Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Орехова Т.Н. 1
1 ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова Минобрнауки России»
Проведен теоретический анализ развития художественно-творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрена современная педагогическая концепция развития творческой одаренности детей. Рассмотрены виды одаренности, виды мышления, качественные характеристики мышления и творческой одаренности. В статье подчеркивается важность принципа интеграции образования как условия формирования ассоциативного образного мышления у детей – основе в решении задач дивергентного типа. Изучены психосоциальные особенности развития одаренных детей. Доказана необходимость использования интеграции видов искусства и различных художественно-творческих деятельностей как фактора развития художественно-творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста и значения художественного – эстетического воспитания для детей старшего дошкольного возраста для их максимально полного общения с миром творчества.
старшие дошкольники
художественно - творческая деятельность
творческая одаренность
1. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высш. учеб. заведений. Изд. 3, доп. И перераб. – М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Зацепина М.Б. Художественно- эстетическая деятельность как основа всестороннего воспитания ребёнка: Монография/ Под общ. ред. Комаровой Т.С., Зацепиной М.Б. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.
3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество/ Метод. пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
4. Комарова Т.С., Зацепина М.Б, Интеграция в системе воспитательно -образовательной работы детского сада. – М.: Мозаика — Синтез, 2010.
5. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования.– Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1970.
6. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе// Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
7. Семенина С.К. Интеграция как путь модернизации школы. – М., 2002.
8. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Министерство образования и науки Российской Федерации, 2006.
9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей./ Избр. труды в 2-х т. – М.,1985. – Т. 1.
10. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М., 1996.
В современных условиях проблема одаренности в дошкольной педагогической науке становится все более насущной и актуальной. Как показывают научные исследования, именно детство является наиболее восприимчивым периодом в жизни ребенка для вовлечения и приобщения его к творчеству. Актуальность воспитания одаренных, творческих и креативных личностей становится в последнее время общегосударственной необходимостью и объясняется объективной потребностью общества в творческой неординарной личности, обладающей высокой активностью, умением принимать нетривиальные решения, способностью нестандартного поведения. В Международной Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 г.) в Статье 29 акцентируется значение реализации индивидуальности формирующейся личности: «... образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме». Значение образования, его особая роль усиливается в другом государственном документе. Так в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» подчеркивается, что «уникальные навыки и способности, умение адаптировать их к постоянно меняющимся условиям деятельности, высокая квалификация становятся ведущим ресурсом, главным фактором материального достатка и общественного статуса..» [8], что предполагает формирование творческой личности в образовательном процессе.

Однако, ощутима нехватка методических разработок и рекомендаций, которые могут быть использованы педагогами в своей работе. Все это вызывало необходимость изучения и рассмотрения этой проблемы. Таким образом, цель исследования - выявление и обоснование педагогических условий развития художественно-творческой одаренности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДО. На отдельных этапах работы и при решении задач, поставленных в исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, и специальной литературы по исследуемой проблеме, качественный анализ и их графическая интерпретация.

При переходе от индустриального общества к постиндустриальному, от технократичного мышления к гуманитарному возникли новые вопросы в сфере образования и воспитания. Нет способных и не способных, одаренных и не одаренных детей, есть плохие учителя. Это привело к тому, что обесценился труд учителя, педагога, воспитателя, врача, художника, музыканта. То есть труд тех людей, которые формируют культуру общества во все исторические эпохи и формации. Произошла декультуризация современного общества.

Сейчас актуальными становятся вопросы о приоритете духовных ценностей, жизни и здоровья человека, подчеркивается основополагающая роль семьи в развитии и самореализации личности, способной решать, прежде всего, задачи, направленные на созидание в строгом соответствии с идеями духовной культуры. Принятые правительством Российской Федерации законодательные акты «Об образовании» и «О культуре», и практические инструменты - ФГОС ДО призваны этому помочь. Гуманизация образовательной системы в целом и дошкольного образования в частности направлена прежде всего на создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребенка. Определение одаренности было дано еще древними философами античной Греции Пифагором, Платоном и Аристотелем, указывалось на божественное происхождение, на «дар» от Бога. С середины XIX века в психологической науке одаренность рассматривают с позиций эксперимента и наследственности. И дают определение одаренности как меры генетически и опытно определенных возможностей человека адаптироваться к жизни [6]. Отечественная наука (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Н.С. Лейтес, Я.А. Пономарев, А.М. Матюшкин, В.С. Юркевич, В.Д. Шадриков, Д.Б. Богоявленская, Ю.Б. Бабаева, В.Н. Дружинин, Т.С. Комарова, А.И. Савенков) классифицирует понятия «способности» и «одаренности» по единому критерию - успешности деятельности [3] и в своей основе опирается на глубокие исследования Б.М. Теплова музыкальной одаренности и многолетний опыт изучения способностей и индивидуальных дифференцированиях творческой одаренности. Его эмпирические исследования доказали продуктивное творческое начало в индивидуальном своеобразии, важность для общества разнообразия индивидуальностей.

Таким образом, подчеркивалось, что одаренность - это необходимое для успешного выполнения какой-либо деятельности качественное своеобразное сочетание способностей [10] и различия в одаренности это проблема качественная, а не количественная. У кого-то одаренность проявляется в одной области, а у кого-то в другой, но и люди, проявляющие себя в одной и той же области деятельности, отличаются по составу, структуре своих способностей. Отсюда вытекает, что успех выполнения каждой деятельности возможно достичь психологически различными путями: пусть при одинаковом результате деятельности в самих способах работы будут находиться индивидуальные различия. Однако, при этом возможна в широком диапазоне компенсация одних способностей другими. Б.М. Теплов отвергал представления о врожденности способностей и отмечал, что врожденными являются задатки, т. е. анатомические и физиологические особенности организма, а способности являются результатом развития этих задатков [9]. Вне деятельности никакие способности развиться не могут. Причем на развитие одаренности как конечный результат развития способностей влияет и темп развития личности, и внешние окружающие условия - воспитание и окружение помогают раскрыться одаренности, или нет - будут тормозить это развитие.

В настоящее время психологическая наука эмпирическим путем доказала, что одаренность ребенка должны устанавливать профессионально компетентные люди, рассматривающие следующие критерии: выдающиеся способности, потенциальные возможности в получении высоких результатов и уже полученные успешные достижения в одной или нескольких областях, выделяя при этом интеллектуальные способности, специфические способности к обучению, творческое мышление, психомоторные способности, способности к изобразительному и исполнительскому искусству [5].

Удивительно сильно влияние искусства на развитие человека. Можно утверждать, что именно культура и является главным признаком, отличающим человека от животного, превращающим человека в человека. Культура - понятие философское, существующее в двух формах: материальной и духовной [1]. Искусство относится к духовной культуре. Без развития духовной культуры общество погибнет, перестанет быть человеческим обществом. Следует отметить, что в развитии ребенка в целом и формировании его как всесторонне развитой личности, роль эстетического воспитания огромна. Как подчеркивает Т.С. Комарова [4], эффективность осуществления эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей в частности, зависят от качественного использования всех средств эстетического воспитания и разнообразных видов художественно-творческих деятельностей. К художественно-творческой деятельности мы относим игровую, изобразительную, театрализованную, художественно-речевую и музыкальную. Средствами эстетического воспитания мы называем: искусство (народное и классическое); природу и окружающая жизнь; эстетически развивающую среду и художественные деятельности, через которые ребенок максимально возможно познает художественно-эстетический опыт всего человеческого общества. В процессе реализации художественно-творческой деятельностью у ребенка развиваются психические свойства личности: память, воображение, мышление, внимание, восприятие и формируется интеллект.

Вопросами формирования интеллекта, о роли художественного творчества в развитии одаренности и утверждением о том, что научное творчество стоит над художественным занимались такие психологи, как Э. Мейман, В.М. Экземплярский. Они отождествляли понятия «общая одаренность» и «интеллектуальная одаренность». Так было предложено измерять одаренность в IQ единицах. Однако, впоследствии Дж. Гилфорд, В. Лоунфельд, П. Торренс, Дж. Рензулли, противопоставляя интеллект и творчество, пришли к такому понятию, как креативность. То есть способность генерировать новые оригинальные идеи и находить нетривиальные стратегии и технологии для их воплощения. Именно Дж. Гилфорд дифференцировал конвергентное и дивергентное мышление. Если решением задач конвергентного типа является только один вариант ответа, получаемый на основании усвоенных ранее знаний (конкретных формул, алгоритмов и т.д.), то для задач дивергентного типа решение потребуется творчество и креативность. Поскольку конечный результат неявен, и решение требует от человека максимума творческого напряжения, собирания всех знаний и опыта, ассоциативных связей и образов, озарения, интуиции, сопоставления вариантов для ответа. Именно в решении задач дивергентного типа дети одаренные получают максимальное удовольствие, т.к. при этом реализуется и совершенствуется их творческий потенциал. Итак, мы переходим к качественным характеристикам мышления, которые являются качественными характеристиками и для творческой одаренности:

- оригинальность и гибкость мышления;

- продуктивность мышления. Обилие идей - основа и предпосылки для любого творчества.

- легкость ассоциирования. Умение находить связи между далекими по содержанию явлениями, моделями, концепциями.

- способность к прогнозированию и предвосхищению;

- высокая концентрация внимания. Полная погруженность в проблему и положительный настрой на ее решение при наличии отвлекающих помех. Это свойство является индикатором одаренности интеллектуальной, художественной, т.к. при этом реализуются творческие способности.

- отличная память, помогающая запоминать абстрактную информацию и не только.

- склонности и интересы. Как правило, упорство в достижении цели и широта интересов, являющаяся основой для собирания собственного многообразного опыта.

Рассмотрим базовую модель одаренности (Рис. 1), которую предложил в своем исследовании А.И. Савенков [6]. Данная модель концепции четко указывает направления педагогической работы по развитию одаренности у детей, причем является универсальной, т.к. относится не только к одаренным, но и ко всем детям.

Рис. 1.Элементы человеческого потенциала (по Дж. Рензулли)

В настоящее время в организации занятий художественно - эстетической направленности в ДО используется принцип интеграции. По мнению С.К. Семениной, «интегрируя различные виды искусства, мы опираемся на синтетические способности детей на уровне ассоциаций, интегрируем их восприятие в процессе интегративного обучения» [7].

Одаренные дети имеют ряд психосоциальных особенностей развития:

- самоактуализация - стремление человека реализовать свои личностные возможности;

- перфекционизм - стремление доводить свои результаты до совершенства, соответствия самым высоким требованиям;

- социальная автономность - быть готовым к разного рода неожиданностям;

- эгоцентризм - неспособность выработать терпеливое отношение к другим, менее одаренным детям;

- соревновательность, конкуренция - важный фактор для закалки характера, развития личности;

- лидерство. Берет на себя ответственность - роль лидера, так как в силу интеллектуального превосходства над сверстниками лучше других видит эффективность игры, прогнозирует возможные ошибки действий партнеров по игре и стремиться их избежать;

- сверхчувствительность - способность улавливать то, что осталось незамеченными другими, источник повышенной уязвимости;

- юмор - эффективное средство психологической защиты.

На интегрированных занятиях происходит, как отмечает М.Б. Зацепина, «разностороннее воздействие на ребёнка, что способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств. Основанием для интеграции вышеназванных компонентов с целью формирования основ коммуникативной культуры, является также склонность детей данной возрастной группы к синкретичности восприятия" [2]. Задачей педагога и является «раскрытие коммуникативных способностей детей в процессе художественно-эстетического общения на основе постепенного накопления у детей необходимых знаний и умений:

- знания художественного языка, специфических средств выразительности литературы, музыки (темп, динамика, регистр, мелодия, ритм, тональность), изобразительного искусства (цвет, свет, линия, форма, колорит, контраст), общих средств художественной выразительности (композиция, ритм, темп, тон, мелодия, свет, звук, художественные повторы, параллели);

- развития способности у детей способности к ассоциативному восприятию средствами интеграции искусств, поиску аналогий визуального и звукового изображения действительности;

- умения понимать, отображать в художественно - творческой деятельности и переносить положительную модель общения героев художественных произведений на общение со сверстниками, взрослыми, родителями. Следовательно, необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного» [2].

Таким образом, изложенные выше теоретические основы о детской одаренности и особенно основы развития художественно-творческой одаренности старших дошкольников помогут сделать выбор педагогов ДО в пользу интегрирования занятий с целью формирования креативной, творческой личности. Творчество - основа благополучной жизни человека во всех смыслах.

Рецензенты:

Комарова Т.С., д.п.н., профессор, заведующая кафедрой начального образования и педагогических технологий, МГГУ им. Шолохова, г. Москва.

Новикова Г.П., д.п.н., г.н.с. Института инновационной деятельности в образовании Российской академии образования, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Орехова Т.Н. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20196 (дата обращения: 19.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074