Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕФТЕГАЗОВОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Конев Ю.М. 1 Ребышева Л.В. 2 Савицкая Ю.П. 2
1 Тюменская областная Дума
2 Тюменский государственный нефтегазовый университет
В настоящее время в мире происходят переломные моменты во многих сферах жизни общества и человека, социальной, экономической и в сфере ценностных ориентаций. Выявление и объективизация динамики, характера и особенностей трансформации ценностных систем молодых поколений представляется чрезвычайно актуальной задачей, поскольку позволит прогнозировать и корректировать направления развития российского общества в сложных внешних и внутренних процессах. Не случайно в статье проблема формирования ценностей молодежи на фоне динамичных социокультурных процессов находится в центре внимания авторов, поскольку ее решение связано с непосредственной системой жизнедеятельности личности и социальных групп. Раскрывается сущность научной категории «молодежь». Приводится теоретический анализ работ по данной проблематике. В статье содержатся результаты социологического исследования, направленного на выявление уровня сформированности ценностного самосознания молодежи.
социокультурные процессы
молодежь
ценности
ценностные ориентации
нравственность
мораль
1. Большова, А. Ценностные ориентации современной российской молодежи. [Электронный ресурс] – URL: http://www.narcom.ru/publ/info/869.
2. Гвишиниани, Д.М. Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы [Текст] / под ред. Д.М. Гвишиниани. – М., 1997. – С.47.
3. Горева, О.М., Андреева, Е.Н. Профессиональное самоопределение молодежи: ценностно-мотивационный аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6; URL: www.science-education.ru/120-16176 (дата обращения: 14.04.2015).
4. Запесоцкий, А.С. Дети эпохи перемен: их ценности и выбор [Текст] / А.С. Запесоцкий // Социологические исследования. – 2006. – № 12. – С. 98-104.
5. Кули, Ч. Социальная самость [Текст] /Ч. Кули // Американская социологическая мысль: Тексты / под общ. ред. В.И. Добренькова. – М.: Международный университет бизнеса и управления, 1996. – С.314-327.
6. Лапин, Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России [Текст] / Н.И. Лапин. – М.: Эдиториал УРСС, 1996. – 224 с.
7. Медоуз, Д.Л., Рендерс, Дж. Пределы роста: доклад Римского клуба [Текст] / Д.Л. Медоуз, Дж. Рэндерс и др. – М., 1991.
8. Ромашова, Л. Ценностные ориентации современной молодежи [Текст] – URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/1014.
9. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи [Текст] // В.Е. Семенов // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 37-43.

Трансформация российского общества не могла не затронуть систему ценностей и ценностных установок россиян. В связи с этим большое внимание уделяется проблеме ценностей молодежи, которые определяются как стабилизирующие элементы общественного сознания, социального взаимодействия и образцы поведения индивида в обществе. В социологии данная проблема продолжает оставаться достаточно актуальной, поскольку ее решение связано с системой жизнедеятельности личности и социальных групп. Ценности, как справедливо отмечал Ч. Кули, являются «энергетическими узлами, точками эмоционального приложения в отношениях с миром и в то же время основой механизма мотивации социального поведения людей» [5]. Именно ценности обеспечивают интеграцию общества, помогая индивидам осуществлять социально одобряемый выбор своего поведения в жизненно значимых ситуациях.

Нынешняя молодежь в возрасте от 16 до 20 лет – это дети, рожденные в период радикальных социально-политических и экономических перемен («дети перемен»). Период их воспитания в жизни родителей совпал с жестко продиктованными реальностью требованиями выработать новые жизненные стратегии для приспособления, а подчас и выживания в динамично меняющейся жизненной реальности [4]. Как такое детство сказалось на мировоззрении и жизненных ценностях современной молодежи? Исследование этого вопроса представляется весьма значимым, поскольку в ее ценностных ориентациях и выборе жизненного пути содержатся элементы новых характеристик будущего российского общества.

Прежде чем перейти к анализу ценностных ориентаций, определим понятие «молодежь». Понятие «молодежь» является широкоупотребительным, корректность использования этого термина в научных исследованиях до сих пор подвергается сомнению. Очевидным представляется выделение молодежи как особой группы, отличающейся от других определенными возрастными характеристиками, при этом возрастной диапазон аргументируется не только хронологическими рамками, но и общественным положением и социальным статусом [2]. В справочной литературе «молодежь − социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества, современные возрастные границы от 14–16 до 25–30 лет, доля в составе населения до 20 % » [1].

Однако данное определение требует уточнения, прежде всего с точки зрения возрастных границ. На сегодняшний день отсутствует научное определение молодежного возраста (и функциональное, и содержательное) как особого состояния, выступающего составной частью общей системы общества, не раскрыта его субстанциональная сущность. Не определена общая система координат для выявления главных смыслов осуществляющихся здесь процессов: психофизиологического созревания, вхождения в социум, освоения социальных норм, ролей, позиций приобретения ценностных ориентаций и социальных установок, при активном развитии самосознания, творческой самореализации, постоянном личностном выборе в ходе утверждения и раскрытия собственного индивидуального жизненного пути. В результате отсутствует и общее видение молодежного социокультурного пространства (как состояния и среды, определяющей реальное развитие индивида), не вычленена общая тенденция, выступающая главной в развитии молодежи как обобщенного субъекта в системе отношений в социуме.

Базовыми считаются ценности, составляющие основание ценностного сознания человека и подспудно влияющие на его поступки в различных областях жизни [3]. Они формируются в период так называемой первичной социализации индивида к 18–20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды [6].

Ценностные ориентации молодежи основаны на двух направлениях. Первое направление – это направление духовности, характеризующееся господством нравственных установок, гуманизма, человеколюбия. Второе направление – это то направление, которое распространяется в последнее десятилетие, – нацелено на индивидуализм, приоритет материального над духовным [4]. Семенов В. Е. на основе проведенных исследований выделяет главные жизненные ценности современной молодежи. Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость (значение последней ценности в настоящее время возрастает). Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера [9].

Насколько и как изменились ценностные ориентации молодежи, попробуем разобраться, обратившись к результатам исследования, проведенного среди студентов Тюменского государственного нефтегазового университета в 2014 году. В качестве генеральной совокупности выступили студенты 4-х и 5-х курсов кафедры маркетинга и муниципального управления. В анкете был поставлен ряд вопросов, позволяющих выявить характер ценностных ориентаций студенческой молодежи. Чтобы проследить динамику изменения ценностных ориентаций авторы воспользовались результатами исследования, проводимого в 2007 г. основных ценностных приоритетов молодежи (Табл. 1).

Таблица 1

Ценностные ориентации молодежи, в  %

Варианты ответов

%

Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня

40,5

От меня мало что зависит – важно, какая экономическая ситуация будет в стране

59,5

Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс

37,3

В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру

62,7

Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно – это справедливо

46,0

Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должен помогать и заботиться о тех, кто не преуспел

54,0

Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни

53,7

Главное в работе – это сколько за нее платят

46,3

Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены

18,0

Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем

82,0

Свобода – то, без чего жизнь человека теряет смысл

58,5

Главное в жизни – материальное благополучие, а свобода второстепенна

41,5

Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все

45,9

Жить как все лучше, чем выделяться среди других

54,1

Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали

24,2

Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы

75,8

 

Теперь рассмотрим, как распределились ответы студентов на этапе современного исследования, проводимого в сентябре 2014 года. На вопрос «Что является для современной молодежи главным в жизни?» респонденты ответили следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Что является для современной молодежи главным в жизни?, в %

 

Доминантой жизненных ценностей и поведенческих приоритетов остается материальное благополучие (50 %), создание карьеры и образование и получение профессии (40 %), создание семьи, и быть здоровым (10 %). Таким образом, снижение в системе ценностных ориентаций молодежи проявляется в ее отношении к образованию как базовой социальной ценности, так как современная система образования в основном ориентирует на самостоятельное обучение и самообучение, развитие творческих способностей учащихся. Большинство из них не умеет самостоятельно вырабатывать суждения, логически правильно мыслить, убедительно формулировать свои идеи и грамотно аргументировать выводы [7].

Структура базовых ценностей наших респондентов вполне согласуется с их представлениями об основных критериях жизненного успеха. Так среди трех наиболее значимых критериев респонденты выделяют супружество (60 %), материальный достаток (27 %) (рис. 2).

Рис. 2. Мнения респондентов об основных критериях жизненного успеха, в %

К сожалению, студентов мало интересует работа (всего 1 %). Потребность в счастливой семейной жизни у большего количества испытуемых объясняется тем, что основную часть студентов составляют девушки, в будущем хранительницы семейного очага, стремящиеся иметь семьи и детей, что для них является наиболее важным в жизни. Следовательно, интерес к семейной жизни является преобладающим.

Необходимо также отметить, что молодое поколение лучше адаптировано к жизни современного общества. Молодежь обладает большей уверенностью в завтрашнем дне, так как имеет более сильную опору для своего развития. Большее число образовательных учреждений, молодежных организаций, мест культурно-досугового плана дает молодежи больше возможностей для реализации и становления собственной личности. Отвечая на вопрос: «Как Вы смотрите в будущую жизнь?» – 66 % ответили, что смотрят в будущее с оптимизмом и уверенностью (Рис. 3).

Рис. 3. «Как Вы смотрите в будущую жизнь?», в %

Однако чувство тревоги у студентов вызывает мысль о предстоящем трудоустройстве, беспокоят проблемы образования и получения доступного жилья.

Примечательно, что личностные качества, связанные отношением к другим людям, имеют у молодежи направленность на традиционные нравственные ориентации. Представляет интерес в этой связи ответ о наиболее важных человеческих качествах, которые больше всего ценятся в людях. Так, наиболее высокую оценку получили такие качества, как отзывчивость (92,4 %), надежность (92,8 %), честность (84,9 %), гостеприимность (58,2 %), скромность (35,6 %). Наряду с этими традиционными нравственными ориентациями, высоко оценивает молодежь и такое качество, как предприимчивость (47,8 %). Среди качеств, которые современные молодые люди хотели бы видеть в своих детях, были названы образованность (71,9 %), воспитанность (48,9 %), трудолюбие (47,8 %), справедливость (48,8 %) [8].

В данный момент возрождается ценность религии. Мы спросили: «В каких случаях в жизни Вы прибегали к молитве?». Как оказалось, 52,5 % респондентов прибегали к молитве в беде, в опасности, 38 % – при сдаче экзаменов, 37 % респондентов – в церкви на богослужении. Представляет интерес вопрос: «Соблюдаете ли Вы религиозные посты?». Так, 74,5 % опрошенных никогда не соблюдают посты, 14 % перед причастием, и только 4,7 % респондентов соблюдают все посты.

Отметим, что у подавляющего большинства молодежи, 70 %, есть главная цель жизни. Нет ее у 9,0 % молодых людей (21 % над этим не задумывались) (Табл. 2).

Таблица 2

Стремления студенческой молодежи, в %

Сфера достижения успехов

Варианты ответов

Уже добились

Пока не

добились,

но это

возможно

добиться

Хотели бы,

но не знают,

смогут ли

этого

добиться

Не было

вжизненных

планах

Получить хорошее образование

33,4

48,2

11,4

7,0

Получить престижную работу

15,5

59,5

19,4

5,6

Создать прочную, счастливую семью

27,8

59,9

6,9

5,4

Создать собственный бизнес

5,9

28,3

26,3

39,5

Стать богатым человеком

2,0

40,4

37,8

19,8

Заниматься любимым делом

27,7

55,6

13,2

3,5

Стать знаменитым, чтобы привлечь внимание людей

1,6

13,3

11,4

73,7

Побывать в разных странах

7,6

49,4

34,5

8,5

Таким образом, активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании рыночного сознания, цивилизованного продуктивно осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым.

Рецензенты:

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Конев Ю.М., Ребышева Л.В., Савицкая Ю.П. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА СТУДЕНТОВ ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО НЕФТЕГАЗОВОГО УНИВЕРСИТЕТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20190 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674