: совершенствование материально-технической базы для спортивных и физкультурно-рекреативных занятий в высшей школе; повышение уровня развития инфраструктуры для спорта, досуга и внеклассных форм работы со студентами; создание единого механизма учета спортивной и физкультурно-рекреативной работы в вузах; создание условий для развития спортивных идей в рамках студенческого самоуправления.
Все вышеизложенное подтверждает значимость участия органов студенческого самоуправления в организации спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий для студентов вузов.
Рецензенты:Ирхин В.Н., д.п.н., профессор, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Педагогический институт, кафедра теории и методики физической культуры, г. Белгород;
Собянин Ф.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Педагогический институт, кафедра теории и методики физической культуры, г. Белгород.
Библиографическая ссылка
Акиншина И.Б., Исаев И.Ф., Карабутова Е.А. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВУЗАХ ГЕРМАНИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНЫХ И ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕКРЕАТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20224 (дата обращения: 17.05.2025).