Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РОЛЬ ТРУДА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Зарецкий А.Д. 1 Иванова Т.Е. 1 Хицкова Д.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»
Экономическая безопасность общества и государства зависит от выбранной модели экономического развития, но решающая роль при этом принадлежит труду, который как решающий фактор производства способствует накоплению человеческого капитала. Этот капитал является составной частью интеллектуального капитала, что и обеспечивает в совокупности экономическое развитие общества. В статье показаны некоторые важные аспекты этого процесса. По мнению авторов, современной России необходимо настойчиво внедрять в экономические отношения рыночный их характер, показывать роль труда в обществе, а это обстоятельство, в свою очередь, приведет к накоплению человеческого капитала, что и будет способствовать устойчивому процессу формирования экономической безопасности страны.
труд
человеческий капитал
экономическая безопасность
1. Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: Пер. с англ. / Состав.,научн. ред., послесловие Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин.- М. : ГУ ВШЭ. 2003.- 672 с.
2. Воздвиженская А. Места сбываются // Российская газета от 14.05.2015 г. № 101 (6672).
3. Глазьев С.Ю., Локосов В.В. Оценка предельно критических значений показателей состояния российского общества и их использование в управлении социально-экономическим развитием // ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК. 2012.Том 82. № 7. – С. 587-614.
4. Зарецкий А.Д. О ценностных установках в условиях неоиндустриализации//Экономист. № 4.-2015.- С.36-41.
5. Зарецкий А.Д. Труд и капитал: преодоление противоречий за счет развития человеческого капитала // Проблемы современной экономики: Евразийский международный научно-практический журнал. № 3 (51). 2014.- С. 75-77.
6. Игнатова Т.В., Васильев П.П. Специфика формирования трудового потенциала как фактора модернизации экономики. - Ростов-на-Дону: Издательство «Эверест». 2014.- 164 с.
7. Милль Дж. С. Основы политической экономии с некоторыми приложениями к социальной философии. - М. : Эксмо. 2007.- С. 123.
8. Парето В. Трансформация демократии. - М. : Издательский дом «Территория будущего». 2011.- 208 с.
9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.- 6-е изд., перераб. и доп.- М. : ИНФРА – М. 2011.- 512 с.
10. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М. : Эксмо.- 2007.- 960 с.
11. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. - М. : Эксмо. 2007.- 790 с.
12. Тейлор Ф. Научная организация труда. В кн.: «Управление – это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд». - М. : Республика. 1992.- С. 222- 305.
13. Хейне П., Боутке П., Причитко Д. Экономический образ мышления. 10-е издание / Пер. с анг.- М.: Издательский дом «Вильямс». 2005.- С. 42.
14. Холостая подача // Российская газета от 02.06.2015 г. № 117 (6688).
15. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. - М. : Политиздат. 1983.- С. 3.
Безопасность отдельного человека, общества и государства - это наличие необходимых условий жизнедеятельности, при которых для них нет какой-либо опасности. Экономическая безопасность имеет долговременный характер ее обеспечения, т.к. экономические отношения среди людей формируются особым образом для каждой страны, в течение относительно длительного периода времени, и зависят от различных причин объективного и субъективного характера. Известно, что экономическая наука еще в XIX в. определила два основных направления теоретического развития [4]:

- экономический либерализм (принцип «равенства возможностей»);

- эгалитаризм (от франц. egalitaire от egalite - основанный на соблюдении принципа всеобщего равенства; уравнительный: все экономические блага распределяются поровну между членами общества).

Современная Россия с 1992 г. выстраивает экономические отношения по принципу «равенства возможностей», но предыдущие «эгалитарные» 74 года в истории страны (1917-1991 гг.) в составе бывшего СССР, безусловно, оказывают влияние на экономическое развитие современного отечественного общества. В частности, различные социологические опросы показывают, что более 25 % населения страны поддерживают идеологию социализма и коммунизма. Естественно, что эта, пока существующая неопределенность в экономических отношениях, не позволяет в полной мере решать проблемы экономической безопасности. Например, исследования С.Ю. Глазьева показывают, что в современной России существует длительный тренд неудовлетворительного функционирования системы воспроизводства населения и демографии в стране, что, по мнению автора, к 2030 г. может привести к сокращению количества населения до 127 млн. человек [3]. Эти опасения подтверждаются и официальными статистическими данными, показывающими на существующий отрицательный тренд прироста населения современной России[14]. Безусловно, перспективы уменьшения количества населения - это главная экономическая угроза для страны. Все это снижает отечественный уровень экономической безопасности. Хотя в последнее время демографическая ситуация в стране несколько улучшилась, но устойчивого тренда по ее коренному улучшению пока не наблюдается. Более того, наметился тренд к ежегодному увеличению количества разводов в России: если в 2012 г. было 1213,5 тыс. браков и 644,1 тыс. разводов, то в 2014 г. соответственно 1242,2 тыс. браков и 693,7 тыс. разводов [14]. Этот показатель свидетельствует о неустойчивости главной первичной организационной системы в обществе - семьи, которая и призвана обеспечивать прирост населения. Именно в благополучной семье возможно накопление качественного общего человеческого капитала

Очевидно, что на уровень экономической безопасности оказывает существенное влияние выбранная модель экономического развития страны. Большая часть ХХ века (1920-1980 гг.) характерна доминированием в мире неоклассической экономической теории (мейстрим), где в центре находится индивид (автономный рыночный агент) в форме организаций: фирм, корпораций, предприятий и др. Основным здесь является принцип методологического индивидуализма. В бывшем СССР, в этот период, всей социально-экономической идеологией этот принцип мейстрима отвергался, т.к. основным вектором развития считался принцип коллективизма.

Основоположник классического менеджмента Ф. Тейлор экспериментально и теоретически доказал, что коллективный труд является неэффективным в силу природной предрасположенности человека к индивидуальному труду[12]. Уже позднее, в 1960-е гг. другие американские исследователи Т. Шульц и Г. Беккер обосновали положение о том, что каждый человек может накапливать свои индивидуальные трудовые способности за счет знаний, навыков, здоровья и превращать их в свой собственный капитал, который они предложили называть как «человеческий капитал» [1].

По мнению Б.А. Райзберга, необходимая экономическая безопасность в стране может быть обеспечена при выполнении двух положений[9]:

- создание государством условий, гарантирующих недопущение нанесения хозяйству страны непоправимого ущерба от внутренних и внешних экономических угроз;

- предотвращение утечки конфиденциальной экономической информации из фирмы, нарушения коммерческой тайны, осуществления экономических диверсий.

Понятие «непоправимый ущерб», очевидно, требует отдельных пояснений и исследований. В соответствии с существующей экономической теорией, производство конкурентоспособных товаров и услуг возможно при эффективном использовании основных факторов производства: земли, капитала, труда и предпринимательских способностей отдельных людей. Удачное взаимодействие этих факторов, по сути, и создает необходимую экономическую безопасность обществу, т.е. его экономический рост и благополучие, или богатство. Но богатство в современном понимании - это не наличие большого количества материальных благ. По мнению П. Хейне, богатство в экономическом образе мышления - это то, что люди ценят [13]. Но дело в том, что они стремятся обладать - и обладают- разными ценностями. Экономический рост состоит не в увеличении производства вещей, а в увеличении богатства. Безусловно, материальные предметы могут вносить свой определенный вклад в богатство, но они не являются решающими.

Возникает закономерный вопрос: что такое богатство и из чего оно складывается? Для ответа на этот вопрос нам необходимо обратиться к основоположнику классической экономической науки А. Смиту, который первым отметил, что богатство общества создается трудом [10] и обозначил очень важный аспект этого тезиса: разделение труда. А. Смит отмечет: «Точно так же как посредством договора, обмена и покупки мы приобретаем друг от друга большую часть необходимых нам взаимных услуг, так и эта самая склонность к обмену породила первоначально и разделение труда» [10]. Чем глубже разделение труда в обществе, тем большее количество товаров может быть произведено и лучшего качества. Один человек способен хорошо выполнять одну операцию при изготовлении продукта. Со временем он приобретает особый индивидуальный навык выполнения этой операции, что позволяет ему находить новые грани для качественного ее выполнения.

Итак, богатство общества, государства, отдельного индивида создается только трудом, который и является основным вектором их развития. В свою очередь, труд создает предпосылки для формирования человеческого капитала, его накопления и использования в создании добавленной стоимости. Еще Дж. Милль отмечал: «Каждый человек с самого детства вырастает с помощью больших затрат труда какого-либо лица или лиц; если бы этот труд, или часть его, не применялся, ребенок не мог бы достигнуть зрелого возраста и обрести силу, позволяющую ему в свою очередь стать работником» [7]. Затраты труда человеком на свое личное образование приводят к накоплению, капитализации, навыков, знаний и профессионализма, т.е. человеческому капиталу.

Человеческий капитал выполняет функции фактора, который способствует преодолению противоречий между трудом и капиталом[5]. Это противоречие является традиционным в экономических отношениях народов всего мира, которое создает напряжение во многих странах и даже приводит зачастую к революциям и изменениям государственного строя в них. Соединив собой функции труда и капитала, человеческий капитал способствует повышению интеллектуальной составляющей труда.

По мнению Ф. Энгельса, труд является условием всей человеческой жизни и, более того, «...труд создал самого человека» [15]. Только благодаря труду, отмечет Ф. Энгельс, человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, когда стало возможным появление картин Рафаэля, статуй Торвальдсена, музыки Паганини. Неустанный труд человека над собой привел к появлению членораздельной речи между людьми, что послужило развитию человеческого мозга и появлению разума. Труд начинается с изготовления орудий. Разум человека позволил ему создать необходимые материалы, товары и идеи.

При употреблении слова «капитал» экономисты обычно понимают средства производства или блага, которые можно использовать для производства будущих благ. При этом, машины, техника, оборудование считаются капиталом наряду с производственными и коммерческими зданиями и сооружениями. Но капиталом являются, кроме того, знания, умения, навыки в определенной профессиональной деятельности. По мнению П. Хейне, «...утверждение, что распределение доходов зависит от распределения богатства, будет верным только в том случае, если мы включим человеческий капитал в наше определение богатства» [13]. Вообще, капитал - это созданные ресурсы. В какой степени способности людей, позволяющие им получать высокие доходы, можно считать созданными, а не унаследованными от рождения или просто случайно приобретенными. Человек делает инвестиции в самих себя, когда посещает школу, проходит специальную профессиональную подготовку, получает какие-то практические навыки или еще каким-то образом увеличивает свой интеллектуальный потенциал, что может позволить повысить ценность тех возможностей, которые он может использовать для оказания услуг другим людям. Безусловно, такие инвестиции в самих себя можно называть человеческим капиталом.

Исследования показывают, что чем больше человеческого капитала в обществе, тем более устойчиво это общество и имеет больший потенциал экономической безопасности. Здоровые, образованные и обладающие практическими навыками люди являются более эффективными работниками, и это движет экономику вперед. Те общества, где существует отлаженная система воспроизводства человеческого капитала, являются в мире наиболее экономически устойчивыми, т.е. экономически безопасными. Это постоянное воспроизводство суть эволюционного процесса в обществе. В рыночной экономике действует принцип, который обосновал Ч. Дарвин еще в 1859 г. в своей работе: «О происхождении видов», где в основе функционирования живого мира он обосновал такое понятие как «естественный отбор». По мнению Ч. Дарвина, все живые вещества приспосабливаются к внешним обстоятельствам, сохраняя тем самым себя. Уже в ХХ в. К. Поппер, на основании вывода Ч. Дарвина, ввел термин «эволюционная эпистемология», где показал действие принципа «выживает сильнейший» применительно к человеческому сообществу. Очевидно, что способность общества инвестировать в развитие человеческого капитала соответствует в полной мере указанному выше принципу.

В современном российском обществе и государстве уделяется достаточно серьезное внимание формированию человеческого капитала, который становится ключевым фактором развития инновационных технологий, конкурентоспособности и экономического роста. В частности, используются различные формы и методы по выявлению отечественных талантов. По имеющимся данным в 2015 г. Россия за последний год поднялась в международном рейтинге по совершенствованию системы развития человеческого капитала с 51-го на 26-е место [6], но преимущественно только за счет доступности начального образования (1 место в международном рейтинге). К сожалению, другие показатели развития отечественного человеческого капитала имеют невысокие значения: 82 место по доле населения в трудоспособном возрасте, 79 -е по возможности профессионального развития, 73-е по качеству системы образования, 81-е по состоянию здоровья населения и 52-е по уровню безработицы [2].

Рост уровня человеческого капитала повышает экономическую безопасность России. Если интеллектуальный капитал представляет собой знания, информацию, опыт, информационные каналы, организационные возможности, то человеческий капитал является частью интеллектуального капитала, имеющей непосредственное отношение к человеку: его знания, опыт, практические навыки, творческие и мыслительные способности, моральные ценности, а также культура труда [6]. В совокупности интеллектуальный и человеческий капитал составляют необходимый потенциал общества и государства для их устойчивой экономической безопасности. А. Смит в своей знаменитой работе [11] популярно разъяснил народу - как добиться изобилия экономических благ, и правителю - как получить доходы, обеспечивающие нужды государства. В. Парето отмечает, что можно было ожидать, что постепенно, по мере того, как учение А. Смита будет усвоено и усовершенствовано, оно станет управлять всем миром [8]. Наличие теории человеческого капитала позволяет понять, что чувства у людей меняются медленно, а частные интересы действуют постоянно. Учение А. Смита построено на учете частных интересов. Эти интересы в максимальной степени учитывает рыночная организация жизни людей. В западных странах это поняли в ХХ в. и построили, по лекалам А. Смита, эффективные общества. Современная Россия также встала на этот путь. Ее экономическая безопасность, очевидно, зависит от уровня устойчивости на этом пути.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 14-02-00313а.

Рецензенты:

Шевченко И.В., д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. Краснодар;

Колбачев Е.Б., д.э.н., профессор Южно-Российского государственного политехнического университета, г. Новочеркасск.


Библиографическая ссылка

Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е., Хицкова Д.В. РОЛЬ ТРУДА И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20202 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674