Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ КАЛМЫКИИ В КОНЦЕ 50-Х – НАЧАЛЕ 60-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Сартикова Е.В. 1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Калмыцкий институт гуманитарных исследований Российской академии наук
Проведен анализ деятельности профсоюзов Калмыкии после возвращения калмыцкого народа из тринадцатилетней ссылки на Родину. Источниковедческой основой статьи являются документы Национального архива Республики Калмыкия. Анализ обширного документального материала показал, что исследуемый период характеризовался последовательным расширением функций профсоюзов, превращением профессиональных союзов в самую массовую общественную организацию. Профсоюзы развивали социалистическое соревнование, руководили деятельностью производственных совещаний, организаций изобретателей и рационализаторов, осуществляли контроль за соблюдением законодательства о труде; заботились об улучшении медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, большое внимание уделяли культурно-массовой работе. Однако основная деятельность профсоюзов Калмыкии была направлена на производственно-массовую работу, т.е. больше внимания уделялось вопросам развития производства, роста производительности труда, чем главной функции профсоюзов – защите прав и интересов трудящихся, повышению уровня благосостояния трудящихся.
культурно-массовая и просветительная работа
трудовое законодательство
охрана труда и техники безопасности
коллективные договора
производственные совещания
областной совет профессиональных союзов
профсоюзы
1. Национальный архив Республики Калмыкия (далее сокращенно – НА РК). Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 3. Л. 23.
2. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 16. Л. 40.
3. Там же.
4. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 16. Л. 21.
5. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 22. Л. 34.
6. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 16. Л. 21.
7. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 22. Л. 16.
8. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 6. Л. 41.
9. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 7. Л. 17.
10. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 7. Л. 20.
11. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 16. Л. 27.
12. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 22. Л. 26.
13. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 7. Л. 21.
14. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 7. Л. 22.
15. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 22. Л. 32.
16. НА РК. Ф. Р-13. Оп. 4. Д. 16. Л. 34.
17. Профсоюзы СССР. Документы и материалы. Т. 4. – М.: Профиздат, 1963. – С. 119.
18. Сартикова Е.В. Становление профсоюзов Калмыкии (1917–1928 гг.) // Устойчивое развитие общества: проблемы, тенденции, модели. Мат-лы междунар. симпозиума. – Нальчик, 2013. – С. 57–61.
19. Серенко М.Н. Особенности послевоенной историографии профсоюзного движения в России // weekjournal.ru/society/45203(дата обращения 15 февраля 2015 г.).

Изучение исторического опыта деятельности профсоюзов, особенно на региональном уровне, может сегодня дать импульс для новых идей, позволит, критически осмыслив имеющийся опыт, вернуть «хорошо забытое старое», которое будет способствовать решению задач, стоящих перед нашим обществом. Цель настоящей статьи - проанализировать деятельность профсоюзов Калмыкии в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Источниковедческой основой статьи являются документы Национального архива Республики Калмыкия. При подготовке исследования применялся метод анализа, с помощью которого удалось изучить основные направления, формы и методы деятельности профсоюзов, вскрыть имевшиеся недостатки. Степень достоверности результатов исследования обеспечивается соответствием метода исторического исследования цели последнего, привлечением значительного объема документальных архивных источников. В конце 1950-х и до середины 1980-х гг. проходил 3-й этап в истории профсоюзного движения Калмыкии. Он характеризовался последовательным расширением функций профсоюзов, превращением профессиональных союзов в самую массовую общественную организацию. В данной статье рассмотрена деятельность профсоюзов Калмыкии в период так называемой хрущевской оттепели (1956-1964 гг.), когда появились благоприятные условия для повышения роли и значения профсоюзов в обществе. Именно в этот период были утверждены новые правовые акты, развивавшие и усиливавшие права и полномочия профсоюзов на предприятиях и в экономике. Это «Положение о правах фабричного, заводского, местного комитета профессионального союза» (1958 г.), «Положение о социалистическом государственном предприятии» (1965 г.) и др. [17].

Анализ исторической литературы, изданной во второй половине 1950-х по 1980-е гг., показывает, что на этом этапе были достигнуты значительные успехи в освещении многих проблем истории профсоюзного движения. Как отмечает М.Н. Серенко [19], углубление исследований истории профсоюзного движения нашло отражение в появлении работ по истории профсоюзных организаций отдельных регионов. Заметный вклад в разработку проблем развития профдвижения внесли исследователи Дагестана, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Чечни, Ингушетии. В историографии Калмыкии вопросы профсоюзного движения освещены слабо. Имеющиеся статьи, разделы положили лишь начало изучению деятельности профсоюзов Калмыкии.

Профессиональные союзы Калмыкии, возникнув в 1920 г., прошли трудный путь развития [18]. Деятельность профсоюзов была прекращена на 13 лет в связи с упразднением республики и депортацией калмыцкого народа в восточные районы страны.  В 1958 г. была восстановлена деятельность Калмыцкого областного совета профсоюзов. 24 апреля 1958 г. в Элисте проходила I Областная межсоюзная конференция профсоюзов, в которой приняли участие 126 делегатов, представлявших 30 891 члена профсоюзов в 437 первичных профорганизациях области [1].

Формы и методы производственно-экономической деятельности профессиональных союзов были разнообразны. Профсоюзы использовали многие средства и формы привлечения трудящихся к решению производственно-хозяйственных задач: социалистическое соревнование, постоянно действующие производственные совещания, научно-техническое творчество трудящихся, коллективные договоры и т.д.

Как свидетельствуют архивные источники, в 1963 г. в 566 первичных профсоюзных организациях объединялось 48 860 членов профсоюзов, или 93,8 % всех работающих [2]. Значительно вырос профсоюзный актив республики. Если в 1959 г. в его числе насчитывалось 2250 членов фабрично-заводских, райкомов, горкомов, местных, цеховых и фермерских комитетов, 227 профгруппоргов, 3165 комиссий ФЗМК, общественных контролеров, страховых делегатов, то в  1963 г. было избрано 3186 человек членами местных и рабочих комитетов, 2050 человек - членами ревизионных комиссий, 5700 - членами различных комиссий ФЗМК, 694 - общественных контролеров торговли и общепита, 920 инспекторов по охране труда, 1040 членов страховых комиссий и страхделегатов, а всего в республике насчитывалось 14 385 профсоюзных активистов [3]. Работа профсоюзных органов всех уровней осуществлялась под контролем партийных комитетов.

Основная деятельность в работе профорганов всех уровней заключалась в организации социалистического соревнования, которое было направлено на подъем народного хозяйства. Этот период был ознаменован рождением многих починов и инициатив, возникших в развернувшихся движениях за досрочное выполнение заданий пятилетних планов. Более подробно деятельность профсоюзов Калмыкии в развитии социалистического соревнования нами уже рассматривалась в других статьях. Поэтому останавливаться на этом направлении в работе профсоюзов мы не будем.

Также одной из основных форм широкого привлечения рабочих и служащих к управлению производством являлись производственные совещания, преобразованные в 1958 г. в постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). Облсовпроф и профсоюзные организации, выполняя решение декабрьского Пленума партии (1957 г.), создали на предприятиях и стройках республики 49 постоянно действующих производственных совещаний, в работе которых приняли участие 3300 рабочих и служащих [4].  К 1965 г. на предприятиях, стройках и в сельском хозяйстве республики было создано 279 ПДПС, в работе которых участвовали свыше 11 тыс. рабочих и служащих. Внесено было более 6200 предложений, направленных на лучшее использование резервов и возможностей предприятий, что дало большой экономический эффект [5]. Профорганизации республики в этот период обобщали и распространяли опыт работы лучших производственных совещаний,  направляли их деятельность на выполнение и перевыполнение производственных программ, повышение производительности труда, снижение себестоимости продукции и улучшение условий труда и быта рабочих и служащих. К сожалению, отчеты о работе ПДПС составлялись с некоторым превышением показателей предыдущего года. Фактически же на многих предприятиях возможности ПДПС использовались слабо.

Важнейшее значение придавалось делу развития рационализаторской и изобретательской работе, способствовавшей техническому прогрессу, повышению производительности труда, экономии сырья, материалов, топлива, энергии, механизации трудоемких работ. Поэтому по решению президиума ВЦСПС в 1958 г. было создано Всесоюзное общество рационализаторов и изобретателей. Областной совет профессиональных союзов в 1959 г. принял постановление о создании бюро общества рационализаторов и изобретателей в совхозах, РТС и других предприятиях. В 1959 г. были проведены выборы оргбюро в 14 организациях республики с объединением 133 членов общества.

1 июня 1959 г. Облсовпроф и Министерство сельского хозяйства Калмыцкой АССР направили эстафету рационализаторов и изобретателей по совхозам республики. Эстафета обошла 14 предприятий сельского хозяйства и выявила 54 рационализаторских предложения и технических усовершенствования, что позволило сэкономить более 200 тыс. рублей. Исследование источников показало, что в 1963 г. на предприятиях, стройках и в совхозах республики имелось 73 первичные организации ВОИР с числом членов более 1350 человек. Рационализаторы Калмыкии внесли 721 предложение, из них было принято и внедрено 450. От внедрения этих предложений было получено 247 тыс. рублей экономии во всенародный фонд семилетки [6]. К 1965 г. число членов рационализаторов и изобретателей выросло до 2100 человек, было внедрено в производство около 2000 предложений. Экономический эффект составил 1100 тыс. руб.  [7]. 

В то же время необходимо отметить, что творческий потенциал рабочих-новаторов использовался далеко не полностью. Многие из принятых предложений оставались невнедренными. Предложения, требовавшие коренной перестройки технологического процесса, лежали годами, поскольку их внедрение вынуждало предприятие идти на риск невыполнения плана. А это было чревато серьезными последствиями. Слабо шло вовлечение в члены общества. Республиканское бюро ВОИР совершенно отстранилось от руководства низовыми организациями общества, поэтому работа была пущена на самотек. Этот недостаток в работе профсоюзных организаций и Облсовпрофа предстояло еще ликвидировать. В первую очередь необходимо было создать во всех организациях оргбюро ВОИР, расширить ряды его членов, повысить их активность, развить инициативу, улучшить дело рассмотрения и внедрения рационализаторских предложений.

Широкое распространение получили в нашей стране коллективные договоры, которые заключались на предприятиях между администрацией и коллективом рабочих и служащих конкретного предприятия, совхоза и т.д. В них находили отражение важнейшие вопросы производства, труда и быта. Согласно документам, в республике в 1958 г. было заключено 49 коллективных договоров, а в 1960 г. - 62. На состоявшемся в 1960 г. III Пленуме областного совета профсоюзов специально рассматривался вопрос «О выполнении двусторонних обязательств по коллективным договорам» [8]. В постановлении Пленума было обращено внимание на необходимость поднять значение коллективного договора как важного средства повышения активности трудовых коллективов.

В коллективных договорах в обязательном порядке предусматривались разделы, связанные с выполнением государственных планов и социалистических обязательств, развитием и совершенствованием соревнования, внедрением достижений науки, техники, передового опыта и научной организации труда и др. Коллективы добивались выполнения взятых обязательств. Однако в ряде предприятий не выполнялись принятые по коллективным договорам обязательства. Например, на кирпичном заводе постоянно включалось в коллективный договор обязательство о механизации погрузки и выгрузки кирпича, но оно не выполнялось. Несмотря на то что договоры способствовали выполнению производственных планов, улучшению бытового и культурного обслуживания рабочих, в них все же больше места отводилось вопросам развития производства, чем защите прав и интересов трудящихся, созданию нормальных жилищно-бытовых условий их жизни.

Как показывают архивные документы, профсоюзные организации республики стали глубже заниматься вопросом улучшения условий труда, чаще ставить на заседания рабочих комитетов вопросы охраны труда и техники безопасности, привлекать к этой работе общественность. В республике насчитывалось 280 общественных инспекторов по охране труда, уменьшилась средняя продолжительность нетрудоспособности. Многие профсоюзные организации значительно оживили свою работу по технике безопасности. Они стали на заседаниях заслушивать руководителей предприятий и хозяйств, больше общаться с технической инспекцией. Следует отметить, что техническая инспекция еще недостаточно проявляла принципиальность и боевитость к нарушителям правил и норм техники безопасности, принимала мало мер к наказанию виновников несчастных случаев на производстве, мирилась с имеющимися недостатками. Были случаи увольнения рабочих по инициативе администраций без согласия профсоюзного органа, использования рабочих на сверхурочных работах [9].  

Профсоюзные организации стремились обращать серьезное внимание на технику безопасности и промышленную санитарию, добивались такого положения, чтобы рабочие были полностью снабжены спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, требовали полной механизации трудоемких процессов, боролись за высокую культуру производства. Несмотря на то что профсоюзные организации республики проделали определенную работу по наведению порядка в деле выполнения трудового законодательства, положение дел в этой области не менялось.

Важнейшим фактором заботы о материальном благосостоянии трудящихся являлась система государственного социального страхования. Детальная проработка массива документов выявила, что бюджет социального страхования в 1958 г. по республике составлял 13 млн 599 тыс. рублей. В 1958 г. общее число оплаченных по временной нетрудоспособности дней составило 254 803, а число дней нетрудоспособности составило на 100 работающих 554 дня, средний размер дневного пособия был установлен 18 руб. 69 коп. В 1958 г. находились в санаториях 445 человек, отдыхало в домах отдыха 778 человек, было использовано 11 туристических путевок [10]. В 1963 г. в санаториях, домах отдыха побывал 3041 человек, отдохнули в пионерских лагерях 4922 школьника, или на 1822 человека больше, чем за предыдущий отчетный период [11]. Трудящимся нашей республики в 1965 г. из средств государственного социального страхования было выплачено различных пособий на сумму 4230 тыс. руб., бесплатно или на льготных условиях лечились и отдыхали 2976 трудящихся, 5814 детей побывали в пионерских лагерях [12]. Профсоюзы совместно с медицинскими учреждениями добивались улучшения работы лечебных учреждений, повышения качества медицинского обслуживания и снижения заболеваемости трудящихся.  

Несмотря на проводимые мероприятия, направленные на улучшение системы государственного социального страхования, деятельность Совета профсоюзов и первичных профорганизаций была еще недостаточной.  ФЗМК, райкомы профсоюзов слабо контролировали исполнение сметы по государственному социальному страхованию на местах, правильность начисления и выплаты учреждениями или организациями взносов на социальное страхование, выплаты пособий рабочим и служащим, пенсий работающим пенсионерам, правильность оплаты администрацией других расходов по социальному страхованию [13].

Для проведения культурно-массовой и просветительной работы профсоюзные организации республики располагали 44 клубами, 174 красными уголками, 38 библиотеками с книжным фондом на 285 тыс. руб., 35 киноустановками [14]. В 1965 г. работали уже 92 профсоюзных клуба, 76 библиотек, 113 киноустановок, 17 актоклубов, 57 красных уголков [15]. За 1959 г. в клубах и красных уголках было прочитано 1652 лекции с охватом 73 500 человек на различные общественно-политические темы, где в основном уделялось внимание воспитанию сознательности, высокой активности, дисциплины и организованности. Улучшению работы культурно-просветительных учреждений способствовало проведение в 1963 г. Всесоюзного смотра красных уголков и коллективов художественной самодеятельности профсоюзов. За время смотра в красных уголках было проведено более 700 лекций, докладов, бесед, на которых присутствовало около 40 тыс. человек [16].

Для того чтобы усилить культурно-массовую и воспитательную работу среди тружеников села, профсоюзы использовали все испытанные формы воспитательной работы: лекции и тематические вечера, университеты культуры, кинофильмы, художественную самодеятельность. Профсоюзы играли большую роль в повышении культурно-технического уровня трудящихся: вовлекали рабочих и служащих в вечерние и заочные техникумы и вузы, общеобразовательные школы, развернули курсы повышения производственной квалификации, школы передовиков опыта, технические кружки и принимали все меры для того, чтобы создать необходимые условия трудящимся для повышения общеобразовательного уровня и производственной квалификации.

Возросла роль профсоюзных и других общественных организаций в физкультурном движении. Количество коллективов физкультуры в рассматриваемый период увеличилось со 159 до 180, физкультурников - с 15 085 до 19 196 человек. Сборные команды республики принимали участие в первенстве РСФСР по футболу, волейболу, вольной и классической борьбе, самбо, легкой атлетике, шахматам и шашкам. Профсоюзные организации совместно со спортивными обществами и комсомолом обращали особое внимание на укрепление первичных спортивных организаций, на массовость физкультурного движения, внедрение производственной гимнастики и вовлечение широких масс трудящихся и молодежи в ряды физкультурников. Но вместе с тем в культурно-массовой и просветительной работе профсоюзов имелись и недостатки. Профсоюзные организации не уделяли внимания совершенствованию форм и методов этой работы, не учитывали культурные запросы трудящихся, были ориентированы на учет количественных показателей.

Таким образом, анализ документов продемонстрировал, что исследуемый период характеризовался последовательным расширением функций профсоюзов, превращением профессиональных союзов в самую массовую общественную организацию. Профсоюзы развивали социалистическое соревнование, руководили деятельностью производственных совещаний, организаций изобретателей и рационализаторов, осуществляли контроль за соблюдением законодательства о труде; заботились об улучшении медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, большое внимание уделяли культурно-массовой работе. Однако основная деятельность профсоюзов Калмыкии была направлена на производственно-массовую работу, т.е. больше внимания уделялось вопросам развития производства, роста производительности труда, чем главной функции профсоюзов - защите прав и интересов трудящихся, повышению уровня благосостояния трудящихся.

Рецензенты:

Максимов К.Н., д.и.н., профессор, зав. отделом истории и археологии Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, г. Элиста.

Бадмаева Е.Н., д.и.н., доцент, зам. директора по научной работе Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, г. Элиста.


Библиографическая ссылка

Сартикова Е.В. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФСОЮЗОВ КАЛМЫКИИ В КОНЦЕ 50-Х – НАЧАЛЕ 60-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=20176 (дата обращения: 07.12.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074