Цель исследования
Оценить качество и образ жизни студентов медицинского университета и определить кластеры риска для создания общих и персонифицированных профилактических мероприятий.
Задачи исследования
1. Определить гендерные особенности КЖ по данным опросников КЖ MOS-SF 36 и образа жизни студентов медицинского университета.
2. Создать персонифицированную базу данных КЖ и ОЖ студенток и студентов-юношей.
3. Определить кластеры риска качества жизни студентов.
4. Разработать общие и персонифицированные мероприятия по коррекции образа жизни.
Материалы и методы исследования
Были сформированы группы исследуемых студенток и студентов-юношей медицинского университета г. Омска. Их количество составило 52 и 49 человек соответственно. Репрезентативность минимальной стратифицированной выборки рассчитана по рекомендациям Н.А. Плохинского с использованием формулы: n = t²/ k ², где n – численность выборки (n=43), t – показатель вероятности того, что заданная степень неточности действительно не будет превышена (t = 1,96; р =0,005); k – коэффициент (показатель точности), его значение с учетом степени ответственности выполняемой работы было принято за 0,3 [8]. В результате формирования выборки и предварительного анализа базы данных были выделены наиболее статистически сопоставимые показатели у студенток и студентов-юношей медицинского университета города Омска. Данные шкал КЖ были получены в результате анкетирования 101 студента медицинского университета. Инструментом исследования служили опросники КЖ MOS-SF 36 (Medical Outcomes Study-Short Form) и оригинальный формализованный тест по образу жизни студентов в период обучения в университете. Опросник MOS-SF 36 применяется как в популяционных, так и в специальных исследованиях [2]. Ответы по опроснику выражались в баллах по восьми шкалам (100 баллов – наилучшие показатели КЖ). Физическое функционирование (Physical Functioning – PF) отражает степень, в которой физическое состояние ограничивает выполнение физических нагрузок (таких как самообслуживание, ходьба, подъем по лестнице, переноска тяжестей и т.п.). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что физическая активность студента значительно ограничивается состоянием его здоровья.
Ролевое функционирование, обусловленное физическим состоянием (Role-Physical Functioning — RP), — влияние физического состояния на повседневную ролевую деятельность (работу, выполнение повседневных обязанностей). Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что ролевая повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием студента.
Интенсивность боли (Bodily pain – ВР) и ее влияние на способность заниматься повседневной деятельностью, включая работу по дому и вне дома. Низкие показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что боль значительно ограничивает активность студента.
Общее состояние здоровья (General Health — GH) — оценка респондентом своего состояния здоровья в настоящий момент. Чем ниже балл по этой шкале, тем ниже оценка состояния здоровья.
Жизненная активность (Vitality – VT) подразумевает ощущение себя полным сил и энергии или, напротив, обессиленным. Низкие баллы свидетельствуют об утомлении респондента и снижении жизненной активности.
Социальное функционирование (Social Functioning — SF) определяется степенью, в которой физическое или эмоциональное состояние ограничивает социальную активность (общение). Низкие баллы свидетельствуют о значительном ограничении социальных контактов, снижении уровня общения в связи с ухудшением физического и эмоционального состояния.
Ролевое функционирование, обусловленное эмоциональным состоянием (R Emotional — RE), предполагает оценку степени, в которой эмоциональное состояние мешает выполнению работы или другой повседневной деятельности (включая большие затраты времени, уменьшение объема работы, снижение ее качества и т.п.). Низкие показатели по этой шкале интерпретируются как ограничение в выполнении повседневной работы, обусловленное ухудшением эмоционального состояния.
Психическое здоровье (Mental Health – МН) характеризует настроение, наличие депрессии, тревоги, это общий показатель положительных эмоций. Низкие показатели свидетельствуют о наличии депрессивных, тревожных переживаний, психическом неблагополучии.
Ответы по опроснику образа жизни (ОЖ) также выражались в баллах – (3 балла – наилучшие показатели). Для сравнения двух групп (девушек и юношей) был использован непараметрический U-критерий Манна–Уитни, так как он не требует соблюдения нормального распределения.
Для статистической обработки данных также был применен кластерный анализ, который выполнял следующие основные задачи:
· разработку типологии;
· исследование полезных концептуальных схем группирования объектов;
· формирование гипотез на основе исследования данных;
· проверку гипотез или исследования для определения, действительно ли типы (группы), выделенные тем или иным способом, присутствуют в имеющихся данных.
Применение кластерного анализа предполагало следующие этапы:
· отбор выборки для кластеризации;
· определение переменных, по которым будут оцениваться объекты в выборке, т. е. признакового пространства;
· вычисление значений той или иной меры сходства (или различия) между объектами;
· применение метода кластерного анализа для создания групп сходных объектов;
· проверку достоверности результатов кластерного решения.
Использование кластерного анализа позволило определить кластеры риска качества жизни студентов и элементы кластеризации. В целях определения влияния обучения на здоровье использована оценка субъективных ощущений после занятий студента – усталость, раздражительность, головные боли, боли в животе, изжога, тошнота, отношения в группе, жалобы на здоровье повторяющегося характера. Дана гендерная оценка качества жизни и наличия вредных привычек (курение, алкоголь, проба наркотиков), подработки в период обучения в университете.
Результаты и обсуждение
В предыдущих исследованиях нами установлены cсравнительно более низкие показатели в среднем по шкалам КЖ студентов – RP, GH, RE, MH [3]. В настоящем исследовании учитывались данные межгруппового сравнения КЖ и ОЖ у студентов-юношей и студенток. Для межгруппового сравнения (девушек и юношей) был использован непараметрический U-критерий Манна–Уитни. Выявлены статистически значимые гендерные различия показателей следующих шкал КЖ – RP, низкие показатели по шкале «ролевое функционирование» свидетельствуют о том, что повседневная деятельность значительно ограничена физическим состоянием студенток; GH – общее состояние своего здоровья студентки оценили статистически значимо ниже, чем юноши; RE – ролевое функционирование, обусловленное ухудшением эмоционального состояния девушек; МН – психическое здоровье, свидетельствовало о наличии депрессивных, тревожных переживаний, психическом неблагополучии в большей степени у девушек (табл. 1).
Таблица 1
Показатели межгруппового сравнения КЖ и ОЖ у студенток и студентов-юношей
Показатели |
Статистическая значимость различий КЖ и ОЖ у студенток (1-я группа) и студентов-юношей (2-я группа) |
|||||
U |
Z |
p |
Z скорр. |
p |
|
|
RP |
945,00 |
–2,24 |
0,03 |
–2,50 |
0,01 |
|
GH |
990,500 |
–1,93 |
0,05 |
–1,94 |
0,05 |
|
RE |
926,50 |
–2,36 |
0,02 |
–2,57 |
0,01 |
|
MH |
686,00 |
–4,00 |
0,00 |
–4,03 |
0,00 |
|
Курение |
900,50 |
2,25 |
0,02 |
3,24 |
0,00 |
|
Алкоголь |
878,50 |
2,41 |
0,02 |
2,48 |
0,01 |
|
Занятия спортом |
948,00 |
2,07 |
0,04 |
2,31 |
0,02 |
|
Подработка |
853,50 |
2,72 |
0,01 |
3,03 |
0,00 |
|
Слабость после занятий |
726,00 |
–3,60 |
0,00 |
–4,17 |
0,00 |
|
Головные боли после занятий |
863,00 |
–2,79 |
0,01 |
–3,26 |
0,00 |
|
Изжога |
926,00 |
2,22 |
0,03 |
2,86 |
0,00 |
|
Образ жизни студентов анализирован по группе вопросов, включающих материальное положение, условия проживания во время учебы, составляющие образа жизни: вредные привычки, питание студентов, отдых, сон, занятия спортом, желание учиться, наличие хронических заболеваний и др. Однако гендерные особенности были обнаружены по некоторым вопросам. Так, например, курили и чаще принимали алкоголь, подрабатывали статистически значимо юноши. Плохое самочувствие после занятий (слабость, головные боли) статистически значимо отмечали девушки, неприятное ощущение после приема пищи (изжогу) чаще отмечали студенты-юноши.
Кластерный анализ полученных данных позволил определить кластеры риска по качеству жизни с учетом образа жизни. С помощью кластерного анализа К-средних в формате STATISTICA 6.1 произвели оптимальное группирование всего набора объектов на два кластера для того, чтобы минимизировать внутрикластерную дисперсию и максимизировать межкластерную. Общее количество итераций равно 50.
При использовании дисперсионного анализа межгрупповая дисперсия сравнивалась с внутригрупповой дисперсией. В результате установлено, что средние величины для отдельных переменных в разных совокупностях статистически значимо различны: F-критерий Фишера и достигнутый уровень значимости р для двух кластеров восьми переменных: PF (F = 4535,86; p = 0,0000), RP (F= 1225,13; p = 0,0000); BP (F= 1969,01; p = 0,0000), GH (F= 1391,24; p = 0,0000) VT (F= 1097,78; p = 0,0000) SF (F= 1855,79; p = 0,0000) RE (F= 358,52; p = 0,0000) MH (F= 942,77; p = 0,0000). Были определены статистически значимые различия в кластерах для переменных, характеризующих жалобы – на здоровье повторяющегося характера (Хи-квадрат 6,126; р= 0,01); на наличие изжоги (Хи-квадрат 10,47; р= 0,001); головных болей и усталости после занятий (Хи-квадрат 23,27; р= 0,0000; Хи-квадрат 32,00; р= 0,000 соответственно); наличие алкоголя в студенческом рационе (Хи-квадрат 58,51; р= 0,0000).
На рисунке 1 показаны результаты кластерного анализа качества и образа жизни омских студентов медицинского университета.
![]() |
Рис. 1. Результаты кластерного анализа качества и образа жизни омских студентов медицинского университета
Кластерный анализ позволил выделить два кластера переменных. Первый кластер наименьшего риска, для него характерны высокие значения качества жизни по всем шкалам. С помощью элементов кластерного анализа определены студенты, вошедшие в группу наименьшего риска. Для них намечены общие профилактические мероприятия, направленные на коррекцию ОЖ. Второй кластер существенного риска и низких значений качества жизни по всем шкалам. Персонифицированная профилактическая работа со студентами из этого кластера должна быть приоритетной и направлена на оптимизацию гигиенического воспитания с привлечением диетологической нутритивной поддержки.
Выводы
Использование формализованных методик по оценке качества и образа жизни способствовало определению значимости отдельных элементов образа и качества жизни студентов в период обучения в университете. Полученные новые знания о гендерных особенностях показателей качества жизни студентов и элементов образа жизни, влияющих на них, позволят их использовать в сравнительных исследованиях КЖ студентов различных вузов. Анализ результатов мониторинга КЖ и ОЖ студенческой молодежи, установление кластеров риска этих показателей позволят разработать персонифицированные профилактические мероприятия и оптимизировать гигиеническое воспитание обучающихся в университете.
Рецензенты:Родькин В. П., д.м.н., профессор кафедры гигиены труда с курсом профпатологии ГБОУ ВПО ОмГМУ Минздрава России, г. Омск;
Ширинский В.А., д.м.н., профессор, профессор кафедры гигиены с курсом питания человека ГБОУ ВПО ОмГМУ Минздрава России, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Блинова Е.Г., Богунова О.С., Акимова И.С., Демакова Л.В. КАЧЕСТВО И ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20215 (дата обращения: 03.04.2025).