Рис. 1. Статистика ответов на вопрос: «Какие информационные ресурсы, на Ваш взгляд, нужны нашему университету?»
Разработка методики проектирования гибридных информационных систем
Авторами разработана методика проектирования гибридных информационных систем поддержки образовательного процесса [2–8], позволяющая высшим учебным заведениям различного типа оптимально внедрять в учебный процесс информационные ресурсы, отмеченные на рисунке 1. Данная система предполагает многоуровневую архитектуру [9,10], одним из уровней которой является клиентский уровень — автоматизированное рабочее место (АРМ). Определение АРМ приведено в ГОСТ 34.003-90 от 01.01.1992 г. [1], согласно данному стандарту АРМ — программно-технический комплекс автоматизированной системы, предназначенный для автоматизации деятельности определенного типа.
Следуя стандарту, были сформулированы требования к программному и аппаратному обеспечению АРМ (табл. 1). Анализ существующих решений показал, что в настоящее время на рынке существуют несколько типов устройств, удовлетворяющих требованиям, приведенным в таблице 1. К ним относятся: персональные компьютеры, ноутбуки, нетбуки, планшетные компьютеры, одноплатные компьютеры. Однако ограничения образовательной среды предполагают еще одно дополнительное ограничение — ограничение стоимости АРМ. Поэтому при проектировании оптимальным будет то устройство, которое удовлетворит требованиям из таблицы 1, а также будет обладать наименьшей стоимостью.
Таблица 1
Программные и аппаратные требования к АРМ
Программные требования |
Аппаратные требования |
1. Наличие приложений для работы в Internet, совместимых с IE и Mozilla Firefox. 2. Поддержка основных офисных типов файлов: Word, Excel, PowerPoint |
1. Интерфейс для работы с LAN и Internet 2. Классические интерфейсы ввода информации |
Показатель оптимальности АРМ
Для учета ограничений предметной области приведенных выше АРМ предлагается показатель оптимальности АРМ (ОАРМ). К прототипу, представленному в статье, применены следующие функциональные требования: возможность работы с веб-сервисами гибридной информационной системы поддержки образовательного процесса, доступ к сети Интернет, наличие офисных приложений для работы с документами. Показатель включает в себя дискретные показатели, приведенные в таблице 1: наличие приложений для работы в Internet, совместимых с IE и Mozilla Firefox (И); поддержка основных офисных типов файлов: Word, Excel, PowerPoint (О); интерфейс для работы с LAN и Internet (С); классические интерфейсы ввода информации (К):
ОАРМ = И * С * (1 + О + К).
Значение показателя не должно быть равным нулю, в случае если АРМ планируется использовать в качестве клиентского АРМ для системы информационной поддержки образовательного процесса. Тем не менее значения показателей О и К могут быть равны нулю. Оптимальным значением показателя ОАРМ является 3. В таком случае решение соответствует требованиям, приведенным в таблице 1.
Анализ на основе предложенного показателя показывает, что по стоимости оптимальным решением становятся АРМ на базе одноплатных компьютеров. На сегодняшний день одним из самых популярных решений данного типа является одноплатный компьютер Raspberry PI (Model B), обладающий следующими техническими характеристиками: процессор 700MHz ARM11; память 512MB SDRAM; видео: 1080p; композитный и HDMI-видеовыход; USB 2.0; слот для карты памяти SD/MMC/SDIO; системы ввода-вывода общего назначения (порт GPIO, пригодный для управления внешними устройствами; дополнительный встроенный USB-концентратор (2 порта); Ethernet адаптер 10/100 Мбит (необходим для работы с компьютерной сетью). Общий вид платы показан на рисунке 2.
Полная стоимость АРМ на базе предлагаемого решения, включающего все необходимые периферийные устройства, на данный момент составляет менее 5000 рублей. Более того, открытая архитектура, поддержка свободного и открытого программного обеспечения предоставляют образовательным учреждениям возможность изменять устройство в соответствии с потребностями.
Рис. 2. Одноплатный компьютер Raspberry PI
Использование одноплатных компьютеров является перспективным решением.
Например, компьютер Raspberry PI выпущен в трех модификациях. В 2015 г. компания
представила вторую версию данного ПК, предложив архитектуру, совместимую со
всеми современными операционными системами, включая заявленную совместимость с
Windows 10. Результаты сравнения характеристик наиболее
распространенных и доступных сегодня одноплатных компьютеров Raspberry PI представлены
в виде таблицы (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение моделей Raspberry PI
Model A+ |
Model B |
Model B+ |
RPI 2 |
|
Цена (руб.) |
1540 |
1800 |
2100 |
2400 |
Краткая характерис-тика |
Самый дешевый и маленький одноплатный ПК |
Широко распространен-ный Raspberry PI |
Больше интерфейсов, чем у модели B. Идеальный выбор для университета |
Самый современный и технически оснащенный Raspberry PI |
Чипсет |
Broadcom BCM2835 |
Broadcom BCM2835 |
Broadcom BCM2835 |
Broadcom BCM2836 |
Процессор |
ARMv6 single core |
ARMv6 single core |
ARMv6 single core |
ARMv7 quad core |
Частота процессора |
700 MHz |
700 MHz |
700 MHz |
900 MHz |
Размеры |
65x56мм |
85x56мм |
85x56мм |
85x56мм |
Память: |
256 MB SDRAM @ 400 MHz |
512 MB SDRAM @ 400 MHz |
512 MB SDRAM @ 400 MHz |
1 GB SDRAM @ 400 MHz |
Хранение данных: |
Micro SD Card |
SD Card |
Micro SD Card |
Micro SD Card |
Количество портов USB 2.0: |
1 |
2 |
4 |
4 |
Ethernet |
Нет |
10/100mb Ethernet RJ45 Jack |
10/100mb Ethernet RJ45 Jack |
10/100mb Ethernet RJ45 Jack |
Для реализации требований к программному обеспечению рабочего места предлагается использовать операционную систему Raspbian, разработанную на базе дистрибутива Debian и оптимизированную под аппаратное обеспечение Raspberry PI. Данная операционная система позволяет устанавливать все необходимые пакеты из репозитория, удовлетворяя, таким образом, всем требованиям к программному оснащению рабочего места, приведенным в таблице 1. Предлагаемое программное обеспечение позволит использовать в учебном процессе виртуальные машины, подготовленные для занятий, а также образовательные веб-сервисы и офисные пакеты.
Образовательные учреждения получают возможность создать свой собственный дистрибутив для компьютерных классов, построенных на базе рабочих мест, для предоставления ограниченного, заранее определенного перечня приложений в соответствии с программой обучения.
Заключение
Считаем важным отметить, что предлагаемое решение удовлетворяет разработанным на основе ГОСТ требованиям, обладает открытой программной и аппаратной платформой, что позволяет обеспечить свободу экспериментов и внедрить активные методы обучения в учебный процесс благодаря возможности полноценной работы с функционалом предлагаемой гибридной информационной системы поддержки образовательного процесса.
Спроектированный прототип рабочего места позволяет эффективно использовать в учебном процессе разработанный авторами модуль для проведения занятий с использованием активных методов обучения (АМО). На рисунке 3 представлен интерфейс такого модуля для проведения учебных занятий в соответствии с перспективной методикой активного социологического тестированного анализа и контроля (МАСТАК).
Рис. 3. Разработанный прототип Web-сервиса «активные методы обучения» гибридной информационной системы поддержки образовательного процесса
Рецензенты:
Мусаев А.А., д.т.н., профессор, декан факультета информационных технологий и управления ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)», г. Санкт-Петербург;
Холоднов В.А., д.т.н., профессор, профессор кафедры системного анализа ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Газуль С.М., Ананченко И.В., Кияев В.И. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОТОТИПА КЛИЕНТСКОГО УСТРОЙСТВА ДЛЯ ГИБРИДНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20219 (дата обращения: 13.09.2024).