Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. В связи с этим большое внимание уделяется проблеме ценностей молодежи, которые определяются как стабилизирующие элементы общественного сознания, социального взаимодействия и образцы поведения индивида в обществе. В социологии данная проблема продолжает оставаться достаточно актуальной, поскольку ее решение связано с системой жизнедеятельности личности и социальных групп. Ценности, как справедливо отмечал Ч. Кули, являются «энергетическими узлами, точками эмоционального приложения в отношениях с миром и в то же время основой механизма мотивации социального поведения людей» [5]. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях.
Нынешняя молодежь в возрасте от 16 до 20 лет – это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен («дети перемен»). Период их воспитания в жизни родителей совпал с жестко продиктованными реальностью требованиями выработать новые жизненные стратегии для приспособления, а подчас и выживания в динамично меняющейся жизненной реальности [4]. Как такое детство сказалось на мировоззрении и жизненных ценностях современной молодежи? Исследование этого вопроса представляется весьма значимым, поскольку в ее ценностных ориентациях и выборе жизненного пути содержатся элементы новых характеристик будущего российского общества.
Прежде чем перейти к анализу ценностных ориентаций, определим понятие «молодежь». Понятие «молодежь» является широкоупотребительным, корректность использования этого термина в научных исследованиях до сих пор подвергается сомнению. Очевидным представляется выделение молодежи как особой группы, отличающейся от других определенными возрастными характеристиками, при этом возрастной диапазон аргументируется не только хронологическими рамками, но и общественным положением и социальным статусом [2]. В справочной литературе «молодежь − социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества, современные возрастные границы от 14–16 до 25–30 лет, доля в составе населения до 20 % » [1].
Однако данное определение требует уточнения, прежде всего с точки зрения возрастных границ. На сегодняшний день отсутствует научное определение молодежного возраста (и функциональное, и содержательное) как особого состояния, выступающего составной частью общей системы общества, не раскрыта его субстанциональная сущность. Не определена общая система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов: психофизиологического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций приобретения ценностных ориентаций и социальных установок, при активном развитии самосознания, творческой самореализации, постоянном личностном выборе в ходе утверждения и раскрытия собственного индивидуального жизненного пути. В результате отсутствует и общее видение молодежного социокультурного пространства (как состояния и среды, определяющей реальное развитие индивида), не вычленена общая тенденция, выступающая главной в развитии молодежи как обобщенного субъекта в системе отношений в социуме.
Базовыми считаются ценности, составляющие основание ценностного сознания человека и подспудно влияющие на его поступки в различных областях жизни [3]. Они формируются в период так называемой первичной социализации индивида к 18–20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды [6].
Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление – это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление – это то направление, которое распространяется в последнее десятилетие, – нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным [4]. Семенов В. Е. на основе проведенных исследований выделяет главные жизненные ценности современной молодежи. Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера [9].
Насколько и как изменились ценностные ориентации молодежи, попробуем разобраться, обратившись к результатам исследования, проведенного среди студентов Тюменского государственного нефтегазового университета в 2014 году. В качестве генеральной совокупности выступили студенты 4-х и 5-х курсов кафедры маркетинга и муниципального управления. В анкете был поставлен ряд вопросов, позволяющих выявить характер ценностных ориентаций студенческой молодежи. Чтобы проследить динамику изменения ценностных ориентаций авторы воспользовались результатами исследования, проводимого в 2007 г. основных ценностных приоритетов молодежи (Табл. 1).
Таблица 1
Ценностные ориентации молодежи, в %
Варианты ответов |
% |
Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня |
40,5 |
От меня мало что зависит – важно, какая экономическая ситуация будет в стране |
59,5 |
Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс |
37,3 |
В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру |
62,7 |
Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно – это справедливо |
46,0 |
Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должен помогать и заботиться о тех, кто не преуспел |
54,0 |
Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни |
53,7 |
Главное в работе – это сколько за нее платят |
46,3 |
Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены |
18,0 |
Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем |
82,0 |
Свобода – то, без чего жизнь человека теряет смысл |
58,5 |
Главное в жизни – материальное благополучие, а свобода второстепенна |
41,5 |
Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все |
45,9 |
Жить как все лучше, чем выделяться среди других |
54,1 |
Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали |
24,2 |
Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы |
75,8 |
Теперь рассмотрим, как распределились ответы студентов на этапе современного исследования, проводимого в сентябре 2014 года. На вопрос «Что является для современной молодежи главным в жизни?» респонденты ответили следующим образом (рис. 1):
Рис. 1. Что является для современной молодежи главным в жизни?, в %
Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие (50 %), создание карьеры и образование и получение профессии (40 %), создание семьи, и быть здоровым (10 %). Таким образом, снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности, так как современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, логически правильно мыслить, убедительно формулировать свои идеи и грамотно аргументировать выводы [7].
Структура базовых ценностей наших респондентов вполне согласуется с их представлениями об основных критериях жизненного успеха. Так среди трех наиболее значимых критериев респонденты выделяют супружество (60 %), материальный достаток (27 %) (рис. 2).
Рис. 2. Мнения респондентов об основных критериях жизненного успеха, в %
К сожалению, студентов мало интересует работа (всего 1 %). Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов составляют девушки, в будущем хранительницы семейного очага, стремящиеся иметь семьи и детей, что для них является наиболее важным в жизни. Следовательно, интерес к семейной жизни является преобладающим.
Необходимо также отметить, что молодое поколение лучше адаптировано к жизни современного общества. Молодежь обладает большей уверенностью в завтрашнем дне, так как имеет более сильную опору для своего развития. Большее число образовательных учреждений, молодежных организаций, мест культурно-досугового плана дает молодежи больше возможностей для реализации и становления собственной личности. Отвечая на вопрос: «Как Вы смотрите в будущую жизнь?» – 66 % ответили, что смотрят в будущее с оптимизмом и уверенностью (Рис. 3).
Рис. 3. «Как Вы смотрите в будущую жизнь?», в %
Однако чувство тревоги у студентов вызывает мысль о предстоящем трудоустройстве, беспокоят проблемы образования и получения доступного жилья.
Примечательно, что личностные качества, связанные отношением к другим людям, имеют у молодежи направленность на традиционные нравственные ориентации. Представляет интерес в этой связи ответ о наиболее важных человеческих качествах, которые больше всего ценятся в людях. Так, наиболее высокую оценку получили такие качества, как отзывчивость (92,4 %), надежность (92,8 %), честность (84,9 %), гостеприимность (58,2 %), скромность (35,6 %). Наряду с этими традиционными нравственными ориентациями, высоко оценивает молодежь и такое качество, как предприимчивость (47,8 %). Среди качеств, которые современные молодые люди хотели бы видеть в своих детях, были названы образованность (71,9 %), воспитанность (48,9 %), трудолюбие (47,8 %), справедливость (48,8 %) [8].
В данный момент возрождается ценность религии. Мы спросили: «В каких случаях в жизни Вы прибегали к молитве?». Как оказалось, 52,5 % респондентов прибегали к молитве в беде, в опасности, 38 % – при сдаче экзаменов, 37 % респондентов – в церкви на богослужении. Представляет интерес вопрос: «Соблюдаете ли Вы религиозные посты?». Так, 74,5 % опрошенных никогда не соблюдают посты, 14 % перед причастием, и только 4,7 % респондентов соблюдают все посты.
Отметим, что у подавляющего большинства молодежи, 70 %, есть главная цель жизни. Нет ее у 9,0 % молодых людей (21 % над этим не задумывались) (Табл. 2).
Таблица 2
Стремления студенческой молодежи, в %
Сфера достижения успехов |
||||
Варианты ответов |
Уже добились |
Пока не добились, но это возможно добиться |
Хотели бы, но не знают, смогут ли этого добиться |
Не было вжизненных планах |
Получить хорошее образование |
33,4 |
48,2 |
11,4 |
7,0 |
Получить престижную работу |
15,5 |
59,5 |
19,4 |
5,6 |
Создать прочную, счастливую семью |
27,8 |
59,9 |
6,9 |
5,4 |
Создать собственный бизнес |
5,9 |
28,3 |
26,3 |
39,5 |
Стать богатым человеком |
2,0 |
40,4 |
37,8 |
19,8 |
Заниматься любимым делом |
27,7 |
55,6 |
13,2 |
3,5 |
Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей |
1,6 |
13,3 |
11,4 |
73,7 |
Побывать в разных странах |
7,6 |
49,4 |
34,5 |
8,5 |
Таким образом, активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании рыночного сознания, цивилизованного продуктивно осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым.
Рецензенты:
Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;
Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Конев Ю.М., Ребышева Л.В., Савицкая Ю.П. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕФТЕГАЗОВОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20190 (дата обращения: 08.12.2024).